Гражданское и мировоззренческое воспитание школьников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Гражданское и мировоззренческое воспитание школьников

2018-01-03 264
Гражданское и мировоззренческое воспитание школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примерные вопросы для обсуждения:

 

· Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы.

· Дидактические и воспитательные условия формирования научного мировоззрения.

· Виды мировоззрения

· Идеалы личности как компонент мировоззрения.

 

Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6, 32

 

Физическое и трудовое воспитание школьников

Примерные вопросы для обсуждения:

 

· Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности.

· Сущность физического воспитания и его содержание

· Воспитание добросовестного отношения к труду и сбереже­нию материальных ценностей как фактор морального форми­рования личности.

· Профессиональная ориентация как педагогическая категория.

· Воспитание у учащихся потребности в труде.

 

Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6, 32

 

Содержание лабораторных занятий

 

 

Лабораторное занятие 2. Основные методы организации самовоспитания ребенка

Примерные вопросы для обсуждения:

 

· Принцип опережающего отражения.

· Программы самовоспитания детей и взрослых.

· Критический анализ, оценка недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания: педагогическое руководство.

· Организационные особенности самоконтроля.

 

Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6,21, 27,32

Лабораторное занятие 2. Проблемы контроля и оценивания в современной теории и практике обучения

 

Примерные вопросы для обсуждения:

· Сущность проверки знаний, умений и навыков учащихся (основные

· функции, педагогические и психологические требования к организации и

· проведению контроля).

· Современные методы и формы контроля.

· Тестирование (сущность, функции, значение).

· Сущность оценивания (виды оценки, функции оценки, критерии

· оценки).

· Методика оценивания, современные взгляды на оценивание.

Практические задания

Анализ оценочной деятельности учителя с помощью просмотра видеозаписей фрагментов уроков:

- что включало в себя оценивание (отметку, комментарий, словесную

оценку и т.д.),

- какие факторы учитывались при оценивании,

- что можно было бы добавить в оценивание учителя или изменить,

- выполнялась ли контролирующая и воспитывающая функция оценки,

- оценивались ли достижения в учебной деятельности.

2. Выполнение заданий тренировочного характера (например, оценивание письменных работ учащихся).

 

Рекомендуемая литература:

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СП-б, 2000 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 4–е изд. – М.: Школьная пресса, 2002. – 512 с.

2. Педагогика: Уч.пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.

3. Педагогика: Учебник для студентов университетов и пед. институтов

4. /Под ред. Л.П.Крившенко. – М., 2005.

5. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519 с Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999. - № 4.

Лабораторноез анятие 3. Оценка эффективности воспитательной системы школы

Примерные вопросы для обсуждения:

 

· Основные компоненты воспитательной системы и их характеристика: цели, субъекты деятельности, виды деятельности по реализации целей, отношение в процессе деятельности, среда, ее роль и возможности, управление воспитательной системой школы.

· Результативность воспитательного процесса и ее оценка.

· Использование педагогической диагностики в оценке степени развития воспитанности учащихся.

· Диагностика коллектива, отношений между участниками педагогического процесса.

· Анализ и самоанализ воспитательной работы в классе.

 

Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6,21, 27,32

 


3.8. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)

1. По каждой теме составить опорный конспект в форме структурно-логической схемы.

2. В педагогический словарь выписать основные понятия темы.

3. К каждой теме подобрать педагогическую задачу и решить ее.

Таблица 8

Содержание СРС

Тема (раздел) Содержание заданий, выносимых на СРС Количество часов, отводимых на выполнение заданий Сроки проверки результатов СРС Примечание
1.Теория обучения · Составление опорных схем: «Основные этапы развития теории обучения в ХХ веке». · Заполнение таблиц: «Категории, используемые дидактикой". · Анализ педагогических ситуаций и задач. · Самоконтроль знаний по теме (тестирование, вопросы для самопроверки и пр.). · Анализ разнообразных подходов к классификации методов обучения. · Упражнения в операциях с базовыми понятиями. · Анализ фрагмент урока с использованием учебной игры. · Выполнение творческого задания к теме «Урок в современной школе» · Подготовка к проведению педагогической игры-драматизации «Теремок - открытия урока».      
1. Теория воспитания · Сравнение трактовок понятия «воспитания», представленных в учебниках и учебных пособиях по педагогике (см. список основной литературы учебного курса). · Нахождение соответствия между понятиями. · Подготовка реферата по одной из самостоятельно выбранных концепций воспитания. · Подбор 2-3 педагогических ситуаций (задачи), раскрывающих проблемы нравственного воспитания учащихся и подготовиться к их аудиторному обсуждению. · Анализ взглядов современных учеников (подростков, юношества) и их учителей в отношении основных моральных категорий. · Составление типологии современных общественных детских организаций в нашей стране и за рубежом. · Разработка плана-конспекта внеклассного воспитательного занятия. · Подготовка к аудиторному проигрыванию проблемных ситуаций. · Подготовка мультимедийной презентации по одной из выбранных воспитательных систем.        

