Как и обычные негативные симптомы, негативные дизонтогенетические проявления могут быть стойкими и временными, преходящими. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как и обычные негативные симптомы, негативные дизонтогенетические проявления могут быть стойкими и временными, преходящими.

2017-11-22 436
Как и обычные негативные симптомы, негативные дизонтогенетические проявления могут быть стойкими и временными, преходящими. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможность обратимости ряда негативных симптомов психических заболеваний подчеркивает Г.Е. Сухарев.

Продуктивные дизонтогенетические симптомы, подобно обычным продуктивным психопатологическим симптомам, отличаются малой нозологической специфичностью и, напротив, способствуют явлению возрастного изоморфоза.

ВОЗРАСТНОЙ ИЗОМОРФОЗ – ПРЕОБЛАДАНИЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО СХОДСТВА, СВЯЗАНОГО С ВОЗРАСТОМ, НАД ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИМИ РАЗЛИЧИЯМИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ СПЕЦЕФИКОЙ ЭТИОЛОГИИ И ПАТОГЕНЕЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ, ОСОБЕННО ЯРКО ВЫРАЖЕН В РАННЕМ ДЕТСКОМ И ПУБЕРТАТНОМ ВОЗРАСТЕ.

психопатологическое сходство

Из-за возраста

 

психопатологические психопатологические

       
   
 


различия различия

       
 
   
 

 

 


0 1 2 3 4 5 6 7 8 8 7 6 5 4 3 2 1 0

       
   

 

 


У детей младшего возраста продуктивные дизонтогенетические симптомы занимают большее место в клинической картине психических заболеваний по сравнению с продуктивными симптомами обычного типа, которые, как правило, имеют рудиментарный, стертый и эпизодический характер.

Как известно, что в ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМАХ отражаются патогенетические механизмы заболевания, глубина или уровень поражения. Согласно А.В. Снежневскому (1969), СИНДРОМ – БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, Т.Е СИСТЕМЫ ОТНОШЕНИЙ В СТРОЕНИИ ЦЕЛОГО, СИСТЕМА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ЧАСТЕЙ (СИМПТОМОВ), ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ.
     
     

«СИНДРОМ»

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

       
   


СТРОЕНИЕ

ЦЕЛОГО СТРОЕНИЕ

ЦЕЛОГО

 
 


 

Симптом Симптом Симптом Симптом

               
       

 


           
     


+ + + = система отношений

 
 


ВЗАИМОСВЯЗАННЫ МЕЖДУ СОБОЙ

КРИТЕРИЕМ ВЫДЕЛЕНИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА, по

K. Jaspers (1963) являются наличие ярко выраженных объективных и субъективных феноменов, повторяемость их одновременного возникновения, сцепленность между собой, объединение первичных симптомов (связанный с личностной переработкой первичных симптомов, обусловленных взаимодействием со средой).

Применительно к детскому возрасту перечисленные критерии имеют весьма относительное значение и могут быть использованы лишь частично. Это связанно прежде всего с тем, что возрастная незрелость психики ребенка определяет рудиментарность, недиффиринцированность, фрагментарность многих психопатологических симптомов.

Ряд важнейших симптомов психических заболеваний таких, как:

- бредовые и навязчивые идеи.

- очерченные явления психического автоматизма.

- типичный маниакальный и депрессивный аффект.

Вывод: понятие психопатологический синдром в детском возрасте более или менее УСЛОВНЫЙ.

Посмотреть в Интернете определение слова: рудиментарность.

 

Из-за незавершенности, рудиментарности в детском возрасте психопатологических синдромов, свойственным психическим заболеваниям взрослых, термин «синдром» в детской психиатрии часто используется для условного обозначения более или менее определенных сочетаний психических нарушений, характерных преимущественно для детского и подросткового возраста (преимущественные психопатологические синдромы детского и пубертатного возраста по Г.Е. Сухареву 1955г).

Их основу составляют негативные и продуктивные дизонтогенетические симптомы и их комбинации.

К числу таких преимущественных синдромов относятся синдромы:

- умственной отсталости

- психического инфантилизма

- некоторые психопатические синдромы

- невропатические состояния

- синдромы страхов

- патологического фантазирования

- дисморфобии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВОЛЮЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКОГО ПОДХОДА И ПРИНЦИПА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПОЗВОЛЯЕТ УСТАНОВИТЬ РЯД ВОЗРАСТНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ Н ТОЛЬКО КЛИНИКИ, НО И ЭТИОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ у детей и подростков.    

