Тема 1. Основы производственного менеджмента — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 1. Основы производственного менеджмента

2017-11-22 225
Тема 1. Основы производственного менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

 

Учебное пособие

 

 

Москва

 

 

ТЕМА 1. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие и значение производства для развития человеческого

Общества

Понятие
Изучая производство, мы можем смотреть на него с разных точек зрения, что находит отражение в многочисленных определениях понятия производства, которые встречаются в публикуемых материалах и Интернет-источниках [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], см. рисунок 1.1.

Общий взгляд
Узкий смысл
1. Род деятельности человека, которая направлена на создание определенных благ с целью удовлетворения потребительских нужд  
2. Форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена  
3. Это процесс, в котором люди, находясь в определенных отношениях, используют предметы и средства труда (ресурсы)  
4.Отрасль, вид промышлен-ности  
5. Работа по непосредствен-ному изготовлению продукции  

 

 


Рисунок 1.1 – Многогранность понятия производства


Во-первых, с самых общих позиций экономики можно сказать, что производство это род деятельности человека, которая направлена на создание определенных благ с целью удовлетворения потребительских нужд.

Во-вторых, произв о дство товарное–форма общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а для обмена; оно осуществляется не отдельными изолированными производителями, а на основе общественного разделения труда между экономически обособленными производителями, т.е. производство – процесс создания человеческим трудом потребительных ценностей при определенных общественных отношениях.

В-третьих, производство (промышленное) это процесс, в котором люди, находясь в определенных производственных отношениях, используя орудия и предметы труда ( ресурсы или факторы производства ), создают необходимые обществу продукты (товары, работы, услуги) производственного и личного потребления (производство автомобилей, производство тракторов, производство шоколада, производство (предоставление) услуг связи, производство строительных работ, и т.п.). Естественно, что производство (формы и способы его осуществления, уровень технологий, степень вовлечения и уровень образования людей, стоимость производства и т.п.) менялось и продолжает изменяться с течением времени.

В-четвертых, в более узком смысле понятие производство может означать отрасль, вид промышленности: например, «Развитие крупного машинного производства явилось основой для появления качественно новых средств транспорта, связи, коммуникаций».

Наконец, в-пятых, слово «производство» может означать работу по непосредственному изготовлению продукции (на фабрике, на заводе, в компании связи, на стройке и т.п.), например, «в компании «ХХХ» приступили к предоставлению услуг на основе широкополосного доступа»; «на фабрике в Гусь-Хрустальном приступили к производству нового хрусталя с повышенным содержанием свинца, отвечающего европейским стандартам», и т.п.

Наша дисциплина в большей мере будет касаться вопросов управления производством в этом его последнем (пятом) значении, хотя и другие аспекты производства, по мере необходимости, будут также рассматриваться.


Значимость производства заключается в том, что:

1. Производство является основой жизни человеческого общества [11], так как результатом производства является создание вещественных (товары) и невещественных (услуги) благ, выступающих средством удовлетворения разнообразных человеческих потребностей.

2. Производство является важнейшим компонентом экономики любой страны. Именно производство определяет уровень жизни ее граждан. Мы можем говорить о производстве как об особой, самостоятельной, исходной и главной фазе в деятельности экономических субъектов (собственно производство), т.е. как о непосредственном процессе создания благ (товаров, работ, услуг) в определенный период. При этом экономические субъекты (производители) это юридические лица в разных сферах экономики, различающиеся по формам собственности, а также – физические лица, занятые предпринимательством.

Развитие методов исследования производства и

ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ

Влияние типа производства на организационную

Структуру управления

 

Для решения возложенных на предприятие задач оно осуществляет самоорганизацию, т.е. формирует определенную организационную структуру управленияи выделяет в ее рамках подсистемы, которые выполняют различные необходимые виды деятельности и подчиняются этой системе. В самом общем виде структура управления содержит: систему административного управления; производственную систему и информационную систему. В производственной системе предприятия можно выделить следующие подсистемы:

- социальную – комплекс отношений между людьми;

- производственно-техническую: здания, сооружения, оборудование, измерительные приборы, инструменты, запасы товарно-материальных ценностей, другое имущество производственного назначения;

- собственную информационную систему: планы, графики, схемы, технологические карты, нормы и нормативы и др.

