Система строгого служебного подчинения младшего звена — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Система строгого служебного подчинения младшего звена

2017-11-22 293
Система строгого служебного подчинения младшего звена 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОГО) СТАРШЕМУ ЗВЕНУ

(СОЦИАЛЬНО –ПСИХИЧЕСКОМУ).

 

 
 

 


 


СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ

 

 

       
 
   
 

 


Ч «СДВИГ»

ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКОЕ

       
   
 
 

 

 


 

Конкретным выражением подобного сдвига субординационных отношений в психике могут быть расторможение и патологическое усиление влечений, инстинктивных потребностей, низших эмоций при некоторых типах формирующихся психопатий и особенно при психопатоподобных состояниях разного генеза.

 

ЯВЛЕНИЕ РЕГРЕССА ПСИХИКИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФЕНОМЕНОВ И ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ, СВОЙСТВЕННЫХ ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ РАННЕМ ЭТАПАМ ОНТОГЕНЕЗА: - двигательные стереотипии. Проявление психической инертности. Непроизвольное, многократное повторение однообразных, лишенных смысла и ничем не вызванных движений, наблюдается при органических поражениях головного мозга (болезнь Пика, некоторые послеинсультовые состояния), при кататонической шизофрении, сумеречном помрачении сознания, особенно у больных эпилепсией. – эхопраксии. Непроизвольное повторение или имитация человеком движений окружающих его лиц. Проявляется при поражении конвекситальной префронтальных отделов. Хотя данное явление принято относить к тиковым расстройствам, его можно наблюдать у людей, страдающих аутизмом, синдромом Туретта, синдромом Гензера, шизофренией (в особенности кататонической шизофренией), некоторыми фрмами клинической депрессии и другими неврологическими расстройствами. - моторные автоматизмы.мутизм. В психиатрии и неврологии состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими. Является симптомом психомоторного расстройства, может наблюдаться после сотрясения и ушиба мозга, тяжелой психической травмы, пожара, гибели близких, как одно из последних проявлений синдромокомплекса «СПИД – деменция». При мутизме отсутствует как ответная так и спонтанная речь. При этом способность разговаривать и понимать чужую речь сохраняется. Особенности ухода за больными мутизмом заключается в том, что медсестра должна поддерживать постоянное общение с такими пациентами, используя мимику, письмо, жестикуляцию. Беседы в сочетании со средствами, стимулирующими деятельность нервной системы, весьма полезны и полностью снимаю глухоту и немоту. Для лечения мутизма по назначению врача применяется метод растормаживания. После инъекции 1 мл 10% раствора кофеина спустя 3-5 минут больному внутривенно очень медленно (1мл/мин) вводят раствор амиталнатрия до появления состояния легкого опьянения. Как правило, достаточно одной процедуры. Завершая процедуру, медсестра должна несколько раз в течение дня лечения заставлять больного отвечать на вопросы и вступать с ним в беседу.- общее двигательное застывание. - временная или стойкая утрата двигательных навыков и навыков опрятности - возобновление «лепетной» речи - появление повышенной боязливости и готовности к страхам ПОДОБНОЕ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ ШИЗОФРЕНИИ, РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЯХ, ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

ТИП ОБЩЕГО И ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА – один из видов изменения соотношения между социальным и биологическим.

Дизонтогенез психики выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, а так же в нарушении соотношения развивающейся психики ребенка и подростка.

 

Основной клинический тип дизонтогенеза психики – РЕТАРДАЦИЯ.

РЕТАРДАЦИЯ – запаздывание или приостановка развития всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики.

При данном типе, характерном для олигофрении и так называемых задержке психического развития, включая состояния общего и парциального психического инфантилизма, запаздывает переход от более простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным социально-психическим. В связи с этим возникает недостаточность социально-психических функций, прежде всего познавательных.

Однако сохраняется общая закономерность единства биологического и социального при ведущей роли социального.

