Социальная журналистика как общественная деятельность. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Социальная журналистика как общественная деятельность.

2017-12-09 974
Социальная журналистика как общественная деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Концепция третьего обновления журналистики (второе – было связано с формированием концепции Социальной ответственности прессы) связана с появлением так называемой «гражданской журналистики» или «социальной журналистики». (Эту журналистику называют также общественной (publicjournalism), общинной или коммунитарной (communityjournalism Джо Гримм (Мичиганский универ, Роберт Воган -Осло), рефлексивной или проектной (А. Согомонов), гуманитарной (Е.П.Прохоров), журналистикой соучастия (И. Дзялошинский), партиципаторной (participatoryjournalism) Фомичева, в ведущих вузах страны - социальной (в МГУ-Т.И.Фролова, в СПбГУ - М.А.Бережная)

Теория социальной жур-ки в определенной мере основана на концепции журналистики демократического участия (социального участия рядовых граждан), предложенной Денисом Макквейлом (проф Амстердамского универа) в 1980г. Эта же идея разрабатывалась группой командой ученых в составе Клиффорда Кристианса, Теодора Глассера, Дениса Маккуйэла, Каарле Норденстренга и Роберта Уайта. Они предложили класси­фикацию из пяти парадигм и четырех ролей, которые медиа могут играть в демократическом обществе: I) сотрудничать с государ­ственной властью; 2) осуществлять контроль за политической вла­стью; 3) способствовать общественному диалогу; 4) бросать вызов всему социальному порядку с помощью подлинной критики.

Термин «демократическое участие» выражает разочарование общества в существующих политических партиях и в самой системе парламентской демократии, которые, потеряли связь со своими корнями, затрудняя, а не упрощая участие масс в политической и общественной жизни. Современные СМИ заорганизованы и не способ­ны предоставить индивиду и меньшинству реальные возможности для выражения мнения.

Теория свободной прессы бессильна из-за влияния рынка, а теория социальной ответственности неуместна из-за того, что участвует в бюрократическом государстве и обслу­живает организации и профессии в сфере медиа.

Практикуемое прессой саморегулирование и подотчетность крупных вещатель­ных организаций не помешали росту медиаинститутов, которые управляются из властных центров или которые не справляются с задачей удовлетворять потребности, рождающиеся в ходе повседневного опыта граждан.

Общественное вещание сильно повысило на­дежды на то, что системы медиа могут участвовать в длительном процессе социального развития и осуществления демократических реформ. Этим ожиданиям не удалось сбыться из-за стремления некоторых организаций общественного вещания к чрез­мерному патернализму, крайней элитарности, желания быть бли­же к истеблишменту, излишней податливости к политическому и экономическому давлению, чрезмерной монолитности, излишне­го профессионализма.

Главным в теории демократического участия, сформулированной Каарле Норденстренгом, является неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа и признание необходимости институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности.

Главным в теории социальной журналистики являются потребности, интересы и надежды активных получателей информа­ции в обществе. Она касается права на получение нуж­ной информации, права на ответ, права использовать средства ком­муникации для взаимодействия в небольшом сообществе, объеди­нении по интересам, субкультуре. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профес­сионализированных, нейтрализованных и контролируемых государ­ством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинституционализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.

1. Понятие «гражданская журналистика» возникло в США в конце 80-х годов XX века в качестве предвыборных проектов, - журналисты отождествляли свой долг с «поиском проблем избирателей, а не кандидатов» (газеты «TheCharlotteObserver» и «TheWichitaEagle»). Классиками американской концепции гражданской журналистики традиционно считаются: Джей Розен (муж) и Дэвис Мэррит – они опубликовали труд «Общественная журналистика: теория и практика» (Public journalism: theory and practice), Джейн Шафер (жен) (ее кн Гражданская журналистика, также Л. Фридленд, Д. Кери, продвигающие гражданскую журналистику от «точечного» экспериментирования в рамках семинаров, конференций, исследований, опросов журналистского сообщества к ее теоретическому обоснованию и применению в практике журналистики.