 

Как известно из общей патологии, ЭТИОЛОГИЕЙ называют учение о причинах и условиях возникновения болезней. ПРИЧИНА - воздействие на организм внутреннего или внешнего вредоносного фактора, который определяет специфику болезни и без которого болезнь не может возникнуть. УСЛОВИЯ – внешние или внутренние факторы, которые способствуют (патогенные условия) или препятствуют возникновению болезни, хотя сами по себе вызвать ее не могут. Известно что в разных случаях один и тот же фактор может играть роль то причины, то условия заболевания.

Причины и условия психических болезней могут быть условно разделены на две группы:

 

Биологические факторы: Социально-психологические факторы:

Чем меньше ребенок, тем большую роль в качестве причин психических заболеваний играют факторы биологические (генетические, инфекционные, иммунологические, токсические, метаболические), которые вызывают сравнительной узкий диапазон форм психической патологии: - олигофрении. - задержки психического развития. - резидуально-органические психические расстройства. - эпилепсия. - шизофрения (редко).

 

С возрастом, в связи с созреванием и усложнением социально-психических образований постепенно увеличивается причинная роль социально-психологических факторов, что ведет к росту заболеваемости:

реактивными состояниями.

неврозами.

психогенными патологическими формированиями личности.

психосоматическими заболеваниями.

Вместе с тем биологические факторы из категории причинных часто переходят в категорию факторов внутренних условий. Это в значительной степени относится к экзогенно-органическим факторам (инфекции, травмы, интоксикации), которые в части случаев обуславливают резидуально-органическую патологию или даже резидуально-органическую церебральную нелостаточность (т.е в нашем понимании - органически измененную реактивность мозга), приобретая значение факторов внутренних условий.

 

С возрастом меняется этиологическая роль многих генетических факторов.

Если в детстве они нередко являются непосредственно причиной возникновения ряда заболеваний (например метаболических олигофрений, а возможно и шизофрении раннего возраста), то у детей более старшего возраста и подростков наследственный фактор в основном становится фактором предрасположенности, как это, например имеет место при шизофрении, эпилепсии и других «болезнях предрасположения» - т.е проявляется как одно из внутренних условий болезни.

Неблагоприятным социально-психологическим факторам:

- неправильное воспитание

- психотравмирующая ситуация

- острые и подростковые психические травмы

- эмоциональная депривиация

в этиологии многих психических заболеваний детского возраста (шизофрении, эпилепсии), принадлежит роль внешних условий, либо влияющих на содержание и характер тех или иных болезненных явлений (патопластическое влияние), либо, конец, вызывающих обострение симптоматики.

 

Принято считать, что неблагоприятные социально-психологические факторы могут иметь значение причинных факторов только в случае реактивных состояний, неврозов, патологических развитий личности и так называемых психосоматических заболеваний.

Между тем проявляются все новые фактические данные, свидетельствующие о возможности причинной роли психогенных факторов при тяжелых и длительных реактивных психозах у взрослых, нередко с неблагоприятным исходом в своеобразный дефект личности, близкий к органическому дефекту, а так же при особых хронически текущих шизофреноподобных психозах, связанных с конфликтной ситуацией, которые А.Д. Зубрашвили называет парашизофренией.

 

Между тем, наблюдениями ряда авторов убедительно показана причинная роль социально-культурной депривиации в происхождении не только легких, обратимых форм задержки психического развития, но и тяжелых, необратимых состояний недоразвития психики и личности у детей.

 

Можно думать что дизонтогенетический эффект неблагоприятных социально-средовых влияний значительно уменьшается с возрастом, что отражает общую закономерность онтогенеза.

 

Для понимания сущности дизонтогенетического влияния микросоциально-средовых факторов важное значение имеет идея приемственности социального и биологического в человеке. К. Маркс, сказал по этому поводу: «Сама история является действительной частью истории природы, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука».

А.В. Снежневский и И.В. Давыдовский отмечали: «социальные факторы… не действуют на человека непосредственно, а всегда так или иначе преломляясь, в природных факторах, в биологической основе человека».

Неблагоприятные микросоциальные средовые условия, действуют на ребенка в периоды наиболее интенсивного психического развития, могут через посредство природных компонентов психики оказывать патогенное воздействие на функционирование нейрофизиологических систем, а возможно, на их структурную основу, тормозя в большей или меньшей степени их развитие, т.е приводя к нарушению постнатального онтогенеза высшей нервной деятельности и к психическому дизонтогенезу. Подобные положения соответствуют данным современной нейроморфологии. Согласно этим данным развитие ряда характерных для человека структур мозга в значительной мере происходит в постнатальный период, т.е в условиях взаимодействия организма с окружающей средой и в условиях обучения. По мнению Г.Д Смирнова: «специфические структурно-функциональные черты мозга человека создаются в непосредственной зависимости от процессов взаимодействия со средой, т.е обучения, и обладают высокой способностью к изменению в условиях соответствующей тренировке.

