Уровни объяснения в когнитивной науке — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Уровни объяснения в когнитивной науке

2017-12-10 435
Уровни объяснения в когнитивной науке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие о когнитивной науке

Когнитивная наука - мультидисциплинарное изучение процессов познания, таких как закономерностей приобретения, сохранения и использования знаний человеком

Предмет когнитивных исследований - скорость восприятия и мысли, объем и содержание сознания, основания для субъективных предпочтений и принимаемых решений

Познание (cognition) – построение картины мира с целью выбора «оптимальных» действий

Познание = «обработка информации» = (1) представление знаний + (2) вычислительные операции по их преобразованию

Когнитивные процессы:

· – Восприятие

· – Память

· – Мышление, принятие решений…

«Низкоуровневое» / «Высокоуровневое» познание

Основные составляющие (дисциплины) когнитивной науки по Х. Гарднеру

1. Философия

Познание, логика, философия языка, проблема сознания, …

2. Психология

Научное изучение психических (например, когнитивных) процессов

3. Лингвистика

Порождение речи, языковые структуры, семантика, прагматика, когнитивная лингвистика

4. Инофрматика

Вычислительные модели познания, искуственный интеллект

5. Нейронауки

Нейрофизиологический субстрат познания

6. Генетика

Механизмы наследования когнитивных особенностей

Истоки когнитивной науки

Таким образом, можно выделить три корня когнитивной науки:

1. изобретение компьютеров и попытки создать программы, которые смогли бы решать задачи за людей

2. развитие психологии познания: цель этого направления - выявление внутренних процессов переработки, участвующих в восприятии, памяти, мышлении и речи

3. развитие теории порождающей грамматики и связанных с ней ветвей лингвистики

· Научная психология – с 2-ой половины 19 в.

· Вильгельм Вундт – 1879 первая лаборатория экспериметальной психологии (метод экспериментальной интроспекции)

· Теодор Фехнер – психофизика (наукf об измерении ощущений, изучающей количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения)

· Попытка объективного изученияпсихических процессов

Бихевиоризм

Появление бихевиоризма было связано с критикой вундтовской психологии.

Изучение психических процессов сведено к изучению связей стимул – реакция (S-R)

· Отказ от «психических/ментальных процессов», «внутренних состояний» и т.д. как объяснительных переменных

· Цель: объективизация психологичесих теорий

· Теоретическая основа: теория (условных) рефлексов (И.П. Павлов). Сложные формы поведения и психической деятельности: цепочки рефлексов, «вторая сигнальная система», …

Когнитивная революция

Когнитивная революция Радикальные перемены, которые произошли в американской лингвистике в конце 50-х – начале 60-х гг.

o Изучение когнитивных процессов и структур

o Моделирование когнитивных процессов как процессов извлечения, хранения и переработки иноформации (информационные модели)

· Метод: экспериментальный гипотетико-дедуктивный

Уровни объяснения в когнитивной науке

• Дэвид Марр (1982)

• Вычислительный (computational): что делает система, зачем и почему она это делает

• Алгоритмический (algorithmic): как реализуются функции системы, т.е. каковы репрезентации (структуры данных) и процессы (операции)

• Имплементационный (implementational) какие мозговые структуры и процессы реализуют систему

Методы

• Поведенческие эксперименты +корреляционные исследования

• Вычислительное моделирование

• Нейрофизиологические методы

o Визуализация активности мозга

o Электроэнцефалография (+ метод вызванныхпотенциалов);

o магнетоэнцефалография

o Single-cellrecording

o Transcranial magnetic stimulation (TMS)

o Eye-tracking

o Молеклярнаянейробиология

• Генетическиеметоды

Top-downcontrol. Зависимость от мотивационных переменных

Потребности и мотивация человека (текущее состояние) влияют на то, какие образы восприятия строятся. Восприятие от этого очень зависит.

#Дети из бедных семей оценивают монеты большего достоинства как большие по размеру, что не соответствует действительности; дети из богатых семей как встречавшиеся с обоими видами монет воспринимают их размеры верно.

Пример – проективные тесты. Люди в разных состояниях воспринимают то, что ему соответствует. Система восприятия профессионально тренируется.

#ТАТ = 48 картинок с неоднозначными ситуациями.

