Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель»

2017-12-13 227
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.

 

А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия»

Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи»

 

Примерное тематическое планирование

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 8 классе — 70 ч.

Полугодие Название раздела Количество часов
    I Литература как искусство слова.1 ч
Кто такой автор? Автор в литературном произведении(15 ч)
Автор-писатель, автор-повествователь
«Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» 2 ч
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 2 ч
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 5 ч
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики» 2 ч
И.С. Тургенев. «Ася» 2 ч
Кто такой герой? Герой в литературном произведении(10 ч)
Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения 1 ч
У. Шекспир «Трагедия о Гамлете, принце Датском» 1 ч
М. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы) 1 ч
М.Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1 ч
А.Н. Островский «Бесприданница» 2 ч
Л.Н. Толстой «Два гусара» 2 ч
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» 2 ч
Внеклассное чтение 2 ч
Подготовка, написание и анализ сочинения 6 ч
Диагностическая работа. Анализ работы
    II Есть ли герой в лирическом стихотворении? Герой в лирическом стихотворении(14 ч)
А.С. Пушкин «К*** (Я помню чудное мгновенье…)», «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна» 2 ч
М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю» 2 ч
С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» 2 ч
В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» 2 ч
А.А. Блок «Россия», «Девушка пела в церковном хоре» 2 ч
А.А. Ахматова «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости» 1 ч
Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» 1 ч
Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться…» 1 ч
Поэзия второй половины XX века 1 ч
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?Читатель литературного произведения(8 ч)  
Автор – читатель. Авторская позиция 1 ч
Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» 2 ч
А.С. Пушкин «Станционный смотритель» 2 ч
Н.В. Гоголь «Шинель» 2 ч
А.П. Чехов «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» 1 ч
Внеклассное чтение 2 ч
Подготовка, написание и анализ сочинения 6 ч
Диагностическая работа. Анализ работы 2 ч
Резерв 2 ч

