Античные авторы об египетских обелисках — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Античные авторы об египетских обелисках

2017-11-22 222
Античные авторы об египетских обелисках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

АНТИЧНЫЕ АВТОРЫ ОБ ЕГИПЕТСКИХ ОБЕЛИСКАХ

З.В. Махачашвили

В статье рассматриваются описания обелисков в трудах античных авторов. Даются ссылки на их работы и подробный комментарий.

Ключевые слова:

Древний Египет, обелиск, Рим.

Египетские обелиски как одни из самых ярких символов Древнего Египта всегда представляли неподдельный интерес, а их изучение позволяет лучше узнать историю и культуру Древнего Египта. Одним из важнейших источников в изучении обелисков являются тексты античных авторов. Некоторые из них сами бывали в Египте и могли воочию наблюдать за обелисками и узнавать о них сведения от египтян. Другие получали сведения от людей, побывавших в Египте. А те греки и римляне, которые сообщали сведения о давних временах нередко, использовали те источники, которые до нас не сохранились.

Отдельного античного труда посвященного обелискам нет. Сведения о них сообщаются в различных трудах. Их можно разделить на несколько видов.

1. Это описания или истории Египта, где уделяется внимание различным сооружениям, в том числе и обелискам (Аммиан Марцелин «Римская история». Геродот «История». Диодор Сицилийский «Историческая библиотека».

 

 

История о Камбизе

История об Александре

История об обелиске в римском цирке

 

 

Таблица

Античные авторы Месторасположение обелисков Личности упоминаемые в текстах Примечания
Аммиан Марцеллин «Римская история» · О. в Фивах · О. в Риме в Большом цирке. · О. в Риме на Марсовом поле, · О. в Риме в Ватикане, · О. в Риме в садах Саллюстия, · Два О. в Риме на Мавзолее Августа. · О. в Гелиополе, в храме ра-Атума,   · В тексте: o Царь Персии Камбиз, o Имп. Октавиан Август, o первый префект Египта Корнелий Галл, o имп. Констанций?, o Гермапион,   · Перевод О. Гермапионом o Раместа (Рамсес II) o Аполлон o Гелиос (Ра) o Арей o Гефест (Птах?) o Аммон персидский царь Камбиз, жадный в течение всей своей жизни до чужого и свирепый, ворвавшись в Египет, напал на этот город, чтобы похитить оттуда огромные богатства, не щадя даже приношений богам.   Древние цари Египта по случаю покорения чужих народов или в гордой радости о цветущем состоянии государства, высекали обелиск и, отыскивая подходящую породу камня иногда даже на краю земли, и, воздвигнув обелиск, посвящали его верховным богам. он изображает луч Солнца  
Псевдо-Калисфен «История Александра Великого» Серапеум в Александрии   · Александр Македонский · Сесонхосис ·  
Геродот «История» Гелиополь, храм Ра-Атума.   Саис, храм богини Нейт. Сесострис, Ферон      
Диодор Сицилийский «Историческая библиотека» О. в Фивах Царь Персии Камбиз, но серебро и золото, драгоценная слоновая кость и камни были расхищены персами, когда Камбиз сжег египетские храмы
Дион Кассий «Римская история» Рим, Большой цирк.   Нерон Поместил венки вокруг О.
Плиний Старший «О египетских сооружениях» О. в Гелиополе Арсиноéйон О. в Александрии в храме Цезаря[1] · О. в Риме на Марсовом поле, · О. в Риме в Большом цирке. · О. в Риме в Ватиканском цирке, О. в Асуане Незавершенный   Месфрес Сесотес Змаррес Фий Птолемей II Филадельф Нектеб Марк Магий Максим (префект Египта при Августе в 12–14 (?) гг. н. э.) Псеметнепсерфрей Сесотес Калигула Ненкорей     обелисками,— они посвящены божеству Солнца и представляют собой изображение его лучей, чтó и означает их египетское название   когда царь Камбис брал город и пожар уже достиг подножия обелиска, он приказал потушить его из почтения к этой громаде, тогда как к городу ни- какого у него не было почтения   Сохранился и другой его же обелиск в сто локтей, который он (Ненкорей) в соответствии с оракулом посвятил Солнцу, когда к нему после слепоты вернулось зрение3.
Порфирий «О изваяниях» О. в общем   «обелиски — к сущности огня, и через это — к богам Олимпа»
Светоний «Жизнь 12 цезарей» · О. в Риме в Большом цирке. Калигула  
Страбон «Описание Египта» Гелиополь, храм Ра-Атума. Гелиополь, «Иглы Клеопатры». О. в Фивах О. в Риме   Камбиз Упоминается что Камбиз сжигал храмы, в том числе и обелиски. Гелиополь заброшен. Фивы заброшены
Страбон «География» 2 О. в Риме Камбиз  
Тертулиан «О здоровье» О. в Риме в Большом цирке. Гермател?  
Тертулиан «Против Гермогена» О. в Риме в Большом цирке.    
Ямвлих «О Пифагоровой жизни» «Частный О.» в Греции    
Ямвлих «О египетских мистериях» Стелы Гермеса?    
Юлиан Флавий Клавдий «О вывозе египетского обелиска...» О. из Александрии Имп. Констанций  
* Иосиф Флавий «Иудейские древности»      
? Веллей Патркул «Деяния божественного Августа»      