 

Характеристики внимания

Селективность внимания – насколько широкий фокус. Стресс=> сужение фокса.

Объем – сколько объектов одновременно отчетливо осознаются (не больше 7-9 стимулов/элементов)

Распределение – ресурсы разделяются для выполнения нескольких задач одновременно.

Переключение – между разными видами деятельности последовательно.

Произвольное/непроизвольное

Внимание – произвольное (на сознательно выбранную цель) и непроизвольное (переключение на неожиданное изменение физических, временных, пространствен­ных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов).

5) Селективное внимание

действует на уровне низших отделов мозга, где принимается решение, какое из поступающих сообщений пропускать в высшие отделы для дальнейшей оценки, а какое будет проигнорировано.

Выбирается та информация, обработка которой необходима в конкретный момент времени при существующих обстоятельствах. Остальная информация – шум, который должен быть отброшен в целях минимизации затрат когнитивных усилий на обаботку инфы.

6) Концепция Выбор-для-действия (selection-for-action):

Система внимания выполняет функцию управления поведением.

Для того, чтобы выбрать оптимальный вариант поведения в той или иной ситуации, необходимо из всего массива выбрать 1) правильную информацию, 2) правильный объект, 3) правильное время и место.

Теории внимания как фильтра

внимание рассматривается как фильтр, который блокирует или ослабляет переработку избыточной информации (Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. и Э. Дойч).Ключевые понятия:

● Модели раннего выбора: модель фильтра /модель аттенюатора (нет семантической обработки нерелевантных сообщений), фильтр располагается на входе в систему переработки информации и имеет очень жесткие настройки.

● Модель позднего выбора (есть семантическая обработка нерелевантных сообщений)

Модель Брондбента (жесткий фильтр)

Первую собственно психологическую модель данного типа предложил Д. Бродбент (1958). В целом соглашаясь с описанием фильтра как устройства, которое жестко отсекает нерелевантную информацию на основе анализа сенсорных признаков, он дал объяснение того, как формируются настройки фильтра. Ведь если бы фильтр не настраивался определенным образом перед приемом информации, мы бы были вынуждены всю жизнь воспринимать только один тип стимулов, например, только женские голоса или только звуки от находящихся справа источников. Бродбент предположил, что фильтр включается не сразу, а только после того как возникает угроза перегрузки блока переработки информации ограниченной емкости. Этот блок находится после системы первичного сенсорного анализа и предназначен для перцептивной обработки поступающей информации. Блок перцептивной обработки может одновременно "впустить" в себя не более шести единиц информации. Как только он оказывается заполненным, включается фильтр, который "впускает" новые порции информации, подобные уже содержащейся в нем.

Таким образом, Бродбент счел свою исходную модель обоснованной: сначала в блок перцептивной переработки поступает информация как с релевантного, так и с нерелевантного канала, но когда объем информации достигает шести единиц, нерелевантный канал блокируется и информация, которая по нему поступила, остается доступной очень короткий промежуток времени (не более 1/3 с).

Модель аттенюатора А. Трейсман

Представление о жестких свойствах фильтра было вскоре значительно смягчено. Данные свидетельствовали о том, что нерелевантная информация может подвергаться анализу на уровне значения. Модель аттенюатора, предложенная Трейсман, предполагает, что фильтр, расположенный у входа с систему, не блокирует нерелевантный поток информации полностью, а лишь ослабляет его.

Поясним, как представлен процесс переработки информации в модели Трейсман. После того как поток стимуляции преодолевает аттенюатор, часть сообщений остается в неизменном виде (релевантный канал), а часть ослабляется (нерелевантный канал). Для того чтобы подвергнуться дальнейшей обработке, содержание, поступающее по каналу, должно "встретиться" с соответствующей ему единицей словаря (категорией). Сигнал, идущий по неослабленному релевантному каналу, с максимальной вероятностью "встретит" свою семантическую единицу и подвергнется дальнейшей обработке. Сигналы, идущие по нерелевантным каналам и, следовательно, ослабленные, имеют меньше шансов достичь соответствующих им словарных единиц.