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел 1. Теория обучения

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ 1: Место дидактики в системе педагогических знаний

1.Составьте схему «Основные этапы развития теории обучения в ХХ веке».

2. Заполните таблицу «Категории, используемые дидактикой".

  Категории и понятия Их краткая характеристика
Философские    
Общенаучные    
Частнонаучные    

 

3. Задание. Письменно ответьте на поставленные вопросы.

(При ответе на вопрос, старайтесь указать годы жизни педагога, написанные им труды, что он конкретно сделал для развития педагогической науки и практики).

 

1. Что сделал для педагогики (дидактики) Я.А. Коменский?

2. Какие дидактические идеи разработал И.Ф. Гербарт?

3. Расскажите о педагогических взглядах К.Д. Ушинского.

5. Кого из отечественных педагогов вы знаете? Чем они прославились в области дидактики?

Основные источники информации:

1. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград, 1996. - С. 18-21.

2. Гребенюк Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. по-

собие для студ. педагогического факультета. - Калининград, КГУ,

1996. - С.5-16.

3. Дидактика средней школы /Под ред М.А. Данилова и М.Н. Скат-

кина. - М., 1997. - С.129-181.

4. Педагогика /Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988. - С.339-362.

5. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С.115-137.

6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - С.119-224.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ. «Цели и ценности современного образования и обучения

1. В теории и практике образования сложились два принципиально отличающихся подхода к определению сущности содержания образования: знаниево-ориентированный и личностно-ориентированный. Отразите их сущность в таблице.

 

Знаниево-ориентированный подход Личностно-ориентированный подход
   

 

Ученые по-разному определяют понятие «содержание образования»:

· система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих умений и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения (И.Ф.Харламов)[1];

· сумма знаний, умений и навыков, в основном соответствующая современному состоянию научного знания, педагогически переработанную в общие основы наук, общественных отношений, производства (Б.Т.Лихачев);

· педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности (И.Я.Лернер).

В последнем определении понятия содержание образования» по сути отражена его структура. А именно, содержание образования представляет собой единство когнитивного опыта личности, опыта осуществления деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношений личности. При подготовке к занятию обратите внимание на содержание указанных компонентов.

Заполните таблицу.

Когнитивный опыт личности (система знаний).   Опыт осуществления деятельности (практический опыт, (навыки и умения))   Опыт творческой деятельности (готовность к поиску решений проблем) Опыт отношений личности
Виды знаний: Виды умений: Конкретные черты Система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений, его специфика состоит в оценочном отношении к деятельности, к миру, к людям.
       

 

При подготовке к занятию выпишите из учебника источники отбора содержания образования.

Источники отбора содержания образования:

- культура и социальный опыт, а точнее: наука …

 

Выполните контрольный тест.

Дополните определение.

Система знаний о природе, обществе, человеке, а также соответствующих умений, навыков, овладение которыми обеспечивает гармоничное развитие личности учащихся – это ______ ______ __.

2. Преимущественно гуманитарное, «классическое» направление образования отстаивали представители теории:

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

в) дидактического прагматизма;

г) структурализма.

3. Дополните недостающий компонент содержания образования.

когнитивный опыт личности,

_______________ _________,

опыт творческой деятельности,

опыт отношений личности.

Дополните определение.

Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последо­вательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет - это _____________.

5. Дополните недостающий компонент государственного образовательного стандарта.

Федеральный, национально-региональный, ______________.

6. Из предложенных альтернатив выберите те, которые являются носителями содержания образования.

книги для учителя; указка; учебное пособие; картина; график; портфель.