 

 

2. Могут быть также биографии различных римских и греческих деятелей, которые как-то связаны были с обелисками.

3. Или описываются различные события, происходившие в Риме, и при этом упоминаются обелиски, которые регулярно вывозились туда римскими императорами.

Самым ранним автором, рассказывающим об обелиске, является Геродот. В своей «Истории» он упоминает обелиски два раза.

 

 

The article discusses

Key words:

 

Список литературы:

· Аммиан Марцеллин. Римская история. (пер. Ю. А. Кулаковского, А. И. Сонни). Москва, 2005. Кн. XVII. Гл. 4. С. 113-117.

· Геродот. История (пер. Г. А. Стратановского). Москва, 2002. Кн. II. Гл.111. С.137; Гл. 170-171. С. 170-171.

· Ахилл Татий. История Александра Великого (пер. А. Егунова). Книга I. 33. // Поздняя греческая проза. М., 1961.

· Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Кн. I, главы 43-46.пер. А.Г. Алексанян по изданию Bibliotheca historica (lib. 1-20), ed. F. Vogel and K.T. Fischer (post I. Bekker & L. Dindorf), Diodori bibliotheca historica, 5 vols., 3rd ed. Leipzig: Teubner, 1906 (repr. Stuttgart: 1964).

· Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. (пер. и прим. Г. А. Тароняна). М., 1994. Кн. XXXVI.

· Страбон. География (пер. Г. А. Стратановского). Л., 1964. Кн. XVII.

· Юлиан Флавий Клавдий. О вывозе египетского обелиска из Александрии в Константинополь (Письмо к александрийцам, 443b). // Архитектура Античного мира (сост. В. П. Зубов и Ф. А. Петровский). М., 1940. С. 238.

· Ямвлих. О египетских мистериях (пер. Л. Ю. Лукомского). М., 1995.

· Томсинов В.А. Краткая история египтологии. Москва, 2004.

 

Аммиан Марцеллин.

Геродот Галикарнасский

Псевдо-Калисфен

Диодор Сицилийский

Плиний Старший

О египетских сооружениях [.pdf 553 кб] (Естествознание. Кн. XXXVI. Гл. XI, XIII–XV, XX, 63–89, 94).

XI. …Красный цвет у порфирита в том же Египте; он же испещренный белыми крапинками называется лептóпсефос1. В каменоломнях его можно вырубать какими угодно глыбами. Статуи из него привез в город из Египта для цезаря Клавдия его прокуратор Витрасий Поллион, однако новинка не очень была одобрена,— во всяком случае, никто потом не последовал этому2. В том же Египте, в Эфиопии найден так называемый басанит, цвета и твердости железа, отчего и дал ему это название3. Никогда еще не находили его крупнее, чем посвященное императором августом Веспасианом в храме Мира изображение Нила с резвящимися вокруг шестнадцатью детьми, под которыми подразумевается столько же локтей высшего уровня подъема этой реки1. Рассказывают, что не отличается от него тот, из которого сделан Серапис в святилище в Фивах, как думают, посвященный статуе Мемнона, и передают, что каждый день при восходе солнца он звучит, как только его коснутся лучи5.