Теории поздней селекции: модели Д. и Э. Дойч и Д. Норманна

Д. и Э. Дойч: ограничения в системе переработки информации лежат не на входе, а на выходе из системы, а именно на стадии осознания, принятия решения и ответа. Активизируются все единицы словаря, которые подверглись воздействию, но в связи с различием "реактивности" самих единиц (с какой силой единица отвечает на воздействие) и неоднородностью воздействия всегда только несколько стимулов оказываются "победителями". Они усиливаются фильтром выхода и получают доступ в сознание.

Основные аргументы в пользу модели поздней селекции сводятся к следующему: несмотря на то что информация, поступающая по нерелевантному каналу, не осознается человеком, она влияет на интерпретацию той информации, которая подается по релевантному каналу (эффект "семантической наводки").

Д. Норман в 1968 г. дополнил модель Дойчей с помощью "блока уместности". В модели Нормана активация единиц словаря предшествует собственно акту восприятия. Система, таким образом, предвосхищает то, что будет воспринято. "Блок уместности" определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию. Модель Нормана, как легко видеть, наследует идею преперцепции В. Джеймса и концепцию эффекта волевого внимания Η. Н. Ланге (см. подпараграф 6.2.3). С помощью введения "блока уместности" Норман в первую очередь дает рациональное объяснение проблемы иллюзорного восприятия, когда слишком высокий уровень активации фильтра выхода позволяет системе принять ошибочное решение на основе недостаточной сенсорной информации.

Таким образом, основные отличия между моделями ранней и поздней селекции заключаются в следующем.

1. Ранняя селекция: отбор на основе физических признаков и торможение нерелевантного канала на входе в систему.

2. Поздняя селекция: отбор на основе значимости и уместности для субъекта и усиление релевантного канала на выходе в сознание.

Системы памяти

Первый уровеньсенсорная обработка информации.

Сквайр является сторонником двухуровневой модели — он противо­поставляет декларативному запоминанию относительно низкоуровневые процессы процедурной памяти. Если декларативные процессы отвечают на вопрос «что?», то процедурные — на вопрос «как?». Приме­рами процедурного запоминания могут быть моторные навыки и пер­цептивные прайминг-эффекты, выявляемые с помощью таких методик, как тест дополнения фрагментов слова.

Сенсорная «память» (иконическая) - буфер в котором хранятся яркие впечатления. Грань между восприятием и памятью.

Кратковременная память (нов. рабочая память) - хранение информации в активном состоянии в короткие промежутки времени. А также система переработки информации.

Долговременная память - хранение информации долгое время (вплоть до всей жизни).

Декларативная - содержание памяти можно изложить в словах.
Процедурная - кататься на велосипеде (определенные процедуры хранятся в памяти).

Эпизодическая - память на конкретные эпизоды, которые локализованы в пространстве и во времени.

Семантическая - память безличная на факты, абстрагирована от конкретных ситуаций, невозможно понять, когда информация была узнана («Пушкин - великий русский поэт», «Париж - столица Франции»).

Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

Эпизодическая память

Эпизодическая память «получает и хранит информацию о датированных по времени эпизодах или событиях и о... связях между этими событиями».

- Во-пер­вых, эпизодическая память в значительно большей степени подвержена забыванию.

- Во-вторых, извлечение из эпизодической памяти сопровождается более или менее осознанным вос­произведением пространственно-временного контекста соответствую­щего эпизода.

- В-третьих, любой акт сознательного припоминания сам по себе имеет статус эпизода, который образует новую «запись» в эпи­зодической памяти.

- В-четвертых, эпизодическая память имеет автобио­графический характер, хотя, безусловно, не всякое автобиографическое знание обязательно базируется на припоминании отдельных эпизодов своего прошлого опыта.

Альтернативный вариант:

Эпизодическая память – память на отдельные события, имевшие место в жизни испытуемого.

Свойства:

Локализованы во времени и пространстве. 


Сопровождаются чувством повторного переживания. Помню – знаю. 


Ментальное путешествие во времени. 


Что, где, когда. 


Основа формирования личного опыта 
Эпизодическая память – запоминание бессмысленного материала – роль повторений. 


Факторы эффективного эпизодического запоминания:

· запоминание значений,

· использование схем,

· внесение структуры в запоминаемый материал,

· образование ассоциативных связей.

Эбенгауз– изучение памяти: Осмысленный материал всегда запоминается лучше.