Единство проявляется в тесной взаимозависимости биологического и социального при всех вариантах ретардации, включая олигофрению.

ИТАК:

1)Степень развития социально-психических функций и свойств при олигофрении находится в прямой зависимости от степени недоразвития нейрофизиологических мозговых механизмов (т.е биологического).

 

СОЦИАЛЬНО – ПСИХИЧЕСКИЕ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА МОЗГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

(биологические)

 

17

16

15

14

13ЗАВИСИМОСТЬ ЗАВИСИМОСТЬ

11

5

1

 

2) В то же время степень «социализации» умственно отсталого ребенка оказывает значительное влияние в направлении выявления и использования потенциальных возможностей мозга олигофрена и в направлении развития компенсаторных механизмов.

 

ВЛИЯНИЕ

 
 

 


РАЗВИТИЕ

КОМПЕНСАТОРНЫХ

МЕХАНИЗМОВ И

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ВЫЯВЛЕНИЕ И

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ

17 МОЗГА

16

15

14

13ЗАВИСИМОСТЬ

5

1

 

 

Это влияние социализации можно считать одной из основных причин значительного уменьшения возраста количества зарегистрированных больных олигофренией в населении вследствие их не только социальной адаптации, но и частичной биологической (нейродинамической) реституции.

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СОХРАНЯЕТСЯ ПРИ ЛЮБЫХ ВАРИАНТАХ РЕТАРДАЦИИ, ИСКЛЮЧАЯ ГЛУБОКУЮ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ И ИДИОТИЮ, ПРИ КОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПОЧТИ НЕ РАЗВИВАЕТСЯ, И СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ ПРИ ВСЕЙ ЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ОЛИГОФРЕНА ИЛИ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Именно социально-психическое играет решающую роль в приспособлении такого ребенка, хотя и на более низком уровне, к жизни в обществе. В связи с этим социально-психическое при олигофрении не должно рассматриваться как нечто только недостаточное, ущербное. Оно способно играть активную роль в выработке компенсаторных, приспособительных форм поведения олигофрена.

 

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЗАИМООТНОШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ДРУГИХ «РЕТАРДАЦИЯХ» ПОЗВОЛЯЕТ ПОНЯТЬ НЕДОСТАТОЧНУЮ НАУЧНУЮ ОБОСНОВАННОСТЬ БИХЕВИОРИСТСКОЙ ПРАКТИКИ «ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО ОБУСЛАВЛИВАНИЯ» (operant conditioning) в лечебной педагогике умственно отсталых за рубежом.

Вместо привлечения и активизации деятельности социально-психических компонентов психики с целью воспитания и обучения детей-олигофренов и коррекций у них нарушений поведения указанный метод построен на основе условнорефлекторного закрепления тех или иных форм поведения, т.е исходит из полного игнорирования личности больного, представляя по существу разновидность дрессуры.

АСИНХРОНИЯ РАЗВИТИЯ – неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиление развития отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведет к дисгармонии.

 

При данном типе дизонтогенеза психики (асинхронии развития), свойственном психопатиям в период их становления и отчасти шизофрении детского возраста. происходит неравномерное развитие компонентов и свойств психики ребенка нередко с преобладанием недостаточности или болезненного обнажения и усиления природно-психических компонентов и явлений, например темперамента, влечений и потребностей опирающихся на инстинктивные механизмы.

В то же время социально-психические компоненты психики (запас знаний, отвлеченное мышление, направленность личности, высшие интересы, нравственные установки) могут развиваться с той или иной степенью опережения (акселерации).

Общими закономерностями взаимоотношения социального и биологического в группе «диспропорционального» развития можно считать:

  • большую зависимость направления изменений социально-психических компонентов от нарушенных природно-психических проявлений (а через них – от патологических, т.е биологических механизмов данного вида нарушения).
  • выраженную реакцию личности на нарушение природно-психических свойств, возникающую в процессе отношений такой аномальной личности с социальным окружением.

