Упражнения в операциях с базовыми понятиями: — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Упражнения в операциях с базовыми понятиями:

2018-01-03 255
Упражнения в операциях с базовыми понятиями: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Информационно-поисковый уровень:

Установите соответствие между элементами множеств:

Группы методов обучения: Методы обучения:
1. Методы работы учителя и учащихся. А. Методы стимулирования и мотивации.
2. Методы обучения по дидактическим целям. Б. Наглядные методы.  
3. Методы обучения по источникам получения знаний. В. Упражнение.  
  Г. Самоконтроль.
  Д. Методы формирования умений.

Установите соответствие между элементами множеств:

Обучающие задачи: Методы обучения:
1. Развитие художественного воображения А. Самостоятельная работа со справочной литературой.
2. Формирование знаний о причин- но-следственных связях в природе. Б. Упражнение.  
3. Изучение причин исторического события. В. Рассказ.  
  Г.Иллюстрирование  
  Д. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

 

Тема. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАНИЯ:

а) постройте классификацию материализованных средств обучения;

б) охарактеризуйте педагогические условия применения в обучении ТСО;

в) приведите примеры уроков с использованием дидактических опор и опишите их функции в обучении;

г) предложите фрагмент урока с использованием учебной игры.

 

Основные источники информации:

1. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – М., 2005.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2004.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров. Педагогика третьего тысячелетия. – М., 2002.

4. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. – М., 1987.

5. Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М., 1987.

6. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: опыт разработки теории инновационного процесса образования. – М., 1991.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984.

 

Упражнения в операциях с базовыми понятиями:

1. Информационно-поисковый уровень:

1. Установите соответствие между элементами множеств:

Группы средств обучения: Средства обучения:
1. Естественно-предметные. А. Муляж.
2. Вербальные. Б. Магнитофонная запись.
3. Материализованные. В. Компьютер.
  Г. Дидактическая опора.  

 

2. Установите соответствие между элементами множеств:

Группы средств обучения: Средства обучения:
1. Словесные. А. Измерительный прибор.
2. Наглядные. Б. Диаграмма.
3. Практические. В. Эпидиаскоп.
  Г. Фрагмент учебного кино.

2. Конструктивный уровень:

1. Установите соответствие между элементами множеств:

Цель обучения: Используемые средства:
1. Развитие логического мышления. А. Объекты живой природы.
2. Развитие функциональных систем. Б. Слайды.
3. Развитие культуры речи. В. Обучающая программа.
4. Развитие наблюдательности. Г. Магнитофонный опрос.
  Д. Лабораторный прибор.
  Е. Учебный фильм.

ЗАДАНИЕ К ТЕМЕ» УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ЗАДАНИЯ:

а) раскройте сущность и особенности индивидуальной, групповой и коллективной форм обучения и спрогнозируйте возможные пути их развития;

б) установите общность и различие известных Вам типологий уроков;

в) постройте одну из моделей урока в условиях личностно-ориентированного обучения;

г) спрогнозируйте пути совершенствования урока.

д) дайте аргументированное обоснование, почему урок признаётся основной формой организации учебно-воспитательного процесса.

е) существует множество классификаций типов урока. Чем они различаются? По каким показателям определяется тип урока? Какую типологию Вы предпочитаете, почему? Какие типы уроков преобладали в период Вашего обучения в школе?

Ж) подготовьтесь к педагогическому анализу видео урока в школе.

Основные источники информации:

1. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися /Под ред. Л.В. Поповой и В.И. Пановой. – М., 1977.

2. Загрекова Л.В. и др. Теория и технология обучения. – М., 2004.

3. Гребенюк О.С. и др. Теория обучения. – М., 2003.

4. Кульневич С.В. Современный урок. – М., 2004.

7. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000.

8. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 1985.

14. Коллективная учебная познавательная деятельность школьников /Под ред. И.Б. Первина. – М., 1985.

 

Упражнения в операциях с базовыми понятиями:

1. Информационно-поисковый уровень:

1. Определите правильный ответ:

Форма обучения обусловлена:

1. Содержанием деятельности обучающихся.

2. Профессионализмом обучающего.

3. Содержанием обучения.

2. Установите соответствие между элементами множеств:

Авторские типологии уроков: Типы урока:
1. И.Н.Казанцева. А. Письменный отчет.
2. С.В. Иванова. Б. Урок с разнообразными видами занятий.
3. М.И. Махмутова. В. Урок межпредметного обобще- ния материала.
4. Н.П. Гузика. Г. Урок коррекции знаний.
5. В.А. Онищука. Д. Вводный урок.