Исследования Бартлета. Феномен схематизации воспоминаний по прошествии времени. Запоминается схема, шаблон, известную схему, появляются ожидаемые искажения. Если структурировать материал, он будет лучше запоминаться. Или – создать для себя ассоциативные связи.

Исследования «глубины обработки». Чем глубже обрабатывается материал – тем лучше он запоминается.

Намеренное и непроизвольное запоминание. Бедли. Все, что имеет отношение к содержанию деятельности – запоминается, все, что фон – забывается.

Мотивационные факторы запоминания + непроизвольные механизмы запоминания – то, что привлекательно и интересно запоминается без усилий. Состояние припоминания

Теория уровней обработки

Крейк и Лохард – исследования памяти, уровни обработки.
Запоминание – как побочный продукт деятельности.
То, что подвергается глубинной обработке. Самое эффективное – придать

личностный смысл.
Сон также даёт лучшее запоминание эпизодической памяти

 

Семантическая память

Семантическая память — система декларативной памяти для фиксации, хранения и актуализации обобщённых знаний о мире.

· Система хранения знаний и фактов — символы, значения, понятия, отношения, алгоритмы

· Характеризуется высокой степенью организации

· При извлечении информации отсутствует чувство «повторного переживания»

· Редко нарушается при амнезиях (в отличие от эпизодической памяти)

· Опирается на эпизодическую память при формировании новых знаний

Взаимосвязь понятий является иерархической — от конкретных понятий к более абстрактным (например, «яблоко» в сети понятий будет находиться ниже более обобщенной категории «фрукт»). Каждый из узлов сети является носителем некоторого количества качественных характеристик, специфичных как для своего уровня, так и для элементов, расположенных ниже в иерархической структуре

Системе семантической памяти присущ принцип экономии своих ресурсов, то есть более конкретные узлы содержат только свои специфичные характеристики, но не содержат в себе характеристик более обобщенных, вышележащих узлов сети. Для того чтобы совершить умозаключение о наличии свойств вышележащего узла у более конкретного узла, необходимо по логической цепочке перейти от более конкретного понятия к более обобщенному понятию и его свойствам. Поэтому для вынесения суждений, требующих перехода между категориями, необходимо больше времени, чем для умозаключений, не выходящих за пределы одного узла.

Проблемы модели

· Знакомостьvs. дистанция

· Типичность vs. Дистанция

Расстояния между разными категориями семантической сети зависят от степени их семантической близости. Так была создана модель «распространяющейся активации», согласно которой обращение к какому-либо понятию увеличивает доступность актуализации тех узлов, которые с ним связаны, причем доступность становится тем меньше, чем больше расстояние между актуализированным понятием и связанным с ним узлом.

Проспективная память

Проспективная память – память о будущем. Точнее, о том, что мы решили сделать в ближайшем будущем. Память о намерениях, назначением которой является удержание и, в конечном итоге, реализация намерений.

Если проспективная память человека слаба, то он может принимать многие решения – и забывать о них сей же час. Причём, это будет касаться как серьёзных назначенных встреч, предстоящих через неделю или даже через месяц, так и к походу на кухню, в процессе которого забывается исходное намерение выпить таблетку.

Проспективную память можно разделить на:

· кратковременную (что вы собираетесь сделать через несколько минут)

· долговременную (память о ваших глобальных целях и намерениях).

Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что оба варианта «путешествия во времени», в случае с проспективной памятью, это путешествие в будущее, (ретроспективной – в прошлое) опосредованы работой одних и тех же структур мозга, локализованных в префронтальных долях коры, особенно справа.

Проспективная память возможна в двух вариантах:

· ориентации на некоторое будущее событие («бросить письмо в почтовый ящик»)

· ориентации на абстрактное время («в пятницу к 8.00 быть в аэропорту»).

Вторая форма представляется более сложной и общественно значимой.

Сравнительные исследования ретроспективной и проспективной памяти у взрослых испытуемых показывают, что эти виды памяти, судя по всему, опираются на одну и ту же шкалу субъективного времени, которая представляет собой нелинейную трансформацию шкалы физического времени. Более детальные исследования обнаруживают, что речь идет, скорее всего, о гиперболической функции (Ainslie, 2001). Главное отличие двух возможных направлений движения, в будущее и в прошлое, состоит в том, что в проспективном варианте — при ответах на вопросы «Что Вы будете делать завтра, через месяц, через год?» — обычно генерируется значительно больше ответов, чем при ответе на аналогичные ретроспективные вопросы.

