Типология девиантного поведения. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типология девиантного поведения.

2017-12-13 609
Типология девиантного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современных психолого-педагогических исследованиях существует мно­жество подходов к типологизации девиантного поведения (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, Л.М. Зюблин, И.А. Невский, Г.Д. Молодцова, Р.В. Овчарова, А.М. Печенюк и др.). Не останавливаясь на анализе различных типологий, мы в качестве возможного варианта исполь­зуем подход, в основу которого положен важный основополагающий приз­нак — степень устойчивости стереотипа девиантного поведения подростков, позволивший выделить следующие три группы.

Первую группу составляют подростки со сложившейся системой амораль­ных ценностей и стойким стереотипом девиантного поведения. Они, как пра­вило, являются лидерами групп с асоциальной направленностью. Формы де­виантного поведения таких подростков: разбой, набеги на дачи, прос­титуция, алкоголизм и др.

Ко второй группе мы относим подростков с несложившейся системой цен­ностей и неустойчивым стереотипом поведения. Склонность к ситуативному поведению, чрезмерная подверженность внешнему влиянию зачастую на­ходят свое выражение в бродяжничестве, воровстве и др.

Третью группу составляют подростки, страдающие неадекватной (аффек­тивной) реакцией на любые стимульные воздействия и жизненные ситуа­ции. Типичные формы правонарушений таких подростков, как правило, связаны с ничегонеделанием, наркоманией, токсикоманией и др.

 

Сложен и специфичен процесс самоутверждения подростка в неблагоп­риятной среде. И.А. Невский ввел в науку понятие «механизм протекания отклонений в поведении». Нам близка в организации работы Центра пози­ция этого крупного ученого. По его мнению, данный механизм включает пять последовательных этапов, характеризующих, с одной стороны, социально-психологическое состояние подростка, а с другой, — степень отклонений в его поведении.

I этап — дезориентация ребенка в новых, непривычных для него соци­альных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни ре­бенка привычные способы поведения его теряют свою эффективность, а но­вые в его поведенческом арсенале еще не выработаны.

II этап — дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективны­ми попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контак­тов с окружающей средой. Неэффективность попыток, с одной стороны, при­водит к социально-психологическому истощению и возникновению неуве­ренности в собственных силах, а с другой — к росту раздражения и неприятия окружающей среды, что формирует базу для обращения ребенка к соци­ально негативным формам поведения.

III этап — дезадаптация, характеризующаяся наличием психоло­гически нетерпимой для него ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. При этом поведение ребенка теряет последовательность и логичность, становится слабо предсказуемым и объяснимым, носит порой импульсивный, аффектив­ный характер.

IV этап — деструктивное поведение, характеризующееся воспроизведени­ем ребенком негативных поведенческих реакций с одновременным осозна­нием его «запрещенности», что сопровождается состоянием психологическо­го перенапряжения и самообвинением. Иногда следствием этого могут быть психологические и биологические нарушения (бессонница, невроз, психоз).

V этап — асоциальное (негативное) поведение на основе его осознанного принятия, которое не противоречит нравственной сфере воспитанника, а воспроизводится с целью достижения личной выгоды, утверждения себя и своей роли среди сверстников.

 

По нашим наблюдениям, поведение детей и подростков с девиантным поведением характеризуется:

1) ситуативностью, при которой отдельные актуально складывающиеся ситуации социального взаимодействия не обобщаются и не категоризируются (т.е. не имеют выхода на уровень сознательной регуляции, а воспринимаются «здесь-и-сейчас»);

2) преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;

3) таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели;

4) преобладанием внешнего локуса контроля.

Для исследуемой группы подростков характерны следующие особенности:

-непринятие общепринятых норм и правил;
- сформированная потребительская позиция;
- низкий уровень толерантности (дети нетерпимо относятся к недостаткам других, высмеивают друг друга);
- несформированность навыков межличностного общения;
- эмоционально-волевые нарушения (тревожность, агрессивность);
- ограниченность собственных интересов потребностями физиологического уровня;
- низкий уровень познавательной активности;
- несформированность умений действовать по плану.