XIII. …Фиванский камень, испещренный золотыми крапинками, находят в относящейся к Египту части Африки, по какому-то своему природному полезному свойству пригодный на маленькие ступки для растирания глазных мазей, а в окрестностях Сиены в Фиваиде находят сиенит, который раньше называли пирропóйкилос. 1

XIV. Цари1, как бы состязаясь, делали из него2 столпы, называя их обелисками,— они посвящены божеству Солнца и представляют собой изображение его лучей, чтó и означает их египетское название3. Первым из всех это ввел Месфрес, который царствовал в Городе Солнца4, получив такое повеление во сне; это самое и написано на его обелиске 5 — ведь те резные изображения, которые мы видим, представляют собой еги- петские письмена. После этого стали высекать их и другие цари. Сесотес1 установил в указанном выше городе2 четыре обелиска высотой по сорока восьми локтей, а Рамсес, во время царствования которого был взят Илион3,— в 1404 локтей. Он же, на некотором расстоянии от того места, где был царский дворец Мневиса5, установил другой, высотой, правда, в 120 локтей, но с толщиной необычайной — по одиннадцати локтей с каждой стороны. Говорят, что эту работу выполняло 120 000 человек. Сам царь, когда уже собирались поднимать обелиск, стал опасаться, что подъемные приспособления не выдержат тяжести, и, для того чтобы усилить внимание мастеров угрозой еще большей опасности, привязал своего сына к вершине обелиска, чтобы опасение поднимающих за его невредимость было на пользу и для камня1. Благодаря поразительности этого сооружения получилось, что, когда царь Камбис брал город и пожар уже достиг подножия обелиска, он приказал потушить его из почтения к этой громаде, тогда как к городу никакого у него не было почтения2. Есть и два других: один установленный Змарресом1, другой — Фием2, без письмен, по сорока восьми локтей. В Александрии установил один обелиск Птолемей Филадельф3, в восемьдесят локтей. Его высек царь Нектеб4, без письмен, и гораздо более трудным делом оказалось переправить и установить его, чем высечь. Некоторые передают, что он был переправлен на плоту архитектором Сати- ром5, Калликсен6 — что Фойником7; по каналу, вырытому прямо к лежащему обелиску, был подведен Нил, и два широких судна, нагруженные футовыми кусками того же камня весом вдвое больше обелиска, подплыли под обелиск, опиравшийся своими концами на тот и другой берег, затем, когда убрали камни, суда поднявшись приняли груз; он был водружен на шести опорах из того же камня, а мастер получил в вознаграждение 50 талантов. Этот обелиск был установлен в Арсиноéйоне указанным выше царем как дань любви к Арсиное, своей супруге и сестре1. Так как он там мешал навалиям, некий Максим, префект Египта, переместил его оттуда на форум, срезав верхушку, с 57 64 65 66 67 68 69 63 58 2 тем чтобы приставить покрытую золотом вершину, однако так и не сделав этого1. В Александрии есть и два других у порта в храме Цезаря, которые высек царь Месфрес, по сорока два локтя2. Самой большой трудностью оказалась переправка обелиск ов по морю в Рим, на судах очень примечательных. То судно, на котором был привезен первый обелиск, божественный Август посвятил как достопримечательность в постоянных навалиях1 в Путеолах2; оно было уничтожено пожаром. Хранившееся несколько лет судно, на кото ром привез обелиск цезарь Гай3, судно, поразительнее всего того, что когда-нибудь было видано в море, божественный Клавдий, соорудив на нем башни из пыли в Путеолах и отведя его в Остию, затопил, использовав для строительства порта4. В связи с переправкой обелисков появилась другая забота о таких судах, которые могли бы подвозить их по Тибру, а благодаря испытанию выяснилось, что у этой реки воды не меньше, чем у Нила. Тот обелиск, который божественный Август установил в Большом цирке1, был высечен царем Псеметнепсерфреем, в царствование которого Пифагор был в Египте, в 85 и три четверти фута, не считая подножия из того же камня, а тот, который он установил на Марсовом поле, на девять футов меньше,— Сесотисом2. Оба они — с надписями, содержащими истолкование природы по философии египтян3.