Извлечение информации

Процессы долговременной памяти:

  1. Кодирование (encoding) - «запоминание», перенос информации в долговременную память в форме, облегчающей ей извлечение
  2. Хранение (maintenance) — обеспечение устойчивости следа в течение продолжительного времени (лучшее средство консолидации памяти (перехода информации из кратковременной памяти в долговременную) - сон)
  3. Извлечение (retrieval) - актуализация информации с заданными свойствами

Научение и категоризация

Оперантное научение

Оперантноеобусловливание — особый путь образования условных рефлексов, который заключается в подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула, то есть за счет последствий: подкрепления (усиления) или наказания (ослабления).

· Реактивное / инструментальное поведение: реактивное – реакция на какой-то стимул, инструментальное – осуществление действий для достижения какой-то цели, получения подкрепления

· Приобретение / угасание новых видов поведения определяется их подкреплением

· Подкрепление = раздражитель, увеличивающий вероятность целевого поведения (позитивное/негативное подкрепление, награда/наказание)

· Основные феномены: первичное и вторичное подкрепление (первичные подкрепляющие стимулы – прямые физические вознаграждения, вторичные способы подкрепления – нейтральные стимулы, которые ассоциируются с первичными подкрепляющими средствами и таким образом сами выступают в качестве поощрения), задержка подкрепления (500 ms), shaping, генерализация и дискриминация

Социальное научение

· Научение на «моделях» (поведения) – вариант оперантного научения

· Подкрепляемое поведение модели спонтанно имитируется

· Имитации проявляют все признаки выученного поведения - зависимость от подкрепления, угасание, генерализация

· Анти-имитация (хз что это)

· Имитация поведения vs. выявления причинно-следственных связей

Каузальное научение (кто поймет, чем оно отличается от оперантного, тот молодец)

  • Оперантное научение: действие (причина) — подкрепление (следствие)
  • Ковариация действий и исходов прямо интерпретируется как причинно-следственная связь
  • Для формирования причинной интерпретации критически важен уровень связанности — отношение вероятностей

Ø «следствия» при наличии «причины» - P(O|R)

Ø «следствия» при отсутствии «причины» - P(O|-R)

· Роль связанности проявляется как в классическом, так и в оперантном научении

Имплицитное научение

Вопрос состоит в том, возможно ли выделение этого скрытого правила и его эффективное использование в деятельности без отчетливого, эксплицитного осознания.Для имплицитного приобретения процедурных знаний осознание действительно не обязательно, но, похоже, обязательно участие внимания: любые дополнительные задачи, отвлекающие внимание испытуемых, делают имплицитное научение невозможным независимо от числа повторений.

 

Психология умозаключений

Индуктивные умозаключения – предсказание неизвестного на основании знания отдельных фактов («посылок»), которое разворачивается в направлении от частного к общему. Включают элемент угадывания, не являются строго детерминированными. Пример: процессы предсказания будущих событий и генерирование гипотез.

Дедуктивные умозаключения – связаны с однозначно заданным выводом частного из общего.

Четкого противопоставления этих понятий в современной когнитивной психологии нет, поскольку:

· всякое умозаключение может включать в себя и дедуктивные, и индуктивные черты;

· существование определенной формы умозаключения ещё не значит, что мы будем ей четко следовать.

Центральную роль в решении задач на индуктивные/дедуктивные умозаключения играет префронтальная кора (прежде всего – её дорсолатеральные отделы).

Индукция

В контексте индуктивных умозаключений часто изучаются процессы категоризации. Доступные для анализа признаки предмета выполняют функцию посылок, а отнесение предмета в ту или иную категорию – заключения. Индуктивный потенциал понятия зависит от уровня его абстрактности: чем выше уровень абстрактности, тем больше шансов угадать с категорией.

При межкатегориальная индукция категории могут использоваться для умозаключений о других понятиях и категориях. Её эффективность зависит от ряда факторов:

1. для быстрого вывода желательна высокая степень сходства категории-посылки и категории-заключения;

2. степень типичности категории-посылки: индуктивный вывод облегчается, если его посылкой служит утверждение о некотором типичном для своей категории объекте;

3. степень абстрактности целевой категории (категории-заключения). Субъективная легкость умозаключения увеличивается с увеличением его абстрактности.

