Рабочая память – определение, модели, ограничения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Рабочая память – определение, модели, ограничения

2017-12-10 368
Рабочая память – определение, модели, ограничения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая память — система для кратковременного хранения информации, необходимой для решения текущей задачи, и манипулирования ею.

Алан Бэддели и его ученик Джон Хич (Baddeley&Hitch, 1974) выдвинули гипотезу, согласно которой кратковременная, или, в их терминологии, рабочая память неоднородна и сама состоит как минимум из трех блоков. Первый и высший из них — это центральный исполнитель (centralexecutive)™, контролирующий распределение внимания и способный осуществлять сложные преобразования информации. Ему подчинены две служебные (slave, то есть буквально «рабские») системы: артикуляционная петля, которая выполняет буферные функции, сохраняя в течение пары секунд ограниченный объем продуктов фонематического анализа (вербальная информация. МЕХАНИЗМ - ПРОГОВАРИВАНИЕ), и зрительно-пространственный блокнот (в действительности, скорее «этюдник» — sketch-pad). Последний представляет собой зрительный аналог артикуляционной петли и позволяет удерживать в течение нескольких секунд информацию о двух-трех (или, быть может, всего лишь одном — Phillips&Christie, 1977) зрительных объектах. МЕХАНИЗМ - ПЕРЕРИСОВЫВАНИЕ

В этой двухуровневой модели настоящей наследницей кратковременной памяти является артикуляционная петля. Она и оказалась в центре внимания многих исследований. Базовым эффектом, объясняющим необходимость введения артикуляционной петли в состав модели, является эффект длины слова: непосредственное воспроизведение ряда слов оказывается лучше для коротких, чем для длинных слов.

было предположено, что воспринимаемая на слух информация может автоматически кодироваться и удерживаться независимо от процессов артикуляции в некотором пассивном фонологическом хранилище, специфически связанном с восприятием устной речи.

Не избежал расщепления и второй служебный блок рабочей памяти — зрительно-пространственный «блокнот». Его введение в модель было обусловлено фактами запоминания информации в зрительной, или наглядно-образной, форме, например, при визуализации предметных референтов слов.

Центральный исполнитель — главный и наиболее спорный компонент рабочей памяти. ЦИ — контрольная инстанция, осуществляющая манипуляции с содержимым подчиненных систем. (ФУНКЦИИ: МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ, ЗАГРУЗКА ИЗ ДВП, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ).

Относительно недавно Бэддели (Baddeley, 2001) ввел в модель «эпизодический буфер» — новую служебную систему, которая должна удерживать в течение непродолжительного времени информацию о текущих событиях, в особенности если они имеют автобиографический характер.

Объем рабочей памяти

o Рабочая память = хранение + обработка

o Тесты на сложный объем (complexspan) — сочетание удержания информации с выполнением дополнительной задачи

o Объем чтения — семантический анализ предложений + запоминание последнего слова из каждого предложения

o Показатели сложного объема выражено коррелируют с показателями эффективности сложной деятельности (например, с общим интеллектом gF)

Альтернативный вариант 2-го курса:

С 80-х годов понятие кратковременной памяти исчезает, появляется рабочая.

Отличие: система для кратковременного хранения + для манипулирования информации в целях решения текущих задач. Играет центральную роль в большинстве современных теорий и моделей сложной целенаправленной деятельности. Тесно связана с интеллектом.

Многокомпонентная модель рабочей памяти Baddley

Несколько компонентов:

Центральный исполнитель (разделение внимание, распределение). Связан с 
сознательным поведением, деятельностью, осознаванием. 


Центральная лобная кора (Лурия). При повреждении – все сохранно, но нет 
целевого поведения. 


Подчиненные (рабские) системы хранения информации. 


o Фонологическая петля – для вербальной и звуковой информации.
o Зрительно-пространственный блокнот. Хранение образов и их пространственного положения. Но для зрительной и пространственной информации все-таки разные локализации хранения. Репрезентация бывает образная и системная. o Эпизодический буфер. Целые мультимодальные эпизоды, объединяющие несколько элементов. Туда информация можетзагружаться и выгружаться.
o Центральный исполнитель – контрольная инстанция, осуществляющая манипуляции с содержимым подчиненных систем.

Функции:

загрузка из LR-памяти; 


манипулирование объектами; 


распределение внимания; 


контролер памяти и внимания. 


Объем рабочей памяти = хранение + обработка 


Тесты на сложный объем - сочетание удержания информации с выполнением 
дополнительной задачи. Гораздо ниже обычного объема. Особенности 
интеллекта меряются в соответствии с объемами рабочей памяти. 


Объем хранения на фоне переработки. 


Объем чтения – семантический анализ предложений + запоминание 
последнего слова из каждого предложения. 


Показатели сложного объема выражено коррелируют с показателями 
эффективности сложной деятельности. 


Общий фактор интеллекта – фактор G. При решении всех задач.

Текучий интеллект – новые задачи.

Кристаллизованный интеллект – стандартные задачи.


Объем рабочей памяти связан с текучим интеллектом.

