Профессиональные стандарты социальной журналистики. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Профессиональные стандарты социальной журналистики.

2017-12-09 797
Профессиональные стандарты социальной журналистики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Теоретики и практики российской журналистики (Иосиф Мих. Дзялошинский, Тат Ив Фролова, Марина Александр Бережная, Евг Павл Прохоров и ряд др) приблизительно с 2002 года стали указывать на то, что социальная журналистика отличается от всех других журналистских специализаций тем, что не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни.

Смысл гражданской журналистики

1. Для населения:

_ Гражданская журналистика – это журналистика высокого качества, которая развивает способности граждан самостоятельно решать проблемы местного уровня.

_ Гражданская журналистика демонстрирует, что когда вы даете читателям средства для действия, они начинают действовать.

_ Данные исследований подтверждают, что усилиями гражданской журналистики можно существенно расширить знания читателей по той или иной конкретной социальной теме.

_ Гражданская журналистика оказала положительное влияние на оценку средств массовой информации населением.

_ Общественные группы берут на вооружение формы гражданской активности

(например, учебные кружки и инициативные группы), о которых они узнали

благодаря гражданской журналистике.

_ На выборные должности в местные парламенты баллотируются люди, никогда не стремившиеся к власти, до тех пор, пока их не охватила та или иная инициатива, выработанная в совместной деятельности с гражданской журналистикой.

2. Для журналистики:

_ Гражданская журналистика способна производить глубокие материалы, получающие подлинный общественный резонанс, влияющие на соц процессы, а не статьи, демонстрирующие только проблемы.

_ журналисты заново открывают для себя свою аудиторию и ломают старые стереотипы.

В редакциях появляется все больше нового: новые страницы, новые должности, новые критерии, новая постановка задач, новый язык.

Они обязуются освещать деятельность руководящих органов и выборы «в перспективе решения гражданских проблем».

_ Наконец, гражданская журналистика создала обстановку, позволившую редакторам брать на себя дополнительный риск.

Профессиональные установки журналистов, разделяющих идеи журналистики соучастия могут быть сформулированы следующим образом:

_ Действия журналистов определяются не властями, а интересами населения.

_ Журналисты рассматривают читателей, зрителей, слушателей не как пассивных наблюдателей происходящих процессов, а как участников решения важных

вопросов, равноправных партнеров.

_ Журналисты предоставляют людям информацию, которая необходима им для принятия решений в обществе самоуправления.

_ Журналисты призывают граждан к активному участию в общественной жизни, убеждают их в том, что они способны повлиять на ситуацию в обществе, и информируют об уже существующих инициативах.

_ Журналисты организуют встречи граждан для обсуждения волнующих их ключевых проблем, проводят регулярные опросы и готовят публикации по материалам этих обсуждений и опросов.

_ Журналисты помнят о том, что журналистика не только зеркало действительности, но и ее конструктор

Участие граждан может осуществляться несколькими способами:

_ «Обсуждение». Иногда требуется именно "выплеснуть" общественное мнение.

Можно просто цитировать читателей в газете; можно также организовать совещательные городские форумы по тем или иным проблемам. Цель: дать возможность высказать идеи, обсудить их, посовещаться.

_ «Вовлечение». Конкретные акции или проекты организуются гражданской журналистикой и людей приглашают к активному участию, предлагают конкретный график действий потенциальным добровольцам (волонтерам). Проекты могут быть различны: от обучения детей-инвалидов до оплаты парковых фонарей в бедных районах. Граждан призывают принять участие, при желании индивидуально, без шумихи, а СМИ часто рассказывают о том, как это сделать.

_ «Организация». Высший уровень общественного самосознания – создание объединений

граждан с целью изучения того или иного вопроса и осуществления проекта.

Подобные проекты гораздо сложнее создавать и поддерживать, но они, при условии эффективной организации, дают более конкретные результаты.

 

 

С этой точки зрения, социальная журналистика обладает функциональной спецификой, поскольку ориентируется не на информирование и выражение общественного мнения, а на непосредственное вмешательство в реальную жизнь. По своей сути гражд жур-ка основана на убеждении, что журналистика имеет обязанность перед обществом, гораздо большую, чем просто сообщать новости или раскрывать множество фактов.