XV. Тому обелиску, который находится на Поле1, божественный Август нашел замечательное применение для отметок тени от солнца и определения таким образом продолжительности дней и ночей: с этой целью был сделан каменный настил в соответствии с высотой обелиска, так чтобы ему равнялась тень в день зимнего солнцестояния в шесть часов2, и чтобы по мере ежедневного убывания и прибывания тени ей соответствовали вделанные рейки из меди. Это дело достойно того, чтобы о нем знали,— обязано оно изобретательному уму математика Факунда Новия3. Он добавил к вершине обелиск а покрытый золотом шар, чтобы тень благодаря такой макушке заканчивалась четкой, иначе вершина отбрасывала ее расплывчатой,— эта мысль, как рассказывают, была подсказана ему тенью от головы человека4. Эти показания вот уже почти 30 лет не согласуются, то ли из-за отклонившегося, измененного по каким-то законам неба, движения самого солнца, то ли из-за некоторого перемещения всей земли от своего центра, как это, узнал я, замечено и в других местах, то ли из-за смещения только там гномона вследствие землетрясений в Городе, то ли из-за оседания этой громады вследствие разливов Тибра, хотя говорят, что и в землю был заложен фундамент в соответствии с высотой установленной тяжести1. Третий обелиск в Риме находится в Ватиканском цирке принцепсов Гая и Нерона1. Из всех обелиск ов разбился всего лишь один, при сооружении, который делал сын Сесосиса Ненкорей2. Сохранился и другой его же обелиск в сто локтей, который он в соответствии с оракулом посвятил Солнцу, когда к нему после слепоты вернулось зрение3.

Страбон

Юлиан Флавий Клавдий

О вывозе египетского обелиска из Александрии в Константинополь (Письмо к александрийцам, 443b)

Слышу я, что у вас есть каменный обелиск порядочной высоты, но лежит он, брошенный на побережье, как что-либо из самых негодных вещей. Блаженный Констанций построил [когда-то] для него корабль, собираясь везти его в мой родной Константинополь. Когда же, по воле богов, пришлось ему отбыть оттуда в иной путь, решенный судьбой, город теперь требует у меня его в дар. А это ведь мой родной город, более близкий мне, чем ему: в нем я родился, в нем вырос и не могу не быть ему благодарным. Вместе с тем, так как и вас я люблю я не меньше родины, я разрешаю поставить и у вас медную статую, недавно сооруженную. Это — статуя колоссальной величины. Поставьте ее, и у вас будет вместо каменного памятника медный: статуя, изображающая человека, которого вы, по вашим словам, любите, вместо трехгранного камня с египетскими надписями. А то, что некоторые, как слышно, из почтения сидят у верхушки его, особенно убеждает меня в необходимости, по причине этого суеверия, увезти его оттуда. Ведь те, кто видит людей, спящих там среди множества грязи и всякого (соответственно месту) непотребства, не верят в святость этого камня и, из-за проявляемого людьми суеверного почтения к нему, теряют веру в богов. Вот почему вам в большей мере следует помочь мне и послать его в мой город, весьма гостеприимно встречающий вас всякий раз, как вы плывете в Понт, и содействовать украшению его, как вы содействуете снабжению. Во всяком случае вам будет приятно, чтобы и у них было что-то ваше, на что, подплывая к городу, вы с радостью будете смотреть.

 

 

Дион Кассий.

Римская история

ЭПИТOМА КНИГИ LXII (LXIII)

 

21(1) Завершив эти торжества, он объявил о проведении цирковых игр, принес в цирк свои венки, как упомянутые выше, так и другие, полученные им за победы в состязаниях на колесницах, и поместил их вокруг египетского обелиск а271. Всего их было одна тысяча восемьсот восемь272. После этого он принял участие в ристаниях в качестве возничего. (2) К нему тогда подошел некий Ларций, лидиец, и предложил двести пятьдесят тысяч [денариев] за то, что он [лично для него] сыграет на кифаре. Однако Нерон денег не взял, считая ниже своего достоинства делать что-либо за плату (впрочем, эту сумму забрал
Тигеллин в качестве цены за непредание Ларция смерти); тем не менее он появился в театре и не только пел под кифару, но и играл в трагедии, а уж в конных ристаниях он вообще не упускал случая поучаствовать. Иногда он добровольно позволял даже победить себя273

 

Тертулиан

О зрелищах

Глава 8

Станем следовать предположенной нами цели. Взглянем на места, где зрелища сии представляются. Цирк в особенности посвящен Солнцу. Посреди его воздвигнут ему храм, и лучезарный образ его сияет на вершине храма. Подивитесь сему устройству. Благочестивые сии идолопоклонники вздумали, что не должно помещать под темнотою крова то божество, которое видят они вседневно блестящим над своею головою. Уверяя, что «Цирцея первая учредила зрелища в честь мощного отца своего Солнца», они мечтают, что она же и цирку дала имя свое. Да и подлинно знаменитая сия волшебница оказала достаточные услуги тем, чья она жрица, я хочу сказать, демонам и их служителям. Посмотрите, сколько идолопоклонств являет одно сие место: сколько украшений в цирке, столько и храмов богохульных. Здесь овальные фигуры: они посвящены Кастору и Поллуксу со стороны тех, которые безумно верят, что Юпитер, превратясь в лебедя, был отцом сих двух близнецов, и что они вылупились из яйца. Там дельфины, посвященные Нептуну. С другой стороны возвышаются огромные колонны, поддерживающие статуи: колонны или сессинийские, так названные по имени богини над посевами, или мессиенские от имени богини над жатвою, или тутелийские от богини, пекущейся о плодах. Перед сими колоннами стоят три жертвенника, посвященные трем божествам, и именно: великим, могущественным и добрым. Язычники полагают, что божества сии те самые, которые пришли из Самофракии.