Примерное поурочное планирование

           
№ урока Тема Содержание урока Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты изучения материалов раздела  
  Литература как искусство слова Художественный текста: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Учащиеся знают: понятие «субъект литературного произведения; диалогический характер художественного текста; понятие «интерпретация»; умеют: устанавливать в произведении взаимосвязь изображения героев и событий, оценки и идеи автора; владеют:начальными приёмами интерпретации текста; алгоритмом устного ответа на проблемный вопрос; способами взаимодействия с партнёром по общению  
Кто такой автор? Автор в литературном произведении (13 ч)  
  Автор в литературном произведении Автор-писатель, автор-повествователь.   Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы.   Учащиеся знают: понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор»; способы выражения авторской позиции в тексте; умеют: определять субъекта, от лица которого ведётся повествование; различать понятия «автор-повествователь», «герой-рассказчик», «автор»; объяснять роль героя-рассказчика в текста; находить способы воплощения авторской позиции в произведении; строить анализ произведения с учётом авторской позиции; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа произведений с учётом субъекта, от лица которого ведётся повествование; определения авторской позиции в произведении; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
  «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца» Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе. Восприятие текста произведения древнерусской литературы. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Выделение смысловых частей художественного текста. Характеристика героя произведения. Формулирование идеи произведения. Устные ответы на вопросы.  
  Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза» Изображение чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. Понятие о сентиментализме. Значение повести для русской литературы. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагментов произведения. Нахождение идеи произведения. Характеристика героев произведения.    
  Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Авторская позиция и способы её выражения. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.  
  А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «СпасскаяПолесть»,)   Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики рассказа. Нахождение идеи произведения. Формулирование вопросов по тексту произведения.  
  А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы ««Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове»)   Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика героев произведения. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.  
  А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» как историческое произведение   Слово о писателе. Историческая основа произведения. История создания «Капитанской дочки». Замысел и воплощение. Проблема художественного историзма. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Восприятие текста литературного произведения. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устные ответы на вопросы.  
  А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Жанровые особенности   Проблема жанра произведения. Историческое и личное в сюжете. Характеристика проблематики романа. Нахождение идеи произведения. Устные ответы на вопросы.    
  А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Постигаем секреты художественноготекстаа. Урок-исследование. Автор – повествователь – герой. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.  
  А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Проблема чести. Нравственная проблематика. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Соотнесение романа с ранее освоенными произведениями А.С. Пушкина.    
  А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Капитанская дочка» Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Система образов. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  Н.В. Гоголь. Повесть «Старосветские помещики». Знакомство с героями.   Слово о писателе. Тема любви. Образы героев. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Восприятие текста литературного произведения. Формулирование вопросов по тексту произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика героев произведения. Сопоставительная характеристика героев.    
  Н.В. Гоголь. Повесть «Старосветские помещики». Что такое «ясная, спокойная жизнь»? Нравственная проблематика повести. Жанровые особенности произведения. Характеристика проблематики повести. Нахождение идеи произведения. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведения писателя.    
  И.С. Тургенев. Повесть «Ася» Слово о писателе. Своеобразие любовного конфликта. Проблема автора. Восприятие текста литературного произведения. Формулирование вопросов по тексту произведения. Характеристика проблематики произведения. Нахождение идеи произведения. Устные ответы на вопросы.    
  И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Образ главной героини. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  Сочинение Темы по выбору учащегося:   1. Каким предстаёт автор-повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? 2. Оправдывает или осуждает себя герой-рассказчик в повести И.С. Тургенева «Ася»? 3. В чём совпадают и в чём расходятся авторская позиция и позиция героя-рассказчика в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ И.С. Шмелёв «Лето господне» Установление связи прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительное чтение произведения. Сопоставление литературных произведений. Сопоставление героев произведений. Устные ответы на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
Кто такой герой? Герой в литературном произведении (10 ч.)  
21. Герой в литературном произведении Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения. Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Учащиеся знают: понятия «герой», «персонаж», «литературный тип», «литературный характер»; умеют: характеризовать героев произведения; характеризовать систему образов героев; находить способы создания характера героя в произведении; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа произведений с учётом особенностей системы образов; приёмами выявления авторского отношения к героям; сопоставительным анализом героев одного произведения; сопоставительным анализом героев разных произведений; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
22. У. Шекспир. «Трагедия о Гамлете, принце Датском»   Слово о писателе. Трагический конфликт. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип. Восприятие текста драматического произведения. Нахождение в тексте незнакомых слов и определение их значения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики пьесы. Нахождение проблемы и идеи произведения. Нахождение характерных для драматического произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Сопоставление героев произведения. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Инсценирование пьесы.  
  М. Сервантес. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы I, VI, VII, XXXV, XXXXIX) Слово о писателе. Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Высокий герой. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое. Дон Кихот и СанчоПанса: парные герои и их роль в произведении. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения.Формулирование выводов об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя.  
  М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова. Выразительное чтение поэмы. Нахождение художественных особенностей произведений. Нахождение идеи произведений. Сопоставление героев произведения. Устные ответы на вопросы. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  А.Н.Островский. Драма «Бесприданница»   Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенности конфликта. Образ главной героини. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики пьесы. Нахождение проблемы и идеи произведения. Нахождение характерных для драматического произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Инсценирование пьесы.    
  А.Н.Островский. Драма «Бесприданница» Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Художественный мир Островского-драматурга. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  Л.Н.Толстой. Повесть «Два гусара»   Слово о писателе. Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики повести. Нахождение идеи произведения. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Сопоставление героев произведения.    
  Л.Н.Толстой. Повесть «Два гусара» Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Художественный мир Толстого. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  Ф.М.Достоевский. Повесть «Бедные люди» Слово о писателе. Идеал и действительность. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагментов произведения. Характеристика проблематики повести. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Конспектирование литературно-критической статьи.    
