Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-12-09 | 247 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Эти методы получили своё название связи с тем, что они позволяют спроецировать своё ожидание, страхи и прочие модели поведения на некую модель. Они пришли из психологии. Их появление связано с тем, что количественный подход не позволяет ответить на вопрос «Почему…?» Психологи считают, что вокруг каждой личности есть барьер, но считается, что его можно преодолеть, если извне человеку посылается некая подсказка, сигнал в виде проекции. Методы проектирования: Ассоциация (говорить всё, что приходит в голову о предмете исследования, важны только самые последние ассоциации)(основные коды – дом, растения, животные, вид транспорта и т.д.), метод «Неоконченных предложений», комментарии рисунков, рассказ «О себе», список покупок, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы, беседа с опорой на творческое воображение.
Они полезны в том случае, когда нужно обойти защитный барьер, усыпить бдительность респондента ии когда он хочет что-то скрыть. Прочие методы: контент-анализ бытийных, избитых тем, выбор из нескольких образцов, ассоциация человека с геометрич. Фигурой (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, зигзаг)
Билет 27
№27 Социологический функционализм и его систематизация Р. Мертоном.
термин "Функционализм" появился только в 20 веке, корни от: О.Конту, Г.Спенсеру, Э.Дюркгейму. Дело в том, что функционализм исходит из таких представлений об обществе, которые неразрывно связаны с формированием социологии как самостоятельной науки. Он рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных частей, которые взаимодействуют друг с другом и поддерживают существование всей системы в целом.
Р. Мертон считает, что функционализм является основным способом мышления для социологии как науки, ключевой формой теоретических суждений об обществе.
|
Для анализа социальных явлений Мертон применяет прежде всего принцип "теории среднего уровня". Определение ТСУ Мертон формулирует так: "Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, рабочими гипотезами, возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию".
Локализация ТСУ, разработанная Мертоном, обладает целым рядом привлекательных свойств.
1. Возможность сохранить "научность".
2. Тесная связь с человеческой реальностью.
3. Смысловая и понятийная наглядность ТСУ.
К числу ТСУ Мертон относил теории "референтных групп", "социальных ролей" и т.д. А социология - это социальная наука, оперирующая теориями среднего радиуса охвата.
Разрабатывая теории среднего уровня, Мертон обобщает идеи функционального анализа, а также подвергает их последовательной критике. он критикует положения:
Положение о функциональном единстве. Полное функциональное единство, возможное в теории, по мнению Мертона, противоречит реальности. То, что функционально для одной части системы, дисфункционально для другой, и наоборот. Кроме того, принцип функционального единства предполагает полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, что тоже недостижимо в реальности. Поэтому Мертон вводит понятие "дисфункции", которое должно отражать негативные последствия воздействия одной части системы на другую, а также демонстрировать степень интегрированности социальной системы.
Положение об "универсальном функционализме ". Мертон не может согласиться с тем, что все институализированные образцы действия и поведения служат единству и интеграции общества. Уже само введенное Мертоном понятие "дисфункции" отрицает возможность такой универсальной функциональности. Поскольку каждый образец поведения может быть одновременно и функциональным и дисфункциональным, то лучше говорить о необходимости того или иного существующего социального отношения в терминах баланса функциональных и дисфункциональных следствий, чем настаивать на его исключительной функциональности.
|
Третье неоправданное положение функционализма, выделяемое Мертоном, состоит в подчеркивании "совершенной важности" определенных функций, а также материальных объектов, идей и верований, их выражающих. Мертон не отрицает возможности существования таких функций, но утверждает, что они могут быть различными для разных обществ и социальных систем. Поэтому необходимо эмпирически проверять и обосновывать введение таких функций. В связи с этим Мертон вводит понятие "функциональных альтернатив".
Мертон анализирует еще одну проблему, поднимаемую противниками функционализма. Она состоит в неясности отношений между "сознательными мотивами", которые руководят социальным действием, и "объективными следствиями этого действия". Для решения этой проблемы Мертон вводит разграничение между "явными" и "скрытыми" функциями. Для него "явные функции" - это такие объективные следствия действия, направленные на приспособление или адаптацию системы, которые интенциональны и осознаваемы участниками. Скрытые функции тогда будут такими следствиями, которые ни интенциональны, ни осознаваемы.
№ 57. Подходы к рассмотрению социальных конфликтов в западной социологии.
(К. Маркс, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.)
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент соц. жизни, который дает выход соц. напряженности, энергии деятельности, порождая соц. изменения различного масштаба. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Зиммеля, Дарендорфа и американского социолога Козера.
Основное положение теории конфликта Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества.