Каждая из перечисленных подсистем не обладает самостоятельностью в той же мере, в какой ею обладает все предприятие. Вместе с тем, ей делегируются полномочия (она наделяется частью ресурсов организации) и в рамках этих полномочий осуществляет свои производственные процессы.

Производственная система, как и все предприятие, состоит из структурных подразделений, в которых осуществляется производство и управление.

Структурным подразделением организационной системы или подсистемой называется совокупность людей и средств, служащая для реализации видов деятельности (функций) родственного характера (однородных). Как уже было сказано выше, это могут быть такие производственные подразделения, как: филиалы, цехи, участки, бригады, хозяйства (ремонтное, складское, транспортное); инструментальное производство; научно-технические подразделения; производственные лаборатории; отделы и службы заводоуправления и т.д.

Организационная структура отражает порядок взаимосвязи подразделений.

Рассмотрим далее наиболее типичные организационные структуры управления.

Основной и наиболее распространенной является линейно–штабная, или иначе линейно-функциональная, оргструктура. Суть построения такой структуры заключается в том, что процессы в любой организации сначала можно разделить на две группы: основные, ради которых организация создана, и вспомогательные по отношению к основным.

В организациях связи, например, косновным, относятся процессы, связанные с передачей сообщений: прием заявки (заказа) на передачу сообщения от отправителя; передача сообщения; доставка сообщения получателю; создание каналов и трактов; техническое обслуживание оборудования; обеспечение оборудования энергопитанием.

Вспомогательные процессы делятся в свою очередь на две группы. Одна группа имеет отношение к ресурсному обеспечению (кадры, финансы, материалы и др.), другая связана с управленческими функциями (планирование, маркетинг, делопроизводство и др.).

Основные процессы протекают в линейных подразделениях, вспомогательные – в штабных. Отсюда принят и существует порядок наименования подразделений. Во-первых, название должно указывать на отношение к группе. Линейные подразделения принято называть «цехи», «участки»; штабные подразделения – «департаменты», «отделы», «службы».Во-вторых, название должно указывать на выполняемые функции, например «КЦ (коммутаторный цех)», «Плановый отдел». Линейные подразделения подчиняются главному инженеру, который является первым заместителем руководителя организации; штабные – руководителю организации, который сам относится к линейной группе, поскольку является главным ответственным лицом за происходящее в организации.

Основные достоинства такой структуры заключаются в четком разграничении ответственности и компетентности; персонифицированности ответственности; относительной простоте контроля. Главные недостатки– увеличение штата за счет увеличения штатных структур; опасность конфликтов линейных и функциональных структур; сложность вертикальных коммуникаций, двойное подчинение.

Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи (подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие цели), а потом составить конкретные правила, работы подразделений (исполнителей).

Не следует путать общую организационную структуру со структурой производства, которая включает ту часть элементов системы (как правило, линейных) и их связей, которая обусловлена характером разделения труда в организации.

С ростом организаций возникает проблема, называемая «масштаб управляемости», суть которой заключается в следующем. В ходе группировки людей и работ по рассмотренному выше принципу наступает этап, когда надо принимать решение относительно того, сколько людей или работ непосредственно может быть эффективно объединено под единым руководством. Ограничения, задаваемые системой управления в ходе роста организации, если не меняются ее организационные переменные, вынуждают ее руководство постоянно увеличивать количество уровней иерархии по вертикали. Иерархия означает расположение частей системы по уровням от высшего к низшему. Вертикальный рост организации усиливает перечисленные выше недостатки линейно-штабных структур, приводящие в конечном итоге к снижению общей эффективности ее функционирования.

