История становления дидактики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История становления дидактики

2017-11-22 328
История становления дидактики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «дидактика» впервые ввел в научный оборот в начале XVII века немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения.

Научные основы Д. заложил великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592-1670). В 1657 г. он опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика», в котором назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». В ее структуре он рассматривал и вопросы воспитания.

В XVIII-XIX вв. значительный вклад в развитие дидактики внесли И.Ф.Гербарт (1776-1841), И.Г. Песталоцци (1746-1827), А. Дистервег (1790-1816); в XIX в. - К.Д. Ушинский (1824-1870); в XIX-XX вв. Джон Дьюи (1859-1952), Георг Кершенштейнер (1854-1932), Август Вильгельм Лай (1862-1926) и др.

На развитие отечественной дидактики в конце XIX -начале XX века большое влияние оказали своими трудами П. Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др. В дидактике периода СССР работали Л.В. Занков, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин и др.

Существенный вклад в научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, выявления ее особенностей внесли В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Их вклад в дидактику позволяет находить ответы на вопросы и сегодняшнего дня.

В трудах классиков педагогики отражены глубокие дидактические идеи.

И. Г. Песталоцци выдвинул идею саморазвития сил и способностей человека, обосновал роль деятельности в процессе обучения.

И. Ф. Гербарт писал об умственном развитии учащихся, воспитывающем обучении, систематичности в обучении, формировании интереса к знаниям, авторитарной педагогике, в которой учитель - субъект, а ученик - объект воздействия.

А. Дистервег заложил основы развивающего обучения, рассматривал наглядность, доступность, прочность обучения, писал о культуре речи, умственной активности обучающихся.

К. Д. Ушинский рассматривал проблемы, цели и содержание образования, роль родного языка в обучении, влияние личности учителя, развивающий и воспитывающий характер обучения, вопросы организации народной школы и другие.

Задачи дидактики как науки

Табл. 1.

Задачи дидактики как науки

Дидактические задачи Что исследуется, разрабатывается
Для чего учить Цели образования
Чему учить Содержания образования, обучения
Как учить Методы обучения (преподавания и учения)
Как организовать обучение Формы организации обучения
С помощью чего осуществлять обучение Средства обучения: учебники, пособия, компьютерные программы, дидактический материал
Какие подходы более эффективны Принципы обучения и их система
Как оценить и проконтролировать результаты обучения Методы контроля и оценки результатов обучения
Что достигается в результате обучения Критерии и показатели, характеризующие результаты обучения

Дидактическая система – это система процесса и результатов обучения, сложная по составу, ее центральными элементами являются преподавание и учение.

Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по организации учебная деятельности учащихся.

Учение – целенаправленно организованная учителем с помощью дидактических или технических средств управления деятельность ученика по решению определенного класса учебных задач (выполнению упражнений и заданий), в результате которой ученик овладевает знаниями, умениями, развивает свои личностные качества.

Движущей силой развития дидактической системы является комплекс противоречий, возникающих в связи с «рассогласованием» ее отдельных компонентов и прежде всего: а) в педагогической деятельности самого учителя; б) в деятельности учащихся; в) во взаимодействии учителя и ученика.

Основным противоречием учебного процесса В.И.Загвязинский называет постоянно преодолеваемое в деятельности учителя и ученика и вновь возникающее несоответствие между достигнутым учащимися уровнем знаний, умений, навыков, развития, отношения к учебе и требуемым, находящимся в ближайшей перспективе[5]. Реальных противоречий в обучении значительно больше.

Дидактика информационного общества опирается на положения классической дидактики, но все-таки отличается от дидактики общества индустриального. Это связано с двумя аспектами:

1. В информационно-образовательной среде изменяется характер процессе обучения, что связано с усилением активности познающего субъекта, во многом самостоятельно выстраивающего деятельность учения.

2. Само дидактическое знание в ходе эволюции дидактики становится иным, все более приобретая характеристики гуманитарного.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.