Ведущее предлагаемое обстоятельство — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ведущее предлагаемое обстоятельство

2017-12-21 3131
Ведущее предлагаемое обстоятельство 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

В жизни мы действуем всегда в определенных условиях, обстоятельствах, созданных самой жизнью. На сцене актер действует в предлагаемых обстоятельствах (предлагаемых драматургом, режиссером, художником, собственным воображением и т.д.). Прежде всего, надо понять, что подразумевается под словами предлагаемые обстоятельства.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - ЭТО ФАБУЛА ПЬЕСЫ, ЕЕ ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЭПОХА, ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ, УСЛОВИЯ ЖИЗНИ, НАШЕ АКТЕРСКОЕ И РЕЖИССЕРСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПЬЕСЫ, ДОБАВЛЕНИЯ К НЕЙ ОТ СЕБЯ, МИЗАНСЦЕНЫ, ПОСТАНОВКА, ДЕКОРАЦИИ И КОСТЮМЫ ХУДОЖНИКА, БУТАФОРИЯ, ОСВЕЩЕНИЕ, ШУМЫ И ЗВУКИ, И ПРОЧЕЕ И ПРОЧЕЕ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ АКТЕРАМ ПРИНЯТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ ИХ ТВОРЧЕСТВЕ (К.С. Станиславский). В работе над спектаклем мы определяем три круга предлагаемых обстоятельств.

Большой круг предлагаемых обстоятельств — Земля, эпоха пьесы, быт, эстетика – все, что находится в мире за пределами сюжета пьесы.

Средний круг предлагаемых обстоятельств — сама пьеса, жизненные обстоятельства персонажей, их характеры, события, входящие в сюжет, отношения персонажей и т.д.

Малый круг предлагаемых обстоятельств — обстоятельства, непосредственно влияющие на актера в сцене, определяющие его цель и действие.

ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МАЛОГО КРУГА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЦЕПЬ И БОРЬБУ ЗА НЕЕ. ТО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ АКТЕРА В ДАННОМ СОБЫТИИ, НАЗЫВАЕТСЯ ВЕДУЩИМ ПРЕДЛАГАЕМЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ (Кацман А.И.).

Станиславский дал такое определение ведущему предлагаемому обстоятельству: ВЕДУЩЕЕ ПРЕДЛАГАЕМОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО — ЭТО СОБЫТИЕ, СОВЕРШИВШЕЕСЯ ДО НАЧАЛА ПЬЕСЫ, НО ОБУСЛОВИВШЕЕ ДВИЖЕНИЕ ВСЕЙ ФАБУЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ПЬЕСЫ. Поскольку оно свершилось за пределами пьесы, а не на наших глазах и от него зависит весь дальнейший ход пьесы, оно называется ВЕДУЩИМ. Если бы чиновники не разграбили город, не было бы пьесы «Ревизор». Но поскольку «разграбление» произошло не на наших глазах, то оно является для нас обстоятельством, причем ведущим, так как в дальнейшем от него зависит весь ход событий пьесы. Иными словами, ведущее предлагаемое обстоятельство - это то, без чего не было бы пьесы.

Ведущее предлагаемое обстоятельство в рассказе «Звезда в тумане» состоит в том, что у главной героини подруга увела мужа, и героиня осталась и без мужа, и без подруги. Без любви, без дружбы, без семьи. Единомоментно.

Исходное событие

ИСХОДНОЕ СОБЫТИЕ - ЭТО СОБЫТИЕ, НАЧИНАЮЩЕЕСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЬЕСЫ И ЗАКАНЧИВАЮЩЕЕСЯ НА НАШИХ ГЛАЗАХ.

С него начинается действие пьесы. Оно связывает ведущее предлагаемое обстоятельство и начало борьбы по сквозному действию. Во многих пьесах, особенно современных авторов, в начале идет экспозиция (начальное событие), затем исходное событие (начало борьбы по сквозному действию). В классическом произведении, как правило, сохраняется традиционная расстановка событий, сначала исходное, затем — экспозиция (начальное событие).