Традиционная журналистика считает, что ее дело - давать гражданам информацию и мнения. Что с этой информацией и этими мнениями делать - дело самих граждан. Сторонники социальной журналистики полагают, что журналисты обязаны предоставлять людям информацию, которая им необходима для принятия решений в обществе самоуправления, и способствовать тому, чтобы читатели, зрители, слушатели становились активными участниками общественной жизни.

Ориентация не на информационный, а на прагматический эффект модифицирует и творческий процесс, влияя на выбор темы, сбор фактического материала, структурирование текста и подбор выразительных средств.

Определение информационной повестки дня поводится на базе широких опросов. Важнейшими источниками информации являются:

Гос организации и учреждения:

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Министерство экономического развития и торговли РФ (Департамент стратегии социально-экономических реформ) Министерство образования и науки РФ Министерство регионального развития РФ

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (региональные управления)

Федеральная миграционная служба Федеральная регистрационная служба Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции РФ Федеральное медико-биологическое агентство

Комитеты Совета Федерации РФ: по социальной политике и здравоохранению, по правовым и судебным вопросам, по делам молодежи и туризму

Комитеты Государственной Думы РФ: по труду и социальной политике, по безопасности, по вопросам семьи, женщин и детей, по делам молодежи Комиссии Мосгордумы: по социальной политике и трудовым отношениям, по физической культуре, спорту и делам молодежи

Региональные органы исполнительной власти в социальной сфере

Областные министерства, департаменты и агентства: социального развития, здравоохранения, культуры и молодежной политики, образования и науки

Профильные подразделения региональных администраций

Комитет по делам семьи, охраны материнства и детства, демографии

Местные органы исполнительной власти в социальной сфере

Городские департаменты и управления социальной защиты населения; комитеты по делам семьи и молодежи

Институт Уполномоченного по правам человека (ом-будсмены)

Уполномоченный по правам человека в РФ

Уполномоченные по правам человека, ребенка в республиках, краях и областях

Общественная палата РФ, региональные общественные палаты Профильные комиссии Общественной палаты: по социальной и демографической политике; по развитию благотворительности и совершенствованию законодательства о НКО; по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы и т.п.

Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; советы при главах региона

Региональные комиссии по правам человека

Межведомственные комиссии по различным социальным вопросам: межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства прав мужчин и женщин в РФ при Правительстве РФ и т.п.

Центры: социальной помощи и защиты; помощи семьи и детям; социально-реабилитационные для несовершеннолетних; геронтологические; труда и занятости

Органы опеки и попечительства Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Отделы по делам семьи, охраны (защиты) прав материнства и детства Социальные приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома престарелых и т.п.

Образовательные учреждения (школы, вузы, учреждения дополнительного образования и т.п.)

Медицинские учреждения (поликлиники, больницы, учреждения медико-социальной экспертизы и т.п.) Досуговые учреждения (дома творчества, досуговые центры и т.п.) и др.

Международные и межправительственные организации

Подразделения ООН, специализирующиеся в различных социальных сегментах

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

МОМ (Международная организация пи миграции)

МОТ (Международная организация труда)

УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) УНП ООН (Управление ООН по наркотикам и преступности) ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде)

ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры) ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения)

ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу)

Научно-исследовательские институты и центры

Государственные

Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федеральный научно-методический центр по борьбе со СПИДом

Негосударственные

Независимый институт социальной политики

Институт прав человека Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»

Институт толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы и др.

Некоммерческие организации (НКО) и гражданские объединения -третий сектор: Союз социальных педагогов и социальных работников Форум Доноров Союз благотворительных организаций России Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций Международный социально-экологический союз и др.

Всемирный фонд дикой природы Гринпис и др.

Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» Центр развития демократии и прав человека Фонд «Институт экономики города» Молодежное правозащитное движение Эколого-просветительский центр «Заповедники» Союз комитетов солдатский матерей России и т.п.

Региональные и местные НКО

Компании, бизнес-структуры - «второй сектор»

Подразделения компаний, отвечающие за реализацию корпоративной социальной политики, социальные проекты и благотворительную деятельность

СМИ

Информационные агентства Агентство социальной информации АСИ, РосБизнесКонсалтинг Национальное агентство молодежной информации Независимое информационное агентство и др.

Специализированная газетно-журнальная периодика Журнал «Деньги и благотворительность» Журнал «Некоммерческое обозрение» Московская благотворительная газета и др.

Программы электронных СМИ Например, программа «Богач. Бедняк. Благотворитель», Радио Россия, Программа «День Аиста», «Адреса милосердия – «Маяк», «Народный путеводитель» ОРТ и др.