Попытки решить эту проблему привели к созданию дивизиональной структуры организации. [1] Целесообразно применять такую структуру в случае многопрофильных организаций; организаций с расположением в различных регионах; организаций, осуществляющих сложные инновационные проекты.

Достоинства таких структур заключаются в возможности реализации: четкого разграничения ответственности; довольно высокой гибкости и адаптивности системы; высокой самостоятельности структурных единиц; разгрузки высшего менеджмента; упрощения коммуникационных связей; кадровой автономии, высокой мотивации. У дивизиональной структуры имеются, разумеется, и недостатки: высокая потребность в руководящих кадрах; сложная координация; повышенные затраты за счет дублирования функций; сложность осуществления единой политики; разобщенность персонала; слабый синергетический эффект.

Менее распространена, но также используется, матричная структура. При такой организационной структуре повышается роль горизонтальных связей. Формируются группы для осуществления так называемых «проектов», т.е. определенных задач, ограниченных по времени исполнения. Руководитель проекта определяет, что и когда должно быть сделано, а руководители подразделений выделяют ресурсы для этого и решают, кто и каким образом будет выполнять работу по проекту. Ответственность за выполнение этих работ и соответствующие права распределены не так четко, как в других типах структур.

Вместе с тем, достоинствами матричной структуры являются: целевое руководство проектом на основе единоначалия; довольно высокая адаптивность системы; снижение риска ошибочных решений; профессиональная специализация руководителей подразделений; возможность учета специфических условий региона; разграничение сфер ответственности; кадровая автономия функциональных подразделений. К недостаткам относятся: сложные механизмы координации; возможность конфликтов из-за двойного подчинения; размытость ответственности по отдельному проекту; сложность контроля работ по проекту в целом; сложность осуществления единой инновационной политики; необходимость дифференцированного контроля по основным функциям и проектам. [1]

Решение о выборе организационной структуры линейных подразделений принимается руководством высшего звена. Задача при этом состоит в том, чтобы выбрать структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Хотя общих подходов к выбору пока не существует, можно сформулировать перечень и задачи (функции) подсистем, сгруппированных по элементам производственного процесса.

Разнообразный и обширный комплекс людей, материалов, оборудования, финансов и других ресурсов может существовать как эффективная жизнеспособная система только в результате постоянных усилий по сохранению и развитию предприятия (организации).

Производственный процесс

Производственный процесс – это сочетание предметов, орудий труда и живого труда в пространстве и времени, функционирующих для создания конечного продукта. Это сложное системное явление, состоящее из совокупности следующих частных явлений: предмет труда, орудия труда, живой труд, пространство, время, удовлетворение потребностей.

Производственный процесс состоит из частичных процессов, которые можно разделить на группы по следующим признакам:

- по назначению и роли в производстве: основные, вспомогательные, обслуживающие;

- по способу выполнения: ручные, механизированные, автоматизированные;

- по протеканию во времени: дискретные, непрерывные;

- с организационных позиций: простые и сложные.

Основные процессы – это технологические процессы, в ходе которых происходят изменения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств продукции.

Вспомогательные процессы – это процессы, которые обеспечивают бесперебойное протекание основных процессов (изготовление и ремонт инструментов и оснастки; ремонт оборудования; обеспечение всеми видами энергий и т.д.).

Обслуживающие процессы – это процессы, связанные с обслуживанием как основных, так и вспомогательных процессов, но в результате которых продукция не создается (хранение, транспортировка, технический контроль и т.д.).

В условиях автоматизированного, автоматического и гибкого интегрированного производств вспомогательные и обслуживающие процессы в той или иной степени объединяются с основными и становятся неотъемлемой частью процессов производства продукции.

