Детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

2017-12-21 410
Детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приложение к программе социально – психологической адаптации

Детей с ограниченными возможностями здоровья «Дни добра»

Занятие № 1.Знакомство

Цели занятия: знакомство участников тренинга, создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными правилами работы социально-психологического тренинга, первичное освоение способов самораскрытия, а так же активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Оборудование: кресла, ватман, фломастеры, цветные карандаши, карточки для упражнения «Что значит мое имя?».

 

№ п/п Этапы занятия Время, мин.
1. Организационный момент, цели занятия  
2. Упр. «Снежный ком»  
3. Правила нашей группы  
4. Упр. «Что значит ваше имя?»  
5. Упр. «Приятно сказать»  
6. Упр. «Ассоциации»  
7. Упр. «Групповой рисунок»  
8. Рефлексия  
9. Ритуал прощания  

 

Ведущий кратко формулирует цели тренинга. Начинается занятие.

 

Упражнение «Снежный ком»

Цели: знакомство участников тренинга, создание доброжелательной атмосферы.

По кругу каждый называет свое имя и все имена, уже названные перед ним. Можно к имени добавить что-нибудь о себе, например мое увлечение, хобби.

 

Правила нашей группы

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга и особенностей этой формы общения. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил именно для нашей группы.

1. Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники могли доверять друг другу, в качестве первого шага предлагается принять единую форму общения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и тренера, независимо от возраста.

2.Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.

3.Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы употребляем реплики: «Я думаю…», «Я считаю…» и т.д.

4. Искренность в общении. Во время работы в группе мы говорим то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренно и откровенно, то мы молчим. Естественно, никто не обижается на высказывание других членов группы, мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

5.Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверенны, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем поделился он с нами во время занятий. Это помогает нам быть искренними, способствуем нашему самораскрытию.

6. Определение сильных сторон личности. Во время занятий каждый из нас стремиться подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы вместе работали. Каждому члену группы - как минимум одно хорошее и доброе слово.

7.Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действие и поведение. Мы не используем выражения типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.д.

8.Активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.

9.Уважение к говорящему. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель: сплочение группы, овладение способностью находить главные индивидуальные особенности членов группы.

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих участников тренинга они «задумывают».

Водящий входит и начинает спрашивать: «Если этот человек бы деревом, то каким?»

Тот, к кому он обратился, отвечает ему, высказывает свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состоит в том, они должны задаваться опосредоваванно, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом (картиной, погодой, цветком, едой, видом спорта и т.д.)…»

Когда у водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, он называет его. Можно угадывать до трех раз. Затем выходит следующий водящий.

 

Групповой рисунок

Для выполнения этого упражнения на взаимодействие детям выдается большой лист ватмана и фломастеры и предлагается сделать совместный рисунок (корабль для группы, дом для группы). Они должны сами решить, что это будет за рисунок, и распределить между собой роли в процессе его создания.

 

Рефлексия

Цель: активизация процесса самопознания. Обсуждение занятия в группе.

Ритуал прощания

Выбирается группой. Впоследствии каждое занятие заканчивается этим ритуалом.

 

 

Упражнение «Пожелания»

Цель: создание доброжелательной атмосферы в группе.

Все члены группы садятся в круг.

Давайте начнем сегодняшнее занятие с того, что выскажем, друг другу пожелание на сегодняшний день, и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелания на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелания на сегодняшний день.

 

Упражнение «20 Я»

Сейчас мы проведем с вами маленький эксперимент. Все вы уникальные и сложные создания и можете по-разному ответить на вопрос «Кто Я? Какой Я?». Вам нужно в течение 5 минут записать 20 ответов на эти вопросы. Подростки пишут на своих листочках, на все их вопросы «Что писать?» ведущий отвечает: «Как считаете нужным, это же о вас, только вы знаете, кто вы!» Затем желающие зачитывают свои варианты.

Упражнение «Никто не знает»

Цель: достижение искренности в общении, активизация процесса самопознания.

Члены группы сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется этот мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я…»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каждый принял участие в выполнения задания. У каждого мяч должен побывать много раз.

Упражнение «Записки»

Цель: дальнейшее сплочение группы, получение позитивной информации для укрепления самооценки.

