Развитие общей моторики. «Краски весны». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Развитие общей моторики. «Краски весны».

2017-11-27 190
Развитие общей моторики. «Краски весны». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 22.Звук и буква С

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

— познакомить детей со звуком и буквой С;

— научить характеризовать его по акустиче­ским и артикуляционным признакам;

— познакомить с понятием «предложение». Коррекционно-развивающие:

— упражнять детей в делении слов на слоги, предложений на слова;

— упражнять в звуковом анализе слов, состоя­щих из трех звуков;

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение следить за пра­вильным произношением поставленных зву­ков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии ко­торых присутствует звук С; буква С, дидакти­ческое пособие «Согласный звук», фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактиче­ское пособие «Домик», наборы для выклады­вания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Вспомнить картинки, в названии которых звук Т находится в начале слова, в конце слова.

Развитие общей моторики. «Краски весны».

Снованетручьямпокоя— Деньиночьжурчатвкустах. Бегут по кругу друг за другом.
Ходитсолнцезолотое Вчистых-чистыхнебесах. Спокойно идут друг за другом.
Льетлучиналесилуг Приседают — встают.
Инавсецветывокруг. Б. Асоналис «Цветок» над головой.
3. Развитие мелкой моторики. «Весна».
Веснапришлапоснежному, Повлажномуковру. Ходят пальчиками по сто­лу.
Рассыпалаподснежники, Руки на столе ладонями вниз.
Посеялатраву. Раздвигают — сдвигают пальцы.
Теперьзоветсовсехконцов Руки согнуты в локтях, пальцы открыты.
Гусей,стрижейиаистов, Кукушекискворцов. Загибают по одному паль­чику на каждой руке.

Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам)

5. Развитие мимических мышц.
Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках.

Развитие артикуляционной моторики.

— Спокойное открывание-закрывание рта.

— Вытянуть губы хоботком, вернуть обратно.

— Движение «хоботком» вправо-влево.

— «Вкусное варенье», а затем «Лошадка».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек». Йоги на ширине плеч, руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить три раза.

Работа над голосом: спеть звуком А знакомую песенку.

Объявление темы занятия.

Логопед: Рассмотрите картинку. Насос выпуска­ет воздух. Какой звук при этом слышится? (С-с-с.) С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесениезвукахором,азатемотдельными детьми,снаблюдениемзаартикуляциейвзеркале.

Логопед: Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке.) А что вы можете ска­зать о зубах? (Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи.) Где находится кончик язы­ка? (Кончик языка упирается в нижние зубы.)

А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) При­ложите руку к горлышку и скажите, оно вибриру­ет? (Нет.) Значит, звук С какой? (Глухой.)

Попросьбелогопеданесколькодетейповторяют полнуюхарактеристикузвукаС.

10.Связь звука и буквы. На доске буква С.

Шел конь, Подковами звеня. Как буква С, Следы коня.

Е. Тарлапан

Развитие фонематического слуха.

Дополнить строки словами, подходящими по рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (Сбежал, ушел, ускакал.)

Сел в машину черный пес.

У него в чернилах... (Лапа, шея, нос.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Скачет, скачет, скачет мяч.

Припустился резво вскачь.

Скок,скок,скок —

Приземляйся на носок.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ОС, СА. Характеристи­ка слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

Закрепление звука в словах.

Звуковойанализслова осы. Логопедвыкладывает надоскукартинкусизображениемос,проситдетей назватьнарисованныйпредмет.

Логопед: А сейчас мы выполним совсем новое за­дание. На прошлых занятиях мы учились анали­зировать слоги и выкладывать схему, а сегодня по­пробуем проанализировать слово осы. Послушайте внимательно и назовите тот звук, который я тяну.

Логопедутрированнопроизноситзвуки,составляю­щиеслово осы. Детипоочередноназываютзвуки,дают имхарактеристикуиобозначаютсоответствующим цветом.Наданномэтапецелесообразновыкладывать цветнуюфишкупослетого,какбудетвыполненанализ звука.Предложитьвыкладыватьсхемупослеанализа всегословаможнобудеттогда,когдадетиначнутсво­бодновыполнятьзвуковойанализсловизтрехзвуков.

