Эмоциональная регуляция деятельности: виды и функции эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта Л.С. Выготский. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмоциональная регуляция деятельности: виды и функции эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта Л.С. Выготский.

2017-12-10 569
Эмоциональная регуляция деятельности: виды и функции эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта Л.С. Выготский. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос 33.ВОЛЯ И ПРОБЛЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Волевая регуляция характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, то есть является механизмом самомобилизации. Уровень волевой активности может быть суммарной характеристикой волевой регуляции и зависеть от силы потребности, интенсивности переживаемой человеком эмоции (которая может либо ослаблять, либо усиливать энергетику волевого действия), а также от собственно волевого усилия человека. Силы воли, проявляемой одинаково во всех ситуациях, нет.

Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с разными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он показывает большую силу воли, в других — незначительную. Одни более успешно проявляют волевые усилия при преодолении утомления (обнаруживают большую терпеливость), но не могут столь же успешно преодолевать возникающий страх. Другие хорошо справляются со страхом, но оказываются несостоятельными при сопротивлении чувству скуки и бросают монотонную работу.

Сила воли выражается в различных проявлениях, называемых волевыми качествами. Еще И. М. Сеченов писал, что «воля — это деятельная сторона разума и морального чувства». Следовательно, проявление волевых качеств зависит от нравственных черт характера. Если воля моральна (или аморальна), то и ее характеристики (волевые качества) тоже приобретают окраску моральности или аморальности. Однако существуют волевые проявления, не осложненные моралью, нравственными принципами, такие как бытовая смелость и решительность при проявлении упрямства, борьбы со сном, когда хочется досмотреть телепередачу, и другие.

Решение проблемы силы воли связано с многоплановыми исследованиями: должны учитываться и социальные, и психологические, и психофизиологические факторы. Для разных волевых проявлений значимость всех этих факторов может быть различной. Настойчивость, например, больше всего определяется социальными факторами, устойчивостью мотивированной установки. В проявлении смелости в повседневной жизни большая роль принадлежит психофизиологическим факторам, в том числе типологическим особенностям личности, свойствам нервной системы. Только комплексный подход позволит прогнозировать проявление личностью волевых усилий в определенных ситуациях. Чем точнее будет прогнозироваться развитие волевой сферы человека, тем больше уверенности в надежности его действий.

Рассматривая процесс принятия решений, У. Джемс выделял несколько типов решительности:
1. Разумная решительность проявляется, когда противодействующие мотивы начинают угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается спокойно.
2. Неразумная решительность проявляется в случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись. Может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого. При этом нередко какое-нибудь случайное обстоятельство нарушает равновесие, предоставив одной из перспектив преимущество перед другими, и человек как бы подчиняется судьбе.
3. Автоматическая решительность наступает при отсутствии побудительных причин. Желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек действует автоматически, просто стремясь к движению вперед, что будет потом, его не беспокоит. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
4. Нравственная решительность связана с нравственными переживаниями, пробуждением совести. Прекращение внутреннего колебания происходит на основе осознания собственных ценностей. У человека наступает внутренний перелом и появляется решимость действовать.
5. Волевая решительность возникает в тех случаях, когда человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить остальные. В отличие от первого случая функцию разума здесь выполняет воля.

Мотивационные конфликты:

Равные возможности.

Наконец, третий тип конфликта, по К. Левину, - это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет "и плюсы, и минусы", как об этом говорят в обыденной речи. Внутренняя борьба в этом случае связана с взвешиванием "за" и "против" - соглашаться ли на более денежную, но не интересную работу, решаться ли на нужную, но слишком дорогостоящую покупку, разменивать ли квартиру с родителями, чтобы жить отдельно, и т.д. Эти ситуации могут превращаться и в мучительный жизненно важный выбор - например, продолжать существовать в устроенном мире сложившихся отношений, стабильной работы, привычного образа жизни и при этом "жить не своей жизнью", или, потеряв все, начать сначала? Или ребёнок, желающий погладить собаку – хочет, но боится. Торт – хочу съесть, но боюсь потолстеть.

 

Все описанные типы конфликтов являются мотивационными, поскольку их содержанием является борьба мотивов. По Левину, конфликт имеет место только в настоящем, в психическом и мотивационном поле. Т.е. в самой ситуации должна появиться тенденция актуального воспроизведения. Прошлый опыт препятствует разрешению конфликта.

 

Мотивация достижения.