 

2. Конструктивный уровень:

1. Определите правильный ответ:

Доминирующей формой обучения в современной общеобразовательной

школе является:

1. Индивидуальная.

2. Групповая.

3. Индивидуально-групповая.

4. Коллективная.

5. Коллективная в сочетании с индивидуально- групповой.

 

2. Установите соответствие между элементами множеств:

Содержание деятельности обучающихся: Тип урока:  
1. Овладение умениями и навыками. А. Урок-экскурсия.
2. Конспектирование. Б. Письменный отчет.
3. Наблюдение за изменениями в природе. В. Вводный урок.  
4. Изложение ранее усвоенного учебного материала. Г. Лабораторная работа.
  Д. Контрольный урок.  
  Е. Практическая работа.  

Литература:

 

o Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.-, 2010г.

o Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубышева, В.А. Петерсон «Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии» Москва, 2006г.

o Л.Г.Петерсон «Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»» Москва 2007г.

o Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. «Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000.» Москва, 2008г.

o Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева, С.Е. Мазурина. И.В.Зайцева «Что значит «уметь учиться»» Москва, 2008г.

o Т.В.Текнеджян, Л.А.Аверкиева «Методическая работа в школе при освоении дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000.»»

o Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов «Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000.» Москва, 2009г.

 

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики»

· Когда термин «воспитание» впервые стал использоваться в славянских текстах?

· Проанализировав определение понятия «воспитание», сформулируйте, в чем состоит сущность процесса воспитания. Необходимо дать обоснованный и развернутый ответ.

· Сравнить трактовки понятия «воспитания», представленные в учебниках и учебных пособиях по педагогике (см. список основной литературы учебного курса).

· Результаты анализа отразить в таблице

Название учебника, автор, год издания Характеристика понятия «воспитание» Ключевые слова
     
     
     
     

· Ответьте на вопрос: как между собой взаимосвязаны понятия: «воспитание» и «формирование»?

· Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?

 

Факторы Суть влияния
Наследственность  
Деятельность  
Географическая среда  
Социальная среда  
Общение  
Воспитание  

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Принципы и закономерности воспитания»

1. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания.

2. Заполните таблицу.

 

Закономерности воспитания Принципы воспитания
Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества.  
  Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке.
Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства.  

 

Ответьте на вопросы:

· Каким педагогическим принципам воспитания и обучения соответствует данное высказывание?

· Я. Корчака: "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут".

· В чем вы видите актуальность идей А.С.Макаренко о принципах воспитания подрастающего поколения?

· Как между собой взаимосвязаны закономерности и принципы воспитания?

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Цели и ценности воспитания»

Определите государственные (основные) цели воспитания применительно к общеобразовательной школе в различные исторические периоды. Заполните таблицу.

Годы Цели воспитания Источник информации
1960–1975    
1975–1995    
1995–2000    
2000–до н.в.    

 

· Докажите на конкретных примерах то, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер.

· Как соотносятся между собой цели воспитания и педагогические ценности?

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Методы и средства воспитания»

Предлагаемые задания выполняются в процессе целенаправленного наблюдения за деятельностью педагога одной из школ города в одном из классов по выбору студента:

1. Пронаблюдайте за деятельностью учителя в течение учебного

дня, обращая особое внимание на следующие аспекты:

а) целевые установки на уроках и во внеурочное время;

б) особенности воспитательных целей и направления воспитательных действий;

в) особенности методов воспитания, избранных в соответствии с

поставленными целями.

2. По результатам наблюдения составьте:

а) таблицу воспитательных целей, поставленных педагогом на

различных этапах его деятельности в процессе взаимодействия с

детьми;

б) классификационную таблицу общепедагогических и собственно

воспитательных методов, включенных в педагогическую деятельность конкретного учителя в течение дня в соответствии с поставленными им воспитательными целями;

в) структурную схему двух-трех методов, отмеченных в процессе

наблюдения за воспитательной деятельностью.

2. Представьте собственную аргументированную точку зрения на постановку воспитательной работы, избранной педагогом в конкретной ситуации.

Установите соответствие.

Методы Основные приемы
1. Методы формирования сознания А) требование, общественное мнение, постановка перспективы, поощрения
2. Методы организации деятельности Б) упражнения, приучения, поручения, игра, игровые ситуации
3. Методы стимулирования положительного поведения В) разъяснение, рассказ, беседа, пример, диспут

 

1. Какие из перечисленных понятий относятся к понятию «метод воспитания»?

1) пути достижения цели;

2) внешнее выражение процесса воспитания;

3) общие положения, которыми пользуются педагоги при решении воспитательных задач;

4) способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанника;

5) способы управления поведением;

6) формирование чувств и эмоций.