Я определила исходное событие в рассказе В. Токаревой как предательство мужа, подруги – «Удар в спину»,

 

Центральное событие

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ ВЫРАЖАЕТ КОНФЛИКТ СПЕКТАКЛЯ. Это вершина, кульминация борьбы по сквозному действию, наиболее значительное событие, после которого борьба идет в открытую.

Центральное событие в выбранном мной рассказе – Преломление. Неделя страстей. И если бы не эта неделя страстей, в которую попала моя героиня, она бы не вошла в сегодняшнюю жизнь, потому что сюда можно въехать только на билет, купленный ценой страданий.

Сверхзадача

СВЕРХЗАДАЧА – ОСНОВНАЯ, ГЛАВНАЯ, ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ЦЕЛЬ, ПРИТЯГИВАЮЩАЯ К СЕБЕ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ЗАДАЧИ, ВЗЫВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И ЭЛЕМЕНТОВ АРТИСТО-РОЛИ.

Все, что происходит в пьесе, все ее отдельные большие или малые задачи, все творческие помыслы и действия артиста, аналогичные с ролью, стремятся к выполнению сверхзадачи пьесы. Общая связь с ней и зависимость от нее всего, что делается в спектакле, так велики, что даже самая ничтожная деталь, не имеющая отношения к сверхзадаче, становится вредной, лишней, отвлекающей внимание от главной сущности произведения.

Сверхзадача — это угол зрения режиссера на идею автора, то, ради чего мы сегодня ставим спектакль. Нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого артиста. Вот что может вызвать не формальное, а рассудочное, а подлинное, живое, человеческое… переживание. Но в то же время, сверхзадача часто скрыта в глубине; на поверхности произведения, как правило - лозунг, мораль, примитивный смысл. Сверхзадача — понятие скрытое, это загадка, эмоциональная тайна, которую надо разгадать.

Играть сверхзадачу нельзя, но она определяет характер.

Сверхзадача и идея для режиссера - одно и то же. Дело в терминологии. Термин литературы - идея, термин режиссера - сверхзадача. Идея - сверхзадача должна быть в сердце. Произведением надо переболеть.

Сверхзадачу в рассказе «Звезда в тумане» я выделила в такой мысли: «Человек должен принимать любые удары судьбы, бороться с ними и всегда побеждать. Как говорится: «чтобы не случилось все к лучшему»».

Сквозное действие

ДЕЙСТВЕННОЕ, ВНУТРЕННЕЕ СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ПЬЕСУ ДВИГАТЕЛЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ АРТИСТО-РОЛИ МЫ НАЗЫВАЕМ - СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ СПЕКТАКЛЯ (Станиславский К.С.). Сверхзадача реализуется через сквозное действие. СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - ЭТО ТА БОРЬБА, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ СВЕРХЗАДАЧА. Сквозное действие в спектакле возникает на наших глазах. Это то, за чем должен следить зритель. Это реализация конфликта пьесы через событийно действенный ряд. В определение сквозного действия произведения всегда присутствует слово «борьба» за что-то, ради чего-то. Для актера верно найденное сквозное действие рождает верное сквозное самочувствие. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Идея всегда раскрывается через простое. Сквозное действие часто бывает скрытым. Если раньше, до Чехова, в пьесах были два лагеря, которые конфликтовали друг с другом, то у Чехова нет второго лагеря - конфликт внутренний.

В современной драматургии не просто вскрыть сквозное действие, его надо найти, обнаружить и оно станет тем стержнем, на который нанизывается борьба. Поскольку сквозное действие борьба, то само собой существует и контрсквозное действие, которое обычно не называют, но оно подразумевается.

Сквозное действие в рассказе В Токаревой – борьба с душевным состоянием, с болью, горечью и примирение с потерей мужа.