 

Этиологическая роль неблагоприятных микросоциально-психологических факторов более очевидна в происхождении реактивных состояний, неврозов, приобретенных патологических черт лица (психогенных патологических формирований личности), психосоматических заболеваний.

 

Возникновение перечисленных форм патологии (т.е в конечном счете – патобиологических изменений в организме) можно объяснить механизмом перехода социально-психологического внешнего начала (психотравмирующая ситуация) через посредство индивидуально-психического (в начале социально-психического, затем природно-психического) в индивидуально биологическое, т.е в нарушения процессов высшей нервной деятельности, а в некоторых случаях (так называемых социокультурных форм интеллектуальной недостаточности), возможно, и в нарушения формирования тонких морфологических структур мозга.

Из вышесказанного относительно этиологической роли неблагоприятных микросоциально-психологических факторов в происхождении приобретенных форм патологии личности, некоторых задержек интеллектуального развития и других патологических состояний, связанных с нарушением психического развития, вытекает вывод о том, что дизонтогенез психики может быть вызван не только экзогенными биологическими факторами, но и факторами социально-психологическими.

Вместе с тем обусловленные последними психические дизонтогении отличаются от дизонтогений, вызванных биологическими факторами, меньшей тяжестью и глубиной дисгармонии личности в связи с отсутствием при них аномалии инстинктов, влечений, элементарной аффективности, темперамента, т.е. природно-психических образований, в нашем понимании, а так же меньшей стойкостью нарушений личности.

Эти отличия объясняются прежде всего отсутствие в генезе «психогенных дизонтогений» структурно-органического компонента, а главное – возникновением их на относительно позднем этапе онтогенеза.

 

Одним из важнейших факторов внутренних условий, специфичным для психических заболеваний у детей и подростков, является ВОЗРАСТНОЙ ФАКТОР.

Этот фактор в виде изменений общей и нервной реактивности в определенные «критические периоды» онтогенетического развития может иметь определенное этиологическое значение как способствующий возникновению тех или иных психических заболеваний. Такие периоды называют: «периоды повышенной восприимчивости к различным вредностям», «критические периоды возрастной ранимости».

Сюда относятся периоды «возрастных кризисов»:

  • от 2 до 4 лет
  • от 7 до 8 лет
  • от 12 до 15 лет

По мнению F. von Stockert (1966), помимо названных периодов «возрастных кризисов», значительное повышение «ранимости мозга» имеет место в первые недели внутриутробной жизни («первый критический период»), а так же в первые 6 месяцев после рождения («второй критический период»).

 

В «критические периоды» не только имеются условия, облегчающие возникновение психических заболеваний (в связи с резкой перестройкой реактивности, нарушением физиологического равновесия в организме), но и наблюдается их более тяжелое, злокачественное течение.

 

Пример:

Токсикозы, и другие вредности, действующие на организм в первом критическом периоде, часто являются причиной тяжелых врожденных аномалий развития, включая грубые дисплазии мозга. Во втором критическом периоде происходит манифестация ряда наследственных болезней обмена (фенилкетонурия), сопровождающихся глубокой умственной отсталостью.

Психические заболевания, возникающие в период первого возрастного кризиса (2-4 года), например, шизофрения, эпилепсия, нередко отличаются злокачественным течением с быстрым распадом психики.

В период второго возрастного кризиса (7-8 лет) часто происходит декомпенсация резидуально-органической нервно-психической патологии, в том числе последствий ранних органических поражений головного мозга, появляется повышенная склонность к разнообразным психогенным реакциям.

Наконец, период пубертатного кризиса, особенно при дисгармонии полового или общего физического созревания, значительно повышает риск манифестации эндогенных заболеваний, сопровождается заострением патологических черт характера, декомпенсацией резидуально-органической церебральной патологии, а также характеризуется значительным учащением невротических и патохарактеролоических реакций.

В то же время психические заболевания, возникающее в интервалах между периодами «возрастных кризисов», при наличии повышенной резистентности мозга, отличаются более благоприятным течением и менее тяжелыми проявлениями.