Козер в своей классической работе «Функции соц. конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Конфликт для него как одна из форм соц. взаимодействия, как процесс, кот при определенных условиях может иметь для «соц. организма» или каких-либо жизненно важных его подсистем не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные)последствия. Козер вычленяет основные функции конфликта, кот., по его мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию:
а) образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;
б) установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;
в) социализация и адаптация как индивидов, так и социальных групп;
г) создание и поддержания баланса сил и, в частности, власти;
д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);
е) стимулирование нормотворчества и соц. контроля;
ж) способствование созданию новых социальных институтов.
Под конфликтом Козер предлагает понимать борьбу по поводу ценностей или притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противника должны быть нейтрализованы, ущемлены или элиминированы его соперниками.
Исследуя различные формы протекания конфликтов, Козер приходит к выводу, что не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.
Марксистская концепция конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силой силе соц. отношений, которые в условиях классово-антоганистических формаций в социально – экономической и политической сферах реализуются в формах классовой борьбы. Основу соц. конфликтов, согласно марксизму, составляет борьба за собственность. В марксистской литературе различаются 2 вида борьбы, возникающие на основе противоречия эконом. интересов. Первый тип – соц. противоборство за изменение принципов распределения мат. благ, второй – за изменение критериев их распределения в рамках сложившейся общественной системы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ соц. порядка и может найти свое разрешение лишь в результате соц. революции или в реформах. Выдвигая на первый план экономические факторы соц. конфликтов, марксистская социология полагает, что политические факторы являются их следствием и проявлением.
Дарендорф же в основу соц. конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой соц. группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта является стремление к доминированию. Обычно дается такое истолкование этому положению: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии соц. доминирования и бороться за приобретенные позиции в группе, общности и т. д.
Соц. конфликт – это всегда следствие соц. неравенства. Неравенство соц. позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, соц. групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конфликтах Дарендорф и его последователей значительное место отводиться и проблемам собственности, обладания и распределения ресурсов. Однако центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами? Ответ же на этот вопрос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Дарендорфу, представляет собой совокупность соц. позиций, позволяющих одной группе распоряжаться результатами деятельности других групп людей.
Точки зрения на соц. конфликт.
1) социобиологическая точка зрения (Чарльза Дарвина)
3) классовая т. зрения: соц. конфликт воспринимается обществами с определенной соц. структурой. Данную теорию характеризуют как теорию насилия. (Маркс, Ленин)
4) Функциональная: нежелательным, рассматривается как искажение, Конфликт – напряженность, диформация внутри системы (Парсонс, Смелзер).
Парсонс: конфликт – бедствие.
5) Диалектическая: акцент на созидательные роли конфликтов. Козер, Дарендорф, Зиммель..
|
|
№87 Особенности интервью в качественном исследовании.
Технология качественных интервью может быть различной в зависимости от целей исследования.
Нарративное интервью. Свободное повествование о жизни без всякого вмешательства инте-ра, кроме стимулирующих и поддерживающих нить рассказчика междометий. Позволяет выявить наиболее важные «смыслообразующее» моменты, конструирующие его биографию. Чел заново обдумывает всою жизнь, свое «Я», позволяет задуматься о себе как отдельном историческом и социальном субъекте.
|
Полуструктурированное интервью. В каждом из тематических блоков перечень обязательных аспектов, относительно кот должна быть получена инфо. Вопросы должы органически вписываться вход беседы, если этого сделать не получается, то вопросы лучше задать в конце беседы.
Биографическое интервью. Это разновидность полуструктурированного, где тематические блоки соответствуют последовательности основных этапов жизненного циклов респондента: детство, юность, учеба, женитьба и т.д. Интервьюер только направляет разговор и подводит к след блоку.
Лейтмотивное. Интервью позволяет проследить динамику одного и того же аспекта по протяжении разных периодов. Имея в фокусе этот аспект, задаются дополнительные вопросы.
Фокусированное. Предполагает иную тактику: необходимо как можно больше узнать только об одной жизненной ситуации. Дополнительные вопросы направлены на углубление в опред тему, конкретизацию субъективных представлений о субъекте. Поведение интер-ра тактичное. Беседа длится около 1,5 часов, позде чел начинает повторяться.
Разговор записывается на диктофон, но надо обязательно вести записи, краткий неформальный комментарий: описание места проведения интервью и обстановки, особенности поведения и внешнего вида, реакция на интервью, отличит хар-ки речи, первичные предположения и гипотезы, обозначать недостающую информацию или противоречия в рассказе.
В ходе встречи собираются все возможные полевые док-ты, кот могут помочь при дальнейшем анализе: фото, письма, дневники, офиц док-ты.
Билет 28
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!