Участникам необходимо написать записки, которые будут прочитаны в конце занятия. Записки должны быть анонимными. После того, как все закончили писать, психолог собирает их и складывает в специально приготовленный «почтовый ящик». Содержание записки может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников, до анонимных писем конкретному человеку. Зачастую можно прочесть очень любопытные вещи.

Упражнение «Нарисуй»

Цель: получение развитие невербального самовыражения, установление коммуникативно-двигательного и телесного контакта.

Все участники тренинга становятся спиной друг за другом. По очереди они «рисуют» пальцами на спине у впереди стоящего человека любой рисунок или букву. А тот соответственно должен отгадать его. Упражнение выполняется до тех пор, пока все члены группы примут в нем участие.

Рефлексия

Цель: активизация процесса самопознания.

Закончить фразу: «Сегодня в свой портфель личных достижений я кладу…»

Ритуал прощания

Понятие «Я-концепции»

Цели занятия: способствовать дальнейшему сплочению коллектива и углублению процессов самораскрытия и самооценки, продолжить развитие умений и навыков самоанализа. Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Познание себя при помощи группы.

Оборудование: кресла, мяч, карточки для упр. «Без маски», ватман с нарисованным кактусом, ножницы, цветная бумага, клей, листы белой бумаги.

 

№ п/п Этапы занятия Время, мин.
  Обряд начала занятия  
1. Упр. «Воспроизведение»  
2. Сообщение «Что такое самосознание?»  
3. Упр. «Интервью»  
4. Упр. «Без маски»  
5. Чтение сказки «Цветок кактуса»  
6. Обсуждение сказки  
7. Творческое задание «Украшаем кактус»  
8. Рефлексия  
  Ритуал прощания.  

 

Обряд начала занятия

Упражнение «Интервью»

Цель: выявление готовности коллектива глубоко и серьезно работать на заданиях, определение искренности в общении группы, ее сплоченности, а также утверждение самооценки.

Быть искренним и откровенным перед самим собой, а тем более перед другими – довольно трудная задача. Но мы уже достаточно хорошо знаем друг друга и готовы отвечать на любые вопросы откровенно и чистосердечно. Каждый из вас приготовил по одному вопросу для других членов группы и готов дать интервью. Одно правило такого интервью – отвечать как можно полнее и откровеннее. Тем самым вы попытаетесь еще лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших интересов и привычек, привязанностей и взглядов на те или иные сложные жизненные проблемы. Одним словом – вы очень интересный человек. И у окружающих к вам много вопросов. Кто готов первым дать интервью?

Упражнение «Без маски»

Цель: углубление процессов самораскрытия, достижение искренности в группе, помощь в определении личностных ценностей.

Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть искренним. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас и если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еже раз ответить. Кто хочет первым?

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

«Мне очень трудно забыть, но я …»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

«Мне бывает стыдно, когда я…»

«Особенно меня раздражает то, что я…»

«Мне особенно приятно, когда меня…»

«Знаю, что это очень трудно, но я…»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

«Верю, что я еще…»

«Думаю, что самое важное для меня…»

«Когда я был маленький, я часто…»

«Мои родители…»

«Мои друзья редко…»

Чтение сказки «Цветок кактуса»
Красота души может проявляться во всех и во всем. Даже в цветке кактуса...

М.Скребцова

Однажды утром в жаркой пустыне, где утро и день одинаково знойны, родился цветок. Это был кактус. Он стал десятым ребенком в большой семье. Все дети в этой семье получали железное воспитание. Им полагалась лишь капелька влаги в неделю. Такое воспитание давало свои плоды. Кактусы вырастали выносливыми и молчаливыми. Они умели терпеть, не задавая лишних вопросов. Десятый ребенок был другим. Он задавал вопросы. Сначала своей матери и братьям, а затем, так и не дождавшись их ответа, всем, кого видел вокруг. «Интересно, можно ли утонуть в песках? — думал кактус. «А небо — это тоже песок? Но почему оно другого цвета? Почему оно так редко плачет, ведь его слезы дают нам столько свежести!?

Его мать сердилась и ворчала: «Ты спрашиваешь слишком много... для кактуса. Ты должен молчать и терпеть..., как все мы!»

Но кактус не хотел терпеть. Непереносимая холодность, исходившая от его гордо молчавших, таких неуязвимых собратьев, томила и жгла его сердце. И он разговаривал с солнцем и песками, ветром и редким дождем, а ночами — с далекими звездами. Все они пели ему свои песни о земных и небесных мирах, о жизни других...