Конфликт

 

КОНФЛИКТ — ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ЕГО ПАДЕНИЯ, ПУТЬ К БОГУ ИЛИ К ДЬЯВОЛУ, У ЧЕЛОВЕКУ ИЛИ К ЖИВОТНОМУ (Кацман А.И.).

Понятие «конфликта» является важнейшим понятием режиссуры. Разговор о конфликте спектакля - это разговор о том, как раскрывает режиссер духовное содержание борьбы действующих лиц.

Режиссеру нужно видеть в борьбе действующих лиц не столкновение абстрактных идей, а столкновение конкретных духовных сил, которые являются пружинами человеческих поступков. Назовите эти силы нравственными силами, духовными принципами, жизненными позициями, чувствами или потребностями, говорите о жажде власти, стремлении к свободе, о любви к Родине, о накопительстве или любви к добру - все это движущие силы человеческих поступков. В делах человека и его поступках скрыта самая великая энергия - энергия человеческого духа. Вот это и следует режиссеру постичь и передать зрителю. Важно, чтобы за формулой «столкновения идей» режиссер видел, понимал и чувствовал духовные силы.

КОНФЛИКТ - ЭТО СТОЛКНОВЕНИЕ ИДЕЙ, ПРИВОДЯЩЕЕ К БОРЬБЕ.

Всякое произведение - это борьба идей. Поэтому конфликт - всегда понятие идейное, он реализуется в пьесе через сквозное действие. Сверхзадача произведения, которая реализуется через сквозное действие, утверждает конфликт. Формы конфликтов могут быть разные, со временем они меняются, но суть их всегда одна - столкновение идей. Конфликт раскрывается через нравственные, эстетические категории.

Конфликт в рассказе «Звезда в тумане» - душевное переживание главной героини. Она находится на грани смерти – состояние «дистресс», полная деградация от жизни, вырубка из времени. Она – сама по себе, а время само по себе течет отдельно от нее…

Событийно — действенный ряд

 

Пьеса обычно имеет несколько действий. ДЕЙСТВИЕ — ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ДОСТИЖЕНИЯ НЕДЕЛИМОЙ ЦЕЛИ В БОРЬБЕ С ПРЕДЛАГАЕМЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ (МАЛОГО КРУГА), ВЫРАЖЕННЫЙ в ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ (Кацман А.И.). В каждом действии есть несколько событий, которые режиссер обязан для себя найти и дать каждому из них действенное название. Таким образом, образуется цепочка событий главных и второстепенных. СОБЫТИЕ — ЭТО, ДЕЙСТВЕННЫЙ ФАКТ, РАЗВОРАЧИВАЮЩИЙ СИТУАЦИИ В ДРУГОЕ РУСЛО (Станиславский К.С.). При анализе режиссеру необходимо выстроить эти события последовательно, начиная с исходного, дать каждому событию действенное название и определить в каждом событии действия каждого персонажа, участвующего в данном событии. Действия персонажей будут верными, если внутри события точно найден предмет борьбы. Событие - всегда процесс, который происходит сейчас, на наших глазах во времени и пространстве. В событие участвуют все, находящиеся на сцене, и зрители. Поэтому на сцене (в отличие от жизни) не может нескольких параллельных одновременно событий. Зритель может следить только за одним событием в данный отрезок времени. В каждом событии может быть только одно действие и одно контрдействие. Таким образом, событие — это сумма обстоятельств с одним действием. Событие - неделимая единица жизненного и сценического пространства. События - это кирпичи, из которых строится здание спектакля.

Нас заставляют действовать обстоятельства. Поэтому с изменением обстоятельств изменяется действие, с изменением действия изменяется событие. Действие человека всегда определяется тем, куда направлена психика человека, но проявляется оно через физическое, через поведение.

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ - НАХОЖДЕНИЕ ВЕРНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, РАСКРЫВАЮЩЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СОБЫТИЯ. Следовательно, действие определяет событие. Событие - сторона результативная, т.к. все начинается с обстоятельств. Событие развивается во времени и пространстве, поэтому оно временно - пространственно.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.