Авторское право в журналистике: нормативные основания, практика применения. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Авторское право в журналистике: нормативные основания, практика применения.

2017-12-09 408
Авторское право в журналистике: нормативные основания, практика применения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В РФ действует закон об авторском праве и смежных правах. АП возникает в связи с созданием, выпуском в свет, распространением, использованием разл областей ТВ-ва – науки, искусства, публицистики. Действует независимо появл произведение отдельно или в составе сборника. Международные документы по авторским правам: -Всемирная конвенция по авторским правам от 1917.- Бернская конвенция 1968. АП распр на произведения – результат творческого труда, независимо от их назначения, способа производства. Не распр на официальные документы. Может принадл отдельным людям, коллективам. Редакции любых СМИ имеют право на эти издания, в то же время АП на отдельные произведения принадлежит автору. По международным нормам АП обозначается «С» - copyright. Обозначает резервирование права на воспроизводство, оно не возм без согласия автора. Соавторство – ситуация, когда авторы создают отдельные части цельного произведения или все произведение считается результатом совместного труда. Не явл авторством литературная запись, обработка, редактирование. Существуют и такие ситуации, как сценарий по книге, иллюстрации к изданию, они рассматриваются как самостоятельные произведения, создатель сценария рассматривается как автор. Автором считается и журналист, проводящий круглые столы, интервью, обзор писем. АП не распр-ся на тему, фактический материал, имена героев, концепцию произведения. Различают имущественные и неимущественные права. Иущ право – возможность в определенных случаях получать авторское вознаграждение. Нередко имеет место использование чужих текстов – плагиат – намеренное воспроизведение полностью или отдельных частей или основных положений чужого произведения под своим именем, или от третьего лица. Плагиат – преступление. Имущ права действуют в течении всей жизни автора и на протяжении 50 лет после смерти. Защита нарушенных прав осущ-ся через суд. Может быть оглашено подлинное имя автора, запрещен выпуск произведений, автору, его наследникам возмещен материальный ущерб. Неимущ право – на обозначение своего имени при публикации, может и псевдонима. Автор решает, как публиковать свое произведение. Для издания, переиздания требуется согласие автора, автор имеет право на неприкосновенность произведения. Допускается воспроизведение текстов на радио, ТВ, в газете, в научных учебных, просветительских целях, если это не обеспечивает прибыль. Можно цитировать тексты в др произведениях. Неимущ права действуют бессрочно.В РФ дейст. З-н об авт.праве и смежных правах. А.п. возник. в связи с созданием выпуска в свет произв.различ.обл.тв-ва.Оно действ.независимо от того,появ.ли произв.отд-но/в составе выпуска.Сущ-ет неск.междунар.док0ов по А.п.(«Всемир.конвенция по авт.правам»71г.) АП распр. На произв.,к-рые предст.собой рез-т творч.труда,независимо от их назначения и достоинства,от способа воспр-ва. АП не распр.на офиц.док-ты.Оно может принадл.отд.людям и коллективам(ред-ям газет)По междунюнормам наличие АП на произв.обозн. «с» в круге. Соавторство- это когда авторы созд.отд.части цельного произв./все оно счит.рез-ом совм.труда. Не явл соавт.-лит.запись,лит.обработка.редакт-ие.АП распр.также на сценарий книги,иллюст.Автором счит.жур-ст,проводящий круглые столы,интервью,обзор писем. АП не распр. На: тему,факт матер.,имена героев,концепцию произв. Имуществ.права - возм-сть в опред.случаях получать авт.вознагр.(гонорар).ИП действ. В теч.всей жизни автора и на протяж.50 лет после его смерти.Защита ИП осущ.через суд. Неимущ.права -обозначение своего имени(псевдонима,без подписи),при этом подлин.автор д/б известен ред-ру,к-рый не имеет права раскрывать имя. Плагиат -уголовнонаказ.деяние.Автор имеет право решать каким обр.публ.-ть его произв.Всегда треб.его согласие(на публ.,перевод). Допуск.исп-ие в ТВ и Рв прогр, если не приносит прибыли. Неим. права действ.бессрочно.

2. Отечественная пресса периода перестройки(1985-1991). Социально – политический вектор и проблемно-тематический вектор.

