История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-12-12 | 244 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для умственно отсталых детей характерно позднее и неполноценное формирование всех видов деятельности. Особенно страдает у дошкольников произвольная деятельность. Это обусловлено тем, что ее осуществление требует определенного уровня развития мышления и речи, устойчивого внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено ввиду отклонений в развитии двигательной сферы.
Простейшая предметно-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, принятия пищи и не представляющая большой сложности для нормально развивающихся дошкольников, у умственно отсталых детей вызывает серьезные затруднения и далеко не всегда осуществляется ими должным образом. Для того чтобы овладеть теми или иными действиями, им требуется пройти длительный период направленного обучения. Они неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий, недостаточно понимают важность того, чему их учат. Все отрабатываемые действия должны ежедневно выполняться ими под руководством взрослого и с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа, сопровождаемых речью.
Особые трудности вызывает формирование у детей дошкольного возраста правильного поведения. Присущая им интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых они оказываются.
Игра. Для нормально развивающихся детей в дошкольный период жизни ведущим видом деятельности является игра. В спонтанном развитии умственно отсталых детей игра не занимает должного места. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте они еще далеки от овладения игрой.
|
Наиболее сложной и вместе с тем наиболее значимой для развития ребенка является сюжетно-ролевая игра. Ею умственно отсталые дошкольники самостоятельно не овладевают. Лишь в конце дошкольного детства у воспитанников специальных детских садов можно наблюдать отдельные элементы сюжетно-ролевой игры, которые формируются воспитателем на занятиях. Однако по собственной инициативе они таких игр не организуют.
Обычно у умственно отсталых дошкольников можно наблюдать отдельные игровые действия, они не имеют смыслового наполнения. В отдельных случаях дошкольники объединяются по 2—3 человека. Такое объединение бывает кратковременным. Вскоре у детей возникает конфликт, и они начинают отнимать друг у друга игрушку.
Рисование. Все нормально развивающиеся дети, начиная с младшего дошкольного возраста, с удовольствием рисуют. Вначале они просто выводят на бумаге различные каракули, потом начинают видеть в них сходство с каким-то знакомым предметом, позднее пытаются намеренно изобразить отдельные объекты. Детей радует работа с яркими фломастерами, карандашами, красками.
Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства можно видеть предметные и в какой-то мере сюжетные рисунки, выполненные весьма несовершенно, с грубыми ошибками и неточностями. В этих рисунках находят свое отражение недифференцированность зрительного восприятия, низкий уровень мышления и памяти и, конечно, несовершенство двигательной сферы.
Совсем иная картина наблюдается в тех случаях, когда дошкольников специально обучают рисованию. Большинство из них обнаруживают успехи, свидетельствующие как о наличии у них потенциальных возможностей, так и о важности коррекционного воздействия на умственно отсталого ребенка.
|
Трудовая деятельность. В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для умственно отсталых детей одним из основных видов деятельности, помимо учебной, является трудовая. Задания, предъявленные на доступном уровне, создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков психического развития.
Установлено, что школьники-олигофрены, особенно учащиеся младших классов, не всегда могут подчинять свои действия поставленной перед ними задаче. Часто они приступают к выполнению трудового задания без должной предварительной ориентировки в нем, без его анализа. Школьники выполняют задание, не осознавая его конечной цели и не имея плана действия. Это приводит к тому, что в процессе деятельности способы действия ребенка не изменяются даже тогда, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным, как того требует задание, результатам.
В ходе деятельности человек всегда опирается на свой прошлый опыт, на ранее усвоенные знания, умения, навыки. Особенности психического развития учеников-олигофренов оказывают существенное влияние на характер использования ими прошлого опыта. Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой трудовой задачи. Они выполняют задание, не осознав его специфики.
При выполнении задания часто наблюдается «соскальзывание» со сложной для детей деятельности на более легкую: не осознавая поставленной задачи и не проявляя к работе должного интереса, ученик пытается выполнить ее привычным способом, т.е. относится к ней формально.
Для большинства умственно отсталых учеников характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Они, как правило, с готовностью берутся за любое трудовое задание, не представляя себе ни способов изготовления предмета, ни порядка операций. Ученики не соблюдают необходимых требований, хотя в ряде случаев и помнят их, игнорируют особенности изделия. Школьники путаются и забывают, что и когда надо сделать, и нуждаются в постоянном контроле и разнообразной помощи со стороны учителя.
|
Ученики специальной школы недостаточно критичны к результатам своей деятельности: им трудно соотнести полученное изделие с образцом, оценить реальную значимость своей работы.
Среди старшеклассников специальной школы есть такие, кто, имея необходимые знания и умения по труду, применяет их только в узких пределах хорошо известных им и неоднократно выполнявшихся заданий. Большинство же умственно отсталых школьников достигают значительной самостоятельности в труде. Они могут правильно, без помощи учителя, выполнить несложное трудовое задание, а также вполне адекватно оценить полученный ими в процессе трудовой деятельности результат.
