Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП

2017-11-22 413
Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 балл — отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответили честное признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно в какой);
4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.

 

По самооценкам самих учащихся, наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жиз­ни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлением о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов вы­бора (самооценки на уровне 2-3 баллов).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте себя как самоопределяющуюся личность.

2. Определите роль осознанного построения личного профессионального плана.

Заключение

 

В учебном пособии обобщены психологические особен­ности профессионального самоопределения учащихся ранне­го юношеского возраста. Рассмотрена онтология профессио­нального становления личности, приведена психологическая характеристика раннего юношеского возраста, при этом осо­бый акцент сделан на психологии учащихся начального про­фессионального образования. А с учетом того обстоятельства, что в этой системе обучается много «проблемных» девушек и юношей с психологическими отклонениями: задержкой пси­хического развития, развитыми акцентуациями черт характера, нарушениями психического здоровья, а также трудновоспитуемостью, эти вопросы потребовали подробного рассмотрения.

Важное место в пособии уделено собственно проблеме профессионального становления: ее сущности, особенно­стям на разных стадиях становления и, конечно, в возрасте ранней юности. Здесь же обращается внимание на психоло­гическое сопровождение профессионального самоопределе­ния на стадиях оптации и профессионального образования.

Особую значимость в возрасте ранней юности приобрета­ет психологическое содействие профессиональному самооп­ределению старших подростков на этапе выбора профессии и развитию профессиональной направленности на этапе полу­чения профессии в начальной профессиональной школе.

Психологически компетентное обеспечение профессио­нального самоопределения обусловило необходимость включения в пособие комплекса психодиагностических ме­тодик, получивших широкое использование в профориентационной работе педагогов общеобразовательной и профес­сиональной школы, а также практических психологов обра­зовательных учреждений.

В учебном пособии представлены психотехнологии акту­ализации профессионального самоопределения учащихся, а также подготовки их к самостоятельному решению вопроса о выборе профессии и построению альтернативных вариан­тов своего профессионального будущего.

Авторы отдают себе отчет в том, что не все вопросы про­фессионального самоопределения в раннем юношеском воз­расте получили должное научно обоснованное освещение. За пределами учебного пособия остались такие важные аспек­ты профессиологии, как профессиональное самоопределение на этапах предпрофильной подготовки и профильного обуче­ния, психологическое содействие профессиональному само­определению лиц с ограниченными возможностями, реше­ние проблем трудоустройства и социально-профессиональ­ной адаптации выпускников начальной профессиональной школы.

 

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология/Г. С. Абрамова. — М.. 1497.

2. Абрамова, Г. С. Практическая психология / Г. С. Абрамова. — Екате­ринбург, 1999.

3. .Алмазов, Б. Н, Психологические основы педагогической реабилита­ции / Б. Н. Алмазов. — Екатеринбург, 2000.

4. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания/ Б. Г. Ана­ньев. - М, 1977.

5. Анцыферова, Л. Н, Кпсихологии личности как развивающейся сис­темы /Л. Н. Анцыферова// Психология формирования и развития лично­сти. -М., 1981.

6. Асмолов. А. Г, Психология личности /А. Г. Асмолов. — М., 1990.

7. Батаршев, А. В. Базовые психологические свойства и профессио­нальное самоопределение личности / А. В. Батаршев. — СПб., 2005.

8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — М., 1994.

9. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать /А. С. Белкин. — Екате­ринбург, 1997.

10. Берулава, Г. А. Методологические основы практической психоло­гии / Г. А. Берулава. — М.; Воронеж, 2004.

11. Бодалев А. А. Вершина в развитии человека: характеристики и усло­вия достижения / А. А. Бодал ев, — М., 1998.

12. Бондарев, В. П. Выбор профессии / В. П. Бондарев. — М., 1989.

13. Брушлинский, А. В. О соотношении биологического и социального и развитии личности / А. В. Брушлинский // Теоретические проблемы психологии личности. — М., 1974.

14. Бубнова С. С. Психологические аспекты профессиональной кон­сультации/С. С. Бубнова// Психологический журн. — 1990. — № 1.

15. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.,1995.

16. Возрастная психология: личность от молодости до старости / М.Ф. Гомезо, В.С.Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М.Орлова. — М., 1999,

17. Волков, Б. С. Методы исследований в психологии / Б. С. Волков, Н.В. Волкова. -М., 2002.

18. Выготский Л. С. Проблемы возраста / Л. С. Выготский // Собр.соч.: Вбт. -М, 1984.-Т. 4.

19. Гарбер, Е. И. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В. В. Козача. — Саратов, 1992.

20. Гейжан, Н. Ф. Теория и практика профессиональной консультации /Н. Ф. Гсежан. — М., 1991.

21. Глоссарий по психологии профессионального развития / Сост. А. М. Павлова, О. А. Рудей, Н.О. Садовникова; Под общ. ред. Э. Ф. Эсе­ра. — Екатеринбург, 2006.

22. Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глуханюк. — М.; Воронеж, 2003.

23. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное само­определение молодежи / Е. И. Головаха. — Киев, 1988.

24. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школь­ника/А. Е. Голомшток. — М., 1979.

25. Григорьева, Н. В. Профессиональное самоопределение молодежи / Н. В. Григорьева. — Чебоксары, 2002.

26. Гришин, В. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитатель­ном процессе / В. В. Гришин, П. В. Лушин. — М., 1990.

27. Деркач, А. А. Акмеология: пути достижения вершин профессиона­лизма/А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина. — М., 1993.

28. Дидактически ориентированная диагностика учащихся ремеслен­ных профессий / Под ред. Э. Ф. Зеера. — Екатеринбург, 2001.

29. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуаци­ях: Психологический аспект/М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. — Минск, 1985.

30. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. — М.; Воронеж, 2003.

31. Забродин, Ю. М. Профессиональное становление: от профобразо­вания — к профессиональной карьере / Ю. М. Забродин // Профессио­нальное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. —Омск, 1993.

32. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников/Н.Н.За­харов. - М., 1988.

33. Зеер, Э. Ф. Психология профессий/Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург, 1999.

34. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. — М.; Екатеринбург, 2004.

35. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. — М.,1991.

36. Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессио­нальной деятельности / Е. М. Иванова. — М., 1987.

37. Исмагилова, Ф. С. Основы профессионального консультирования / Ф. С. Исмагилова. — М.; Воронеж, 2003.

38. История советской психологии труда: Тексты (20—30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.

39. Климов, Е. А. Путь в профессию / Е. А. Климов. — Л., 1974.

40. Климов, Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессио­нальной консультации / Е. А. Климов. — М., 1983.

41. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий /Е. А. Кли­мов. — Обнинск, 1993.

42. Климов, Е.А. Психология профессионала/Е. А. Климов; Ин-т практ. психологии. — М., 1996.

43. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М., 1996.

44. Климов, Е. А. Для тех, кто не полюбил... математику/ Е.А. Климов. —М.. 2005.

45. Кон, И. С. Психология ранней юности/ И. С. Кон. — М., 1989.

46. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми /А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. — М., 1986.

47. Кудрявцев Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей шко­лы /Т. В. Кудрявцев// Вопр. психологии. — 1981. — № 2.

48. Кузьмина, Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. —М, 1989.

49. Кулагин, Б. Ф. Основы профессиональной диагностики / Б. Ф. Ку­лагин. — Л., 1984

50. Куликов, Л. В. Психологическое исследование: методические реко­мендации по проведению/Л. В. Куликов. —СПб., 2002.

51. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфе­ре/ К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. — М., 1988.

52. Левитан, К. М. Педагогическая деонтология / К. М. Левитан. — Екатеринбург, 1999.

53. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н.Леонтьев. - М., 1983.-Т. 1.

54. Маркова, А. К. Психология профессионализма/А. К. Маркова. —М., 1996.

55. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслом —СПб., 1997.

56. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуально­сти / В. С. Мерлин. — М., 1986.

57. Методы психологической диагностики / Под ред. В. Н. Дружини­на, Т. В. Галкиной. — М., 1993.

58. Милерян, Е. А. Психология формирования трудовых политехниче­ских умений / Е. А. Милерян. — М., 1973.

59. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной лично­сти/Л. М. Митина. -М; Воронеж, 2002.

60. Михайлов И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сьюпера / И. В. Михайлов // Вопр, психологии. — 1975. — № 5.

61. Мошкова, И. Н. Психология производственного обучения / И. Н. Мошкова, С. Л. Малов. - М., 1990.

62. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования /Р. Мэй. —М., 1994.

63. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. / Р. С, Немов. - М., 2000.

64. Нечаев, Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/Н. Н. Нечаев. — М., 1988.

65. Никандров, В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии / В. В. Никандров. - СПб., 2002.

66. Никиреев, Е. М. Направленность личности и методы се исследова­ния/ Е. М. Никиреев. — М.; Воронеж, 2004.

67. Новиков, А. М. Процесс и методы формирования трудовых умений / А. М. Новиков. - М, 1986.

68. Новиков, А. М. Профессиональное образование России / А. М. Но­виков. - М., 1997.

69. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология /Л. Ф. Обухова. — М., 1999.

70. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И.Ожегов. — М., 1972.

71. Основы психодиагностики/Под ред. А. Г Шмелева. — М; Ростов н/Д, 1996.

72. Патралов, Б. С. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций / В. С. Патралов, Н. Ф. Гейжан. — СПб., 1994.

73. Петровский, А. В. Индивид, его потребность быть личностью / А. В.Петровский, В. А. Петровский//Вопр.философии. — 1982. — № 3.

74. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Пет­ровский, М. Г. Ярошевский. — М., 1998.

75. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психоло­гии / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб., 2003.

76. Профессиональная ориентация учащихся/А. Д. Сазонов, В. Д. Симоненко, В. С. Аванесов, Б. И. Бухалов. — М., 1988.

77. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. — М., 1998.