Величайший и славный обелиск, по сказанию Герматела, посвящен или лучше сказать выставлен на позор Солнцу. Иероглифы, на нем начертанные, как некие таинства, достаточно свидетельствуют, что это не иное что, как суеверие египтян. Сие собрание демонов могло бы исчахнуть без своего праотца; а потому оно и председит над огромным бассейном, именуемым Еврипою.

Консус, как уже я сказал, пребывает скрытым под землею по близости Термов. Тут еще не все: рубежи мурцийские также получили имя свое от идола, потому что богиня Мурция почитается язычниками за богиню любви. Почему благочестивые люди сии и не упустили воздвигнуть ей храм на сем месте. – Посмотрите верные ученики Иисуса Христа, каким множеством позорных имен наполнен цирк! Да будет далека от вас религия, в которой председят все демоны. Говоря о сих злочестивых местах, мы хорошо поступим, когда постараемся отразить возражения некоторых известных людей. – Как, говорят они, если я пойду в цирк не во время представлений: то разве должен я бояться, чтобы душа моя не заразилась от того какою-либо скверною? – Места сами по себе не имеют ничего предосудительного. Служитель Божий без всякой опасности может входить не только в те места, где производятся зрелища, но и в самые языческие храмы, когда есть к тому побудительные причины, без всякого однако ж участия в отправлении послуг и прочих принадлежностей сих мест. Впрочем, где и как иначе жить христианам? Улицы, площади, бани, гостиницы, самые дома наши, окружены идолами: сатана и ангелы его заняли весь свет. Но хотя и живем мы в мире, однако ж, не должны оставлять Бога: оставлять же Его значит прилепляться к правилам и удовольствиям мира. Когда вхожу я в Капитолий или в храм Сераписов для того, чтобы там молиться или приносить жертвы: тогда я отрекаюсь от Бога. Когда я иду в цирк или в театр для того именно, чтобы присутствовать на зрелищах: то я изменяю моей религии. Не места сами по себе оскверняют душу нашу, но то, что происходит в сих местах, и что самих их оскверняет, как то мною объяснено. Портят нас вещи поврежденные и испорченные. – Я распространился несколько о том, каким божествам посвящены места сии на тот единственно конец, дабы яснее представить, что вещи, происходящие в них, принадлежат исключительно тем идолам, которым сии места посвящены. Поговорим теперь о том, каким образом представляются игрища в цирке.

 

Против Гермогена

Глава 31

Впрочем, можно еще ухватиться за то, что, согласно Писанию, Бог создал в начале только небо и землю, а об упомянутых выше формах ничего такого не сказано. А раз об их создании не сказано, они относятся к несозданной материи. Ответим также и на это придирчивое рассуждение. Божественное Писание сказало бы вполне достаточно, если бы познакомило нас только с наивысшими творениями Бога, небом и землей, имеющими, разумеется, и свои собственные устроения (suggestus). Для неба и земли это были, прежде всего, тьма и бездна, Дух и вода. К земле, конечно, относятся бездна и тьма. Ведь если бездна под землей, а тьма над бездной, то, без сомнения, и тьма, и бездна под землей. А под небом находились Дух и вода. Ведь если вода над землей, которую она покрывала, а Дух – над водой, то и Дух, и вода одинаково над землей. А то, что находилось над землей, было, во всяком случае, ниже неба. И как земля – на бездне и тьме, так и небо возлежало на Духе и воде и обнимало их. Ничего нового нет и в том, что называется только содержащее (как сумма всего), а под ним понимается и содержимое (как его часть).

Так, если я скажу: «Город построил театр и цирк; сцена, мол, была такая-то и такая-то, и статуи над каналом, и надо всем возвышался обелиск», – то, если бы я не сказал, что и эти части построены городом, разве не были бы они построены вместе с цирком и театром? Не потому ли я не прибавил, что эти части также построены, что они находились в тех построенных предметах, о которых я сказал выше, и могли быть поняты по тем предметам, в которых они находились?

