Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе

2017-11-22 336
Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В модели образования индустриальной культуры сверхзадачей образования была подготовка человека для производства, ориентированность на социальный заказ. Для этой модели характерна предметная структура обучения. Наука и искусство оформляются в специализированные виды деятельности, мораль отделяется от религии, а наука дифференцируется по отраслям знаний. Все научные знания были разделены на классы, порции, которые «подавались» в определенной последовательности: начальное, среднее, высшее образование. Разум считался основой просвещения. Отсюда – доминантная роль преподавателя - представителя разума в педагогическом действии. Процесс преподавания превращается в монолог, где сначала говорит преподаватель, а потом обучаемый.

Итак, ориентация на науку, дифференциация знаний в преподавании, ступенчатость образования, монологизм образовательного процесса – основные черты индустриальной системы образования.

Эпоха постиндустриальной, или информационной, культуры обладает своими чертами.

1. Интегративный характер культуры. В науке для решения сложных задач требуются усилия ученых разных областей, важные открытия совершаются на стыке научных областей, наука интегрируется с производством, возникают новые области научных знаний: физическая химия, синергетика и др. В искусстве интеграция привела к возникновению кино, телевидения, цветомузыки. В стиле жизни стираются различия между городом и деревней.

2. Гибкость мышления. Умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказаться от существующих стереотипов – особенности нового типа мышления.

3.Диалогичность. Современный мир не сможет существовать, если он не будет диалогичным, если не будет конструктивного диалога между Востоком и Западом, между народами и правительствами, между отдельными корпорациями и т.д. Все это актуализирует проблему толерантности, межкультурной компетенции, поликультурного образования.

4.Теснейшая коммуникация на всех уровнях: личностном, корпоративном, государственном (международные браки, международные концерны, межгосударственные проекты).

5. Подчеркивание уникальности человека, ориентация не на пользу, а на самоценность. Творческий потенциал личности становится главной производительной силой. Отсюда – рассмотрение саморазвития и самореализации в роли значимой общественной ценности. Важнейшая задача образования - развитие способности личности к этому.

Современное образование развивается в условиях, когда информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества. Информационные ресурсы определяют успешность практически всех видов человеческой деятельности. Школа-фабрика (цель которой - научить человека четко выполнять стандартные функции) постепенно сменяется школой, задача которой – учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи (без четко поставленного условия, известного заранее алгоритма решения и единственно правильного ответа).

Человечество давно осознало ценность информации. По сути, наскальные рисунки – это тоже своеобразные информационные технологии, хотя носители информации – скалы, стены гробниц были не слишком мобильны.

Появление и развитие речи создало неограниченные возможности для работы с информацией. Однако информация зависела от человека – ее носителя. Решением этой проблемы стало изобретение письменности 5-6 тысяч лет тому назад. Свершилась первая информационная революция - изменение способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Появились небольшие каменные таблички, свитки из кожи и пергамента, наконец, книга.

Вторая информационная революция, происходившая 3,5 тысячи лет назад, связана с изобретением и распространением рукописной книги.

Третья информационная революция – с изобретением Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта (1450-1455), после чего книга стала использоваться массово, появились особые методы работы с ней в целях обучения. Я.А Коменский разработал требования к учебнику как специальной книге для обучения. Учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования.

Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий, обеспечивающих безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Таким образом, основными причинами возникновения информационных революций были изобретения новых способов работы с информацией, в свою очередь приводящие к изменениям в экономической, социальной и политической жизни общества, в том числе в сфере образования.

Информационное общество называют также «обществом знаний». Все большее развитие приобретает тип экономики, в которой постоянное приращение знаний становится новым фактором производства. Именно знаниями обеспечивается изменение производительности при равенстве прочих ресурсов. Под знаниями в данном случае понимается результат восприятия и осознания информации (о человеке, обществе, природе, технике), извлечения из нее личностного смысла, овладения способами ее добывания и использования. Знания становятся важнейшим ресурсом экономического роста и стратегическим ресурсом. А образование – непосредственной производительной силой, создающей базу экономики информационного общества. Принципиальное отличие знаний как ресурса от других ресурсов (нефти, газа) заключается в том, что в процессе использования знаниевый ресурс не только не исчерпывается, но увеличивается. При передаче знаний учитель их не теряет, а ученик приобретает. Общий объем знаний, таким образом, постоянно растет.