Раз рушение существ. ранее системы СМИ, создание нов.системы. Появл.нов.изд.различной тематики, рыночные отношения в газетном мире, учредителями выступают органы власти, редакционные коллективы, бизнес-структуры и т.д. Падение тиражей, но увелич.кол-ва изд, сохранение нац-го хар-ра прессы. Наибольшие потери понесли издания КПСС, увелич. тиражей «Рос.газета», «Сельская жизнь», «Коммерсант». В 1985 г. – начала вых.газ.«Гласность»

Неформ.печать критикует власть, раскрывает пагубные последствия большевизма и диктатуры Ленина.

К авг1988 г. в стране выходит 64 самиздат.журнала: «Экспресс-хроника», «Меркурий», «Община», «День за днем», «Благовест» и др. Самые различ.напр-ия: демокр, христ, маркс, худ-фил. Рост тиражей альтернативной прессы, несмотря на то, что до к 80-х г.г. подготовка и распр. подобных изданий было уголовно наказуемо. Пик активности неформальной прессы приходится на 1989 г. Тиражи «Свободного слова», «Экспресс-хроники» достигают 40-50 тыс. экз.После принятия «Закона о печати других СМИ» и «Закона об общественных организациях» институт альтер.прессы практически прекращает свое сущ-ие, т. к. все издания могут выходить свободно, если не пропагандируют то, что запрещено законом

Рост цен на бумагу, доставку и др. – зависимость прессы от прав-ва и финансовых групп. К сер.90-х г.г. ситуация несколько стаб-сь.Формир-ие многопар.печати в нач.90-х г.г.Демократизация об-ва вызвала появл. нов.полит.образований, многие из к-рых создают свои печ. органы.Социал-демократы – «Меньшевик»,кадеты – «Констит демократ»,республ.партия РФ – «Социал-демократ» и «Новая жизнь»,«Демокр.Россия» - одноименное изд,«Демокр.союз» - «Свободное слово»,«Национал-патриотич.движение» - «Рус.вестник»,Монархисты – «Монархист», «Гражданин Империи» Реклама, занявшая доминир.положение в рын.взаимоотношениях между прессой и деловым миров, - гл.источник дохода. Появление рекл.изд.

Билет №26

1. Теоритические основания функционирования современных зарубежных СМИ: либертарианская теория.

Проблема ответственности печати перед обществом до сих пор не решена, она постоянно в динамике. Следует учесть, что на теории журналистики, как и всякой науке об общественных явлениях, так или иначе сказываются социальные позиции "ее разработчиков", что приводит к далеко не одинаковым трактовкам закономерностей журналистики. Проблемы социальной ответственности СМИ были и будут в центре внимания общества всегда.

И хотя книга "Четыре теории прессы" была выпущена (Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т.) почти полвека тому назад, она актуальна и по сей день.

Пресса всегда принимает форму и окраску тех социальных и политических структур, в рамках которых она функционирует. Пресса отражает систему социального контроля, посредством которой, регулируются отношения между отдельными людьми и общественными установлениями.

С тех пор как появилась первая коммуникация, существует только две или четыре основные теории прессы. Советская теория является продолжением старой авторитарной, теория социальной ответственности, есть просто модификация либертарианской теории. В то же время Советы создали нечто столь поразительно отличительное от прежнего известного авторитаризма, поэтому выделены эти четыре теории.

Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но сегодня практикуется в отдельных странах. Главная цель - поддерживать и проводить политику действующего государства и обслуживать его. В рамках этой теории запрещена критика политической машины. Вид собственности- частная или общественная. СМИ контролируются патентами.

Благодаря патентам, которая процветала в Англии, она оказалась самой удачной из методов контроля. Другим методом, была система лицензирования, она применялась наряду с термином цензура. Государство требовало, чтобы материалы по религии и политики проверялись, но чиновникам трудно было знать все течения переменчивого характера государства. Проблемы цензуры стали нарастать, никто не хотел связываться с этим неблагодарным делом. Цензура означала, что все материалы, подлежащие печатанию, должны получить разрешение, санкции.

Третий метод, который был использован при авторитарной теории государства - судебное преследование за нарушение установленных правовых норм.

Платон (об авторитарной теории государства) считал, что общество может благополучно существовать только под управлением мудрецов, судей, которые руководствуясь нравственными основаниями и используют эту власть нравственно, чтобы держать низшие слои общества в узде. "Также как мудрец воспитывает в себе алчность желудка усилием разума, так и в обществе судья удерживает другие классы общества от соскальзывания к хаосу". По Платону, как только власть в государстве начнет распределяться, начнется ее упадок. Платон хотел, чтобы жизнь граждан координировалась четким культурным кодексом.