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познакоми­лись? Какой это звук? О каких перелетных птицах мы говорили на занятии?

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 22 (альбом 2, с. 10-11)*.

Задания для закрепления вне занятий** (тетрадь 3, с. 4-5)

Игра «Домик». Определить место звука С в сло­вах: сад, сосулька, абрикос, свисток и т.д.

• Составить предложения со словами сосулька и солнце, поделить их на слова и выложить (на­чертить) схемы предложений.

• Проанализировать слова суп и сук по звукам и выложить схемы.

• Подобрать слова, начинающиеся со звука С.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Игра «Прибавляй слог С А».
Логопед называет начало слова, дети прибавляют слог са и называют слово полностью:
ко... (са) колба... (са)

ли... (са) ро... (са). И т.д.

Развитие общей моторики.

Выполнение движений по тексту стихотворения. Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхаю, Пол я чисто подмету И дрова ей наколю. Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. Я на цыпочках хожу, И ни разу, и ни разу Ни словечка не скажу.

3. Агранович

3. Развитие мелкой моторики.
«Цветок для мамы».

Выполнение движений по тексту стихотворения. Вырос красивый цветок на поляне. Утром весенним открыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питание Из-под земли дают корешки.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам)

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.

Брови вверх я поднимаю, Очень сильно удивляюсь.

А теперь глаза прищурю, Брови сильно я нахмурю.

Объявление темы занятия.

Логопед: Посмотрите! Кто-то забыл закрыть кран, и маленькая струйка воды льется из него, из­давая звук: сь-сь-сь. Об этом звуке мы будем гово­рить сегодня на нашем занятии.

Связь звуков и буквы.

Дети «рисуют» пальчиками на столе и воздухе букву С совместно с логопедом.

11. Развитие фонематического слуха.
Повторение слоговых рядов за логопедом:
ся — си — ся — си
сю — сю — сю — сё
ся — си — се — сю И т.д.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Раз, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — всем присесть. Семь, восемь — лень отбросим. Девять, десять — встать всех просим.

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слога СИ с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме.

Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова Сима с выкладыванием графической схемы. Затем, совместно с логопедом, дети анализируют, сколько в этом слове гласных, сколько согласных твердых, сколько согласных мягких: «В слове Сима два гласных звука» и т.д.

Итог занятия.

ЛогОпед: С каким звуком мы сегодня познако­мились на занятии? Какой это звук?

Оценка работы, детей.

18.Домашнее задание. К занятию 23 (альбом 2, с. 12-13).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 6-7)

• Из предложенных картинок выбрать только те, в которых звук Сь находится в начале, а затем в середине слова.

Поделить слова со звуком Сь (селедка, осина, бе­седка и т.д.) на слоги и составить схему

С этими же словами составить предложения и проанализировать их. Обратить внимание на предлоги («маленькие слова»).

Из гороха или фасоли выложить букву С.


Занятие 24. Звук и буква Ш

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— познакомить детей со звуком Ш и научить характеризовать его по акустическим и арти­куляционным признакам.

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— развивать фонематические процессы;

— упражнять в анализе слов и предложений.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ш; буква Ш, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Игра «Прибавляй слог СИ».
Логопед называет начало слова, дети Прибавляют слог СИ и называют слово полностью:
кара... (си) ло...(си)

гу... (си) ры... (си). И т.д.

Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спи­ралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Выразить эмоциональное состояние (настрое­ние): доволен — недоволен, виноват — пристыжен, счастлив — несчастлив, спокоен — рассержен.

6. Развитие артикуляционной моторики.
—- Имитация жевания.

— «Расчесать» нижнюю губу, верхнюю губу.

— «Маляр».

— Упереть кончик языка в правую щеку, а затем в левую.

7. Работанад развитием дыхания и голоса.
Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Произносить фразу, меняя ударение.