Фазу информатизации, в которую вступило мировое сообщество, называют иногда «третьей волной», потому что по масштабу этот процесс сравним с аграрной революцией и индустриализацией. Человечество перешло к новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главная роль отводится не усвоению прежних рецептов, а подготовке к овладению содержанием и методами познания, которых в прежнем опыте не было.

 

 

1.2. Развитие современного образования

В информационном обществе

Сущностные черты информационного общества

Среди определяющих черт информационного обществаможно выделить следующие.

Происходит ускоренное накопление информации, объем которой даже по узкой профессиональной сфере деятельности превышает возможности человека ее воспринимать и анализировать в полном объеме. Информационные и телекоммуникационные технологии перекрывают расстояния и позволяют локальным процессам интегрироваться в единый процесс в реальном времени (Аветисян П.С.), что приводит к возможности становиться участниками и даже управляющими единых глобальных процессов людям, находящимся на отдаленном расстоянии друг от друга. Так единое информационное пространство ведет к созданию единого социокультурного пространства как ареала распространения и влияния культурных достижений информационного социума. Это пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы.

Знания и информация выступают не только средством, но и целью, и главное - ценностью социума. Особое ценностное отношение к информации и знанию, умение их создавать, хранить и передавать, а также доступность этих ценностей – основная отличительная черта информационного общества. Для него характерно наличие такой социальной структуры и стратификационной модели, в которой высок удельный вес социальных групп (страт, слоев), так или иначе занятых процессом производства, потребления и распространения информации. Кроме того, переход к информационному обществу связан с резким возрастанием роли, значения и распространения высшего образования, поскольку именно оно обеспечивает, прежде всего, производство нового знания. Главным источником производительности становится воздействие знания на само знание (Г.Е. Сборовский).

Субъекты образования информационного общества

Черты современного образовательного процесса информационного общества радикально меняют положение и учащегося (студента), и педагога (учителя, преподавателя). Последний перестает быть монопольным обладателем знания, а первый - смиренным подражателем и потребителем дозированной информации. Если ранее учащийся был «замкнут» в конечных системах общего и профессионального образования, то сейчас он становится субъектом нетрадиционного непрерывного образования: социокультурный статус «учащегося» заменяется положением «обучающегося», что фиксирует его самостоятельность и активность в познавательном процессе (Литвиненко Л.Л.).

Изменение отношений в системе «учитель-ученик» исследователи связывают со снятием противостояния в этой оппозиции, со смещением роли учителя в сторону «консультанта». В эпоху развития информационных образовательных систем эта роль вполне оправдана. Информация, которая обрушивается на ученика ежедневно, зачастую разбросана, не систематизирована, избыточна. Ученик не всегда в силу возраста и недостаточного опыта может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы, оценить качество информации с точки зрения ее полезности и достоверности. Кроме того, школьнику сложно сохранять "внутреннюю дистанцию" в увлекательном и захватывающем существовании в "виртуальной реальности", противостоять давлению массовой культуры. Задача образования и конкретного педагога – помочь школьнику преодолеть поверхностность и фрагментарность восприятия и выйти на уровень целостного видения и осмысления мира, сформировать способность творческого усвоения и индивидуальной переработки любых текстов (электронных и печатных). Как консультант педагог помогает учащимся ориентироваться в новой информации, находить ответы на свои вопросы, делать выбор, разрабатывать маршрут для самостоятельного поиска нужной информации, советует определенные сайты, web-страницы, организует обмен данными между учениками-пользователями Сети, помогает целесообразно использовать время, проводимое в Сети, оценивает информацию, найденную учащимся в Сети.