Специализированные СМИ Журнал «Национальные проекты» Интернет-газета «Анти СПИД-НаркоСТОП»

Интернет-ресурсы

База данных «Реализация реформ здравоохранения в субъектах РФ» «Человек и закон» - правовая база законодательства РФ Справочная база по детским учреждениям на сайте Детские домики.ру Интернет-библиотека «Исследования российской благотворительности и некоммерческого сектора» и т.п.

Инфоблаго. Социальная ответственность бизнеса Ювенальная юстиция в России

Демократия.ру Сайт кампании «Наши дети» Сайт кампании «Так просто!» Интернет-проект «СТОП.СПИД.ру» Сайт инициативы «Благотворительность вместо сувениров» Всероссийский интернет-проект по проблеме предотвращения и отказа от курения

Благотворительный интернет-фонд Помоги.орг Всероссийский интернет-педсовет и т.п.

Ресурсный центр геронтологических организаций Портал «Права человека в России»

Союз образовательных сайтов

Граждане и группы граждан

Особое значение имеет создание редакционного актива, личное общение с инициативными группами граждан, создание Общественной экспертизы при редакции, клубов по интересам, Соседских общин и т.д.

 

К специальным технологиям соц жур-ки относят социальное расследование. Такой метод пока не получил широкого распространения, но необходим.

Известно, что картина повседневной жизни, представленная в прессе, многолика и противоречива, но хаотична и не раскрывает истинных причин многих проблем. Социального анализа недостает журналистике в целом. Социальное расследование позволяет выстроить, восстановить по частям целостную картину явления и наметить пути разрешения проблемы.

Это требует многократного возвращения к одной теме, длительной работы, привлечения различных источников, сопоставления экспертных оценок, нахождения неизвестных ранее фактов, документов. Результаты компетентного расследования нередко бывают сенсационными. Выявление тенденции, прогноз развития, программа разрешения - все это также вытекает из результатов расследования и в идеале составляет его часть. Как предметы, так и масштабы расследования могут быть различными, оно пригодно и для прессы региональной.

Социальное расследование как метод журналистской деятельности и форма публикации востребовано аудиторией, так как подразумевает глубокое погружение журналиста в проблему для выявления тенденций и анализа социальных явлений, привлечение большого числа экспертов, эксклюзивных документов, рассмотрение многих конкретных и противоречивых ситуаций, постепенно, шаг за шагом раскрывающих глубинную суть явления. Такие факты часто намеренно скрываются от общества и журналиста, а их поиск нередко сопряжен с риском. Особенность социального расследования в том, что здесь конечная цель журналиста – не обличение коррумпированного чиновника, не выявление политических интриг, а возможность построить общественный диалог, найти решение социальной проблемы.

Важность этого метода в том, что он обладает функциональной спецификой. Ожидаемая реакция на такой материал - действия чиновников или властных структур, которые способны изменить проблемную ситуацию, описанную в журналистском материале. Далеко не все журналистские материалы достигают такого эффекта. Чтобы вызвать ответную реакцию, журналистский материал должен быть убедительным и объективным, то есть в нем должны быть четко обозначены:

• освещаемая журналистом проблема или явление - почему важно именно это и именно сейчас;

• мнения разных сторон конфликта, экспертов, наблюдателей, очевидцев;

• анализ ситуации самим журналистом с опорой на полученные им факты и мнения;

• прогноз развития ситуации, возможные способы разрешения конфликта;

• прямое обращение редакции к одной из сторон конфликта - депутату Госдумы, главе управы, губернатору области, края.

Технологическую цепочку расследования в обобщенном виде можно представить следующим образом: исходная ситуация - дополнительный сбор фактов, относящихся к ситуации, - авторские версии произошедшего - выход за пределы конкретной ситуации, постановка проблемы - привлечение новых источников информации: документы, эксперты, статистика - выявление тенденции - прогноз развитие тенденции - программа действий.

Предметом социального расследование может быть как частная ситуация (проблема одной семьи, школы, больницы и т.д.), в разрешении которой принимает участие журналист, так и проблема федерального масштаба, касающаяся большинства населения России или мира.

Первый тип расследований особенно характерен для массовой прессы - предметом расследования в них становятся экстраординарные, необычные случаи, однако все смысловые компоненты расследования, вся расследовательская «цепочка» в этих изданиях почти не встречается.