Технологические процессы, в свою очередь, делятся на фазы. Фаза - комплекс работ, выполнение которых характеризует завершение определенной части технологического процесса и связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния в другое. В машиностроении и приборостроении технологические процессы в основном делятся на три фазы: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

Технологический процесс состоит из последовательно выполняемых над данным предметом труда технологических действий – операций. Операция – часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте (станке, стенде, агрегате и т.д.), состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или группой совместно обрабатываемых предметов. Операции, которые не ведут к изменению геометрических форм, размеров, физико-химических свойств предметов труда, относятся к так называемым, не технологическим операциям (транспортные, погрузочно-разгрузочные, контрольные, испытательные, комплектовочные и др.).

Операции различаются также в зависимости от средств труда:

- ручные – выполняемые без применения машин, механизмов и механизированного инструмента;

- машинно – ручные – выполняемые с помощью машин или ручного инструмента при непрерывном участии рабочего;

- машинные – выполняемые на станках, установках, агрегатах при ограниченном участии рабочего (например, установка, закрепление, пуск и остановка станка, раскрепление и снятие детали и т.д.);

- автоматизированные – выполняемые на автоматическом оборудовании или автоматических линиях.

Предприятие как система

Производственная программа выполняется на предприятии, благодаря его системным свойствам. Предприятие, как система, как правило, является открытой, замкнутой, сложной (нелинейной), большой (или малой), динамичной системой и имеет ряд свойств. Система это множество элементов (подсистем), находящихся в отношениях и связях друг с другом более тесных, чем с элементами других систем, и образующих определенную целостность (единство).

К наиболее существенным свойствам предприятий из них относятся:

Связанные с целями и функциями предприятия:

1. Целенаправленность, которая характеризуется наличием у руководства предприятия цели (целей) и приоритетом целей системы перед целями её элементов. Наличие цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее достижения для каждого подразделения системы, подчиненных общесистемной цели и критерию, позволяет оценивать эффективность работы каждой подсистемы и ее элементов.

2. Альтернативность путей развития, которая связана с ограниченностью ресурсов и заключается в необходимость выбора ЛПР одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей функционирования или развития.

3. Уникальность и неполная предсказуемость поведения в конкретных условиях (из-за наличия в составе активного элемента: человека).

Связанные со структурой:

1. Делимость (возможность декомпозиции), проявляющаяся в том, что предприятие может подразделяться его менеджментом на подсистемы и элементы, находящиеся в определенных отношениях. Возможны различные варианты разделения на подсистемы в зависимости от этапа существования и задач развития организации. Это свойство используется с целью адаптации ОС (как отдельных частей, так и предприятия в целом) к быстро меняющимся условиям внешней среды ради как средства повышения конкурентоспособности. При этом из-за разнообразия, вероятностного характера и невозможности учета всех факторов внутренней и внешней среды не существует единственного наиболее эффективного варианта такого деления.

2. Иерархическое построение – каждый компонент системы «предприятие» может рассматриваться как система; сама система также может рассматриваться как элемент некоторой надсистемы (холдинга, отрасли и т.п.). Иерархия обеспечивает повышенную устойчивость предприятия к внешним воздействиям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными подразделениями (элементами), и согласует отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы путем делегирования полномочий.

3. Динамизм (изменчивость, параметров) системы «предприятие», позволяющий изменять структуру и формировать новые варианты поведения, обеспечивать возможность ее оперативной перестройки при возникновении организационно-технических изменений в производстве, изменении рыночных условия, законодательства и других условий внутренней и внешней среды.

Связанные с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой:

1. Обособленность - свойство, определяющее наличие границ с окружающей средой. Степень этого свойства зависит от организационной структуры, формы собственности, формы кооперации с другими предприятиями и множества других обстоятельств.

2. Коммуникативность – существование сложной иерархической системы коммуникаций со средой в виде иерархии.

3. Адаптивность – стремление к состоянию устойчивого равновесия (гомеостаза), которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды («неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

4. Устойчивость и надёжность – способность системы сохранять свой уровень качества функционирования при установленных условиях за установленный период времени.

5. Наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами в каждый данный момент времени;

6. Кибернетический характер, важнейший ресурс в деятельности любой организации – информация и процессы накопления, хранения и использования производственно-технической и управленческой информации.

Производственная структура предприятия как совокупность подразделений (производства, цехи, участки, хозяйства, службы, центры ответственности и т.п.), формируется с учетом перечисленных свойств на базе определенных принципов построения, взаимосвязи и размещения подсистем, обусловленных также характером производственных процессов и производимого продукта (товаров, работ, услуг). Понятно, что производственная структура больницы будет отличаться от производственной структуры завода по производству, скажем, велосипедов. Эти принципы:

1. Разделение труда между отдельными подразделениями, проявляющееся во внутрифирменной специализации и кооперировании производства, является важнейшим принципом формирования производственной структуры предприятия. В соответствии с этим принципом, а также в зависимости от масштабности предприятия и сложности процесса изготовления выпускаемой продукции (работ, услуг) каждое промышленное предприятие расчленяется как на крупные подразделения (первый уровень): центры ответственности, цехи, производства, хозяйства, так и на более мелкие подразделения (второй уровень): участки, отделения, рабочие места. Каждый уровень также может быть представлен подуровнями.

2. Необходимого и достаточного разнообразия. Важным условием эффективного функционирования производственной системы является соблюдение закона Эшби в отношении системы управления предприятия, в соответствие с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций и построении аппарата управления (распределения ответственности).

3. Внешнего дополнения. Принцип требует рассматривать предприятие с учетом его взаимодействия с внешней средой и/или с системой более высокого уровня, в которую предприятие входит как подсистема. С точки зрения управления любая производственная система имеет несколько уровней. Например, высший уровень – это объединение, предприятие; средний – производство, цех, служба, управление, отдел; низший уровень – участок, бригада, рабочее место.

4. Наделения ресурсами. Ни одно производственное задание не может быть выполнено без использования ресурсов. И ни одно предприятие не может работать без использования ограниченных ресурсов. Независимо от уровня иерархии, в состав производственной системы предприятия традиционно включаются следующие ресурсы, классифицируемы в соответствии с действующим законодательством и применяемой системой бухгалтерского учета и отчетности:

· материальные (технические): производственное основное и вспомогательное оборудование, сооружения, технологическая оснастка, основные и вспомогательные материалы, природные ресурсы, энергия, топливо и т.д. (их объемы, состояние, структура и динамика);

· технологические: технологические процессы, научно-технический уровень производства (ноу-хау);

· людские (кадровые):работники, обладающие определенными профессиональными и квалификационными характеристиками;

· пространственные (физические условия): характер производственных помещений, территория предприятия, коммуникации (связь, дороги и подъездные пути, транспортные средства;

· финансовые: размер и структура активов, ликвидность, наличие кредитных линий и т.д.;

· информационные: объемы, структура и направление внутренних и внешних информационных потоков.

Из материала настоящего и предыдущих разделов ясно следует, что предприятие и все процессы его деятельности представляют собой сложную единую систем у, состоящую из сети подчиненных подсистем (элементов), обладающей определенными свойствами и структурой (строением), в том числе, производственной структурой.

В настоящее время успешно функционирующие организации регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия. Сказанное относится и к производственной подсистеме. Для осуществления преобразований в сфере производства производственный менеджмент компании должен иметь (создать) концептуальную модель организации производства на предприятии. Примерная структура такой модели [2]:

1. Блок 1. Цели и критерии эффективности организации (реорганизации) производственной системы.

2. Блок 2. Общая характеристика системы организации производства на предприятии, состав входящих в нее подсистем.

3. Блок 3. Перечень задач организации производства, реализуемых в каждой подсистеме с указанием должностных обязанностей и количеством основных исполнителей.

4. Блок 4. Характеристика функций руководителей линейных и иных подразделений, связанных с производственным процессом.

5. Блок 5. Схема документооборота (информационных потоков) в системе организации производства

Раскроем содержание некоторых из этих блоков.