Шила в мешке не утаишь. Шила в мешке не утаишь. Шила в мешке не утаишь.

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет на доску картинку для звукоподражания): Как шипит змея? -ш-ш.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся на за­нятии.

Связь звуков и буквы.

Рассматривание буквы Ш.

Буква Ш, как гребешок. Куклу причеши, дружок! Три зубца рядочком ставим И внизу соединяем.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.
Логопед называет правильно и неправильно

звучащие слова. Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат правильное слово:

Мапка, тапка, шапка, капка.

Балыши, малыши, кавыши, табыши.

Майба, кайба, тайба, шайба.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

В.Ковалько

Закрепление звуков слогах.

Звуковой анализ слогов АШ, ША. Логопед вы­кладывают схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит. Если вы­полнить задание детям не удается, то логопед пред­лагает им сначала выложить схемы этих слогов из цветных фишек на столах. 22

Закрепление звука в словах.

Дети называют картинки, выставленные на до­ске. Делят несколько слов на слоги, выкладыва­ют слоговую графическую схему и указывают на схеме заданные слоги. Например, машина: «По­кажите слог ШИ, покажите слог МА, покажите слог НА» и наоборот: «Назовите слог, на который я указываю».

Затем логопед вместе с детьми проводит подроб­ный звуковой анализ слова шаль с выкладыванием графической схемы.

14. Закрепление звука в предложениях.
Работа над деформированной фразой.

Закрепление звука в тексте.

Выделение слов со звуком Ш из текста. Скачет зверушка — Не рот, а ловушка. Попадут лягушке И комар и мушка.

16.Итог занятия.

Логопед: Какой звук издает змея? Какой это звук? Назовите слова со звуком Ш в конце?

П.Оцепкаработы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 24 (альбом 2, с. 14-15).


Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 8-9)

Игра «Домик». Определить место звука Ш в сло­вах: шапка, камыш, шашки и т.д., а затем «по­селить» слова в «Домик».

Звуковой анализ слов шах, шаг; выкладывание их схем.

Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд слов, дети должны хлопать в ладоши на слова со звуком Ш.

Работа с деформированной фразой. Составление схемы преобразованных предложений.

Миши, на, шапка, у, голове.

В, дети, шашки, играли.


Занятие 25. Звуки С — Ш

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей анализировать звуки С и Ш в сравнительном плане.

Коррекционно-развивающие:

упражнять детей в звуковом анализе слов;

упражнять в делении слов на слоги, предло­жений на слова;

развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.

Оборудование: зеркала, картинки для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звуки С и Ш; буквы С и Ш, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковых схем, наборы для выкладыва­ния слоговой схемы и схемы предложения, куклы.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Первая команда называет слова со звуком С в начале слова, вторая — со звуком Ш в начале слова. Побеждает та коман­да,которая назовет больше слов.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, зигзагообразные движения (по общим правилам)

5. Развитие мимических мышц.
Выполнение движений по тексту стихотворения.

Закрываю правый глаз, Закрываю левый глаз. Широко глаза открою

На округу погляжу. А затем наморщу нос — На кого же я похож?

Объявление темы занятия.

Детирассматриваюткартинкидлязвукоподража­ния,выставленныенадоске.

Логопед: Как шипит змея? (Ш-ш-ш.) А какой звук слышится, когда воздух выходит из насоса? (С-с-с.) Эти два звука мы будем учиться сравнивать сегодня на занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика.

Звук Ш. Губы — вытянуты бубликом, рупо­ром. Кончик языка поднят за верхние зубы (к аль­веолам). Посередине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.

Звук С. Губы — в улыбке. Кончик языка упира­ется в нижние зубы. Посередине языка идет силь­ная холодная струя воздуха (если струя не кажется холодной, для сравнения произносим звук X).

Звук Ш — согласный, твердый, глухой, шипя­щий. Звук С — согласный, твердый, глухой, сви­стящий.

Связь звуков и букв.

Логопед выставляет буквы. Дети рассматрива­ют их, а затем выкладывают из шнурков.

Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуками Ш.