«Другие! Вот бы увидеть их!» — мечтал кактус.

Пески рассказали ему о людях. О людях они знали бесконечно много! Это были увлекательные истории: веселые и печальные, тревожные и даже страшные.

«Люди! Как они выглядят? Вот бы дотронуться до них иглами», — вздыхал мечтатель.

«Ха-ха-ха», — смеялись звезды. «Люди не любят колючих. Они убегают от того, кто делает им больно... Им нужно светить, тогда они тоже светятся и остаются с тобой... навсегда», — так говорили звезды.

«Пески рассказывают, что люди знают все на свете. Они не молчат, как мы...», — размышлял кактус.

«Да, они не молчат... Если безмолвствует их язык, то говорят их глаза, сердце и душа», — говорили кактусу звезды.

«Душа! Что это? Есть ли это, у нас, кактусов?!» — спрашивал кактус.

И вот однажды случилось чудо. Кактус увидел людей и расслышал их слова: «Что за создание, пустыня! Суровое царство однообразия и безмолвия! Она приветствует лишь колючками растений, да и то, если расценивать это как приветствие. Сравнимы ли благоухающие цветы лугов с этими уродливыми...»

Кактус понял, что говорят о нем. Он впервые узнал, что некрасив и уродлив. Ему захотелось плакать. И на нем действительно выступили капли слез, просочившиеся через частые иглы. «Смотри-ка, плачущий кактус! — заметил один из людей и прикоснулся к нему. — Его иглы совсем не колются, это, наверно, какой-либо новый вид неколючих кактусов. Интересно, много их тут?» — и люди посмотрели вокруг себя. В стороне росли другие кактусы. Люди подошли к ним, нагнулись и тут же одернули руки — острые иглы больно поранили их пальцы! «Да, видно он один здесь такой, нежный!» — говорили люди, возвращаясь к удивительному кактусу.

Кактус чуть не умер от счастья, когда увидел вновь приближающихся к нему людей. По мере того как они приближались, лица их озарялись неописуемым восторгом: «Смотри! Чудо красоты! Белоснежное чудо! Сокровище! Благоухание всех цветов земли не сравнится с его чарующим ароматом. Боже, не снится ли это нам!» — и люди замерли перед кактусом в безмолвном восхищении.

«О чем это они? Да, люди очень странные: то они называют меня уродом, то замирают перед чем-то во мне в восхищении», — удивлялся кактус. А прекрасный цветок — чудо красоты, неумолимо рос и рос из него. Все пространство вокруг благоухало. И дивный свет исходил от белоснежного чуда, рожденного кактусом.

Была ночь. Небо, усыпанное звездами, как бы раскрыло свои объятия волшебному цветку кактуса. При звездном мерцании он выглядел божественно прекрасно. Звезды говорили кактусу: «Теперь ты увидел душу... Твой цветок открыл ее в людях... Ты счастлив».

Обсуждение сказки

Вопросы и задания к сказке:

• Чем цветок кактуса отличается от других цветов?

• Какой характер был у кактуса из сказки?

• Что изменилось в людях при виде цветущего кактуса?

• Представьте, что вы заблудились в пустыне. Расскажите, как кактус из сказки поможет вам найти дорогу к дому.

• Подумайте, какую увлекательную историю о себе или о других людях вы могли бы рассказать кактусу из сказки. Расскажите ему эту историю.

• Представьте, что у вас на окне поселился кактус. Расскажите о том, как вы будете за ним ухаживать.

 

Творческое задание «Украшаем кактус»

На ватмане нарисован большой кактус и психолог просит детей перечислить качества кактуса из сказки. Каждое новое качество дарит кактусу цветок. В результате игры на доске рождается кактус с волшебными цветами доброты, любви, красоты, чуткости и др. качествами. Затем дети делятся на группы. Одна группа — звезды, другая — облака, третья — солнечные лучи, четвертая — капельки дождя, пятая — люди или обитатели пустыни и т.д. Каждая группа должна выбрать какой-либо один волшебный цветок кактуса и рассказать, как этот цветок научил их тому или иному качеству.

Рефлексия

Цель: активизация процесса самопознания.

