Журналистика стран Восточной Европы. Общая характеристика или страна — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Журналистика стран Восточной Европы. Общая характеристика или страна

2017-12-11 387
Журналистика стран Восточной Европы. Общая характеристика или страна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По выбору(см. ксерокопия)

Трансформация СМИ в странах Центральной и Восточной Европы шла в трудных

условиях перестройки экономических и политических отношений в обществе.

Возьмем для примера СМИ Словакии и СМИ Польши.

В Словакии в марте 1990 года регистрация заменила разрешение издательства, &акон 175/90 Сборника), а в 1993 году вступил в действие закон об обязательных ЧгЭкземплярах (закон 93/93 Сборника).

С 1989 г. начался количественный рост наименований периодической печати. Тогда в свет выходило 326 центральных, региональных и местных издания, а в 1995 г. их количество выросло на 167%.

Ежедневные газеты читает около половины жителей страны старше 14 лет. Если в 1989 году печаталось 12 ежедневных газет, то в 1993 году их было уже 20. Из существующих газет с 1989 года выходят только семь. Четыре возникли на базе ^анее существовавших газет. Девять словацких газет появилось после 1990 года. За «ять лет с 1990 по 1995 годы возникло и прекратшю свое существование 10 газет, 4»днако число читателей не увеличилось, т.е. сократились тиражи. Средний «жедневный тираж одной газеты в 1989 году достигал 155 тыс. экз., в 1990 - 104 тыс., в 1992 - 89 тыс., в 1995 - 79 тыс. экз. Одшцго по данным Института по изученшо журналистики, ежедневный тираж газет на 20% меньше, если учесть непроданные экземпляры.

Региональная и местная печать юменялась следующим образом. По данным на 1989 год издавалось 122 региональные и местные газеты, а в 1995 их было уже 353. Часто эти годания выходят нерегулярно, на невысоком профессиональном уровне, по сути дела являются информационными бюллетенями. Появились «листки объявлений». Число районных и заводских газет увеличилось с 1990 по 1995 годы в два раза, зато их тиражи значительно упали.

Радио и телевидение в Словакии - общественно-правовые. Телевидение ведет передачи на двух каналах - СТВ-1 и СТВ-2. На основе лицензии идут передачи на эту третьем канале - ВТВ (Ваше телевизионное вещание), передачи которого транслируются через спутник. Совет по радио и телевидению выдал 60 лицензий регаональным и местным компаниям. Комгания Маркиза покроет 60% Словакии с помощью распространения кабельных программ.

Словацкое радио вещает на пяти программах. Первая программа - информационно-публицистическая. Вторая программа ведет передачи о литературе и искусстве, а также посвящена региональному вещанию и ввщанию на иностранных языках, молодежному вещанию в сотрудничестве с Обществом Яос1с-РМ и Радио СО1, которое является словацкой программой на немецком языке для австрийских радиослушателей.

В период социально-экономической трансформации в Польше (1989-1999 годы) пресса претерпела бурные преобразования. Так же, как и в Словакии, увеличилось количество наименований газет, активтаировались дифференциация и специализация. Наибольшие изменения претерпела женская печать[6]. Увеличилось не только количество женских изданий, но и их тиражи. В социалистической Полыпе насчитывалось 48 женских изданий. К числу самых старых польских журналов, юдаваемых после 1945 года, относится «Кобета и жиче». Женская пресса в ПНР, как и везде, кроме информационных материалов содержала разделы и рубрики, посвященные моде, домашнему хозяйству, воспитанию детей, проблемам семьи и т.п. Другой чертой социалистической прессы было стремление расширять практические навыки и повышать культурный уровень женщин, а также привлекать их к участию в общественной жизни. Помимо этого, женская пресса должна была информировать, воспитывать, советовать и учить.

Женская аудитория в 1945-1989 годы недооценивалась. Исследования показывают, что количество изданий, предлагаемых женской аудитории, было в два раза меньше фактического запроса на нее, Динамика развития женской прессы в Польше приостановилась в 1990 году. Из 16 женских журналов, юдаваемых после 1959 года, к началу 1997 года конкуренцию выдержали всего 10. Только два из них -«Проблемы семьи» и «Домашнее хозяйство» - издавались благодаря помощи правительства символическим тиражом - 1-2 тыс. экз. Самое старое женское издание польской прессы «Кобета и жиче» решением Ликвидационной комиссии РИК от 21 апреля 1991 года было передано кооперативу журналистов. Прочие женские издания также переходили в другие руки.

