Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-12-10 | 1187 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Мотив — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность;
Потребность – это желание человека устранить какой-либо дискомфорт, в то время как цель – это процесс выбора того самого предмета, который может удовлетворить требования, продиктованные мотивом.
1. Строение мотивационно-потребностной сферы человека.
1.Мотив
2. Потребность
3. Цель
Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
4. Интерес
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской.
5. Желание и намерение
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Мотивация поведения человека может быть:
• сознательной;
• бессознательной.
2. Подходы к классификации потребностей и мотивов.
1) Низшие и высшие мотивы.
- Биологизаторские концепции сводят мотивы человека к его биологическим функциям, потребностям. (Скиннер).
- Экзистенциальные концепции (гуманистические) отрицают биологическую мотивацию. Человеческое поведение строится на духовной мотивации.
- Психоаналитические концепции: у человека есть и биологическая и социальная мотивация, но они находятся в конфронтации противопоставление.
- Общепсихологическая теория деятельности: у человека есть и биологические и социальные мотивы, но биологическая мотивация человека отлична от биологической мотивации животных.
2) Внешняя и внутренняя мотивация.
|
Глубинная психология.
1. Фрейд. Стремление к жизни или эрос в основе мотивации человека, все остальное выводит из этого. Позже в основе стремление к смерти или танатос.
2. Карен Хорни. Базовая потребность – потребность в безопасности. Отсутствие ведет к базальной тревоге или невротичности.
3. Гуманистическая психология. А. Маслоу: стремление к самоактуализации, к личностному росту, к самосовершенствованию. В. Франкл: стремление к переживанию смысла жизни. Если смысл жизни теряется – невротизация личности (мусогенные или ноогенные неврозы).
4. Лисина М.И.: потребность в общении. (1) появляется раньше других (комплекс оживления к концу 2-го месяца у ребенка – приглашение к общению); (2) госпитальный синдром (если ребенок лишается общения, это ведет к замедлению психического и физического развития).
5. Божович. Познавательная потребность – базовая. (1) Эта потребность прогрессирует в онтогенезе; чем более высокоорганизованное животное, тем больше проявляется потребность; (2) депревация ведет к замедлению развития.
-Факторные концепции.
1. Начало 20 века. Британский психолог Уильям Мак-Дауголл (по Хекхаузену). Теория инстинктов. Для Мак-Дауголла любое поведение целенаправлено, ориентировано на достижение намеченного будущего целевого состояния. О направленности говорят 7 признаков: 1) спонтанность движения; 2) продолжительность и настойчивость движения вне зависимости от того, действует раздражитель или нет; 3) смена хода целенаправленных движений; 4) успокоение после достижения желаемого изменения внешней среды; 5) приготовление к новой ситуации, к которой ведет совершающееся действие; 6) некоторое повышение эффективности поведения при повторении его в схожих условиях; 7) целостность реактивного поведения организма. Эти признаки целенаправленности Мак-Дауголл объясняет с помощью инстинктов. Цель – выделить базовые человеческие потребности (инстинкты). Затем заменил понятием склонность. Выделил всего 12 инстинктов, затем 18 склонностей.
Склонности: пищедобывание; отвращение; сексуальность; страх; любознательность; покровительство и родительская опека; общение; самоутверждение; подчинение; гнев; призыв о помощи; создание; приобретательство; смех; комфорт; отдых и сон; бродяжничество; группа примитивных склонностей, обслуживающих телесные нужды (например, кашель, чихание).
|
При изучении этого перечня сразу становится ясным, что вряд ли возможно его убедительное обоснование (почему именно столько склонностей, не слишком ли много общего между поиском помощи и покорностью и т.д.). Недостаток – теория основана только на здравом смысле.
2. 30-е гг. Американский психолог Генри Мюррей. Теория интеракционизма (классификация мотивов на основе отношений «индивид-среда»). Внутренние и внешние факторы мотивации. Внутренние – скрытые состояния. Внешние – давление, которое принимает вид угрозы или пользы. Результат этого – тема – взаимодействие внешних и внутренних факторов, единица анализа поведения. Мюррей разработал Тест тематической апперцепции (ТАТ): набор черно-белых картинок плохого качества. Предлагается построить рассказ по картинке. Далее исследуются темы рассказа. Механизм проекции: человек должен проецировать актуальную тему. Существует 2 класса базовых потребностей: первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные). Висцерогенные – связаны с функционирование организма; психогенные (их больше: потребность в аффилиации (поддержке) – потребность заводить друзей, в любви, в семье; потребность в достижении; потребность в избегании неудач и т.д.).
-2 иерархических подхода.
1. А.Н. Леонтьев 2 вида мотивов: смыслообразующие и мотивы-стимулы. Функции мотивов: побуждающая и направляющая. Побуждающие мотивы – предмет потребности (мотив побуждает деятельность, повышает активность организма, заставляет что-то делать), направляющие – предмет деятельности (мотив направляет деятельность на какой-то определенный предмет). Эмоции – отношение результата действия к мотиву. Смыслообразующие мотивы – ядро личности. Переживание особой ценности предмета, находящегося в поле действия мотива – личностный смысл. Если он утрачивается, действие оказывается прерванным. Изменение эмоционального фона – изменение мотива-стимула. Мотивы-стимулы – вспомогательные, помогают осуществлять деятельность, но сами ее не вызывают.
2. Абрахам Маслоу. Иерархическая теория мотивации. Существует несколько уровней мотивации, каждый надстраивается над предыдущим – пирамида потребностей.
1) Основание – витальные потребности (голод, жажда – низшие потребности). Если насыщаются, не актуальны. 2) Потребность в безопасности (необходимость обезопасить себя от вторжения извне). Если это реализовано 3) Потребность в опеке (семья, любовь, дружба). 4) Потребность в уважении и самоуважении (карьера, работа обеспечивает). Это потребности типа А. 5) Потребности типа В – творческие потребности и потребность в самоактуализации, характеризуются принципом усиления напряжения. Самоактуализация – человек не задумывается о мнении окружающих, никому ничем не обязан, поступает так, как считает нужным.
|
3. Специфика биологических потребностей у человека.
У человека, живущего в культуре, не возникает настоящего чувства голода (мощных биологических потребностей в чистом виде). Меняется форма удовлетворения потребности, она является культурно заданной. Биологические потребности встраиваются в систему других потребностей. Эти потребности возникают в процессе социализации, воспитания и подчиняют себе органические (подвиги, религиозные служения и т.д.). Разрывается связь между потребностью и поведением, ведущим к ее удовлетворению (можем не есть, когда хочется, и наоборот).
Даже потребности физического существования человека, обусловленные особенностями его организма, отличны от аналогичных потребностей животных, поскольку у человека они не определяют формы его жизнедеятельности, а, напротив, способны трансформироваться в зависимости от высших, специфически человеческих форм жизнедеятельности, в подчинение которым они вступают. Специфика потребностей человека обусловлена тем, что он противостоит миру не как изолированный индивид, а как элемент различных социальных систем и человечества в целом.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!