Закончить фразу: «Сегодня в свой портфель личных достижений я кладу…»

Ритуал прощания

Упражнение «Твое имя»

Цель: определение способности идентификации со своим именем.

Членам группы необходимо по очереди назвать имя, его варианты и людей, которые носят такое же имя (это могут быть имена знаменитых людей). Изготовить визитку к своему имени.

Упражнение «Сила языка»

Повторить фразу агрессивно, неуверенно, уверенно.

Сказать три фразы, начинающиеся словами «я должен – я хочу…»

Упражнение «Горячая спичка»

Цель: формирование уверенности в общении

Членам группы по очереди передается горящая спичка. Необходимо аккуратно предавать ее из рук в руки. У кого из членов группы спичка затухнет, тому задаются быстро три вопроса. Необходимо также быстро ответить на них.

Упражнение «Маяк»

Цель: релаксация, снятия напряжения, повышение уверенности в себе.

- Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания. Представьте маленький скалистый остров вдали от земли. На вершине острова возвышается маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящим на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях и являющегося символом безопасности для людей берег.

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе; света, который никогда не погаснет.

Упражнение «Доверие»

Цель: развитие умения доверять другому человеку, преодолевать подозрительность и отчуждение, страх отвержения; повышение уверенности в себе; формирование установки на положительное эмоциональное восприятие другого человека.

Участники группы образуют тесный полукруг, а один из них, стоя к ним спиной падает назад, на руки товарищам. После того как каждый выступает и в той и в другой ролях, идет обсуждение испытанных при этом чувств.

Упражнение «Горячий стул»

Цель: повышение уверенности в себе, получение обратной связи от группы в «мягкой» форме, поддержание доброжелательной атмосферы в группе.

Один из участников садится в центр круга и молчит. Остальные участники говорят ему о том, что они чувствуют по отношению к нему, его поведению, при этом выделяют только положительные моменты (как правило, сидящий в центре поворачивается к говорящему лицом). После этого он может задать по вопросу высказавшимся или сказать о своих чувствах.

Упражнение «Я к вам пишу»

Каждому участнику по очереди все остальные (кроме тренера) пишут на листочках качества и умения, которые помогают ему в общении, и те, которые затрудняют его (по 2-3 качества). Все листочки опускаются в пластиковую бутылку, не зачитываясь. Каждый участник может взять свое послание только после последнего занятия тренинга.

 

Рефлексия

Прислушайтесь к следующим советам психолога Феликса Зимбардо:

1. Определите, что является основой вашей личности. При помощи анализа своего прошлого определите, какие личные связи и принятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете.

2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.

3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните — пока в вас живут плохие воспоминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите комнату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!

5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».

6. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества — предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бойтесь обратной связи — она может быть весьма полезной.

7. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.

8. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.

9. Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой и становитесь авторитетом в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте, по крайней мере, одно качество, которое радует других, может быть полезно им.

10. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выберите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.

Продолжи фразу: «Я - это человек, который...».

Ритуал прощания

Упражнение «Мое отражение»

В нашей культуре существует традиционное представление, что человек хорош, когда он живет ради других, когда он не эгоист и о се­бе заботится в последнюю очередь. Эта идея хороша, но ее все пони­мают по-разному. Обычно близко к сердцу эту мысль воспринимают именно те люди, у которых и так есть совесть и которые от природы не эгоистичны. Психологи считают, и не без оснований, что человек может любить окружающий мир ровно настолько и именно таким об­разом, насколько и как он любит себя. Мы видим, что жизнь скла­дывается удачно у тех людей, которые хорошо знают своя ценные ка­чества и уважают себя за них, а также умеют позаботиться об их раз* витии таким образом, как хорошие родители заботятся о развитии своих детей. Давайте поиграем в игру, которая поможет нам выявить наше от­ношение к самим себе. Итак, сядем в круг.. Сейчас по кругу будет пе­редаваться зеркало. Задача каждого игрока внимательно посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстраненно, как если бы он видел не свое отражение, а лицо незнакомца, которое привлекло его внимание. Сосредоточенно изучите этого че­ловека, а затем попытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что привлекательного вы видите в этом человеке?

2. За что можно любить его?

3. Что в нем вызывает уважение, а может быть, восхищение?

Постарайтесь быть серьезными — не отшучиваться и не кокетни­чать. Будьте предельно честными. Это потребует от вас известной до­ли мужества.