Хороши штанишки

У нашей малышки —

Что за кармашки,

Ремешки да пряжки! Выделение из текста слов со звуком С:

Есть посуда — самовар,

Есть машина — самоход,

Есть игрушка — самокат

И, конечно, самолет!

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки мы сегодня учились срав­нивать? Чем они похожи? (Оба согласные, твер­дые.) Чем отличаются? (При произнесении звука Ш кончик языка поднят вверх, а при произнесении звука С кончик языка упирается в нижние зубы.)

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 25 (альбом 2, с. 16).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 10-11)

• Подобрать слова, которые начинаются со звука Ш, заканчиваются на звук Ш.

• Звуковой анализ слов: душ, шар.

• Определить место звука в словах: шапка, муш­ка, пушка, камыш, малыш и т.д.

• Составить предложения со словами шапка и ка­мыш. Поделить предложения на слова, начер­тить схемы.

 

 

Ход занятия

Организационный момент.

На столе лежат картинки. Дети делятся на две команды: одна отбирает картинки на звук Ш, а вторая — на звук С. Побеждает та команда, кото­рая допустит меньше всего ошибок.

Развитие общей моторики.

 

Снеграстаетвполечистом, Схлынетталаявода— Идут друг за другом.
Побежитзатрактористом Ксинейречкеборозда. Бегут друг за другом.
Выйдутсеялкипотом Идут друг за другом.
Засеватьполязерном. В. Степанов «Сеют».
3. Развитие мелкой моторики.
Пекарь,пекарь, Хлопают в ладоши.
Измукииспекинамколобки, Пекут колобки.
Дасушки—Ванюшке, Соединяют большие и ука­зательные пальцы.
Дабаранки—Танюшке, Соединяют большие и средние пальцы.
Дабублики—Гришке, Соединяют большие и безымянные пальцы.
Дакрендель—Маришке. Соединяют большие и ми­зинцы.

Массаж лица.

Поглаживание, зигзагообразные движения, по­стукивание, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Выполнение движений по тексту стихотворения. Мама сыну говорит: «Хватит щеки надувать, Брови хмурить, поднимать.

Лучше в магазин сходи, Булочку сестре купи».

Объявление темы занятия.

Логопед (выкладывает на доску картинки): По­смотрите внимательно! Девочка пытается согреть пальчики на руках и при этом поизносит: «Х-х-х». А хоккеист скользит по льду, а его коньки издают звук: хь-хь-хь. Сегодня на занятии мы познакомим­ся со звуками X и Хь и научимся их различать.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Дети поочередно произносят звуки X и Хь, а за-
тем характеризуют их. Звуки X и Хь — согласные
(преграду для воздуха создает корень языка). Звук
X — твердый, обозначаем фишкой синего цвета, а
звук Хь — мягкий, обозначаем фишкой зеленого
цвета. Оба звука глухие, так как голосовые связки
не вибрируют (горлышко молчит).

Связь звуков и буквы.

Логопед (выставляет букву X на доску):


X — забавная игрушка,

Деревянная вертушка.

Деревянная вертушка —

Ветру вольному подружка.

В. Степанов

На что еще похожа буква X?

Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ХА, ХИ. Логопед вы­кладывают схемы слогов на доске, а дети говорят, какая из схем к какому слогу подходит.

Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слов хек и мох с выкладыва­нием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. При атом особое внимание логопед уделяет показу на схеме звуков X и Хь. Дети пока­зывают и говорят о местоположений звуков в слове. 34


Закрепление звука в тексте.

Повторение скороговорок вслед за логопедом. Сшила блоха на пуху балахон, В нем выходила блоха на балкон.

Н. Боровков

Сели слева три старухи, Съели хлеба три краюхи.

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки были у нас гостями на за­нятии? Чем они похожи, а чем отличаются?

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 26 (альбом 2, с. 17-18).

Задания для закрепления вне занятий

(тетрадь 3, с. 12-13)

• Подобрать слова, которые начинаются со звука X; слова, которые начинаются со звука Хь.

