Характеристика стратегий поведения в конфликтах — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Характеристика стратегий поведения в конфликтах

2017-11-22 305
Характеристика стратегий поведения в конфликтах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Конфликт, как многомерное явление, имеет свою структуру - совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Объективные составляющие структуры.

1.Участники конфликта - люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица, как официальные лица или как юридические лица.

2.Предмет конфликта - противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.

3. Объект конфликта – ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

4. Микро- и макросреда - условия, в которых действуют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон.

Макросреда социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала.

Субъективные составляющие конфликта: устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, восприятие ими конфликтной ситуации.

5. Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон.

По характеру возникновения выделяют 4 типа инцидента.

1. Объективные целенаправленные инциденты.

2.Объективные нецеленаправленные инциденты.

3.Субъективные целенаправленные инциденты.

4. Субъективные нецеленаправленные инциденты.

В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:

- стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

- одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от конфликта);

- инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.

6. Причина (конфликтная ситуация).

Для того чтобы управлять конфликтами, следует знать их причины и этапы развития конфликтной ситуации.

Конфликт = конфликтная ситуация (причина) + инцидент (повод)

Причина и повод не зависят друг от друга, не являются следствием; поэтому чтобы решить конфликт надо устранить и причину, и повод.

2. Любой конфликт имеет временные границы, включающие следующие этапы:

- начало конфликта;

- развитие конфликта;

- завершение конфликта.

1. Этап начала конфликта может иметь 2 стадии: предконфликтной ситуации и латентного конфликта.

Предконфликтная ситуация - это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

Данная стадия характеризуется:

- возникновением объективной проблемной ситуации;

- осознанием объективной проблемной ситуации;

- попытками сторон разрешить объективную ситуацию неконфликтными способами.

Для предконфликтнойситуации характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:

-возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта;

-рост недоверия и социальной напряженности;

-предъявление односторонних или взаимных претензий;

-уменьшение контактов и накопление обид;

-стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»;

-замыкание на своих собственных стереотипах;

-появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

- разрушение структур взаимодействия;

-переход от взаимных обвинений к угрозам;

-рост агрессивности;

- формирование «образа врага» и установка на борьбу с ним.

Если напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные столкновения, то говорят о наличии потенциального, или латентного (скрытого) конфликта.

При совпадении трех условий предконфликтная ситуация трансформируется в открытый конфликт.

1. Один участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику.

2. Второй участник осознает, что указанные действия направлены против его интересов.

3. Второй участник в связи с этим предпринимает активные действия по отношению к первому участнику.

В этом случае конфликт считается начавшимся.

2. Развитие конфликта. Данный этап включает три основные стадии: инцидент, эскалацию, кульминацию конфликта.

На стадии инцидента конфликт переходит из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер.

На стадии эскалации конфликта вводятся новые ресурсы сторон для достижения своих целей и блокирования действий противника. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств.

Стадия кульминации - это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

Кульминация подводит стороны к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и усиление враждебных действий и искать выход из конфликта на каких-то иных путях.

3. Разрешение конфликта связано с наступлением момента переоценки ценностей.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие варианты развития событий:

- очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

- борьба идет до полного поражения одной из сторон;

- борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за «недостатка ресурсов»;

- стороны идут на взаимные уступки в конфликте.

Процесс завершения конфликта не исключает новых обострений.

3. Существует 5 стратегий поведения в конфликтах.

Принуждение – О сохранении взаимоотношений не думают. Стиль агрессивный. Эффективен, если ситуация угрожает существованию организации.

Уход – физический или в плане общения. Если ситуация может разрешиться сама собой. Если в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта. При предмете конфликта, который не представляет большой ценности.

Приспособление – свои интересы приносят в жертву другому человеку. Если взаимоотношения с другой стороной важнее предмета спора. Если эта стратегия станет доминирующей, то эффективного руководства может не быть.

Компромисс – Принятие точки зрения другой стороны, но до определенной степени. Взаимные уступки. Возможна неудовлетворенность «половинчатым» решением, значит, возможен новый конфликт.

Сотрудничество – Совместный поиск решения проблемы.

Приемы разрешения конфликтов разнообразны. Надо соблюдать некоторые общие рекомендации.

1. Знайте, как развивается конфликт.

2. Выясните явные и скрытые причины конфликта.

3. Определите проблему как цель (что?), а не решение (как?)

4. Выделите интересы (почему?), а не позиции (что делать?)

5. Разграничьте участников конфликта и возникшие проблемы (Я на месте оппонента)

6. Непредвзято отнеситесь к инициатору конфликта.

7. Сократив число претензий, вы сузите область конфликта.

8. «Эмоциональная выдержка» - помощник непревращения конфликтов в фантомные.

 

Шаги разрешения конфликтов.

- Хочу ли я разрешить конфликт? – Будь готов решить проблему.

- Вижу ли я всю картину или только свой участок? – Смотри шире.

- Каковы нужды и опасения других? – Опиши их объетивно.

- Каким может быть справедливое решение? – Давайте поговорим об этом.

- Каковы могут быть варианты решения? – Придумайте их как можно больше.

Отберите наиболее приемлемые из всех.

- Можем ли мы решить эту проблему вместе? – Давайте вести дело на равных.

- Что я чувствую? Могу ли я: посмотреть на факты; дать остыть эмоциям; поделитесь своими чувствами. - Анализ своих эмоций в конфликте?

- Что я хочу изменить? – Будь честен. Нападай не на личность, а на проблему.

- Какие новые возможности открываются передо мной? – Смотри на «+», а не на «-».

- Как бы я чувствовал себя в их шкуре? – Дай знать, что понимаешь их.

- Нужен ли нам нейтральный посредник? – Поможет ли он нам прийти к обоюдоприемлемым решениям.

- Как мы оба можем выиграть? – Ищите решения, учитывающие нужды всех участников.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.