Оцените выполненную работу, разделив количество верных ответов на 7. Вы усвоили материал на достаточном уровне, если полученный коэффициент превышает 0,7. (Здесь мы опираемся на подход к оценке усвоения материала В.П.Беспалько).

 

Основные источники информации:

1. Беспалько В.П. Теория учебников. – М., 1988.

2. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х книгах. – М., 1999-2001.

4. Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., 2003.- С. 254-260.

5. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989.

6. Каспаржак А.Г., Левит М.В. Базисный учебный план и Российское образование в эпоху перемен. – М., 1989.

7. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М., 2000.

8. Леднев В.С., Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Общая концепция федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины./ Под ред. В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н.Лазутовой. – М., 1998. – с. 3-22.

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 2000.- Гл. 4.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО СТРУКТУРА»

1. Ответьте на вопросы:

■ какова структура процесса обучения?

■ каковы основные компоненты процесса обучения?

■ какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?

что является основной структурной единицей процесса обучения?

■ что изменяется в процессе обучения?

2. Найдите педагогические ошибки и неточности:

■ «основная движущая сила процесса обучения - противоречия между учителем и учеником»;

■ «в процессе обучения происходит передача знаний и умений»;

■ «в процессе обучения учитель воздействует на учащихся»;

■ «результатом процесса обучения является знание, усвоенное учеником».

3. Охарактеризуйте одну из функций обучения (по выбору студента) с привлечением фактов из предмета Вашей специальности.

4. Задания:

Известно, что процесс обучения подчиняется определённым закономерностям, каким?

Установите соотношение закономерностей диалектики закономерностей обучения.

Найдите педагогические ошибки и неточности:

· «недисциплинированность учащихся - это закономерное явление»;

· «если изменить содержание учебного материала, отобранного для урока, то закономерно изменятся цели урока».

 

5. Что называется обучением? Выберите правильный ответ. Докажите ошибочность одного-двух приведенных ответов.

 

1). Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

2). Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями, навыками.

3). Обучение – это процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков и подготовку к жизни.

4). Обучение – двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системы знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

5). Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков.

 

Основные источники информации:

1. Куписевия Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. О.В.Долженко. – М., 1986.

2. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2004.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2004.

4. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. – М., 2005.

Вопросы для взаимопроверки:

Известно, что процесс обучения подчиняется определённым принципам, каким?

Обоснуйте взаимосвязь принципов и закономерностей обучения.

Согласны ли Вы с утверждением: «Чем более учитель опирается в учебной деятельности на общие психологические особенности своих учеников, тем менее необходим индивидуальный подход, и, наоборот, чем менее учитель знает общие особенности школьников, тем больше проявляются индивидуальные различия на уроке»? Своё мнение обоснуйте.

Ответьте на следующие вопросы:

■ какую роль играют принципы обучения в процессе обучения?

■ почему состав принципов расширяется - чем это объясняется?

Найдите педагогические ошибки и неточности:

■ «если учитель использует наглядное пособие, то это значит, что он реализует принцип наглядности»;

■ «принцип обучения - это знание о том, как учитель должен действовать»;

Основные источники информации:

1. Куписевия Ч. Основы общей дидактики: Пер. с польск. О.В.Долженко. – М., 1986.

2. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

3. Теоретические основы обучения в советской школе. / Под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. – М., 1989.

4. Принципы обучения. // Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. –С. 217-218.

5. Краевский В.В., Скаткин М.Н. Принципы обучения. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т.- Т. 2. – М., 1999. - С. 191-194.

6. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 2004.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ СРС К ТЕМЕ «МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

ЗАДАНИЯ:

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. Многомерность самого понятия “метод обучения” и разнообразие методов, известных современной дидактике объясняют наличие десятков их классификаций. Предпринимаются попытки создания бинарных и полинарных классификаций. В них методы группируются не по одному, а по двум или более признакам. Так, например. М.И.Махмутов предложил построить классификацию методов обучения на сочетании методов преподавания (информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий) и методов учения (исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый).

Анализируя разнообразные подходы к классификации методов обучения, заполните предлагаемую таблицу. Авторы наиболее распространенных классификаций, основания и соответствующие группы уже указаны в таблице. Самостоятельно заполните состав выделенных групп. Вы можете дополнить таблицу другими классификациями.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.