Опираясь на классификацию психологических проблем и основных диагнозов, а также на теорию А.Л. Венгера, выделите возможные диагнозы и причины нарушения, которые могут стоять за данной проблемой. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опираясь на классификацию психологических проблем и основных диагнозов, а также на теорию А.Л. Венгера, выделите возможные диагнозы и причины нарушения, которые могут стоять за данной проблемой.

2017-12-09 845
Опираясь на классификацию психологических проблем и основных диагнозов, а также на теорию А.Л. Венгера, выделите возможные диагнозы и причины нарушения, которые могут стоять за данной проблемой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как справедливо замечает К. Ингенкамп, психологическая диагностика в педагогической деятельности в первую очередь призвана оптимизировать процесс индивидуального обучения, сведя к минимуму разнообразные педагогические ошибки. Ядром и конечной целью такого единичного познания выступает психологический диагноз. Он представляет собой интеграцию психологического и педагогического знания, синтез педагогической (феноменологической) и психологической (причинной) оценки субъекта в реальных условиях учебно–воспитательного процесса. Его первая часть связана с выявлением социальных позиций, интересов, ценностей, мотивов и направленности, степени вовлеченности в образовательный процесс, особенностями социализации и социальной адаптации. Вторая часть устанавливает, какие особенности психической системы были актуализированы в сложившейся образовательной ситуации и повлияли на характер ее функционирования.

Обогащая педагогический процесс индивидуальным психологическим знанием, психологический диагноз обеспечивает непосредственную связь корректирующей, развивающей, обучающей функций в структуре педагогического труда, показывая, что в основе преодоления и решения большинства педагогических задач, связанных с обучением и воспитанием учащихся, лежит знание причинно–следственных отношений между феноменологией педагогических явлений и детерминирующими их психологическими причинами.

Понятие диагноза является ключевым в диагностике. Его суть раскрывает специфику диагностики как особой сферы человеческой деятельности, направленной на исследование не только внешней, но и внутренней (причинно–следственной) сущности объекта, распознавание частного конкретного явления на основе абстрактного знания об общем необходимом и существенном. Диагноз представляет собой особый тип знаний, поскольку отражает представления специалиста об особенностях состояния и функционирования конкретного человека.
Психологический диагноз выступает результатом психодиагностической деятельности специалиста. Он в краткой, емкой форме обозначает: (1) актуальное состояние психической системы или ее отдельных показателей, (2) обусловливающих особенности поведения и деятельности конкретного человека, (3) представленное в виде диагностической категории (понятия) или утверждения (умозаключения), (4) на основе которого возможно прогнозирование дальнейшего развития (будущего состояния) и (5) формулирование рекомендаций.
Поскольку предметом психологической диагностики выступают и внешние, и внутренние характеристики функционирования психической системы, то основаниями для формулировки психологического диагноза может быть как обозначение неких явлений (симптомокомплексы), так и характеристика скрытых от непосредственного наблюдения отдельных психологических структур (например, личностных, индивидных нейропсихологических качеств). Возможность существования диагностических суждений на уровне признаков – симптомов послужило основой выделения симптоматического диагноза в разных областях знания, в том числе и в образовании.

Иллюстрацией такого диагноза может служить описание А. Л. Венгером учебной деятельности ребенка с диагнозом «хроническая неуспешность» (Венгер А. Л., 2001, с. 56). Симптоматологическим профилем учащегося является представление о себе как о безнадежно плохом ученике. Он постоянно опасается сделать ошибку, и эта тревога отвлекает его от смысла выполняемых заданий. Школьник фиксируется на случайных мелочах, упуская из виду главное. Невладение им (школьником) эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как многократные проверки не помогают найти и исправить ошибку. Низкая результативность на фоне стремления сделать работу как можно лучше – центральная особенность деятельности такого школьника.

 

2. 10. Охарактеризуйте понятие профессионограммы и технологии ее составления.

Большинство исследований в психофизиологии и психологии труда, инженерной психологии, эргономике начинаются с изуче­ния конкретной деятельности. Для этого используется специаль­ная технология, называемая профессиографией. Сущность этой технологии заключается в составлении разносторонней характе­ристики конкретной профессии.

Профессиография (от лат. professio — официально указан­ное занятие и grapho — пишу) — специальная технология изу­чения профессиональной деятельности, направленная на вы­явление ее содержательных и структурных особенностей; уста­новление всего многообразия взаимоотношений личности спе­циалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми; раскрытие присущего работнику напря­жения различных психических функций. Итогом этой техноло­гии становится составление профессиограммы (описание объективных характеристик профессии, функций и процессов трудовой деятельности). На основании этого анализа форми­руется полная совокупность характеристик профессии и требо­ваний к человеку как к субъекту соответствующей профессиональной деятельности, которая находит свое отражение в так называемой «психограмме» (система профессионально важных свойств и качеств субъекта труда).

В психограмме, которая является неотъемлемой составной ча­стью профессиограммы, отражаются взаимосвязи между необхо­димыми для успешного профессионального труда психологиче­скими свойствами и качествами, а также степень их устойчиво­сти, указываются возможности формирования каждого из них, а также нормативные показатели профессиональной пригодно­сти.

Составление профессиограмм используется для решения ряда практических задач:

профессиональной ориентации и консультирования;

проведения профессионального психологического отбора;

организации профессионального обучения;

аттестации и выдвижения резерва кадров;

создания банка психологических характеристик профессий;

оптимизации функционального состояния работника, снижения проявлений утомления;

повышения надежности функционирования человека в трудовой деятельности, повышения безопасности труда и др.;

эргономического проектирования сложных технических человеко-машинных комплексов.

Процесс создания профессиограмм можно разделить на три этапа: информационный, аналитический, результирующий. На первом этапе — информационном — собираются и описываются знания о субъекте и объекте труда. На втором — аналитическом - проводятся анализ информационных данных, их дифференциация и структурирование. На третьем — результирующем — осу­ществляются оценка результатов исследований и построение профессиограммы и психограммы. В профессиограмме объективные особенности трудового процесса — его технические, технологи­ческие, организационные и другие характеристики — анализиру­ются и выражаются в физиологических, психофизиологических, психологических и социально-психологических понятиях и соот­ветствующих нормативах. Благодаря этому создается единая ос­нова для сопоставления особенностей профессий, с одной сторо­ны, и человека — с другой. Поэтому, с точки зрения определения требований к субъекту труда, профессиограмма представляет собой обусловленную содержанием труда систему количествен­но измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией, самостоя­тельного профессионального труда и совершенствования в нем.

 

2. 11. Охарактеризуйте приемы и методы воспитания детей дошкольного возраста. Раскройте методы воспитания, относящиеся к группам:

Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы: 1) формирования сознания личности; 2) организации деятельности и опыта общественного поведения; 3) стимулирования поведения личности.

1.методы формирования сознания личности;

Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий.

Рассказ используется преимущественно в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

2.методы организации деятельности и формирование общественного поведения;

Методы данной группы направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. Они воздействуют на предметно-практическую сферу и направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.

Суть упражнений состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки. Для их успешного формирования упражняться надо начинать как можно раньше, поскольку чем моложе личность, тем быстрее укореняются в ней привычки. К качествам, основанным на сформированных воспитанием привычках, можно отнести выдержку, навыки самоконтроля, организованность, дисциплину, культуру общения.

3.методы стимулирования поведения личности.

Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т. е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира (обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования лежит воздействие на мотивационную сферу личности, направленное на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Данные методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, умения владеть собой (выдержка, самообладание), а также навыков самостоятельного поведения.

Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.