Но оставим этот пример, как человеческий. Я возьму другой, более значимый, из самого Писания. «Создал, – говорит оно, – Бог человека из... земли и вдунул в лицо его дыхание жизни, и сделался человек душой живою» (Быт 2.7). Здесь Писание называет лицо человека, но не говорит, что оно создано Богом. После этого Писание говорит о коже, костях, плоти, глазах, поте и крови, также не указывая, что все это создано Богом. Что скажет на это Гермоген? Может, и члены человека имеют отношение к матери, так как, будучи сотворены Богом, они не перечисляются поименно? Или они тоже созданы во время творения человека? Равным образом, частями неба и земли были бездна и тьма, Дух и вода. Если созданы части некоего тела, они и подразумеваются при назывании имени тела. Ни один элемент не может не быть частью того элемента, в котором он содержится. А в небе или в земле содержатся все элементы.

 

Гай Светоний Транквилл

ЖИЗНЬ ДВЕНАДЦАТИ ЦЕЗАРЕЙ

Книга пятая. Божественный Клавдий.

20. Постройки он создал не столько многочисленные, сколько значительные и необходимые879. Главнейшие из них – водопровод880, начатый Гаем, а затем – водосток из Фуцинского озера и гавань в Остии, хоть он и знал, что первое из этих предприятий было отвергнуто Августом по неотступным просьбам марсов, а второе не раз обдумывалось божественным Юлием, но было оставлено из-за трудностей. По водопроводу Клавдия он провел в город воду из обильных и свежих источников Церулейского, Курциева и Альбудигна, а по новым каменным аркам – из реки Аниена, и распределил ее по множеству пышно украшенных водоемов. (2) За Фуцинское озеро881 он взялся в надежде не только на славу, но и на прибыль, так как были люди, обещавшие взять расходы по осушению на себя, чтобы получить за это осушенные поля. Местами перекопав, местами просверлив гору, он соорудил водосток в три мили длиной за одиннадцать лет, хотя тридцать тысяч работников трудились над ним без перерыва. (3)

Гавань882 в Остии он построил, выведя в море валы слева и справа, а при входе поставив на глубоком месте волнолом: чтобы утвердить его, он затопил на этом месте тот корабль, на котором был из Египта привезен огромный обелиск 883, укрепил его множеством свай и на них возвел высочайшую башню по образу александрийского Фароса884, чтобы по ночам на ее огонь держали путь корабли.

Иосиф Флавий

ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

XIII.6.6.

6. Между тем гарнизон иерусалимской крепости отправил к Трифону просьбу поспешить к ним и выслать съестных припасов. Поэтому он отрядил свою конницу и велел ей достигнуть в течение ночи Иерусалима. Ночью, однако, выпало много снегу, который занес все дороги, сделал их труднопроходимыми для лошадей и не дал Трифону возможности добраться до Иерусалима. Поэтому он отсюда двинулся в Келесирию и затем быстро вторгся в область Галаадскую. Тут он велел казнить и похоронить Ионатана, а сам вернулся в Антиохию. Потом Симон послал в город Баску за останками своего брата и похоронил их на родине, в Модии, причем глубокая печаль охватила весь народ.

При этом случае Симон воздвиг отцу своему и братьям своим огромный памятник из белого отесанного камня. Вышина этого памятника была очень велика, так что он был виден на далекое расстояние; окружен был этот мавзолей портиками и обелисками удивительно искусной работы. Кроме того, он соорудил еще семь пирамид в честь своих родителей и каждого из братьев. Размерами и красотой эти сооружения вызывают вообще удивление.

Они сохранились по сей день. С таким-то рвением позаботился Симон о гробнице Ионатана и надгробных памятниках прочих членов семьи своей. Ионатан умер после четырехлетнего первосвященничества. Он был главою своего рода...834.

 

VII, 10, 3

3.Авессалом раньше воздвиг в так называемой царской долине, находящейся в расстоянии двух стадий от Иерусалима, мраморную колонну?, которую назвал «собственною своею рукою», говоря, что, даже если все его потомство погибнет, имя его останется все-таки жить в этой колонне.

Детей у него было четверо: трое сыновей и дочь Фамара, о которой мы уже выше упоминали442. Последняя вышла [впоследствии] замуж за внука Давида, Ровоама, и родила ему сына Авию, к которому перешла затем царская власть. Но об этом у нас будет речь впереди, в своем месте. После смерти Авессалома люди его рассеялись в разные стороны и разошлись по домам.