Теория мотивации достижения разработана американским исследователям Д.Макклелландом (1953). Согласно этой теории, мотивация достижения формируется прижизненно в опыте раннего детства под влиянием воспитания ребенка в семье. Ее внутреннюю побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, направленных на достижение определенного результата в работе и игре, то у ребенка возникает мотив достижения. Для его количественной оценки Макклелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Маррея (Мюррея) разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Г.Хекхаузеном.

1. Теория мотивации достижения Д. МакКлеланда

Основывался на теориях А. Маслоу, так же предполагал, что потребности человека различаются по уровням, при этом делал упор на потребности высших уровней, считая, что низшие уровни удовлетворены. МакКлеланд считал, что человеку наиболее присущи 3 ведущие потребности: власти, причастности и успеха. Потребность власти – желание воздействовать над другими людьми, иметь контроль над развитием событий. Потребность причастности – заинтересованность в компании друзей, налаживании межличностных контактов. Потребность успеха – желание доводить дела до конца, качественно выполнять свою работу.

 

Также одной из первых концепций мотивации достижения является модель рискового выбора, сформулированная Дж.Аткинсоном (1958) на основе предложенной К.Левиным парадигмы: “личность на окружение”, предполагающей рассмотрение взаимодействия личности и социума. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

Мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий - «серия» актов.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Анализ работ Х.Хекхаузена позволяет предположить, что одним из центральных личностных образований, связанных с мотивацией достижения, является настойчивость - "целесообразное упорство".Настойчивость может проявляться в таких формах, как продолжительная непрерывная работа над задачей, возобновление прерванной работы или очередная попытка решить нерешенное, длительное стремление к достижению некоторой цели.

Оптимум мотивации.

Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, т. е. эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Например, уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такой характер взаимодействия продуктивности деятельности и мотивации описан законами ученых Р.М. Йерксом и Дж.Д. Додсоном.

Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Ученые ещё в 1908 установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока). Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).
Закон Йеркса-Додсона («оптимума мотивации»)
Закон Йеркса-Додсона (англ. Yerkes-Dodson law) — эмпирическое обобщение, первоначально установленное психологами Йерксом и Додсоном (1908) в опытах на мышах, относительно влияния силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (напр., различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде 2 положений:
1) зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (в виде перевернутой U-образной кривой); др. словами, существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности;
2) уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т. е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.

 

Пример. Уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.Т.е. согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.

Эксперимент с животными. Роберт Йеркс и Джон Додсон сначала проводили эксперименты на мышах и шимпанзе. У животных они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности. Слабый ток является оптимальным наказанием для выработки трудной дифференцировки. При формировании легкой дифференцировки оптимальный уровень наказания выше.

Эксперимент с людьми. Исследования на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось. За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

 

Эмоциональная регуляция деятельности: виды и функции эмоций. Принцип единства интеллекта и аффекта Л.С. Выготский.

Определение понятия эмоций зависит от способа объяснения этого явления. Разные направления выделяют свои объяснительные принципы: (лекции)

  1. Психофизиологическое — рассматривает протекание физиологических процессов в организме и их нервной регуляции.
  2. Когнитивное — рассматривает когнитивную переработку стимула в процессе оценки, восприятия, воображения и т. п.
  3. Теория базовых эмоций — выделяет две группы эмоций (элементарные — нельзя разложить; составные — происходят от базовых)
  4. Социальное — эмоции формируются в процессе социализации, служат регулятором соц отношений. Понимая специфику этих отношений можно объяснить наличие эмоций.

Эмоции — это:

- особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности (Словарь Мещеряков, Зинченко)

- класс психофизиологических явлений, представляющих собой внутренние, субъективно переживаемые психические и физические состояния человека, сопровождаемые приятными или неприятными ощущениями. (Словарь Немов)

- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. (Медицинская энциклопедия Петровский)

- эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. (Выготский)

- обозначение особого, специфического типа реакции индивида, в которой интегрированы специфическое душевное переживание, его отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определенным образом. (Большая энциклопедия по психиатрии)

- реакция на вероятные, вспоминаемые события, которые отражают события в форме обобщенного субъективной оценки и предвосхищении результатов деятельности. (лекции)

Виды: (Словарь Немов+лекции)

  1. Настроение — это относительно слабое, не полностью осознаваемое в данный момент времени по своим истокам, долгое время существующее эмоциональное переживание, определяющее устойчивое актуальное психологическое состояние человека. Окрашивает все поведение человека. Оно самое длительное

2. Простейшими или биологическими Э. называются та- кие переживания, которые человек испытывает в связи с удовлетворением его органических потребностей. Обыч- но это состояния типа удовольствия или неудовольствия, удовлетворения или неудовлетворения, приятного или не- приятного, напряжения или расслабления.

