Экономическая дипломатия в стенах посольств и экономическая дипломатия на местах — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Экономическая дипломатия в стенах посольств и экономическая дипломатия на местах

2017-11-22 406
Экономическая дипломатия в стенах посольств и экономическая дипломатия на местах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершив эту ознакомительную экскурсию в недра служб поддержки предприятий, нельзя не задаться вопросом, дейст­вительно ли речь идет об экономической дипломатии и о той ли самой экономической дипломатии, которая ведет перегово­ры в ВТО или составляет планы спасения стран с разваливаю­щейся экономикой. Та ее разновидность, которую можно было бы назвать микроэкономической дипломатией, в первую оче­редь имеет дело с предприятиями, вступает в действие лишь для оказания поддержки, не выступает в качестве стороны в наиболее важных переговорах, и ее деятельность не выходит за рамки конкуренции и рынка, как правило, не находящихся в ведении административных служб, да она и не ходит торными тропами государственных властей. Вторая же, макроэкономи­ческая дипломатия, выступает, в отличие от первой, в качестве действующего лица переговоров, несет за них ответственность, употребляет власть, которой ее наделило правительство, садит­ся за стол переговоров с равными себе дипломатами других го­сударств, и ее мир — это мир, принадлежащий ей — мир госу­дарственной службы.

Можно было бы подумать, что перед нами две дипломатии, работающие в совершенно разных областях, у которых общее лишь прилагательное «экономическая». Начинает даже закра­дываться сомнение, действительно ли поддержка предпри­ятий — дело дипломатии. Казалось бы, чего общего между ор­ганизацией торговой демонстрации в универсальном магазине и дискуссией в рамках ОЭСР о нормах страхования кредитов, между разработкой совместно с небольшим предприятием его программы изучения рынка и спроса и участием в работе Ев­ропейского союза, между сбором сведений о каком-нибудь иностранном предприятии и переговорами о реструктуризации долга страны, прекратившей платежи? Существует ли связь между этими двумя видами деятельности, полезны ли они друг другу? Можно было бы склониться к мнению, что области применения, уровень проблем и методы двух этих разновид­ностей дипломатии столь различны, что они существуют в раз­ных измерениях, и, видимо, все должно кончиться тем, что они будут рассматриваться каждая в отдельности, находясь в


совершенно разных структурах. Как мы в том убедимся, неко­торые страны пошли именно по этому пути.

Между тем, разделение экономической дипломатии на от­дельные разновидности создало бы определенные неудобства. Только работая с предприятиями, даже из числа самых малых, вместе с ними преодолевая трудности в условиях привычной им среды, можно понять суть дела, когда в экономических штабах толкуют о конкурентоспособности и торговом проник­новении. Знание рынков и разработка государственных страте­гических установок не могут опираться только на банки дан­ных и статистические ежегодники, им необходимы записи тор­гового советника, от которых приятно пахнет сыром и машин­ным маслом, потому что объяснение происходящего, он нашел, выезжая непосредственно на место событий. Одна из причин того, что разработка центральными администрациями политики в сфере кредитования или обсуждение в ВТО нета­рифных препятствий не могут опираться исключительно на мнения, высказанные представителями предприятий, либо на логические умозаключения заключается в том, что торговый советник находится в постоянном контакте с конкурентной средой. С другой стороны, благодаря опыту заключения между­народных соглашений приобретается искусство умелой защиты подвергшегося несправедливому обращению с ним предпри­ятия прямо на территории страны, где разворачивается его де­ятельность. Общение на международных форумах или на сто­личных встречах с высокопоставленными чиновниками ино­странных государств и руководителями крупных ассоциации превращает вас в собеседника, к мнению которого прислуши­ваются их коллеги и сотрудники за границей. В том, что каса­ется правительств, глобализация экономики ведет лишь к ум­ножению этих взаимосвязей, поскольку внутреннюю и внеш­нюю экономику нельзя более рассматривать в отрыве друг от друга. Посольствам в иностранных государствах приходится ра­ботать наподобие насоса, всасывающего и выталкивающего ин­формацию, что влечет за собой перестройку их взаимодействия с центральными администрациями, возможности которых еще не исчерпаны, ибо снабжение информацией должно быть обо­юдным. Ради достижения этой цели Франция и США, не имеющие сходных структур, прибегают к координации высо­кой степени по всем направлениям. В США она обеспечивает­ся Координационным Комитетом развития торговли (ЮОЧ), возглавляемым и руководимым Министерством торговли, в рамках которого работают четыре крупных агентства содейст­вия экспорту и капиталовложениям. Во Франции она осущест­вляется в стенах Министерства экономики и финансов, а когда


необходимо участие Европейского союза или ОЭСР — в рам­ках Генерального Секретариата Межминистерского Комите­та по вопросам Европейского экономического сотрудничества (ГСМК).

Этот обмен информацией подсказан здравым смыслом. Если исходить из утверждения, что экономическая жизнь со­здается предприятиями и что экономическая дипломатия спо­собствует подготовке условий для их работы, то чрезвычайно важно не порывать связей с этим ключевым звеном экономи­ки. Наилучший способ сохранить их состоит в том, чтобы вместе с предприятиями приобретать опыт работы на рынках в тех странах, где они обосновались.

Можно было бы, уподобляясь некоему баснописцу, приду­мавшему два вида крыс — городскую и полевую, вообразить экономическую дипломатию посольских служб и экономичес­кую дипломатию, действующую на местах — как два образа, наделенных разными типовыми признаками, но они же явля­ются и двумя гранями одной и той же политики самоутвержде­ния в глобализованном мире.

Независимо от того, какой разновидности дипломатии они принадлежат, новые темы и новые методы внешней экономи­ческой политики весьма мало походят на те, которыми пользо­вались такие деятели, как Пальмерстон, Талейран, Меттерних, Дизраэли, Бисмарк или Поль Камбон, даже если эти великие люди сознавали влияние экономики своего времени на дипло­матию. Их, скорее всего, не столько поразила бы совершенная техническая оснащенность министерства иностранных дел, сколько то обстоятельство, что иностранные дела превратились в дела внутренние и, утратив налет необычности, как бы стали делами вполне заурядными. Вероятно, они попытались бы по­нять, что происходит с дипломатическими методами в этом новом мире международных отношений.

Вопрос возникает сам собой, а посему в следующей главе мы постараемся разобраться в том, что экономическая дипло­матия сделала с традиционной дипломатией.


Глава VII


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.