 

Ср. ниже, VII, 10, 3, где рассказывается, что здесь, в двух стадиях от Иерусалима, был воздвигнут царем пирамидальный мраморный обелиск. (Перев.)

 

 

Веллей Патеркул

Страбон

ГЕОГРАФИЯ

КНИГА XVII

27. Здесь расположены так­же город Бубаст и Бубаститский ном; выше него лежит Гелиополитский ном. В этом номе находится Гелиуполь, лежащий на холме значительной высоты, со святилищем Гелиоса и быком Мневисом; последнего содержат в какой-то священной ограде; его там почитают богом, подобно Апису в Мемфисе. Перед холмом лежат озера, наполняющиеся водой из соседнего канала. Теперь город совершенно опустел; в нем находится древнее святилище, сооруженное в египетском стиле и хранящее много памятных знаков безумия и кощунства Камбиса, который одни храмы разрушал огнем, другие — мечом, подвергая их порче и обжигая со всех сторон, так же как и обелиски. 2 из обелисков, не окончательно испорченные, были привезены в Рим, другие же находятся или там, или в Фивах — теперешнем Диосполе, причем одни еще стоят сплошь обожженные огнем, а иные лежат на земле.

 

 

46. После Аполлонополя идут Фивы120 (теперь они называются Диосполем):

 

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных людей в колесницах, на быстрых конях выезжают.

(Ил. IX, 383)

Так говорит Гомер, он упоминает также о их богатстве:

…иль Фивы египтян,

C. 816

Град, где богатства без сметы в обителях граждан хранятся.

(Ил. IX, 381)

 

И другие писатели передают рассказы в таком роде, считая город Фивы столицей Египта. Даже в настоящее время следы города с. 752 обнаруживаются на протяжении 80 стадий в длину121. Там есть много святилищ; большую часть их, однако, разрушил Камбис. Теперь город представляет лишь группу деревень; часть из них, охватывающая собственно город, находится в Аравии, другая же часть — на противоположном берегу, где был мемноний. Из двух стоящих здесь поблизости друг от друга колоссальных статуй из цельного камня одна сохранилась, верхние части другой, начиная от седалища, как говорят, вследствие землетрясения обрушились. Есть поверье, что из части статуи, оставшейся на троне и на пьедестале, один раз ежедневно раздается звук, как бы от слабого удара. Когда я находился в этих местах вместе с Элием Галлом в большой свите его спутников — друзей и воинов, — мне также пришлось слышать звук около первого часа122; однако я не могу определенно утверждать, исходил ли этот звук от пьедестала или от самого колосса или же его намеренно производил один из людей, стоящих вокруг и вблизи пьедестала. Ведь из-за того, что причина этого явления не ясна, приходится предполагать скорее все что угодно, чем то, что звук исходит из камней, сложенных таким образом. Над мемнонием находится около 40 высеченных в скалистых пещерах царских гробниц, замечательно построенных и достойных обозрения. В Фивах123 на некоторых обелисках 124 есть надписи, показывающие богатство царей того времени, их владения, простиравшиеся до скифов, бактрийцев, индийцев и теперешней Ионии, общую сумму собираемых ими податей и численность войска, составлявшую около 1 миллиона человек. Тамошние жрецы, как говорят, были преимущественно астрономами и философами. Их изобретением является счет дней не по луне, а по солнцу, так как они каждый год прибавляют по 5 дней к 12 тридцатидневным месяцам. Для восполнения целого года, так как известная лишняя часть дня всегда набегает, они составляют некоторый определенный период времени, состоящий из стольких целых дней или целых годов, сколько лишних набегающих частей, сложенных вместе, составляют день125. Всю мудрость такого рода они возводят преимущественно к Гермесу. Зевсу же, которого они особенно почитают, они посвящают самую красивую и знатнейшую родом девушку (таких девушек греки называют «палладами»)126; она предается разврату, отдаваясь любому, кому хочет, пока не наступает естественное очищение ее тела; после очищения ее выдают замуж, но до замужества, после окончания периода ее внебрачного сожительства, объявляют траур по ней.