3. Аффектами называют кратковременные, но сильные эмоциональные переживания, бурно проявляющиеся в поведении человека и имеющие яркое внешнее выражение в его жестах, мимике, пантомимике, модуляциях голоса (паралингвистические компоненты речи) и других психо-физиологических состояниях человека. К аффектам относятся, например, радость, печаль, страх, гнев и др. Э. В отличие от настроения аффект возникает внезапно, нарастает быстро и сравнительно быстро проходит. Если биологические Э. появляются в ходе деятельности, направленной на удовлетворение органических потребностей, и сопровождают эту деятельность, составляя ее общий фон, то аффекты появляются или в начале, или в конце соответствующей деятельности, отражая ожидания человека от предстоящей, значимой для него деятельности или ее ожидаемый конечный результат. Аффекты обычно возникают тогда, когда деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или тогда, когда на пути осуществления деятельности неожиданно возникает трудно преодолимое препятствие (или, напротив, в том случае, если такое препятствие вдруг неожиданно исчезает).

  1. Чув-ва — устойчивое психологическое состояние, имеющее чутко выраженный предметный характер. Чув-ва отражают социальную природу человека. В отличие от других Э., чувства человека не являются врожденными и приобретаются в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же человека они могут время от времени изменяться в зависимости от приобретаемого им жизненного опыта и от отношения человека к тому объек- ту, на который направлены его чувства
  2. Собственно эмоции — реакции на события вероятные, вспоминаемые. Отражают события в форме обобщенного субъективной оценки и предвосхищении результатов деятельности.
  3. Стресс — вызван неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессом называют такое эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность, а также нормальная связь эмоций с его поведением и мышлением. Стресс — это стой- кое, чрезмерно сильное отрицательное состояние, которое может возникать у человека в результате длительной и напряженной, с трудом переносимой или невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс — это особое психофизиологическое состояние организма, при ко- тором почти всегда нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место отклонения и в социальном поведении человека. Стресс — единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет почти исключительно отрицательную роль в регуляции психики и поведения.

7. Страстями принято называть самые сильные чувства человека, явно преобладающие над всеми остальными его чувствами, причем страсти являются настолько сильными чувствами, что часто не человек управляет ими, а они сами начинают управлять им. Страсти по отношению к поведению человека играют примерно ту же роль, какую по отношению к нему выполняют акцентуированные черты характера. Как и всякие другие чувства, страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительными и возвышенными называются страсти, которые побуждают человека к достижению благородных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными или низменными называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе или другим людям. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из известных разновидностей отрицательных страстей — фанатизм.

По Изарду:

1. базовые (фундаментальные)

2. комплексные

По знаку:

1. положительные

2. отрицательные

По критерию мобилизации ресурсов организма:

1. стенические (вызывают прилив энергии)

2. астенические

 

Функции.(лекции):

1) регуляторная

2) отражательная. Выражаются в обобщенной оценке события (влияние на поведение)

3)пред информационная. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребносте

4) побудительная. Способствует определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение потребности.

5) подкрепляющая. принимает участие в обучении

6) переключательная. обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которого определяется доминирующая потребность

7) коммуникативная.

8) приспособительная функция. благодаря вовремя возникшему чувству, организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающей действительности.

 

 

Статья Г.Г Кравцова «Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении»

Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась ЛСВ как краегольный камень теории психического развития ребенка. Это единство проявляется как динамическая,а не стабильная связь аффекта с интеллектом. Мышление и аффект представляют части единого целого – человеческого сознания. Оно обнаруживается:

1. Во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях псих развития

2. Эта связь является динамической, меняющейся, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

 

ЛСВ отмечал ошибочность интеллектуалистических теорий детского слабоумия. Еще не соглашался с Левиным, который пытался вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. Также он полагает, что место аффекта остается неизменным и постоянный на всем протяжении развития и что, следовательно, отношения афф и интел есть простоянная величина. ЛСВ же показал, что самое главное в псих развитии – это изменение межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе и между аффектом и интел.

К концу дошкольного возр эмоции перестают быть однозначным и непосредственным определителем всех реакций ребенка. В переходном возр от дошк к младш шк возрасту происходит «интеллектуализация аффекта», эмоции становятся умными. Между эмоциями и действиями ребенка вклиниваются опосредующие интеллектуальные моменты. Тем самым, соотношение аффекта и интел в это время в корне меняется, по своему характеру становится прямо противоположными выделенной Левиным связи аффекта и интел.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.