Итак, после того как зеркало обошло всех участников, обсудите между собой ту внутреннюю работу, которую многим пришлось про­делать. Если кто-то испытывал сильное сопротивление, но так и не смог сказать в свой адрес ничего хорошего, — это сигнал для серьез­ных раздумий о себе и своей жизни

 

Упражнение "Вавилонская башня"

Материалы: цветные маркеры, контур Вавилонской башни на ватмане, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, "Башня должна иметь 10 этажей" - листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: "Вся башня имеет коричневый контур" - это задание для следующего участника. "Над башней развивается синий флаг", "В башне всего 6 окон" и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

 

Рефлексия

Цель: активизация процесса самопознания.

Продолжи фразу: «Я - это человек, который...».

 

Ритуал прощания

Упражнение «Подарки»

Цель: развитие воображения и невербального общения.

Жестами и мимикой каждый член группы должен подарить друг другу подарок.

 

Упражнение «Кто я?»

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?» Детям группы предлага­ется разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать 10 слов-эпитетов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши роди­тели, знакомые (любой значимый другой). В 3-й графе на тот же во­прос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, ониперемешиваются, затем каждый, не глядя.берет листочек со стола и пишет о том человеке, чей листочек ему по­пался. Затем листочки снова складываются на стол и каждый заби­рает свой.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить

внимание на следующие аспекты:

• повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

• о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

отношение к самому себе (соотношение позитивных я негативных эпитетов);

совпадают или не совпадают Я-концепция и представления дру­гих об этом человеке;

из чего складываются представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям) и т. д.

 

Притча «Ворона и павлин» (НоссратаПезешкеяна)

В парке дворца на ветку апельсинового дерева села черная ворона. По ухоженному газону гордо расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Кто помог такой нелепой птице появиться в нашем парке? С каким самомнением она выступает, будто это султан собственной пер­соной! Взгляните только, какие у нее безобразные ноги, а ее оперение - что за отвратительный синий цвет. Такой цвет я бы никогда не стала носить. Свой хвост она тащит за собой, будто лисица». Ворона замолчала, выжидая. Павлин помолчал какое-то время, а потом отве­ргал, грустно улыбаясь: «Думаю, что в твоих словах нет правды. То плохое, что ты обо мне говоришь, объясняется недоразумением. Ты говоришь, что я гордец, потому что хожу с высоко поднятой головой, так что перья на плечах у меня поднимаются дыбом, а двойной подбородок портит мне шею. На самом же деле, я — все что угодно, только нe гордец. Я прекрасно знаю все, что уродливо во мне, знаю, что ноги кожисты и в морщинах. Как раз это больше всего и огорчает меня, по­тому-то я и поднимаю так высоко голову, чтобы не видеть своих без­ разных ног. Ты видишь только то, что у меня некрасиво, и закрываешь глаза на мои достоинства и мою красоту. Разве тебе это не пришло в голову? То, что ты называешь безобразным, как раз больше всего нравится людям...»

Обсуждение...

 

Упражнение «Орехи»

Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть свой орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой.

Обсуждение. Что помогло найти свой орех?

Ведущий. В толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, при­смотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Можно вспомнить послови­цу: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скор­лупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время.

 

Упражнение «Мой герб»

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем писать девиз, а нарисуем герб. Каждый из вас должен изобразить свой герб, который отражает ваше жизненное кредо, отношение к се­бе и миру в целом. На рисование герба отводится 7 минут. Не смущайтесь, если вы не умеете рисовать, начинайте и у вас обязательно получится. После завершения рисунков мы организуем их выставку. Каждый ваш рисунок получит свой номер. Рисунки будут разложены так, чтобы их было видно, и все будут ходить, смотреть на них, пыта­ясь угадать, чей это герб. Свои догадки нужно фиксировать на бумаге, записывая номер герба и имя участника, которому, по вашему мнению, принадлежит герб. Затем мы соберемся в круг и обменяемся мнениями. Даже подведем итог, определив самого проницательного участника, а именно того, кто правильно назвал больше всех авторов гербов.

 

Упражнение «Я это…»

Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (начала предложений розданы участникам):

Я словно птичка, потому что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я — стакан воды...

Я чувствую, что я — кусочек тающего льда...

Я — прекрасный цветок...