Общая характеристика целей и критериев дана выше (см. раздел4). В каждом отдельном случае они окрашиваются особенностями производимого продукта, используемых технологий, особенностями внешней среды и другими обстоятельствами, влияющими на направление и темпы развития организаций.

Система организации производства — это совокупность подходов, методов, правил, закрепленных в стандартах предприятия, осуществление которых обеспечивает рациональное функционирование и взаимодействие элементов производственной системы (подсистем) в процессе производства продукции. Перечень и задачи (функции) таких подсистем, сгруппированных по элементам производственного процесса, приведены в таблице4.1.

Таблица 4.1.- Перечень и задачи подсистем предприятия, участвующих в реорганизации производственной системы

Назначение подсистемы Функции, реализуемые в подсистеме
     
А. Обеспечивающиепротекание производственного процесса
  Организация труда Повышение квалификации и компетенций; рационализация и научная организация труда; организация и обслуживание рабочих мест; нормирование труда и организация оплаты и стимулирования труда
  Организация функционирования орудий труда Создание оптимального парка (объемов и состава) оборудования, его систематическое обновление, повышение использования (загрузки); совершенствование методов обслуживания и восстановления оборудования
3. Организация движения предметов труда Обеспечение бесперебойного поступления предметов труда в производство; управление запасами движением полуфабрикатов
4. Организация выпуска продукции Обеспечение по периодам требуемых объемов выпуска с заданным уровнем качества
  Организация информационных потоков Формирование информационной модели предприятия для обеспечения производственного процесса всеми необходимыми данными;
В Обеспечивающие условия для протекания производственного процесса
  Организация подготовки производства Выбор и реализация методов и форм осуществления производственных процессов, обеспечение взаимодействия основных, вспомогательных и обслуживающих процессов
2. Организация материально-технического обеспечения процессов производства Получение и доставка производственных ресурсов точно в срок; организация работы по подготовке материалов к потреблению;
  Организация работ по обеспечению качества Реализация системы бездефектного труда, внедрение прогрессивных систем и методов контроля, повышение квалификации контролеров
  Организация работы по освоению новой продукции, Организация и подготовка изменений Техническое перевооружение производства на основе инвестиционной стратегии организации, подготовка предложений и реализация структурных преобразований
Продолжение таблицы 4.1
     
  Организация производственной инфраструктуры Определяет состав подразделений, характер их специализации и устанавливает производственные связи между ними
  Нормативно-правовое обеспечение деятельности Соблюдение норм, постановлений, правил и законов, касающихся как самого производства, так и персонала
     
С Организация коммуникативных процессов для интеграции всех групп процессов в производственную систему
  Оперативное планирование производства Рационально сочетает различные процессы во времени путем разработки календарных планов производства, диспетчеризации и регулирования хода производственного процесса, обеспечивая нормальные заделы
  Организация производственного и управленческого учета Оценка и сопоставление затраченных за период ресурсов с нормами, планами, выявление резервов повышения использования ресурсов в производственном процессе, раздельный учет затрат по объектам калькулирования и формирование данных о себестоимости продукции (работ, услуг)
  Организация внутрипроизводственных экономических отношений Создание центров финансовой ответственности (центров прибыли, Центров затрат, центров доходов) с учетом различных форм собственности, решение вопросов трансфертного ценообразования
  Организация социальных аспектов деятельности Использование творческого потенциала и организационных умений работников на основе мер по обогащению труда, изменения режимов работы и др.

 

Разнообразный и обширный комплекс людей, материалов, оборудования, финансов и других ресурсов может существовать как эффективная жизнеспособная система только в результате постоянных усилий по сохранению и развитию предприятия (организации). Трудность состоит в том, что организационный процесс не является вещественным, хотя может опираться и на вещественные компоненты. Результатом организационного процесса является сама организация как явление, обладающая определенной структурой. Задачи развития организации возникают, как результат осознанной необходимости реагировать на воздействия внешней среды: потребителей с их постоянно изменяющимися потребностями; конкурентов с их новыми продуктами; поставщиков с их более совершенным оборудованием; общеэкономических, политических и правовых аспектов жизни общества. Возникают они и при принятии решения собственниками о создании нового предприятия или реорганизации существующего.