Еще одна новая для педагога роль, появившаяся в связи с развитием информационных технологий и их внедрением в систему образования, – это роль создателя информационно-образовательной среды как пространства различных форм и методов размещения и отображения знания, в том числе гипертекстовых и гипермедийных форм представления знаний. Также к современным ролям педагога можно отнести роли модератора (педагог, осуществляющий поддержку и организацию активной работы участников образовательного проекта), сетевого предметного методиста (учитель-методист, оказывающий методические услуги посредством Интернет-коммуникаций по своему предмету другим педагогам), дистанционного тьютора (педагог, оказывающий образовательные услуги для школьников или взрослых через Интернет, как правило, пользующийся учебными материалами, разработанными другими авторами), куратора дистанционного обучения (педагог, организующий процесс дистанционного обучения – набор на курс, отслеживание посещаемости, вопросы аттестации и прочее).

Эволюция отношений в системе «педагог-ученик» представляет собой цепочку: устная форма общения - письменная форма общения через тексты книг - виртуальная форма общения, опосредованная гипертекстом на экране компьютера. При этом нельзя сказать, что каждая последующая форма отношений полностью замещала предыдущую. Все три формы отношений сосуществуют в образовательном пространстве информационного общества. Безусловно, устного живого общения стало меньше, но оно всегда останется в сфере образования, особо актуализируясь в ситуациях передачи культурной и духовной традиции.

Время изменило сущность ролей педагога и ученика, формы и содержание их общения, возрастные и временные рамки традиционного образования, обострив противоречия между информационными потребностями и информационными возможностями поколений школьников и учителей, проявляющиеся в разной готовности субъектов процесса обучения к восприятию изменений, характерных для информационного общества.

Однако несмотря ни на что пара «педагог-ученик» остается центральной парой образовательного процесса. Роль педагога в современной образовательной парадигме, переставая быть доминирующей, не перестаёт быть определяющей для процесса и результатов образования. Эта роль не укладывается в рамки понимания педагога как равнодушного координатора учебного процесса и настройщика компьютерных программ (В.И. Загвязинский). Она накладывает на педагога обязанность быть активным творческим образованным человеком, обладающим талантом общения, умеющим найти свой подход к каждому ученику и вдохновить его своей позитивной энергией на ту или иную деятельность, ставящим развитие ученика и его здоровье в центр педагогического взаимодействия.

Информационное общество определяет и новый облик учеников. Если для большинства школьных учителей, профессиональное становление которых происходило в иных условиях, вхождение в новую социокультурную среду зачастую сопровождается состоянием «культурного шока», то для современных школьников, родившихся в век медиатехнологий, это оказывается естественным процессом. Необходимость установить игру, записать диск, открыть нужный файл заставляет детей с раннего детства изучать компьютер и овладевать простейшими навыками работы с ним. Уже на этапе обучения в школе компьютерная грамотность нужна для более серьезной подготовки к урокам, для написания докладов, рефератов и других работ научного характера.

Изменились не только роли педагога и ученика, но и возрастные и временные рамки традиционного образовательного процесса. Учатся сегодня не только дети и молодежь. Темп жизни и скорость социально-технического прогресса ведут к необходимости непрерывного обучения (переобучения, повышения квалификации) всех активных членов общества, включая и самих педагогов. В современных социокультурных условиях обучение позволяет педагогам овладеть современными технологическими средствами передачи знания, умениями разработки методической стороны образовательных технологий. Роль навигатора в информационном океане требует от педагога соответствующей подготовки в области адаптирования, применения, совершенствования, создания новых информационных технологий в образовательном процессе. Использование в образовании новых форм организации педагогической коммуникации актуализирует для педагогов овладение методами разработки содержания дистанционного общения и методик реализации дистанционных курсов, знание критериев выбора в соответствии с особенностями ученика и педагогической целью наиболее целесообразного способа ввода информационного сообщения и актуализации тех свойств ученика, которые позволяют его принять.