Мы считаем целесообразным рассматривать девиантное поведение, как проявление нарушений социальной адаптации, то есть как устойчивую неприспособленность индивида к влияниям его окружения, а также неспособность производить действия, доступные его возрастному уровню развития.

2.3 Социальная адаптация - приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля.

Индивид с девиантными формами поведения может быть адаптирован к микрогрупповым нормам, как к нормам, отвечающим его индивидным потребностям, но нарушать нормы социальные, которые не усваиваются им. Нормы социальные предполагают отказ от определённых индивидуальных потребностей в пользу потребностей общественных. Общественные нормы призваны регулировать поведение индивида в социуме, то есть ограничивать его в удовлетворении собственных потребностей. Присвоенные нормы становятся ценностями. Согласно Д.А.Леонтьеву, «если ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место..., то происходит нарушение процесса социализации, что приводит индивида к непринятию (или незнанию) социальных норм, а затем и к их нарушению».

Специфические особенности всего комплекса социальных навыков во многом определяются своеобразием различных культур, но в современном мире, где культуры достаточно тесно соприкасаются на базе делового взаимодействия и все нарастающего информационного бума, можно выделить ряд общекультурных навыков. Эти навыки являются универсальными вне зависимости от специфики конкретной культуры.

2.4. Жизненно важные навыки — комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности — способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания. Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои спо­собности и возможности. Они также являются базой для формирования чув­ства собственного достоинства.

Навыки позитивного общения — способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

Навыки саморефлексии и понимания других — способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например, с теми, кто зависит от поддержки и помощи других (инвалиды, больные СПИДом, наркоманы в период лечения).

Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями — осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение. Способность адекватно реагировать на соб­ственные эмоции и эмоции других людей.

Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях — способность адекватно вести себя в стрессовых ситуациях, знание об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас.

Навыки продуктивного взаимодействия — способность конструктивно и «цивилизованно» выстраивать отношения с другими людьми. Эти навыки позволяют при минимальном уровне эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.

Навык самостоятельного принятия решений — способность принимать конструктивные, взвешенные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его реше­ния могут влиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Навык решения проблемных ситуаций — помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению как сложных жизненных проблем, так и нестандартных производственных ситуаций.

Навыки работы с информацией — способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида. Эти навыки позволяют человеку бегло и свободно ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.

Навыки творчества — способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей.

Существуют многие причины, по которым обучение жизненно важным навыкам необходимо в школе. Во-первых, это причины, связанные с серьезно усугубившейся социальной ситуацией: разрушением семейных устоев, снижением жизненного уровня подавляющего большинства семей, ростом преступности, возросшим риском попадания подростков в наркотическую зависимость и прочее. Обучение подростков жизненно важным навыкам может помочь им справиться с подобными проблемами.

Во-вторых, такое обучение должно проводиться как можно раньше, еще до того, как подростком приняты установки асоциального поведения. Обучение жизненно важным навыкам способствует овладению и развитию способностей, которые могут привести к здоровому образу жизни, более положительным межличностным отношениям и умению нести ответственность за свои действия.

Целевая группа, на которую расчитана программа – дезадаптивные подростки, попавшие в трудные жизненные ситуации и требующие реабилитации в связи с ярко выраженными проблемами и особенностями первичной социализации (в семье), а также с трудностями в принятии социального воспитания (в школе).

3. Цель и задачи программы:

Цель программы - развитие у подростков со сложностями социальной адаптации жизненно-необходимых навыков через взаимодействие с социально-адаптированными сверстниками (методами экстремально-приключенческих игр), раскрытие себя с помощью методов арт-терапии, предоставление информации, вследствие чего подростки смогут адаптироваться в социальной среде, противостоять рискованным жизненным ситуациям.

Задачи программы:

1) Раскрытие и развитие личностных ресурсов подростков (эмоциональная сфера, личностные особенности, творческие способности).

2) Развитие жизненно необходимых навыков (навыков общения, выхода из конфликтных ситуаций, конструктивного выхода из сложных ситуаций).

3) Формирование ценностного отношения к себе, другим людям, своему здоровью, жизни, жизненным ценностям и целям.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.