Теории обучения и воспитания — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Теории обучения и воспитания

2017-12-11 329
Теории обучения и воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретико-методологические основы педагогики. Тенденции развития современного образования в России и за рубежом. Основные категории педагогики. Федеральные документы в области образования. Сущность и содержание процесса обучения. Сущность, факторы и закономерности процесса обучения. Общая характеристика современных моделей обучения. Инновационные методики обучения. Методики авторских школ. Зарубежные методики обучения. Теория и практика воспитательного процесса. Сущность процесса воспитания. Категория «отношение» как суть процесса воспитания. Основные идеи гуманистической парадигмы воспитания. Закономерности, принципы воспитания. Воспитательная среда и ее развитие. Воспитание личности в коллективе. Специфика семейного воспитания. Методы, приемы и эффекты воспитания. Формы и технологии воспитания. Школа как воспитательная система. Развитие детского самоуправления. Воспитание здорового образа жизни. Воспитание личности в подростково-молодежных сообществах. Воспитание толерантности. Стимулирование самовоспитания ребенка. Основные авторские концепции воспитания.

История педагогики и образования

История образования и педагогическая мысль как область научного знания. Зарождение и развитие педагогической практики в Древнем мире и в эпоху Средневековья. Воспитание и образование на Руси до XIХ в. Педагогические теории эпохи Просвещения в Западной Европе (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Развитие практики образования в XVIII в. Становление идей воспитывающего и развивающего обучения в педагогической мысли Западной Европы в XIХ – нач. ХХ в. (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Р.Оуэн). Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе и США в кон. XIX – нач. XX в. (Г. Кершенштейнер, В. Лай, Дж. Дьюи). Развитие государственной системы образования в России в XIX – нач. ХХ в. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. XIX в. (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский). Идеи Л.Н. Толстого о свободном воспитании и образовании детей. Педагогические идеи кон. XIX–нач. XX в. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лесгафт, К.Н. Вентцель). Школа и педагогика в Западной Европе и США в XX в. Развитие советской школы и педагогики в России после 1917 г. Педагогические поиски В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского. Современная система образования в России.

Поликультурное образование

Историко-культурные предпосылки поликультурного образования. Монокультурное образование и поликультурное образование. Многоэтничность Российской Федерации, движения «национального возрождения» и образование. Распространение идеологии мультикультурализма в педагогической среде. Этнокультурное образование, полиэтническое и поликультурное образование. Мультикультурное и межкультурное образование: различия и основные противоречия. Теоретико-методологические основы поликультурного образования. Конструктивизм как теория познания в поликультурном образовании. Теории развития в поликультурном образовании. Гуманистический подход в воспитании как ценностная основа поликультурного образования. Диалог и конструктивное равноправное взаимодействие как технологии поликультурного образования. Основные теоретические модели поликультурного образования: цели, принципы, содержание, методы. Мультиэтнического образование (Дж.энкс), мультикультурное образование (Я.ей, Г.В.алаткина), многокультурное образование (Г.Д.Дмитриев), культорологическое личностно-ориентированное образование (Е.В.ондаревская), диалог культур в образовании (В.С. Библер), собственно поликультурное образование (Г.И.айсина, К.рант, Л.Л.упрунова и др.). Языковое поликультурное образование (П.В.Сысоев) Психологические и социологические исследования как ориентиры при организации поликультурного образования (Ж. Пиаже, М.А. Холодная, А.Р. Лурия, Дж.Брунер, М. Коул). Кросс-культурная психология. Межкультурные стили конфликтного поведения. Билингвизм и языковые универсалии. Психология межкультурных отношений. Аккультурация и адаптация. Стереотипы и предубеждения. Психология социальной идентичности. Гражданская, этническая, региональная и культурная идентификации. Многоликость, контекстуальность и изменчивость социальной идентичности. Взаимодействие социальных идентификаций и проблема этноцентризма. Индивидуализация обучения как необходимое условие организации поликультурного образования. Основные технологии реализации учета культурно-психологических особенностей в поликультурном образовании. Проблема этноцентризма образовательных стандартов. Поликультурный подход к отбору содержания образования. Учет культурного разнообразия в планировании результатов образовательного процесса и оценке достижений ученика. Социально-психологические особенности поликультурного образования. Поликультурное образование как создание пространства эффективной межкультурной коммуникации в образовательной среде. Образовательная среда как фактор созидания и распространения культуры мира (Б. Риэрдон). Роль личности педагога в становлении культуры межнационального общения и культуры мира (А. Сыродеева). Технологии межкультурной коммуникации в образовании. Кросс-культурный менеджмент в образовательной среде как технология формирования культуры мира. Профилактика ксенофобии в циклограмме работы образовательного учреждения.

Социальная психология

Роль социальной психологии и знаний, которыми она располагает, значительно возросли. Сегодня овладение ими необходимо профессионалу психологу в любом виде его деятельности. Курс социальной психологии ориентирован на формирование у студентов целостного представления о социально-психологических феноменах, механизмах и закономерностях, а также о практической и прикладной деятельности социального психолога. В рамках данного курса делается акцент на развитие у студентов понимания социально-психологических процессов, в частности таких как: групповая динамика, формирование лидерства, и т.д. Курс социальной психологии является базой для дальнейшего изучения дисциплин, таких как психология общения, психология управления, психотерапия, психологическое консультирование и т.д. По этому, особое значение приобретает осмысление ключевых понятий и базовых теорий курса. Изучение курса социальной психологии позволяет сформировать у студентов представления о научных достижениях социальной психологии, целостное представление о поведении человека, включенного в различные социальные отношения и подготовить студентов к решению вопросов социально-психологической помощи. Цель дисциплины: формирование и развитие компетенций, направленных на овладение сущности общественных явлений, их эволюции, функций, динамики; выявление особенностей протекания и влияния социальных процессов на жизнедеятельность человека, коллектива и общества. Задачами курса мы определили: приобщение студентов к овладению научными основами социально-психологических знаний: основными социально-психологическими понятиями, закономерностями, принципами, теоретическими положениями; обучение студентов методам социально-психологического исследования, (наблюдение, анкетирование, социометрия, групповая оценка личности и т.д.); формирование умений анализировать ситуации социально-психологического взаимодействия. Курс социальной психологии состоит из пяти разделов. В первом разделе рассматриваются история становления и развития социальной психологии как науки в зарубежной и отечественной психологической школе, предмет, цели, задачи основные принципы и методы социально-психологического исследования. Второй раздел отражает специфику социально-психологического подхода к понятию общения, его функциям, видам и основным механизмам. Третий раздел рассматривается проблематика социальных конфликтов, закономерностей их функционирования при взаимодействии субъектов с социальной средой и способы их разрешения. В четвертом разделе курса раскрываются основные принципы социально-психологического исследования групп. Пятый раздел раскрывает закономерности и механизмы влияния социальной среды на становление и развитие личности.

Психология развития

Дисциплина включена в базовую часть цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 050400 – Психолого-педагогическое образование. Курс включает в себя знакомство с теоретическими основами психологии развития человека: детерминантами, общими закономерностями, механизмами и движущими силами, а также с основными теориями и понятийным аппаратом психического развития. Кроме того, в данный курс вошли материалы о закономерностях и особенностях развития человека в эпохи раннего детства, детства и подростничества.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.