Кроме того, круг обязанностей и умений педагога расширился в связи с необходимостью знакомства обучающихся с новыми языками общения, которыми можно пользоваться при виртуальном взаимодействии, элементами сетевого этикета, разработки текстов, используемых в Сети.

Современная информационная среда изменяет также содержание и формы общения педагога и ученика. Получив доступ к учебным курсам через Интернет, школьники и студенты (прежде всего студенты, которые часто сами оплачивают каждый курс) имеют возможность в учебной аудитории общаться с преподавателем через систему вопросов к нему по содержанию учебной дисциплины. В виртуальном пространстве это и общение в «чатах», тоже предполагающее обмен вопросами, репликами, мнениями в режиме реального времени с использованием специальных программ, и переписка по электронной почте, которую сегодня называют видом эпистолярного жанра в новой цифровой форме, и коммуникация с использованием мультимедийных технологий.

«Добавление» в процесс естественного педагогического общения такого посредника, как компьютер, усложнило выстраивание эмоционально насыщенных отношений в системе «педагог-ученик». Задача педагога в этих условиях – научиться выстраивать отношения с учеником так, чтобы сформировался эмоциональный контакт. Как отмечает И.А. Колесникова, на просторах Интернета многие невербальные средства (жесты, мимика, взгляд, движения поза участников коммуникации) становятся недоступными, «невидимыми», что затрудняет осуществление контактов, снимает встречные эмоциональные реакции. В исследованиях Г. Астляйтнера также содержатся указания на то, что во время занятий в «он-лайновом» классе у учащихся фиксируются повышенная неуверенность в себе, отчужденность и изолированность, ощущение дефицита общения и отсутствия психологической поддержки. Хотя отмечается также и то, что целенаправленная работа по компенсации эмоционального дефицита может способствовать установлению высокой степени внутреннего контакта между участниками процесса педагогической коммуникации.

Функции образования информационного общества

В современных условиях образование продолжает выполнять характерные для него функции, в том числе - важнейшую для общества культуротворческую функцию. Одна из важнейших задач образования сегодня – определение того, что дают человеку как личности новые информационные технологии, каково их влияние на современное общество, культуру, динамику образовательных систем в частности. Однако в условиях информационного общества у образования появляются и новые специфические функции, а прежние наполняются новым содержанием.

Образование нацелено на выработку информационной культуры как части общей культуры личности, включающей в себя не просто набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств, но прежде всего умение оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность, различать тексты содержательные и пустые, хотя и облеченные в правильную грамматическую форму.

Можно сказать, что миссия современного образования в социокультурном пространстве информационного общества – это нахождение способов донесения до сознания современного человека того факта, что процесс информатизации современного социума в первую очередь предполагает развитие человека и общества, развитие культуры. Миссия современного образования – создать благоприятные условия для возможной трансформации личности как потребителя информации в личность – потребителя культурных ценностей и затем – в их творца. В сфере образования вырабатывается методология и методика оптимального для развития человека и общества использования современных информационных технологий, которые соответствуют задачам опережающего обучения и являются приоритетом образования в глобализирующемся мире.

Функция актуализации феномена человеческой индивидуальности связанас противостоянием унификации массового сознания, происходящей в силу «потребления» людьми одной и той же информации, новостей глобального характера. Образование оказывает непосредственное в лияние на самореализцию личности, стабилизацию сознания человека, придание личности внутреннего стержня. Исследователи отмечают, что для современного человека характерны «лоскутное мировоззрение» (Ю.А. Ляшенко), «мозаичное мышление» (О.В. Павловская), «клиповое сознание» (Н.В. Гоноцкая), что связано с разбросанностью, несистематизированностью, избыточностью информации, которая обрушивается на человека ежедневно. Человек не всегда может ее проанализировать, правильно понять, увидеть в ней глубокие множественные смыслы. Образование направлено на преодоление фрагментарности восприятия и выход на уровень целостного видения и осмысления мира личностью, сохранение самоидентификационной целостности и дееспособности.