  Ф.М. Достоевский. Повесть «Бедные люди». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование. Образов героев. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.    
  Сочинение   Темы по выбору учащегося   Система образов героев и её роль в раскрытии авторской позиции   - в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»   - в драме А.Н. Островского «Бесприданница»   - в повести Ф.М. Достоевского «Бедные люди»   - в повести Л.Н. Толстого «Два гусара»   Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением.    
Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» Установление связи прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительное чтение произведения. Сопоставление литературных произведений. Сопоставление героев произведений. Устные ответы на вопросы.   Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
  Диагностическая работа Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета «Литература»  
  Диагностическая работа В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку  
Есть ли герой в лирическом стихотворении? Герой в лирическом стихотворении (14 ч)  
  А.С. Пушкин «К*** (Я помню чудное мгновенье…)», «На холмах Грузии…» Актуализация изученного ранее. Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера. Учащиеся знают: содержание понятия «лирический герой», «лирическая ситуация», «типы лирических героев»; особенности лирики как рода литературы; способы выражения состояния лирического героя в стихотворении; умеют: различать автора стихотворения и лирического героя; характеризовать лирического героя стихотворения; характеризовать ведущее настроение стихотворения; объяснять роль изобразительных средств в воссоздании настроения и состояния лирического героя; сопоставлять стихотворения схожей тематики; анализировать стихотворения; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа лирических произведений с учётом особенностей лирики как способа отражения мира; характеристики лирического героя; сопоставительного анализа стихотворений; осмысленного чтения; детального слушания; выразительного чтения стихотворения; оценки выразительного чтения стихотворения; получения, отбора и систематизации информации; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
  А.С. Пушкин «Я вас любил», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна» Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустные» Актуализация изученного ранее. Философская лирика Лермонтова. Мир, жизнь, любовь. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  М.Ю. Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю» Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  С.А. Есенин «Гой ты, Русь, моя родная…» Родная земля в творчестве Есенина. Человек и природа. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…» Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  А.А. Блок «Россия», Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  А.А. Блок «Девушка пела в церковном хоре» Символические образов. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  А.А. Ахматова «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости» Лиризм поэтического мира Ахматовой. Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться…» Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  Поэзия второй половины XX века Р.И.Рождественский. Слово о писателе. Стихотворения «Мгновения». А.А.Вознесенский. Слово о писателе. Стихотворения «Сага». Е.А.Евтушенко. Слово о писателе. Стихотворения «Идут белые снеги». Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины XX века. Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений. Выразительное чтение стихотворения. Характеристика лирического героя. Нахождение художественных особенностей произведений. Сопоставление произведения. Устные ответы на вопросы. Определение стихотворного размера.  
  ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.С.Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Б.Ш.Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» Установление связи прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Выразительное чтение произведения. Сопоставление литературных произведений. Сопоставление героев произведений. Устные ответы на вопросы. Уроки внеклассного чтения предполагают бОльшую самостоятельность учащихся. Целесообразно использование активных методов обучения, нетрадиционных форм проведения уроков и современных педагогических технологий: урок-конференция, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-мастерская, кейс-метод, метод проектов и др.  
  Сочинение Стихотворения, которое я советую прочитать всем. (на материале одного стихотворения, включённого в данный раздел)   Учащиеся выбирают жанровую форму для создания текста сочинения: - специальный учебный текста (традиционное школьное сочинение); - рецензия (в журнал…, в газету….); - текста в условиях интернет-общения; -текста лекции и др. Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением. Учащиеся умеют: раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-рассуждения, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно; соотносить задание со своими интересами и возможностями; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами анализа формулировки темы сочинения; алгоритмом построения текстов сочинений разных типов и жанров; приёмами моделирования текста сочинения; разными способами включения текста произведения для аргументации своих суждений; самоанализом.  
  Сочинение Создание письменного развёрнутого ответа на проблемный вопрос; редактирование написанного  
  Сочинение Анализ сочинения: полнота раскрытия темы, доказательность, логичность, речевая правильность и выразительность.  
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведения? Читатель литературного произведения(11 ч)  
  Автор – читатель. Авторская позиция. Читатель как активный субъект творческого процесса. Диалогическая основа познания мира и интерпретации литературного произведения Чтение и постижение смысла учебно-научного текста учебника. Устные ответы на вопросы. Учащиеся знают: понятия «активный субъект творческого процесса»; авторская позиция; «диалогический текста»; диалог автора и читателя; «близкое прочтение»; «дальнее прочтение»; умеют: определять авторскую позицию; характеризовать героев произведения; характеризовать систему образов героев; находить способы создания характера героя в произведении; определять тему, проблему, идеи произведения; определять художественные особенности произведения и их значение для выражения авторской позиции; создавать собственные развёрнутые речевые произведения на основе прочитанного; владеют: приёмами определения авторской позиции; анализа произведений с учётом авторской позиции; сопоставительного анализа героев одного произведения; сопоставительного анализа героев разных произведений; осмысленного чтения; детального слушания; получения, отбора и систематизации информации; начальными приемами герменевтики; алгоритмом построения развёрнутого устного ответа; развёрнутого письменного ответа; начальными исследовательскими действиями; когнитивной культурой; способами взаимодействия с партнёром по общению.  
  Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»   Слово о писателе. Сатирический пафос комедии. Историко-культурная основа. Образ главного героя. Воспринимать текст драматического произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику пьесы. Определять способы создания сатирического пафоса. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Инсценировать пьесу.  
  Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Постигаем секреты художественного текста. Урок исследование Традиции Мольера в русской драматургии Характеристика героев. Сопоставительная характеристика героев. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ фрагментов произведений. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.  
  А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении. Маленький человек как новый герой русской литературы. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики повести. Нахождение идеи произведения. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Сопоставление героев произведения.  
  А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Постигаем секреты художественного текста. Урок-исследование Мастерство Пушкина-прозаика. Характеристика героя. Ответы на проблемные вопросы. Подбор аргументов. Анализ произведения. Формулирование доступных возрасту философско-исторических обобщений на основе прочитанного.  
  Н.В. Гоголь «Шинель» Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Выбор героя: необходимость и искушение. Восприятие текста литературного произведения. Устные ответы на вопросы. Характеристика проблематики повести. Нахождение идеи произведения. Нахождение характерных для произведения образов и приёмов изображения человека. Характеристика героев произведения. Объяснение роли фантастики в повести.  
  Н.В. Гоголь «Шинель». Постигаем секреты худож<

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.