Я чувствую, что я — скала...

Я сейчас — лампочка...

Я — тропинка...

Я словно рыба...

Я — интересная книжка... '

Я — песенка...

Я — мышь...

Я словно буква «О»..

Я — макаронина...

Я — светлячок...

Я чувствую, что я — вкусный завтрак...

 

Рефлексия

Обмен ощущениями между участниками.

 

Ритуал прощания

Упражнение «Тимуровцы»

Давайте расскажем, друг другу о том, кому и в чем мы помогли за последние дни. Кто это был? Ваш самый близкий родственник или очень хороший друг, а может быть, это был совсем незнакомый вам человек? Итак, вы вспомнили этих людей. А теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах это было? Этот человек вас сам попросил о помощи или это была ваша инициатива?

Кто первый готов рассказать о своей бескорыстной помощи людям? Во время рассказа остальные участники должны слушать говорящего, обращая внимание на его манеру говорить, жестикулировать, делать паузы и т. д. Не забывайте при этой внимательно слушать и его рассказ, о чем он говорит, кому и какую помощь он оказал, при каких обстоятельствах это было.

 

Упражнение «Друг для друга»

Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, т. е. утверждение, которое не требует доказательств. Хотя если у кого-то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.

Основная задача этого этюда подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, вы написали тренинговое имя «Игорь» - и напротив него сделали запись: «С ним можно начать бизнес, пойти в турпоход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» вы написали: «С ней можно создать семью, воспитать двоих детей, поговорить о театре и поэзии и, конечно, о кулинарных рецептах». Таким образом вам нужно проанализировать список всех членов группы. А затем мы объединимся в большой круг и выслуша­ем друг друга. Думаю, что всем будет интересно узнать ответ на во­прос: «На что же я сгожусь?»

 

Упражнение «Доброта»

В каждом из нас в той или иной степени развито чувство добро­ты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о других людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, родных и знакомых? У вас есть 5 минут для того, что­бы подготовиться к рассказу. Вы самостоятельно выбираете людей, о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть очень кратким и по существу, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените, а каждом из тех, о ком рассказываете.

 

Упражнение «Улыбка»

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, кото­рый просто улыбается проходящим мимо людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и, самое страшное, сами перестали улы­баться. Давайте сделаем улыбку традицией нашей группы. Это озна­чает, что первым знаком приветствия, обращения должна быть благо­желательная улыбка. С какими бы словами мы ни подходили друг другу, начинаем наше общение с улыбки. И не только в группе, пусть К. это станет вашей новой хорошей привычкой при общении с другими людьми. Для того чтобы улыбка стала нашей доброй традицией, мы будем, особенно во время следующих занятий, специально обращать на это внимание, т. е. при контакте с любым членом группы, если вы. увидите, что человек не улыбнулся вам (он мог просто забыть или до сих пор еще не может преодолеть некоторый внутренний барьер), вы J очень тактично будете напоминать ему, что в группе есть традиция начинать и заканчивать разговор доброй улыбкой. А теперь подойди­те друг к другу и улыбнитесь. Скажите несколько приятных слов. Об­ратите особое внимание на свои ощущения. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку? Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает ли чувство неловкости, напрягаются ли мышцы лица? А что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам? Приятно ли это вам? Или возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

У вас есть 10 минут для общения, начинающегося с улыбки. После этого мы соберемся в круг и обсудим ваши впечатления.

 

Упражнение «Вежливость»

Какие правила общения (поведения) приняты в той среде, где вы чаще всего бываете? Как вы обычно приветствуете, друг друга, как благодарите, какими словами или жестами выражаете свою призна­тельность? А как вы выражаете свое недовольство или несогласие? А чувство гнева или раздражения?

Хотелось бы все это услышать и, по возможности, увидеть. Толь­ко, естественно, оставаясь в рамках приличия.

Почему именно так чаще всего общается между собой молодежь, почему в компании подростков не принято говорить «спасибо» и «по­жалуйста», «благодарю тебя» или «я прошу тебя...»?

Давайте во время занятий попробуем новый стиль отношений, который мы назовем «вежливость». Сначала в дополнение к тем пра­вилам, которые были приняты на прошлом занятии, мы с вами разра­ботаем свод правил вежливого общения. Этот свод под названием «Вежливость» будет действовать на протяжении всего тренин


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.