К примеру:

Формирование эпилептоидных черт характера, эгоцентрической установки, определенных конкретно-житейских интересов при становлении эпилептоидной психопатии в значительной мере определяется такими особенностями природно-психических образований, таких как:

- обнажение и усиление влечений.

- нарушение низшей эффективности со склонностью к аффективной возбудимостью.

- мало подвижный темперамент.

В то же время личность ребенка и подростка с формирующейся эпилептоидной психопатией реагирует на аномальные природно-психические свойства, нарушающие её социальную адаптацию, разнообразными компенсаторными и псевдокомпенсаторными (или гиперкомпенсаторными) образованиями.

 

С известной долей условности можно отнести аккуратность, педантизм, скупость, гиперсоциальность у таких детей - к компенсаторным образованиям,

а недоверчивость, склонность к наговорам, завистливость, готовность к ипохондрической фиксации – к псевдокомпенсаторным.

 

СТРУКТУРА ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ КОНСТИТУЦИИ (ядерной) психопатии, таким образом, складывается из СЛОЖНО ПЕРЕПЛЕТАЮЩИХСЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРВИЧНЫХ ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ, частичных изменений СУБОРДИНАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ между ними и СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ, СДВИГ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЯХ, обусловленных влияниями ПРИРОДНО-ПСИХИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ, и, наконец, разнообразных вторичных социально-психических образований, связанных с реакцией личности на её аномальные свойства и на затруднения в социальной адаптации (во взаимоотношениях с окружающими, в приспособлении требованиям общества, приобретение определенной социальной роли).

Еще более сложное переплетение и взаимовлияние социального и биологического наблюдается при психическом дизонтогенезе, связанном с процессуальными заболеваниями (шизофрении, эпилепсии), начавшимися в детском возрасте.

 

Например:
При вялотекущем шизофреническом процессе нередко еще в доманифестном периоде имеет место сочетание явлений парциальной психической акселерации преимущественно социально-психических компонентов:

  • ускоренное речевое и интеллектуальное развитие
  • преждевременное пробуждение интеллектуальных интересов (свойственных в норме более старшему возрасту).

С ПРИЗНАКАМИ ЧАСТИЧНОЙ РЕТАРДАЦИИ (отставание в развитии моторики и психомоторики, эмоциональная незрелость, задержка развития волевых качеств, практическая неприспособленность), ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ БИОЛОГИЧЕСКИХ, ИНСТИНКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ.

Развивающаяся личность ребенка реагирует на дефектность природно-психических свойств и связанные с нею нарушения социальной адаптации выработкой комплекса компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований защитно-приспособительского характера, таких как:

- чрезмерная привязанность к матери.

- боязнь нового.

- приверженность к устойчивому режиму и ритму жизни.

- своеобразные привычки.

- напоминающие навязчивые ритуалы.

- крайняя избирательность контактов.

- односторонние интересы.

 

ВЫШЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ВТОРИЧНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМИ В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА, ХОТЯ ПРИ ТЕКУЩЕМ ШИЗОФРЕНИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ТЕСНО СВЯЩАНЫ С ПРОДУКТИВНОЙ И НЕГАТИВНОЙ СИМПТОМАТИКОЙ, СВОЙСТВЕННОЙ ПОСЛЕДНЕМУ.

На значительную роль подобных компенсаторных образований в клинике шизофрении указывали E.Bleuer (1911) Е.К. Краснушкин (1960). Рассмотрение этих образований в динамически - эволютивном плане закономерно приводит к представлениям о возможности вычленения явлений психогенного патологического развития личности в рамках шизофрении (преимущественно вялотекущей), что явилось источником не вполне удачного термина «шизофрения развития». К тому же к ряду клинических форм можно отнести выделенные А.В. Снежневским (1972) «ПОСТЕПРОЦЕССУАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ» у больных шизофренией. Близкие по направленности взаимоотношения возникают также при эпилепсии, начавшиеся в детском возрасте. В этом случае многие изменения психики (педантизм, аккуратность и т.п), так же как и при эпилептоидной психопатии, относятся к кругу вторичных, приспособительных образований и явлений своеобразного развития личности.