Такая ф ункция образования, как интегративная, обусловлена тем, что образование помогает людям разных культур познавать друг друга, общие и различные смыслы, символы, создает общее пространство понимания. Связывает индивида и общество в единую систему. Можно сказать, что образование выступает в роли метадоктрины (Н.Р. Вакулич), задающей направленность на объединение различных мировоззренческих моделей мира с целью сплочения социума вокруг определенных ценностей, что особенно актуально в сложившихся социокультурных условиях нестабильности, переменчивости.

Гуманистическая функция образования связана с обеспечением гуманизации процесса глобализации, противостояния бездуховности и дегуманизации культуры. Наряду с обогащением мышления людей, связанным с компьютеризацией общества, актуализацией необходимости для личности быть креативной и мобильной в процессе адаптации к существованию в потоках информации, сетевые средства массовой коммуникации породили и многие отрицательные стороны современной жизни. Это распространение нелегальных материалов, в том числе безнравственных, информационный терроризм, образование в Сети неформальных молодежных объединений, цели и задачи которых далеки от гуманистических, уход детей и подростков в виртуальный мир компьютерных игр, создающих иллюзию реальности, феномен «компьютерного одиночества», когда, общаясь со всем миром, человек в результате не общается ни с кем. Н.Р. Вакулич отмечает, что «замыкание» человека в виртуальном пространстве способно деструктурировать его внутренний мир, привести к убежденности в относительности реального и нереального, духовного и бездуховного, мертвого и живого, зачастую размывая ту призрачную грань между ними, которая существует в сознании отдельного человека.

Общество нуждается в позитивных ценностях и целях, даже если оно находится в состоянии кризиса. Система образования, участвуя в формировании мировоззрения, через воздействие на человека путем изменения картины мира, внедрения научного метода познания и мышления, путем создания нового языка понимания, помогает сохранению прочных отношений, традиционных основ, незыблемых ценностей. Останавливает процесс потери человеком самого себя, процесс отчуждения человека от собственно «человеческого».

Реализация социально-адаптационной функции связана с обеспечением адаптации индивида к быстро меняющимся условиям социального и трудового бытия посредством создания систем обучения, ориентированных на развитие творческих способностей и личностного интеллектуального потенциала обучающихся, на формирование умений качественного освоения информационной среды и адаптации к ней. Эта функция образования реализуется через выработку способности индивида к сознательному восприятию инновационных процессов социума, умению ориентироваться в экономической, социально-политической, культурной сферах жизни общества, сохраняя свою мировоззренческую позицию и гуманистические идеалы. Периоды адаптации индивида к новым условиям жизни в информационном обществе возникают с высокой скоростью, что актуализирует проблемы самосохранения и самообновления личности. Знание и опыт прошлого трансформируется системой образования в способность человека и человечества к поиску необходимой информации, новых знаний, в способность оптимизировать и увеличивать возможности человека.

Образование как феномен культуротворчества обеспечивает коммуникацию ценностей, организует взаимодействие ценностных потоков отдельных людей, расширяет индивидуальное «Я» до пределов общества (Литвиненко Л.Л.). Именно поэтому можно говорить и о коммуникативной функции образования в информационном обществе.

Образование на любом уровне должно не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать личность, воспитывать гражданские качества, учить человека современным формам общения, готовить его жить в быстро изменяющемся мире, развивать у него способность осваивать новую информацию, принимать эффективные решения с учетом их социальных последствий и нести за это ответственность. Глобальное по своей значимости влияние образования на развитие государства, общества, цивилизации в целом и на становление и развитие личности в условиях информационного общества не позволяет оценивать его исключительно с точки зрения рыночной востребованности на данный момент, что характерно для общества потребления. Также как и науку нельзя оценивать только по параметру прибыльности.

Требования к личности информационного общества. Компетентностный подход.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.