Надо тренировать рабочую память! 


И специфический интеллект.


Объем на фоне обработки не равен объему хранения! 


Структура рабочей памяти: Активационные концепции. Различные состояния активации.

Рабочая память – все, что в долговременной памяти, активировано выше какого-то порога.
Прямой доступ.

Фокус внимания – один объект из прямого доступа, (активированного), за ним ДПВ. Аналогия – рабочий стол компьютера.


Локализация рабочей памяти:

Передняя поясная кора – контроль. 


Левая часть лобной доли – активация при рабочей память. 


Префронтальные отделы коры - управление поведением и рабочая память.

 

Задание на обновление информации в рабочей памяти – «n-Back»: 1-Back-делают все;
2-Back-сложно;
3-Back – очень сложно; 
4-Back-никто не делает (3-4 человека только)

По одному стимулу в единице времени. Нужно нажимать, когда совпадает с н- позицией назад.
Тест на дистракторы внимания, отвлекаемость.
Тест на антисаккаду (движение глаз). Тест Струпе.

Подавление интерференции. 


 

Эпизодическая память

Эпизодическая память «получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях и о... связях между этими событиями».

- Во-пер­вых, эпизодическая память в значительно большей степени подвержена забыванию.

- Во-вторых, извлечение из эпизодической памяти сопровождается более или менее осознанным вос­произведением пространственно-временного контекста соответствую­щего эпизода.

- В-третьих, любой акт сознательного припоминания сам по себе имеет статус эпизода, который образует новую «запись» в эпи­зодической памяти.

- В-четвертых, эпизодическая память имеет автобио­графический характер, хотя, безусловно, не всякое автобиографическое знание обязательно базируется на припоминании отдельных эпизодов своего прошлого опыта.

Альтернативный вариант:

Эпизодическая память – память на отдельные события, имевшие место в жизни испытуемого.

Свойства:

Локализованы во времени и пространстве. 


Сопровождаются чувством повторного переживания. Помню – знаю. 


Ментальное путешествие во времени. 


Что, где, когда. 


Основа формирования личного опыта 
Эпизодическая память – запоминание бессмысленного материала – роль повторений. 


Факторы эффективного эпизодического запоминания:

· запоминание значений,

· использование схем,

· внесение структуры в запоминаемый материал,

· образование ассоциативных связей.

Эбенгауз– изучение памяти: Осмысленный материал всегда запоминается лучше.

Исследования Бартлета. Феномен схематизации воспоминаний по прошествии времени. Запоминается схема, шаблон, известную схему, появляются ожидаемые искажения. Если структурировать материал, он будет лучше запоминаться. Или – создать для себя ассоциативные связи.

Исследования «глубины обработки». Чем глубже обрабатывается материал – тем лучше он запоминается.

Намеренное и непроизвольное запоминание. Бедли. Все, что имеет отношение к содержанию деятельности – запоминается, все, что фон – забывается.

Мотивационные факторы запоминания + непроизвольные механизмы запоминания – то, что привлекательно и интересно запоминается без усилий. Состояние припоминания

Теория уровней обработки

Крейк и Лохард – исследования памяти, уровни обработки.
Запоминание – как побочный продукт деятельности.
То, что подвергается глубинной обработке. Самое эффективное – придать

личностный смысл.
Сон также даёт лучшее запоминание эпизодической памяти

 

Семантическая память

Семантическая память — система декларативной памяти для фиксации, хранения и актуализации обобщённых знаний о мире.

· Система хранения знаний и фактов — символы, значения, понятия, отношения, алгоритмы

· Характеризуется высокой степенью организации

· При извлечении информации отсутствует чувство «повторного переживания»

· Редко нарушается при амнезиях (в отличие от эпизодической памяти)

· Опирается на эпизодическую память при формировании новых знаний

Взаимосвязь понятий является иерархической — от конкретных понятий к более абстрактным (например, «яблоко» в сети понятий будет находиться ниже более обобщенной категории «фрукт»). Каждый из узлов сети является носителем некоторого количества качественных характеристик, специфичных как для своего уровня, так и для элементов, расположенных ниже в иерархической структуре

Системе семантической памяти присущ принцип экономии своих ресурсов, то есть более конкретные узлы содержат только свои специфичные характеристики, но не содержат в себе характеристик более обобщенных, вышележащих узлов сети. Для того чтобы совершить умозаключение о наличии свойств вышележащего узла у более конкретного узла, необходимо по логической цепочке перейти от более конкретного понятия к более обобщенному понятию и его свойствам. Поэтому для вынесения суждений, требующих перехода между категориями, необходимо больше времени, чем для умозаключений, не выходящих за пределы одного узла.

Проблемы модели

· Знакомостьvs. дистанция

· Типичность vs. Дистанция

Расстояния между разными категориями семантической сети зависят от степени их семантической близости. Так была создана модель «распространяющейся активации», согласно которой обращение к какому-либо понятию увеличивает доступность актуализации тех узлов, которые с ним связаны, причем доступность становится тем меньше, чем больше расстояние между актуализированным понятием и связанным с ним узлом.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.