• Звуковой анализ слов: пух, хек.

• Составить предложения со словами: хоккей, хо­мяк, черепаха, хижина. Проанализировать их и начертить схемы. Поделить данные слова на сло­ги и определить местоположение звуков X и Хь.


Ход занятия

Организационный момент.

Логопед просит вспомнить слова — названия картинок со звуками X и Хь в конце.

Развитие общей моторики

К самовару гости прибежали, Дети стоят в кругу, один ребенок посередине.
Дружно чашки наполняли: Идут к середине круга, здо­роваются.
Вкусныйчайусамовара, Расходятся.
Онсромашковымотваром. Идут по кругу друг за дру­гом.
3. Развитие мелкой моторики.
Раз,два,три,четыре, Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Мыпосудуперемыли: Ладони прижаты друг к. другу.
Чайник,чашку,ковшик,ложку Ибольшуюповарешку. Открывают по одному паль­чику, начиная с мизинца.

Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, зиг­загообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Выразить мимикой свое эмоциональное состоя­ние: разбили чашку — огорчение, купили новую чашку — радость, много грязной посуды — неудо­вольствие.

Объявление темы занятия.

Детирассматриваюткартинкидлязвукоподража­ния:мельницуивентилятор.

Логопед: Крылья у мельницы крутятся и издают звук: в-в-в. Повторите этот звук. А маленький вен­тилятор подражает большой мельнице: вь-вь-вь. По­вторите звук Вь. С этими звуками мы познакомимся сегодня на занятии и научимся их различать.

Ю.Связъ звуков и буквы.

Логопед выставляет букву В на доску. Вот буква В видна вдали — Красивая, витая. Как будто крендель испекли, Приезжих поджидая*

С. Маршак


Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ВА, ВИ. Деление на слоги с выкладыванием графической схемы

Закрепление звука в словах.

Определение места звуков В и Вь в словак званиях картинок, с использованием дидактического пособия «Домик».

Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста сначала слов со звуком Вь, а затем со звуком В.

Верчу колеса, руль верчу. Весельчака везу к врачу.

В. Берестов

Воротилась Варвара из города, Привезла новостей три короба.

Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать на за­нятии? Чем они похожи, а чем отличаются? Назо­вите слова, в которых звук В находится в начале слова. А теперь слова, в которых звук Вь находится в середине слова.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 27 (альбом 2, с. 19-20).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 14-15)

• Подобрать слова на звук В, а затем на звук Вь.

• Проанализировать предложения 1-3 из игры «Продолжи предложение», начертить (соста­вить) их схемы.

• Прибавить слоги ВА, ВИ и назвать каждое слово полностью: коро...(ва), гри...(ва), хал...(ва), дро... (ва), остро...(ва), крапи...(ва); прибавить слог ВИ в начале слова и назвать все слово: (ви)...шня, (Ви)...та, (еи)...лка, (Ви)...тя, (Ви)...ка.


Занятие 28. Звук 3. Буква 3

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

— учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные призна­ки.

Коррекционно-развивающие:

— упражнять детей в звуковом анализе слов из трех звуков;

— развивать умение анализировать предложе­ния;

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей.

Коррекционно-воспитательная:

— учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение вновь поставлен­ных звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук 3; буква 3, дидак­тическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Какие звуки мы учились различать на прошлом занятии?

Подберите слова на звук В, а затем на звук Вь

Развитие общей моторики

Еслинаулицедождикидет, Взмахи руками перед собой.
Еслиметелицазлаяметет, Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.
Вдомеподкрышей укроемсямы, «Крыша» над головой.
Дождикиснегнамтогда нестрашны! К. Нефедова На месте топают ногами.
3. Развитие мелкой моторики.
Живымсуществам Оченьтруднобездома! «Дом».
Жильенужноптицам, Зверям,насекомым... Загибают три пальца.
Дляшустрыхибыстрых Лесныхмуравьев И еще два пальца.
Вбольшоммуравейнике Пищаикров. К. Нефедова «Дом».

Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

Развитие мимических мышц.