«Если вороны имеют свойство Р, то птицы имеют свойство Р» Легко
«Если вороны имеют свойство Р, то дятлы имеют свойство Р» Сложно

Умозаключения по аналогии. В основе использования аналогии лежит эвристическое допущение, что если две различные семантические области/две ситуации сходны в некотором отношении, то они вполне могут быть похожи и в других отношениях. Вывод по аналогии - процесс, включающий несколько основных компонентов:

1) выделение структуры проблемной (целевой) области,

2) обращение к памяти в поиске сходной и более известной семантической области-источника,

3) взаимное отображение структуры отношений в этих двух областях для установления соответствия,

4) вывод.

 

Прогнозы — индуктивные умозаключения по отношению к будущему. Прогнозы осуществляются в модальности «как если бы…». (Речь идёт о фантазиях, не привязанных к конкретному знанию и внешнему облику предмета). В наших прогнозах и оценках возможной динамики событий обычно довольно велика доля ошибок.

Психологические исследования выявляют несколько возможных причин ошибочных прогнозов:

1. для наших оценок характерна линеаризация тенденций, которые на самом деле имеют характер нелинейных взаимодействий;

2. для нас типичен учет лишь нескольких, обычно не более двух-трех, измерений;

3. при прогнозах мы обычно делаем грубые ошибки, работая с вероятностями. Вместе с другими аналогичными ошибками они обсуждаются в психологической литературе последних десятилетий под общим названием «когнитивные иллюзии»:

i) мы недооцениваем вероятность высоковероятных событий и несколько переоцениваем возможность низковероятных

ii) для нас характерно непонимание простейших свойств вероятностей («задача Линды». Линда - широта интересов, самостоятельность, высокая социальная ангажированность. Что более вероятно? 1) «Линда работает в банке» и 2) «Линда феминистка и работает в банке»).

iii) трудности с суммированием вероятностей. Это можно показать на примере простой вероятностной задачи-игры с колпачками (так называемая MontyHallDilemma)

iv) слабый учет базовой, априорной вероятности событий. Если известно, что одно из двух заболеваний встречается в 100 раз чаще, чем другое, то при одинаковой симптоматике имеет смысл начать с проверки на более частотное заболевание. (Задача маммографии, которая решается по теореме Байеса)

Дедукция

Роберт Вудвортс обнаружил эффект атмосферы, согласно которому создаваемая общим видом посылок «атмосфера» настраивает испытуемого на принятие одних выводов и отбрасывание других. В современной интерпретации «эффект атмосферы» сводится к двум эмпирическим правилам:

1. если по крайней мере одна посылка отрицательна, то и вывод будет сформулирован скорее в отрицательной форме; в противном случае он будет утвердительным.

2. если по крайней мере одна посылка является частной (то есть содержит квантор «некоторые»), то и вывод будет скорее частным. В противном случае он будет сформулирован в универсальной форме, для которой характерно использование кванторов «все» или «ни один».

Этот эффект не позволяет сказать что-либо особенно содержательное о психологических процессах и иногда почему-то не срабатывает. О_О Проблематичный пример - следующий силлогизм: «некоторые пчеловоды — художники», «ни один химик не является пчеловодом». Из 20 испытуемых 12 сразу заявили, что на основе этих посылок нельзя сделать однозначный вывод. Лишь 2 испытуемых смогли дать правильный ответ: «некоторые художники — не химики», хотя этот вывод полностью соответствует правилам «эффекта атмосферы».

Психология принятия решений

Принятие решений - Выбор единственной альтернативы из нескольких в неопределенной ситуации в условиях ограниченного времени


Нормативная теория – максимизация ожидаемой полезности = P(E) * U(E)
Но! Люди ведут себя не так:

Теория проспектов – частично-рациональное принятие решения на основе учета возможных потерь и выгод.

Объективные выгоды и потери (например, в денежном эквиваленте) совершенно не обязательно соответствуют субъективным выгодам и потерям. 