Мотивационно-потребностная сфера
В сложной структуре формирующейся личности ребенка следует выделить мотивационно-потребностную сферу, которая у умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности, ограниченностью мотивов, недостаточной сформированностью социальных потребностей. Этим детям свойственна «короткая» («близкая») мотивация деятельности, а также слабая и элементарная мотивация отношений. Деятельность учащихся младших классов специальной школы в значительной степени зависит от ситуации. Мотивы, побуждающие их к выполнению той или иной деятельности (будь то игровая, трудовая, учебная), зачастую оказываются слабо выраженными, нестойкими и быстро исчерпываются. Усваиваются они детьми формально, не становясь их собственными побуждениями (Л.В.Занков, Р.С.Муравьева).
При выполнении простой однообразной деятельности у умственно отсталых учащихся наблюдается быстрая истощаемость побуждений, так называемое «психическое насыщение».
Наблюдения за деятельностью умственно отсталых школьников показывают, что похвала, положительная оценка общественной значимости достигнутых ребенком результатов способствуют формированию мотивации, побуждают его как можно лучше проявить себя при выполнении задания.
16. Мышление УО. Мышление. У всех без исключения УО детей в 1-ую очередь наблюдается нарушение интелл-ой деят-ти, их мышление харак-ся тугоподвижностью, невозможность к отвлеченным и обстрактным понятиям. Носит бытовой хар-р. Характерно сниженная умственная активность, низкая умствен-ая работоспособность, отсутствие познавательного интереса, ограниченный круг знаний и представлений об окруж-ем. Наблюдаются недостатки всех уровней мышления. Наглядно-действенное мышление у УО вызывает затруднение решение простых практических задач(трудно объединять разрезные картинки 2-3 части, логические задания). Выполняют простые задания с больши кол-во ошибок, после многократных попыток, одну ошибку повторяют многократно, не переносят способ действия в аналогичные ситуации. Наглядно-образное вызывает еще большие трудности. Сложно ориентироваться, воспринимать и воссоздавать образы, устанавливать причинно-следственные образы, плохо оперируют собственными образами. Словесно-логическоемышление УО никогда не овладевают этим мышлением. Для них харак-но использование элементов логического мышления. Сложно понимание простых текстов, трудно устанавливать пространственно-временные, причинно – следственной связи, не могут делать самостоятельно выводы. Нарушение мышления при УО оказывает влияние на развитие всех других психич-их процессов.
|
Речь УО.
Наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, кот-ые обнаруживаются на различных уровнях речевой деят-ти. Наруш-ие речи начинается со слова. Слово явл-ся звеном, кот-оетсвязывает сенсомоторные процессы и мышление. Слово имеет звуковую форму, обозначает конкретный предмет, отображает смысловое значение. УО реб-ка нарушены все компоненты слова, что приводит к наруш-ию речевой функции в целом. Для УО характерно ЗРР: позднее понимание обращенной, обобщенной речи, трудности в ее самостоятельном использовании. Наблюдаются наруш-ие звукопроизношения(более сложные в акустическом плане). Словарь беден, значение слов не точное, редко используют обобщенные значения, пассивный словарь накапливается медленно. Наруш-ие фразовой речи, граммат-ой категории, предл-ия бедные и примитивные, не правильно используют части речи, наруш-ся построение фразы- аграматичны. УО редко становятся инициаторами диалога (связано с ограниченным кругом их интересов, не умеют слушать, не всегда отвечают на?, молчат либо отвечают невпопад. Построить монолог крайне сложно, они не умеют планировать высказывание, органичен словарный запас.
43. Показательными моделями дисгармонического психического развития являются психопатии и патологические варианты развития личности, в основе кот-ых лежит дизонтогенез эмоц-но-волевой сферы. Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад психики. Этиология психопатий связана либо с генетическими, наследственными факторами, экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза. Характерные психопатий черты: 1)повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость поведения, 2)преобладание примитивных потребностей и влечений.
|
Патологическое формирование личности также можно отнести к типу дисгармонического развития. В этиологии - неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация. В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:1) закреплению патологических реакций, представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию. Фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности;2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером. К дисгармоническому развитию можно отнести и невропатию -особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустойчивостью регуляции вегетативных функций (склонность к нарушениям сна, аппетита, неустойчивости температурной регуляции, чувствительны к погоде и т.д.) Это вызывает отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной ее составляющей. Дети повышенно впечатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают неврозы страха, заикание, тики, энурез и т.д. Особым видом дисгармонического развития является аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Нарушение вегетативно-эндокринной регуляции приводит, в одних случаях к замедлению темпа полового созревания (недоразвитие моторики, эмоционально-волевой сферы), а в других – к ускорению (пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффективная возбудимость, взрывчатость).
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!