 

Эволюционно-динамический подход позволяет лучше возрастные особенности выделяемых со времени исследований Джексона негативных и позитивных психопатологических симптомов.

 

НЕГАТИВНЫЕ СИМПТОМЫ – симптомы стойкого или временного выпадения психических функций.

  • нарушение осмысления
  • снижение памяти
  • снижение психической активности
  • эмоциональное оскуднение

ПОЗИТИВНЫЕ (ИЛИ ПРОДУКТИВНЫЕ) ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

качественно новые, болезненные психические образования, связанные с возбуждением сохранных механизмов мозга.

  • бредовые идеи
  • галлюцинации
  • иллюзии
  • аффективные расстройства типа маниакальных и депрессивных состояний.

 

Детскому возрасту свойственно продолжающееся развитие и созревание физиологических систем и морфологических структур мозга.

 

Наряду с негативными и продуктивными симптомами, обусловленными механизмами выпадения или возбуждения относительно зрелых, завершенных в своем формировании систем, большое место в клинической картине психических заболеваний принадлежит

«НЕГАТИВНЫМ И ПРОДУКТИВНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИМ СИМПТОМАМ».

 

ОСНОВА НЕГАТИВНЫХ ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ – ЗАДЕРЖКА ИЛИ ИСКАЖЕНИЕ РАЗВИТИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ:

1)приостановка и задержка темпа развития познавательных функций, в том числе мышления, что является главным выражением синдрома умственной отсталости и пограничных состояний, интеллектуальной недостаточности.

2) симптомы недоразвития и задержки развития речи.

3) явления задержки развития психомоторики, включая так называемую «моторную дебильность», «моторный инфантилизм», церебеллярно-двигательную, экстрапирамидную, фронтальную моторную недостаточность (например: недостаточность тонкой ручной моторики).

 

Негативные дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психики, включают главным образом различные проявления:

- диспропорционального развития темперамента.

- диспропорциональное развитие влечений.

- диспропорциональное развитие инстинктивных потребностей и эмоционально-волевых свойств формирующейся личности ребенка и подростка.

 

Сюда так же относятся симптомы входящие в структуру невропатических состояний, синдромов раннего аутизма, проявлений дизонтогенеза психики, предшествующего части случаев шизофрении детского возраста.

Посмотреть в Интернете: Периоды онтогенеза (постнатальный онтогенез и др.) (психиатрия). Способы нервно-психического реагирования. Эхолалия, эхопраксия, стереитипии, патологическое фантазирование, метафизические интаксикации, сверхценные увлечения, ипохондрические переживания, дисморфофобические переживания.

 

 

Продуктивные дизонтогенетические симптомы имеют в своей основе явление «дисфункции созревания» или «относительной возрастной незрелости» физиологической системы.

 

Подобная дисфункция созревания, сопровождающаяся более или менее длительной фиксацией и автоматизацией преходящих способов нервно-психического реагирования, свойственных незрелым мозговым механизмам того или иного периода постнатального онтогенеза может быть источником ряда дизонтогенетических продуктивных симптомов психических заболеваний в детском возрасте, например эхолалии и эхопраксии, стереотипий (так называемые бессодержательные и со сверх ценным содержанием), патологического фантазирования (особенно образного), ипохондрических и дисморфофобических переживаний, а так же сверхценных увлечений и интересов (включая явления метафизической интаксикации) у подростков.

В отличии от обычных негативных психопатологических симптомов, которые, начиная с

E. Kraepelin (1913), считаются нозологически относительно специфичными, негативные дизонтогенетические симптомы у детей и подростков мало спецефичными в этом отношении и больше характеризуют период онтогенеза (преимущественно ранний), в котором возникло повреждение структуры или тяжелое нарушение функций развивающегося мозга.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.