Либертарианская теория прессы была принята в Англии, потом в США. Вид собственности - в основном частная. Запрещена - клевета, непристойность, антиправительственная пропаганда в военное время.

Главная цель либертарианской теории прессы - информировать, развлекать, продавать, помогать находить истину и контролировать правительство, прессу имеет право использовать всякий, кто имеет на это средства. Отличие от других теорий, что пресса является инструментом контроля над правительством. СМИ контролируется посредством возвращения к истине на свободном рынке идей и в судах.

"Теория объективного репортажа" возникла в 19 веке. Журналисты наловчились сочинять отчеты, полностью лишенные партийных пристрастий, такая практика породила представление об объективности репортажа, которым американская журналистика проникнута и по сей день. Политическая тенденциозность прессы стала спадать, из средства выражения мнений она стала превращаться в средство выражения "сообщения новостей". Газетные репортеры считали, что в их работе отстраненный взгляд на события является профессиональным требованием, новости подавались в чистом виде, полосы комментариев отдельно. Теория объективного репортажа стала предметом гордости американских журналистов.

От Мильтона же сложилось понятие " открытый рынок идей", он утверждал, что, полагаясь на разум, человек сможет различать добро и зло, правду и неправду, чтоб он смог использовать этот дар, говорил он, ему требуется доступ к идеям и мыслям других людей. Он был убежден, что истина обязательно выживет, только надо дать ей возможность честного и открытого столкновения. Истинное и разумное выживет, ложь и неразумное будет разбито. Правительство не должно вмешиваться, и если даже ложное победит, истина выживет, говорил он.

Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США, ее цель- информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения; СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы.

При теории социальной ответственности правительство не только просто должно разрешить свободу, но обязано активно ее развивать. В либертарианской теории нигде не упоминается о праве общественности на информацию или требование к издателям принимать на себя моральные обязательства. Эти требования вывела теория социальной ответственности. В какой то момент, оптимистическая вера в то, что практически абсолютная свобода и природа человечества несут в себе естественные ограничители, уменьшилась, прессу стали критиковать, что она пресмыкается перед рекламодателем, имеет власть.

СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики -самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.

Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР, СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, вид собственности - общественный, цель-способствовать успеху и поддержанию социалистической системы.

Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, при советской теории перед пролетариатом.

При советской теории средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.

Как было уже упомянуто выше, эти теории были обозначены почти полвека тому назад. В научных трудах западных теоретиков массовой коммуникации можно найти различные модели построения взаимоотношений прессы и общества. Однако они мало подходят для СМИ информационного рынка стран СНГ. Исследователи массовой коммуникации, опираясь на вышеперечисленные теории, выделяют шесть моделей развития СМИ: модель независимой прессы или свободного рынка идей; советская или социалистическая модель; модель социальной ответственности, авторитарная модель, модель "развития", модель демократического представительства.

В рамках модели независимой прессы распространение информации должно быть открыто для всех без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц не должна быть наказуемой. Не должно быть цензурных ограничений и препятствий при сборе материала для опубликования законными средствами. Не должно существовать ограничений на распространение массовой информации через национально- государственные границы.

Модель "социальной ответственности" - заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности. Их деятельность регулируется правовыми нормами. Издания должны отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественного беспорядка, нанесению оскорбления различным меньшинствам.

Модель "развития", применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества.

Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ.

В материалах газет и журналов приоритет отдается национальной культуре и языку. Акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры.

Модель демократического представительства предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование прессы в собственных интересах.

В настоящее время казахстанские издания ни вписываются не в одну из вышеназванных моделей. Однако, если внимательно присмотреться, то в их деятельности можно увидеть отдельные черты разных моделей.

В соответствии с либертарианской теорией, пресса является средством предоставления фактов и аргументов, на основании которых люди могут следить за тем, что происходит, и определять собственное мнение по поводу политики. Как отмечает один из авторов работы «Четыре теории прессы» Ф. Сиберт, «должны быть равно услышаны все идеи, должен существовать «свободный рынок» идей и информации. Любое меньшинство и любое большинство, и слабые и сильные должны иметь доступ к прессе».