 

Ямвлих

О Пифагоровой жизни

ГЛАВА XVII (71) Вот как он подготовился к воспитанию учеников. И когда молодые люди приходили к нему и выражали желание учиться у него, он соглашался не сразу, но лишь после того, как устраивал им проверку и испытание и прежде всего спрашивал, как они себя ведут с родителями и остальными родственниками. Затем он смотрел, смеются ли они не вовремя, или молчат, или слишком много разговаривают. Он также рассматривал некоторые их стремления, знакомых, с которыми они общались, и их отношения с этими знакомыми, и чем они большей частью занимались днем, и почему им случалось радоваться или огорчаться. Кроме того, он наблюдал их внешний вид, и походку, и все телодвижения в целом. Изучая черты, которые были выражением их характера, он принимал внешние проявления за признаки скрытого в душе нрава. (72) Того, кого он так экзаменовал, он держал в ожидании еще три года, проверяя, много ли в нем твердости и истинной любви к учению и достаточно ли он пренебрегает общественным мнением, чтобы презирать почести. После этого он предписывал пришедшим к нему пятилетнее молчание, испытывая их способность к самоконтролю, так как владение речью – наиболее трудный вид самоконтроля, как открыто нам теми, кто учредил мистерии. В это время то, что было у каждого, то есть имущество, переходило в общую собственность и передавалось специально 56 назначенным для этого ученикам, называвшимся «политиками», которые имели опыт в ведении хозяйства и были законодателями[70]. Если их признавали достойными стать причастными к учению на основании испытания их образа жизни и других нравственных качеств и после пятилетнего молчания, то они, наконец, становились эсотериками и, допущенные за занавес, слушали Пифагора, находясь рядом с ним, и смотрели на него.[71] До этого долгое время, пока их нравы были предметом испытания, они вникали в его учение, просто слушая Пифагора по другую сторону занавеса и не видя его. (73) Если же они не выдерживали испытания и изгонялись, то получали вдвое больше имущества, чем внесли, а «совместно слушающие» (так называли окружение Пифагора) насыпали им, как умершим, надгробный холм. Встречаясь с ними, они вели себя так, как будто перед ними кто-то другой, и говорили, что умерли те, которых они выдумали сами себе в надежде, что благодаря учению они станут прекрасными и добрыми. Неспособных к учению они считали неорганизованными и, так сказать, бесцельными и бесплодными. (74)

Если же после вынесения суждения об ученике на основании его внешнего вида, походки, других его телодвижений и состояний, после того, как он уже подавал надежды, после пятилетнего молчания, после священнодействий в столь многих науках, после стольких важных посвящений и очищений души во многих науках, благодаря которым души у всех становились прозорливыми и исключительно чистыми, его все же признавали инертным и неспособным к учению, то поставив ему обелиск и могильный памятник там, где он учился (как говорят, они так поступили с Периллом из Фурий и Килоном – вождем из Сибариса, 57 которых признали негодными), его изгоняли из школы, наделив в изобилии золотом и серебром (ибо у них это было общим и находилось как общая собственность в распоряжении назначенных для этого людей, которых поэтому называли экономами).

Если они потом по другому поводу встречали этого человека, они считали его совершенно не тем, кто в их глазах умер.

 

О египетских мистериях

2. Итак, мы передадим тебе с величайшей точностью и истинностью представление о старинных преданиях ассирийцев 6 и ясно откроем тебе наши собственные, частью выводя познавательные умозаключения относительно них на основании бесчисленных древних письмен, а частью -- того, как древние позднее свели в законченную книгу знание о божественном.

Если же ты предложишь некий философский вопрос, мы ответим тебе на него в соответствии с древними стелами Гермеса? 7, прочтя которые, Платон, а до него и Пифагор составили свою собственную философию, кротко и благожелательно опровергая иноземные исследования, даже если они обнаруживали некую враждебность; в иных случаях мы покажем их несообразность.

Все, что удастся, мы попытаемся рассказать в соответствии с врожденными представлениями, совершенно понятно и ясно, а то, что для достоверного понимания (возможного только при посредстве слов) нуждается в проверке божественных дел, как и то, что наполнено умственным созерцанием, сохраним в меньшей степени. В совершенном доказательстве мы не упустим, впрочем, никакую из заслуживающих внимания отличительных черт последнего, которые могут указать то, на основании чего ты и тебе подобные смогут охватить умом сущность сущего, а также все то, что наличествует в рассуждениях, будучи известным. Мы подобающим образом изложим тебе свойственное всему, и на теологические вопросы мы будем отвечать теологически, на теургические--теургически, а философские мы исследуем (стр.45)

 

Порфирий

в цитате у


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.