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять бро­ви, нахмурить брови, наморщить нос, надуть щеки.

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукопо­дражания): К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? Правильно, звук 3. С этим звуком мы сегодня познакомимся.

Закрепление звука в словах.

Из выставленных на доске картинок логопед просит выбрать иллюстрацию с самым коротким названием. (В данном случае это должна быть картинка с изображением зуба.) Дети называютслово, а затем анализируют его звуковой состав. Иа выложенной схеме указывают заданные звуки.

Закрепление звука в тексте.

Повторить чистоговорки вслед за логопедом. За-за-за — на лугу коза. Зу-зу-зу — мы пасем козу. Зы-зы-зы — колокольчик у козы. Зой-зой-зой — бегут козлята за козой.

Итог занятия.

Логопед: Назовите звук, который произносит большой комар? Какой это звук? Почему он соглас­ный? Почему он звонкий?

/ 7. Оценка работы детей.

18. Домашнее задание. К занятию 28 (альбом 2, с. 21-22).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 16-17)

• Подобрать слова на звук 3 в начале слова, а за­тем в середине слова Проанализировать предложения 1-3 из игры «Составь предложения», начертить (составить) схемы.

Звуковой анализ слов: зов, зал.

Определить место звука 3 в словах: коза, теле­визор, зонт, зубр, арбузы и т.д.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Повторить вслед за логопедом: за — зо — за — зо зу — зы — зу — за зы — зэ — зо — зы. И т.д.

2. Развитие общей моторики. «Котик».


Воткакойкоташка,


Идут «кошачьим» шагом.


Круглаямордашка. Гладят лицо.
Анакаждойлапке Коготки-царапки. Изображают когти.
Всеемуигрушки— Кубикикатушка. Прыжки на месте.
Котик,словномячик, Поквартирескачет. О. Высотская Прыгают друг за другом по кругу.
3. Развитие мелкой моторики.
Даймолочка,Буренушка, Хотькапельку— надонышке. Показывают, как доят ко­рову.
Ждутменякотятки, Малыеребятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Дайимсливокложечку, Творогунемножечко, Масла,простоквашки, Молочкадакашки. Чешек, народи, песенка Загибают по одному паль­чику на обеих руках.

Массаж лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам)

5. Развитие мимических мышц.
«Пугливая овечка».


Ходитпополюовечка, Шубабелая,вколечках, Овечкакрасивая,

Изобразить гордость.


Норобкая,пугливая. Всегоонабоится: Игрома,игрозы. Изобразить трусливую овечку.
Смелостиучиться Изобразить смелость.
Ейнадоукозы. Показать «козу».

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукопо­дражания): Давайте позовем в гости маленького комарика. Вот он летит.

Какой звук вы слышите? Правильно, звук Зь. Этот звук мы будем изучать сегодня на занятии.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Характеристика проводится по аналогии со звуком 3.

Звук Зь — согласный, мягкий, обозначаем фиш­кой зеленого цвета, звонкий.

Связь звука и буквы.

«Рисование» буквы 3 пальчиками в воздухе и на столе.

Закрепление звука в слогах.

Деление слов на слоги, выкладывание графиче­ской схемы. Затем логопед указывает на схеме сло­ги, а дети называют их.

Закрепление звука в словах.

Дети называют картинки, выставленные на до­ске. А затем определяют место звука Зь в названии картинок и «селят» картинки в «домик» (дидакти­ческая игра «Домик»).

14. Закрепление звука в предложениях. Работа над деформированной фразой.

Мячик, лежит, резиновый, в, корзине. Живет, полосатая, в, зебра, Африке. Составление правильных предложений с после­дующим анализом количества слов и выкладыва­нием графической схемы.

Закрепление звука в тексте.

Выделить из текста слова со звуком Зь. У Зины и Зои Зеленые глаза, Смотрят Зина и Зоя В зеркало с утра.

Итог занятия.

Логопед: С каким звуком к нам в гости прилетал маленький комарик? Какой это звук? Вспомните слова — названия картинок, в которых звук Зь на­ходился в середине слова.