Пример 1:

Эпилепсия, манифестирующая в интервале между первым и вторым возрастными кризисами, нередко проявляется в форме пикнолептических припадков и имеет более благоприятный прогноз.

Пример 2:

Шизофрения, возникающая в том же возрасте, чаще имеет либо вялое течение, либо проявляется в форме рудиментарных приступов со стертой аффективной и неврозоподобной симптоматикой. Опосредованная роль возрастного фактора в этиологии психических заболеваний, прежде всего так называемых психогенных, выражается так же в том, что в зависимости от степени зрелости самосознания и изменения с возрастом социального положения ребенка, подростка и юноши сильно меняется патогенная значимость различных психотравмирующих ситуаций, что, в частности, связано с изменением характера «личностных ценностей».

Возрастному фактору принадлежит важная, а при многих формах заболеваний, как например, пограничных состояний, ведущая патогенетическая роль в возникновении тех или иных психических расстройств у детей и подростков.

 

Для понимания роли возрастного фактора в патогенезе психических заболеваний детского и подросткового возраста ведущее значение имеет данные эволюционной биологии, сравнительно-возрастной физиологии и психологии.

С позиции эволюционно-динамического подхода к возрастным закономерностям патогенеза психических заболеваний у детей и подростков большие возможности несет использование теории периодизации или этапности индивидуального развития, выдвинутой отечественным эмбриологом Карлом Бэром в 1828 году и разработанной советскими морфологами и физиологами.

 

 

Теория периодизации индивидуального развития рассматривает последнее как поэтапный переход от одного качественного состояния к другому, качественно более высокому.

Исследования в области возрастной физиологии показывают, что в онтогенезе имеет место сменность качественно различных этапов (или уровней) функционирования и реагирования головного мозга, причем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобразуют и подчиняют их. Идея этапности индивидуального развития используется также в сравнительно-возрастной психологии.

Рядом психологов предложены схемы периодизации этапов развития психики ребенка.

Часть из этих схем построена на психоаналитической или социально-психологической основе. В схеме Ж. Пиаже (1967) выделены основные этапы развития мышления ребенка:

1) сенсомоторный период (от 0 до 15 месяцев).

2) период недеятельного интеллекта (2-8 лет).

3) период конкретного интеллекта (9-12 лет).

4) период логических операций (начиная с 13 лет).

Более интегральный характер имеет систематика периодов развития детской психики, разработанной французским психологом А.Валлоном (1967), который выделяет стадии:

- стадия моторной импульсивности (1-й год жизни)

- стадия эмоциональная (1-я половина 2-го года жизни).

- стадия сенсомоторная (2-я половина 2-го года жизни).

- стадия подражания и противопоставления (3-й и 4-й годы жизни).

- начальный школьный период (5-6 лет).

- период замены синкретизма мышления объективностью (7-14 лет).

Периодизация этапов психического развития ребенка предложена Г.К Ушаковым, которым выделены «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИКИ»:

1) МОТОРНЫЙ (1-й год жизни).

2) СЕНСОМОТОРНЫЙ (до 3 лет).

3) АФФЕКТИВНЫЙ (3-12 лет).

4) ИДЕАТОРНЫЙ (12-14 лет).

 

Исходя из биогенетической теории этапности индивидуального развития, патогенетическую основу преимущественных для разных возрастных периодов детского и подросткового возраста проявлений психических расстройств составляет механизм сменности качественно различных патологического нервно-психического реагирования на те или иные вредности. Схематически выделены четыре основных возрастных уровня нервно-психического реагирования у детей и подростков: 1) соматовегетативный (0-3 года). 2) психомоторный (4-10 лет). 3) аффективный (7-12 лет). 4) эмоционально-идеаторный (12-16 лет).

Онтогенетически наиболее ранним и наименее дифференцированным по характеру расстройства является СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ, характерными для которого являются различные варианты невропатического синдрома (повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности).

Проявления этого уровня могут наблюдаться у детей раннего и преддошкольного возраста в клинике невротических реакций и других пограничных состояний,

резидуально-органических нервно-психических расстройств, шизофрении и других заболеваний. Преимущественно самовегетативный уровень реагирования у детей раннего возраста находит своё объяснение в установленном физиологическом факторе наиболее раннего завершения формирования регуляции вегетативных функций в онтогенезе, которая значительно опережает формирование регуляции моторных функций.

К психомоторному уровню реагирования относят проявления гипердинамического синдрома, системные невротические и неврозоподобные двигательные расстройства – тики, заикание, мутизм.