 

Характеристика

Производственная программа осуществляется на оборудованных соответствующим образом рабочих местах. Некоторая их совокупность образует производственный участок, который представляет собой подразделение цеха, в котором осуществляются технологические процессы изготовления изделий конкретного назначения или отдельные стадии (переделы) технологического процесса по производству готовой продукции или полуфабриката. Все расположенные на производственном участке рабочие места объединяются транспортно-накопительными устройствами, средствами технического, инструментального, метрологического обслуживания и управления.

Более крупной основной производственной подсистемой в производственной структуре предприятия является цех. В отдельных отраслях промышленности основной структурной единицей предприятия может выступать не цех, а производство, объединяющее в себе, по сути, несколько цехов. В таком случае говорят о бесцеховой производственной структуре предприятия. Однако на большинстве промышленных предприятий практически всех отраслей промышленности наиболее характерной является цеховая структура.

Цех представляет собой расположенное, как правило, в одном здании производственное, обособленное в административном и организационном отношениях, но тесно связанное производственным процессом, подразделение предприятия, в котором осуществляется производство готовой продукции или полуфабриката, или отдельных частей готового изделия, или выполняется определенная стадия технологического процесса производства целевой продукции.Цех имеет относительно широкую оперативно-хозяйственную самостоятельность, поскольку здесь устанавливаются собственные расчетные показатели, характеризующие их деятельность, планируется деятельность внутрицеховых подразделений, цехи несут ответственность за результаты своей деятельности.

Основные цехи, из которых формируется основное производство предприятия, предназначены для осуществления основных технологических процессов по производству продукции, по которой специализируется конкретное предприятие. В основных цехах сосредоточены технологические процессы по качественному изменению состояния и формы обрабатываемых предметов труда (исходного сырья) для превращения их в готовую продукцию. В связи к основной деятельности относятся процессы техобслуживания и ремонта оборудования, обеспечивающие бесперебойную работу оборудования, исключение потерь производства от внеплановых простоев и аварий. В других видах производств эта функция может относиться к компетенции вспомогательных цехов.

Вспомогательные цехи создаются для обеспечения эффективной деятельности основного производства. Вспомогательное производство и входящие в его состав цехи осуществляют поставку для нужд основных цехов предприятия средств технологической оснастки, электроэнергии, газа, пара и других видов энергии, а также осуществляют ремонт оборудования и зданий основных цехов, изготовляют нестандартное оборудование и запасные части для оборудования основного производства.

Обслуживающее хозяйство включает в себя цехи, обеспечивающие все производственные структуры предприятия различными видами услуг. Отдельные цехи обслуживающего хозяйства предоставляют транспортные услуги автомобильного, железнодорожного и других видов транспорта, обеспечивают выполнение функций по хранению сырья, материалов, топлива, комплектующих изделий, готовой продукции и полуфабрикатов (складское хозяйство), а также осуществляет выполнение услуг основным цехам по проведению различных лабораторных испытаний.

Подсобное производство включает в себя цехи, осуществляющие производство тары, необходимой для упаковки готовой продукции, добычу и переработку вспомогательных материалов (карьеры по добыче формовочных земель), огнеупорных изделий, смазочно-охлаждающих жидкостей, а также переработку и подготовку к использованию металлолома (копровый цех). На особо крупных предприятиях помимо перечисленных структур подсобного производства могут функционировать подсобные хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции (скотоводческие фермы, тепличное хозяйство и др.) и обеспечением заводских подразделений общественного питания необходимыми продуктами. Но. Как правило, в настоящее время предприятия предпочитают передавать такие производства в «аутсорсинг».

В состав подразделений предприятия <


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.