 

2. Что влияет на выбор методов воспитания?

1) возраст воспитанника;

2) цели и задачи воспитания;

3) особенности творческого стиля учителя;

4) психологическое состояние учителя;

5) воспитательная система, в которой работает учитель;

6) индивидуальные особенности воспитанника;

7) пожелания родителей;

8) мнение учителя о воспитаннике и коллективе;

9) время воспитания;

10) уровень сформированности воспитательного коллектива.

Ответ: _____________

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Концепции воспитания».

 

1. Подготовить реферат по одной из самостоятельно выбранных концепций воспитания. Свой выбор темы реферата обосновать.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Нравственное и эстетическое воспитание школьников»

1. Выпишите и прокомментируйте с точки зрения их актуальности те высказывания известных мыслителей, педагогов о значении нравственного воспитания и его сущности из учебника И.Ф.Харламова «Педагогика» выписать рекомендации по формированию моральных отношений (Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.)

2. Подобрать 2-3 педагогические ситуации (задачи), раскрывающие проблемы нравственного воспитания учащихся и подготовиться к их аудиторному обсуждению.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Гражданское воспитание школьников»

1. Подберите яркие примеры образцов стойкости и непреклонности в своей вере, которые можно рекомендовать для использования в воспитательной работе с учащимися (возраст учащихся студент определяет самостоятельно).

2. Проанализируйте взгляды современных учеников (подростков, юношества) и их учителей в отношении основных моральных категорий и установите сходство и различие. Выскажите свою точку зрения на причину расхождений по основным позициям.

3. Выскажите свою точку зрения в отношении проблемы идеала личности, опираясь на высказывание С. Л. Рубинштейна: «Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть».(Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 119.)

4. Продумайте технологию использования методических приемов, средств в формировании научного мировоззрения учащихся.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Физическое и трудовое воспитание школьников»

1. Вопросы для взаимопроверки:

· Какова структура трудолюбия как лич­ностного качества?

· Перечислите методы, приемы и средства воспитания трудолюбия?

· При каких условиях трудовая деятельность будет развивать у учащихся их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия?

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности»

 

1.Составьте лекцию на одну из близких вашим воспитательным взглядам тем (например, лекцию для родителей младших школьников по одной из актуальных тем).

3. Опираясь на данные педагогической периодики, составьте типологию современных общественных детских организаций в нашей стране и за рубежом.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Технология воспитательной работы классного руководителя

Разработать план-конспект внеклассного воспитательного занятия.

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития»

 

1. На основе анализа основной литературы выписать характеристики основных понятий, раскрывающих сущность педагогического требования как метода по руководству коллективом:

– скрытая педагогическая позиция,

– сопротивление воспитанию,

– инструментовка,

– механизмы привычки,

– форсирование развития,

– педагогическое равенство.

2. На основе наблюдений за характером взаимодействия классного руководителя конкретного ученического класса дате оценку сформированности ряда ключевых педагогических умений:

– распределять внимание в работе с группой и коллективом,

– использовать нормы этикета для оформления требования,

– детализировать выдвигаемое требование,

– акцентировать внимание на положительной программе действий,

– производить положительное подкрепление,

– терпеливо ожидать результативности деятельности.

3. Подготовиться к аудиторному проигрыванию проблемных ситуации:

· педагог перед обедом предлагает детям вымыть руки.

· попросить пересесть поближе к столу, за которым дети собираются работать над стенной газетой и т. п.

· Продумать развитие ситуации в ученическом коллективе, в которой необходимо предъявить педагогическое требование.

 

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Воспитательные системы школы»

1. Подготовить презентацию- «Исторический обзор воспитательной системы школы».

2. Выберите и изучите одну из зарубежных или отечественных воспитательных систем (смотрите, например: Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А.Сластенина: В двух частях. Часть 2. – М., 2003. – С.123-142). На основе анализа изученной системы представьте подробную ее характеристику. Определите достоинства и недостатки выбранной воспитательной системы.

Компоненты воспитательной системы (название) Характеристика компонента Достоинства воспитательной системы Недостатки воспитательной системы
1.      

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «Оценка эффективности воспитательной системы школы»

 

1. В чем заключается различие между понятиями «воспитательная система школы» и «воспитательная работа»? Заполните таблицу.

 

Воспитательная система школы и воспитательная работа
Общее Различия
   

2. Подготовить мультимедийную презентацию одну из выбранных воспитательных систем.

3. Определить основные компоненты воспитательной системы.

4. Обосновать эффективность конкретной воспитательной системы, используя материалы теоретического анализа литературы.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.