Выделение данного уровня, характерного для детей дошкольного и младшешкольного возрастов, соответствует данным возрастной физиологии и морфологии, которые свидетельствуют о том, что примерно в возрасте от 6 до 12 лет происходит наиболее интенсивная дифференциация функций двигательного анализатора, и к 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает цитоархитектоническую структуру, сходной со структурой этой зоны коры у взрослого.

Таким образом, по-видимому, в этом возрастном периоде устанавливаются более зрелые субординационные отношения между корковыми и подкорковыми структурами двигательного анализатора. Можно думать, что нарушение этих, пока еще неустойчивых субординационных отношений, является важным механизмом возникновения расстройства психомоторного уровня реагирования.

 

Аффективный уровень – хронологически близкий к предыдущему, наслаивающийся на него, но все же более сдвинут, к более, старшему возрасту. Для него характерны синдромы и симптомы страхов, синдромы повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества, которые чаще встречаются в младшем школьном и пубертатном возрастах. Несомненно, аффективные нарушения, прежде всего страхи, наблюдаются при различных психических заболеваниях и в более раннем возрасте, однако психопатологическую очерченность они, как правило, приобретают начиная с 6-7 лет, что, вероятно, связанно с формированием самосознания к концу дошкольного периода с появлением у ребенка элементарной способности к самооценки субъективных переживаний.

 

ЭМОЦИОНАЛЬНО ИДЕАТОРНЫЙ УРОВЕНЬ РЕАГИРОВАНИЯ – преимущественно проявляется наиболее поздно (в препубертатном и главным образом в пубертатном возрасте). Основная черта, свойственная психическим расстройствам данного уровня – возникновение их на основе сверхценных образований, склонность к которым («моноидеистическая тенденция») в подростковом и юношеских возрастах. К психопатологическим проявлениям этого уровня относится большая часть состояний из группы «патологических реакций пубертатного возраста», включая психогенные патохарактерологические реакции (протеста, эмансипации) сверхценный ипохондрический синдром, синдромы дисморфобии, нервной и психической анорексии, сверхценных увлечений и интересов, в том числе синдром «философической интоксикации». Относительная частота эпизодических, преходящих дисморфофобических переживаний отмечена и у здоровых подростков и юношей. Физиологические и патофизиологические механизмы склонности к сверхценным образованиям у подростков не изучены. Можно лишь предполагать что в основе её лежит значительное повышение аффективности вследствие активизации деятельности гипоталамуса в пубертатном возрасте при недостаточной зрелости мышления в связи с незавершенностью формирования второй сигнальной системы. Симптоматика, свойственна каждому последующему уровню реагирования, не исключает проявлений предшествующих уровней, однако отодвигает их на второй план, делает их менее заметными и так или иначе видоизменяет.
Преобладание психических расстройств, свойственных онтогенетически более ранним уровням у детей и подростков, чаще всего свидетельствует об общей или парциальной задержке психического развития.

Пример: Доминирование таких расстройств как рвота, нарушения аппетита, энурез, тики, двигательная расторможенность, в клинической картине психических заболеваний в возрасте старше 8-10 лет, как правило, наблюдается у детей с чертами психофизического инфантилизма или с проявлениями невропатии, имеющимися с раннего детства.

 

ВОЗРАСТНОЙФАКТОР, КАК ФАТОР ПАТОГЕНЕЗА (возрастная реактивность) ОПРЕДЕЛЯЕТ:

  • характер преимущественных продуктивных и негативных симптомов.
  • клиническую форму многих психических заболеваний.

Пример: у детей раннего возраста из-за незрелости личности и незрелости самосознания, выраженные ФОРМЫ НЕВРОЗОВ - НЕ НАБЛЮДАЮТСЯ,

вместо этого наблюдаются ОЧЕНЬ ПРОСТЫЕ ПО СТРУКТУРЕ НЕВРОТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ХАРАКТЕР - «ПРЯМОГО ОТВЕТА»

 

Только в детском возрасте наблюдаются формы эпилепсии с преобладание акинетических (импульсивных), пикнолептических, миоклонических припадков. Лишь в раннем и дошкольном возрастах некоторые психические заболевания (шизофрения, резидуально-органические поражения головного мозга и другие) могут принимать форму состояний или синдромов детского аутизма.

Изучение психических заболеваний с позиции эволюционно-динамического, сравнительно-возрастного подхода не только необходимо для установления многих закономерностей клиники, этиологии и патогенеза этих заболеваний у детей и подростков, но так же имеет важное теоретическое значение для общей психиатрии.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.