Оценка работы детей.

18.Домашнее задание. К занятию 29 (альбом 2, с. 23).

 

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 18-19)

Игра «Домик». Определить место звука Зь в сло­вах зебра, корзина, зеркало, земляника и т.д. За­тем поделить на слоги и определить количество слогов.

• Составить предложения со словами: зебра, зем­ляника, поделить их на слова и выложить (на­чертить) схемы предложений.

• Проанализировать слоги ЗИ и ЗЕ по звукам и выложить схемы.

• Подобрать слова, начинающиеся со звука Зь.


Занятие 30. Звуки и буква Ж

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

— научить детей характеризовать звук Ж по акустическим и артикуляционным призна­кам.

Коррекционно-развивающие:

— развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

— упражнять в анализе слов и предложений;

— развивать фонематические процессы. Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей умение выслушивать то­варищей, не перебивая их.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподра­жания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Ж; буква Ж, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, дидактическое пособие «Домик», наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Скажи наоборот».

За-за-за — зя-зя-зя. Зу-зу-зу — зю-зю-зю. Зы-зы-зы — зи-зи-зи.


2. Развитие общей моторики.

НетнасветеРодины красивей— Дети шагают на месте.
Боевойстраныбогатырей. Изображают «богаты­рей».
Вотона,поимениРоссия, Отморейпростерласььдоморей. А. Прокофьев Шагают на месте и широ­ко разводят руки.
3. Развитие мелкой моторики.
Раз,два—Москва. Два хлопка в ладоши.
Три,четыре—мывСибири. Тоже.
Раз,два,три,четыре,пять— Соединяют пальцы, начи­ная с большого.
ВыходитьвМосквеопять. «Шагают» по столу.

4. Массаж лица.

Поглаживание, волнообразные движения, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

УВалюшииВанюши Щеки,словношарвоздушный. Надуть щеки.
АуПетииуГали— Худенькимищекистали. Втянуть щеки.
РассердилисьПетя,Галя, Сильнобровихмуритьстали. Нахмурить брови.

0. Развитие артикуляционной моторики.

— Имитация жевания.

— «Поцелуй» (5 раз).

— «Лопаточка».

— «Вкусное варенье».

— «Маляры».

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение «Дровосек»: ноги на ширине плеч,

руки вдоль туловища, поднять сцепленные руки вверх — вдох, опустить вниз — медленный выдох. Повторить 3 раза.

Работа над голосом: произносить предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Увидали мы ежа.

Увидали мы ежа?

Увидали мы ежа!

Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку для звукопо­дражания): К нам летит веселый жук и поет весе­лую песенку: «ЭК-яс-яс». Повторите этот звук. Он будет гостем на нашем занятии.

Связь звука и буквы.

Посмотри-ка: буква Ж
' На жука похожа,

Потому что у нее Шесть жучиных ножек.

В. Кожевников

11. Развитие фонематического слуха.
Дополнить строки словами, подходящими по

рифме. Если дети затрудняются, дается три слова на выбор.

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (Нос, мяч, жук.)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (Конфеты, книжки, сыр.)

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Руки вверх мы поднимаем — Раз, примерно, целых пять. А подняв, не забываем Опускать их вниз опять. Поворачиваем тело То направо, то налево.

Закрепление звука в словах.

Звуковой анализ слова жук, выкладывание гра­фической схемы. Затем логопед называет звуки слова в произвольном порядке, а дети показывают их на схеме.

Определение места звука Ж в словах: выбира­ются капитаны команд, один из капитанов должен отобрать картинки, в названии которых звук Ж находится в начале слов, а другой — в середине.

Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком Ж в начале слова.

Жаба желтая лежала, Что-то в небе прожужжало. Жаба смотрит — жирный жук. Все: жуку теперь каюк.

Н. Владимирова

Итог занятия.

Логопед: Какой звук повторяли вслед за жуком? Какой это звук? Где находится звук Ж в слове жур­нал, а где — в слове пожар?


Оценка работы детей.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.265 с.