В качественных ежедневных изданиях социальное расследование также редкий гость, но по другой причине: социальное расследование требует тщательной проработки темы в течение длительного периода времени, что не всегда позволяет график ежедневной газеты. Экономические и политические расследования обычно помещают в журналах-приложениях («Коммерсант-Деньги», «Коммерсант-Власть»), поэтому социальные расследования в таких изданиях встречаются довольно редко. Издание, для которого качественные социальные расследования стали фирменным знаком, визитной карточкой, - «Новая газета».

Примером качественного социального расследования могут также служить публикации журнала «Русский репортер». Они отличаются глубиной раскрытия темы, авторы всегда стремятся не просто описать ситуацию, а вывести из частного случая тенденцию, привлечь большое число экспертов. Они опираются не только на факты, почерпнутые из интервью, неофициальных бесед, официальной статистики, но и на эксклюзивную информацию. В журнальных публикациях наиболее часто мы встречаем классику социальных расследований: ситуация - проблема - тенденция - прогноз - возможный выход из ситуации - способы решения проблемы в целом.

Расследованиями начинают заниматься после долгого опыта работы в СМИ. Это особый вид деятельности, когда журналист не обременен ежедневной рутиной и в его распоряжении достаточно времени и материальных средств для расследования. Отсутствие этих условий, а также незащищенность журналиста часто становятся препятствием для качественного журналистского расследования. Рекомендации опытных журналистов можно сгруппировать по нескольким основным направлениям:

• позиция: абсолютная независимость, в том числе и от правительства, и от корпоративных интересов, объективность, нейтральный стиль, отражение в материале точек зрения различных групп, имеющих отношение к проблеме, отказ от выражения личной точки зрения;

• источники: определение основных достоверных источников информации и дальнейшая опора на них; сомнение относительно мнений большинства журналистов, освещающих эту же проблему, здоровый скептицизм;

• методы: перепроверка фактов, множество интервью, документальные свидетельства, полная картина расследования и отражение в материале точек зрения различных групп, имеющих отношение к проблеме;

• «живые истории»: наличие результатов наблюдения, картинки, репортажных элементов, конкретных историй и эпизодов. Сейчас источником историй чаще всего являются сами люди; для этого журналисты создают возможности читателям-зрителям предложить свои материалы.

Жанры соц жур-ки. Результаты соц расследования или соц исследования могут быть представлены в любом из традиционных журналистских жанров, но задачи соц жур-ки обусловили их модификацию. Ориентация на прагматический эффект организует деятельность журналистов и структурирует текст, приводя к модификации традиционных жанров. Почти обязательным стало присутствие в освещении факта точки зрения рядового человека. В информационных жанрах широко используются «живые источники информации», даже небольшие по объему заметки часто содержат описание конкретного эпизода и реплики субъектов действия, ситуация может комментироваться с помощью подборки читательских писем. В аналитических жанрах характерно выражение точки зрения народа в форме предположения. Позицию обычного человека может выражать и автор, используются различные формы солидаризации с читателем. Сложилась характерная для материалов социальной направленности форма аналитической корреспонденции, включающая элементы интервью, репортажа, экспертные оценки, план действий, альтернативные предложения, прогноз. Характеризуют ситуацию, как правило, участники или очевидцы, в этой роли нередко предстает журналист. Представляя адекватные меры решения проблемы, журналисты находят руководящие инстанции, от которых непосредственно зависит исход дела, затем с целью верификации полученных ответов обращаются к экспертам-специалистам. Завершается корреспонденция предложением проекта решения проблемы, верность плана аргументируется примерами успешной работы по подобным проектам в других местах. Проектными по характеру становятся даже традиционные «авторские» жанры – комментарий и эссе, в них тоже авторы стремятся представить свой план решения той или иной проблемы.

Задачи, решаемые соц жур:

- помочь одному человеку в конкретной ситуации, рассказать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы;

_ открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, осваивать новые жизненные реалии,

- помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем,

- стимулировать творческую жизненную активность и в особенности идивидуальную гражданскую инициативу;

_ создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках традиционных ситуаций, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен;

_ давать полную информацию о состоянии социальной сферы,

- вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам,

-подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения,

- реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики, следить за функционированием социальных институтов;

_ упорядочивать общественные отношения, поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами;

_ помнить о нравственной оценке событий, поступков, высказываний,

-морально поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, напоминать, что всегда есть возможность помочь другому, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.