Избегание потерь - Люди стремятся избегать потерь даже в ущерб потенциальной выгоде. Потеря более чувствительна и субъективно значима, чем приобретение чего-то эквивалентного. 


Феномен «бездонной бочки». Люди готовы потерять больше, чем потерять то меньшее, что первоначально было вложено. 


Избегание рисков. 


Но! Существуют люди, для которых эта модель не работает.Это проблемные люди. Недействует базовая закономерность избегания потерь. 

Фрейминг-эффекты. Обрамление. Если нужно сделать выбор между альтернативами. Если та же альтернатива сформулирована в терминах выигрыша, она воспринимается совсем иначе, чем если в терминах потерь. 


+
Вероятностные суждения


Основа принятия «рациональных» решений в неопределенном мире.

Люди систематически игнорируют информацию об априорной вероятности событий
Возможный механизм - использование эвристик, заменяющих необходимость сложных вычислений

Прогнозы – систематические ошибки при прогнозировании поведения сложных система.

Люди игнорируют те проценты, в которых это может и не случиться, они не оценивают реальную вероятность. 


Исследования эскпертизы

Исследования экспертизы - анализ особенностей мышления и системы знаний экспертов
Способности не играют почти никакой роли, а вот произвольная практика решает почти все!

Эксперты строят более качественные ментальные репрезентации задач

Критические детали

Эксперты лучше извлекает необходимую для решения информацию

Лучше организованное предметное знание

Эксперты используют другие стратегии решения задач

Ранняя отбраковка плохих альтернатив

Экспертами становятся только в результате многолетней тренировки.

Водной и той же ситуации эксперты выделяют какие-то критические детали, которые не имеют другие. 


Но если человек эксперт в своей области, то это совершенно не значит, что он что-то представляет из себя в другой предметной области. Экспертов отличает прекрасно организованное знание. 


Эксперты по-другому принимают решение, отбрасывают ненужные альтернативы. На ранних этапах интуитивно выбранное решение. Но есть риск ошибки в силу эффекта замутненного сознания. 


Способности не имеют значения, имеет место тренировка и упорство 


Эмоциональные реакции

● Определенные эмоции возникают как реакция на определенные ситуации

● Проблема первичности/вторичности когнитивной оценки (эмоций задают когнитивную переработку, или наоборот?)

 

Классификация эмоций — биологический /лингвистический подход к выделению базовых эмоций

● Канонические признаки:

§ Универсальные признаки ситуации

§ Универсальные проявления

§ Специфические физиологические проявления

§ Встречаемость у приматов

§ Быстрота возникновения / кратковременность / императивность

 

Биологический подход – анализ выражений лица.

 

Лингвистический подход:

● Анализ семантической близости ≪эмоциональных слов≫ - существительных / прилагательных

Цель — построение пространства лингвистических значений, соответствующих эмоциональным

переживаниям → определение размерности

Методы

§ Оценка совокупности объектов / анализ корреляций (факторный анализ)

§ Оценка ≪сходства≫ эмоциональных слов / анализ дистанций (многомерное шкалирование)

● Устойчивый результат — 2-мерное пространство эмоций

Аффективные расстройства:

 

Тревожность — специфические ситуации / генерализированная тревога (→ неврозы / фобии)

Депрессивные расстройства — доминирование негативного аффекта

Шизофрения — отсутствие эмоциональных переживаний / нарушения сопереживания и эмоционального интеллекта

● Вызываются разнообразными причинами — нарушения оценки / контроля / органические поражения /...

● Обычно связаны с тяжелыми нарушениями адаптации

Стресс

Генерализованная реакцияорганизма на изменение ситуации (опасность / угроза / …)

Психологический стресс — когнитивная оценка ситуации / ресурсов по преодолению затруднений

Копинг — действия, направленные на ≪преодоление≫ затруднений (активный/пассивный) → адаптация

Стресс-индуцированные заболевания — психические / физические (кардиология / гастроэнтерология / эндокринология / иммунология …)

Значительные индивидуальные различия в уровне устойчивости к стрессу

 

Когнитивное развитие

Когнитивное развитие — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже, рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс.

Согласно теории выделяется 4 стадии. Каждая из четырех стадий имеет свои особенности с точки зрения происходящих в интеллектуальной сфере ребёнка изменений.

Таблица 1. Ст


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.165 с.