Смена издателей привела к расширению числа качественных женских журналов и, прежде всего, к значительной трансформации содержания. Эти преобразования произошли под влиянием прессинга иностранных инвесторов, которые после 1989 года вышли на польский рынок и начали годавать собственные издания. Они представляли собой, как правило, версии немецких и американских журналов, практически не имеющих ничего общего с оригинальными польскими юданиями. Среди журналов, финансируемых иностранными инвесторами, первое место занимает «Клаудиа», владеет которой немецкая фирма «Грунер унд Яр». Этому же кощерну принадлежали недорогие журналы «Най», «Пани Дому», «Сандра», «Секреты кухни». Другие издательства, функционирующие на польском рынке: немецкие - «Генрих Бауэр» (журналы «Тина», «Хвиля для себе», «Свет кобеты»), «Анна-Бурда» («Бурда», «Мисс Бэ», «Верена», «Вера»), «Феникс Интермедиа» («Дивчша», «Эла»), «Аксель Шпрингер» («Пани дому») и др; норвежское издательство «Оркла Медиа» («Филипинка», «Пшекрой»), швейцарское шдательство «Юрг Маркард» делит паи с «Феникс Интермедиа» («Дивчина»).

 

Ежемесячник «Фамилия. Семья католическая» был создан по образцу западноевропейских изданий. Печатались жития святых, общественные фельетоны, авторами которых были лица духовные, корреспонденции о визитах пап£* римского. Единственно чисто польским издательством, возникшим после 1989 года и бросившим вызов иностранным инвесторам, был концерн «Прушински Лимитад», издававший популярный ежемесячник «Домашний советник» - журнал, который хотя был адресован всей семье, но чаще всего раскупался женщинами. В 1994 году тираж этого издания достиг 3 млн. экз. Другим польским изданием, достигшим успеха на рынке, был ежемесячник «Твой стиль» тиражом 450 тыс. экз. Самое большое количество польских изданий для женщин (37) возникло в 1991 году, в 1990 году - 14, а в 1992 и 1993 годах - по 17.

Огромный успех женской прессы в Польше имел несколько причин. Предложение соответствовало спросу. Женские издания были адресованы всем возрастным, социальным и профессиональным группам. Они различались не только по профилю, но и по цене. Тип и адресат определяли содержание издания.

До начала трансформации польскоегосударственное радио и телевидение существовали по тэинципу самофинансирования, имея также право на дотации из государственного бюджета[/]>?--введением-в--яяваре 1990 года рычагов рыночной экономики радио и телевидение фактически были лишены дотаций со стороны государства. Резко снизились поступления от абонентной платы в связи со стремительным падением уровня доходов населения.

Польское телевидение вынуждено было пойти по пути коммерциализации. Неэффективная рекламная политика, низкая абонентная плата не могли покрыть всех расходов, необходимых для существования самого телевидения. Необходимость финансирования расходов для выполнения общественно-политических задач подтолкнуло руководство польского радио и телевидения к поиску других путей, в том числе и к привлечению иностранного капитала. В сфере электронных СМИ участие иностранного капитала с самого начала их перестройки в Польше было ограничено. Это ограничение впоследствии оформилось законодательно: ст. 33 нового Устава о радиовещании и телевидении допускает участие иностранного капитала в электронных СМИ не более 33%. По мнению польских аналитиков, это ограничение в конце концов будет сломлено, поскольку развитие РТВ требует гигантских инвестиций.

Трансформация польского ТВ сопровождалась экспансией спутникового телевидения, зарождением и становлением каналов 'Частного телевидения, в том числе с привлечением иностранного капитала, что 1шло обусловлено законодательным переходом^—государственной модели телевидения к общественной.

Первое негосударственное ТВ возникло в Польше в 1990 году, а к началу выдачи лицензий на вещание (в соответствии с Положением о радиовещании и телевидении, принятом в начале 1994 году) насчитывалось уже 19 частных телевещательных центров, функционирующих «пиратским» образом.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.