Здесь кажется уместным разделение газет на «качественные» и «жёлтые». Первые, как известно, дают читателям «пищу для размышлений», вторые - в погоне за сенсацией игнорируют это правило. Не лишено смысла мнение на этот счёт французского учёного П. Бурдье: «Через чтение двух категорий газет (газеты-сенсации и газеты-размышления) просматриваются два совершенно различных отношения к политике. Факт чтения общенациональной газеты - это один из многих способов продемонстрировать, что чувствуешь себя членом правовой страны, т.е. в праве и обязан участвовать в политике, осуществлять на деле свои гражданские права... Политический анализ предполагает либо дистанцию, возвышение, позицию для обзора наблюдателя, остающегося в стороне от драки, либо историческое отступление, которое даёт время для рефлексии. Такого рода дистанциирование способно нейтрализовать предмет в его непосредственности, насущности, функциях и заменить выражения в форме прямой речи или лозунги с их грубой резкостью на их эвфемизированный перевод в форме косвенной речи. Газеты, считающиеся «качественными», вызывают такое отношение к объекту, которое содержит утверждение дистанции от него, которое является утверждением власти над объектом, и, вместе с тем, достоинства субъекта, упрочивающегося в этой власти. Такие газеты дают читателю значительно больше, чем «личное» мнение, в котором он нуждается, - они признают за ним достоинство политического субъекта» (5, 169).

О том, что «журналисту куда лучше выступать в роли объективного судьи, а не в роли участника конфликта» (1,113) говорит и упоминавшийся ранее исследователь Д. С. Авраамов. Тем не менее, на деле всё выглядит иначе, нежели в идеале.

2. Журналистика и проблемы формирования экологического мышления. Учение Вернадского о ноосфере. Понятие информационного пространства весьма неоднозначно. Впервые о влиянии информации на биосферу заговорил в начале XX века великий русский ученый В.И.Вернадский («Научная мысль как планетное явление», «Несколько слов о ноосфере»). Он считал, что в связи с развитием научной и технической мысли человека в биосфере создается новая сила, базирующаяся на информационном объединении всего человечества в ноосферу. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения на планете».До недавнего времени средства телекоммуникации ограничивались телеграфом, телефоном, радио и телевидением, о которых писал ещё Вернадский. Имелась возможность передавать данные от одного компьютера к другому при помощи модема, подключенного к телефонной линии, документы на бумаге передавались с помощью факсимильных аппаратов. Только в последние годы развитие глобальной телекоммуникационной компьютерной сети Internet дало начало настоящей революции в человеческой цивилизации, которая входит сейчас в эру информации.Сейчас сеть Internet - это мировое сообщество около 30 тысяч компьютерных сетей, взаимодействующих между собой. Население Internet уже составляет почти 30 миллионов пользователей и около 10 миллионов компьютеров, причём количество узлов каждые полтора года удваивается. В.И.Вернадский писал: "Скоро можно будет сделать видными для всех события, происходящие за тысячи километров". Предпосылки формирования ноосферы, сформулированные Вернадским, оказываются удивительно схожи с принципами информационного общества: «единство и равенство по существу, в принципе всех людей, всех рас». По мнению академика В.И.Вернадского, «биосфера ХХ столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего, ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» (Вернадский, 1993: с. 496). Новые информационные технологии, то есть Интернет, становятся единым, глобальным преобразователем всех человеческих мыслей в информацию и тем самым формируют новую земную оболочку – ноосферу, а сам Интернет становится действительно концентратом мировой мысли, всемирным разумом. «Впервые в истории Земли, пишет В.И.Вернадский, - человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым». Вхождение СМИ в Интернет и завоевание в интернет-пространстве весомых стратегических позиций ознаменовало новую фазу развития СМИ как части глобального информационного производства. Все средства массовой информации, заявившие о себе в Интернете, можно условно разделить на четыре основные категории и одну дополнительную. К основным категориям относятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевые версии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных и телевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным средством массовой информации можно назвать индивидуальные веб-страницы профессиональных журналистов. Основные ошибки и неточности в материалах об экологии.Стилистические ошибки. «Мы дышим всякой выхлопной гадостью» – не понятно о какой проблеме, не четко используется терминология.Мифологизация (кактусы устраняют радиацию). Мифы касаются либо бытовых проблем, либо глобальных. Неверная оценка. Встречается приувеличение, приуменьшение серьезных проблем. Часто это бывает при оценке последствий экологической катастрофы.недостаточная информированность. Когда проблема мало изучена.обилие цифр и специальной терминологии. Излишняя эмоциональность.

Билет №27


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.