В дальнейшем концептуализация этой идеи стала возможна при участии различных исследовательских и научных центров:

(Центр гражданской журналистики, Школа журналистики и массовых коммуникаций

Университета Висконсин-Мэдисон, Центр коммуникаций и демократии и пр.), благодаря

чему «322 американские ежедневные газеты занимались развитием форм гражданской

журналистикимежду 1994-2001 гг.» (Friedland L. Community Impact, Journalism Shifts Cited in New Civic Journalism Study // http://www.pewcenter.org/doingcj/speeches/index.html. [30.10.02]

2.Концепция возникла из разочарования в представительной демократии как средство развития прямой демократии и гражданского общества.

3. Главная цель –преодоление отчуждения между прессой и обществом, развитие социального диалога, организация совместной с аудиторией деятельности на пути к гражданскому обществу.

4. Основной субъект деятельности – локальные СМИ, в идеале общественные СМИ. (форма собственности может быть различной).

5. СМИ контролируются общественными советами, самим обществом, инструменты контроля: мониторинг СМИ независимыми организациями, регулярные отчеты о деятельности СМИ перед обществом.

6. Запрещены коммерческие цели, лоббирование интересов каких-либо групп в ущерб интересам большинства. (Гражданская журналистика встала перед фактом, что рекламная модель финансирования СМИ не оставляет ей шансов на развитие. НО пока не найден адекватный ответ на вопрос об альтернативных способах финансирования. Поиски идут в области обоснования перспективности некоммерческой журналистики и более стабильного финансирования за счет государства, фондов, пожертвований граждан, использования принципов кооператива и франшизы, применяющихся в других отраслях экономики. Разнообразный по источникам финансирования неприбыльный сектор СМИ основан на концепции, что информация является общественным благом, а не рыночным товаром).

7. Главное отличие от других концепций журналистики – главная задача журналистики не только информирование, а активное участие в жизни общества.

 

Развитие социальной журналистики как особого профиля деятельности в России относят приблизительно к 2002году. С этого времени теоретики и практики российской журналистики (Иосиф Мих. Дзялошинский, Тат Ив Фролова, Марина Александр Бережная, Евг Павл Прохоров и ряд др) стали указывать на то, что социальная журналистика отличается от всех других журналистских профилей тем, что не просто отображает действительность, информируя аудиторию о происходящих событиях и давая возможность обменяться мнениями по различным поводам, но и особым образом участвует в регулировании отношений между людьми и социальными общностями, стремясь позитивно повлиять как на сами эти отношения, так и на социальные структуры, управляющие различными сферами общественной жизни.

 

Журналисты, разделяющие идеологию гражданской журналистики, полагают, что средства массовой коммуникации должны, прежде всего, помогать населению (то есть гражданам) влиять на власть, на политиков, помогать политикам узнать истинные интересы граждан. Этот подход потребовал существенного изменения профессиональных стандартов и технологий. Ставится задача рассказывать гражданам о проблемах и текущих событиях так, чтобы они могли принимать общественно значимые решения, участвовать в гражданском диалоге и действии и исполнять свой гражданский долг в условиях демократии.

Гражданская журналистика создает реальную возможность для взаимодействия между журналистами и гражданами. Ее главная функция – функция форума. Она стремится строить двусторонний разговор с читателями вместо односторонней информационной загрузки, обрушивающей на публику множество фактов, как это часто бывает в традиционной журналистике. Ее задачи – формирование информационной повестки дня, соответствующей реальным потребностям людей (важнейшим источником информации являются рядовые граждане), не только обнаружение проблем и их анализ, но активный поиск их решения (организация дискуссий, поиск решений в ответственных в данной области инстанциях), публикация проектов решений, организация общественной экспертизы этих проектов и экспертизы специалистов, отслеживание внедрения проектов, поддержка общественных инициатив и организация социальных акций и кампаний.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.