Перечислите принципы, методы , формы воспитания. Обоснуйте содержательные отличия процессов социализации и воспитания. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Перечислите принципы, методы , формы воспитания. Обоснуйте содержательные отличия процессов социализации и воспитания.

2017-12-09 417
Перечислите принципы, методы , формы воспитания. Обоснуйте содержательные отличия процессов социализации и воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Принцип гуманизма в воспитании. По словам С. В. Кульневича, этот принцип предполагает нормальные, а не казенно-официальные отношения между педагогом и воспитанником. Человек, ученик является главной ценностью, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями.

2. Принцип культуросообразности.

3. Принцип личностного функционирования. Воспитание должно способствовать становлению структур сознания, которые воплощают творческие качества человека.

4. Принцип субъективного контроля — формировать интериальный тип личности, когда все происходящее рассматривается как результат собственных усилий человека, когда он берет на себя ответственность за принятые решения, поступки, за все хорошие и плохие события своей жизни.

5. Принцип веры в ребенка (оптимистическая гипотеза) реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало каждого ученика, оказании помощи ребенку в его самоутверждении в жизни, самовыражении.

6. Принцип сотрудничества педагога с детьми.

7. Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя — совместно с учащимися разработать такие виды и формы значимой деятельности, при которых каждый ученик чувствует, что он нужен людям как неповторимая индивидуальность.

Частные принципы воспитания помогают создать непосредственные условия для воспитания творческой личности на основе сотрудничества с учениками.

I группа частных принципов учитывает направленность личности ученика, ее моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности:

— принцип самосовершенствования;

— самореализации в творчестве;

— готовности к ответственным действиям;

— самоуважения.

II группа — это принципы социально-профессионального опыта:

— принцип учета поведения;

— учета привычек;

— развитости общения;

— учета профессиональных умений;

— учета развития аудиовизуальной культуры.

III группа — это принципы учета индивидуальных психических процессов ученика, его эмоционально-волевых качеств.

IV группа частных принципов — учет типологических свойств личности ребенка:

— принцип учета половых и возрастных различий;

— учета особенностей характера и свойств нервной системы. Методы воспитательного воздействия — это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности, общении воспитанников с педагогом-воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум шесть групп методов воздействия на личность:

1) убеждение;

2) внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

3) упражнения и приучения;

4) обучение;

5) стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

6) контроль и оценка.

Методы воздействия совокупность приемов, реализующих воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности — т.е. источники мотивации активности, поведения человека;

2) установки, групповые нормы, самооценки людей — т.е. на те факторы, которые регулируют активность;

3) состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения.

Убеждение — это воздействие на разум, логику человека. Оно предполагает систему доказательств на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.

Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействуют слово, чувство, дело и личный пример педагога. Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие.

 

2. 15. Раскройте механизмы психического развития детей раннего возраста. Остановитесь на понятии "Кризис", виды кризиса, симптомы протекания кризиса..

1. Первым основным понятием механизма психичес­кого развития является так называемая социальная ситуа­ция развития ребенка. Это та конкретная форма отноше­ний, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития -это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного воз­растного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психи­ческие свойства и качества. Образ жизни ребенка обус­ловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрос­лыми1. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией раз­вития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельнос­ти. Это, - пожалуй, центральное понятие механизма пси­хического развития ребенка.

2. Ведущая деятельность - это деятельность ребен­ка в рамках социальной ситуации развития, выполнение ко­торой определяет возникновение и формирование у него ос­новных психологических новообразований на данной ступе­ни развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каж­дая новая социальная ситуация развития) характеризует­ся соответствующим типом ведущей деятельности. При­знаком перехода от одной стадии к другой является изме­нение ведущего типа деятельности. Ведущая деятельность характеризует определенный этап развития, выступает значимым критерием для его диагностики. Она (ведущая деятельность) не появляется сразу, а проходит свое раз­витие в рамках той или иной социальной ситуации. Важ­но отметить, что появление в каждом периоде развития новой ведущей деятельности не отменяет предшествую­щую. Ведущая деятельность обусловливает основные из­менения в психическом развитии и, прежде всего, появле­ние новых психических образований.

Кризис развития - это основной эле­мент механизма развития ребенка. Л.С.Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и ка­питальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в лич­ности ребенка1. Кризис - это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изме­нениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, являет­ся перестройка внутреннего переживания, определяюще­го отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. Противоречия, со­ставляющие суть кризиса, могут протекать в острой фор­ме, порождая сильные эмоциональные переживания, на­рушения в поведении детей, в их взаимоотношениях с взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одно­го этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противо­речие между возрастающими физическими и психически­ми возможностями ребенка и ранее сложившимися фор­мами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встре­чался с проявлениями таких кризисов.

Первым в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позднее был открыт кризис трех лет. Еще позднее был изучен кризис семи лет. Наряду с ними выделяют кризис новорожденное™ и кризис одного года. Таким образом, ребенок от момента рождения и до перио­да юношества переживает пять кризисных периодов.

2. 16. Раскройте механизмы психического развития подростков. Остановитесь на понятии " Подростковый Кризис", симптомы протекания кризиса.

у каждого возраста свои механизмы психического развития.
1) мех-мы соц-й ситуации развития Л.С.Выготский - та система которая складывается вокруг ребенка.
- самооценка (точка зрения родителей, сверстников, педагогов, воспитателей) (своя собственная точка зрения)
2)Ведущий вид деятельности
-развитие:память, мышление,воображения.........развитие личных качеств.
3) Кризис- это качеств изменение психики
Выготский выделил литический (скрытый), критический (бурный)
4) Механизм новообразование возраста
11-15 лет чувство взрослости, интимно-личностное отношение,
у юношей 15-17 лет профессион и личност самоопределение.
КРИЗИС- это есть противоречие между возможностями и потребностями.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.