78. Прощицкая, Е. И. Практикум по выбору профессии / Е. Н. Прошицкая. — М., 1995.

79. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределе­ние/Н. С. Пряжников. — М.; Воронеж, 1996.

80. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и лич­ностного самоопределения: Учеб.-метод, пособие / Н. С. Пряжников. — М.; Воронеж, 2003.

81. Пряжников, Н. С. Этические проблемы психологии/ Н. С. Пряж­ников. — М.; Воронеж, 2004.

82. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. - М., 1998.

83. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дуброви­ной. - М., 1991.

84. Регуш, Л. А. Практикум но наблюдению и наблюдательности / Л. А. Регуш. -СПб., 2001.

85. Рогов, Е. И. Выбор профессии: становление профессионала / Е. И. Рогов.-М., 2003.

86. Рудей, О. А. Диагностика и коррекция профессиональных качеств личности: Метод, пособие/О. А. Рудей, Н. И. Шеклеина. — Екатеринбург, 1997.

87. Рудей О. А. Трудные подростки: диагностика и коррекция: Практи­кум по психологической службе/ О. А. Рудей. —Екатеринбург, 1999. — Ч. 1.

88. Рудей, О. А. Акцентуированные личности: Практикум по психоло­гической службе / О. А. Рудей. — Екатеринбург, 2001. — 4.2.

89. Рудей, О. А. Глоссарий по возрастной психологии и психологии раз­витии / О. А. Рудей. — Екатеринбург, 2004.

90. Сазонов, А. Л. Профессиональная ориентация учащихся /А. Д. Сазонов. — М., 1988.

91. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психоло­гии / Е. В. Сидоренко. - СПб., 2001.

92. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск; М.. 2002.

93. Степанский, В. И. Психологические проблемы выбора профес­сии/ В. И. Степанский. — М.. 1995.

94. Столяренко, Л. Д- Основы психологии / Л, Д. Столяренко. — Рос­ток н/Д, 1996.

95. Сыманюк, Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности / Э. Э. Сыманюк. — М., 2005.

96. Турчинов, А. И. Профессионализация и кадровая политика: проб­лемы развития теории и практики / А. И. Турчинов. — М., 1998.

97. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. — М., 1999.

98. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности / Д. И. Фельдштейн// Избр.труды: В 2т. — М.; Воронеж, 2005.

99. Филонов, Л. Б. Методика контактного взаимодействия / Л. Б. Фи­лонов // Формы и методы воспитательной работы с педагогически запу­щенными учащимися. — М., 1980.

100. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение/Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб., 1997.

101. Цагарелли, Ю. А. Теория и практика системной диагностики чело­века / Ю, А. Цагарелли. — Казань, 2002.

102. Черняева, А. П. Психологическое консультирование по професси­ональной ориентации/А. П. Черняева. — М., 2001.

103. Чистякова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: ор­ганизация и управление/С. Н.Чистякова, Н. Н. Захаров. — М., 1987.

104. Чистякова, С Н. Концепция профессионального самоопределе­ния молодежи / С. Н. Чистякова // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. — Омск, 1993.

105. Шадриков, В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности/ В. Д. Шадриков. — М., 1982.

106. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков.— М.. 1994.

107. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. — М., 1997.

108. Шнейдер, Л. Б. Основы консультативной психологии / Л. Б. Шнейдер. — М.; Воронеж, 2005.

109. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования /П. Г Щедровицкий. — М„ 1993.

110. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.. 1996.

 

Оглавление

 

Введение.............................................................................................3

Глава 1. Становление личности в онтогенезе.............................6

1.1. Основные концептуальные положения

и ключевые понятия становления личности............................6

1.2. Факторы и движущие силы становления личности..............13

1.3. Стадии профессионального становления личности………..22

1.4. О взаимодействии индивидного, личностного и

профессионального в развитии человека...............................29

Глава 2. Психология ранней юности...........................................32

2.1. Психологическая характеристика учащихся начального

профессионального образования............................................32

2.2. Отклоняющееся поведение учащихся начальной

профессиональной школы......................................................40

2.2.1. Отклонения в сфере характера и проблемы адаптации.......51

2.2.2. Недостатки интеллектуального развития

(задержка психического развития).....................................63

2.2.3. Трудновоспитуемые учащиеся...........................................68

Глава 3. Профессиональное самоопределение

в возрасте ранней юности...............................................82

3.1. Сущность профессионального самоопределения..................82

3.2. Профессиональное самоопределение на разных стадиях

становления личности..............................................................89

3.3. Психологическое сопровождение профессионального

самоопределения......................................................................99

3.3.1. Психологическое сопровождение на стадии

оптации.........................................................................105

3.3.2. Психологическое сопровождение

профессионального образования..................................117

3.4. Профессиональное самоопределение учащихся

начальной профессиональной школы..................................124

3.5. Психологическое содействие профессиональному

самоопределению...................................................................145

Глава 4. Диагностика профессионального

самоопределения учащихся........................................150

4.1. Общая характеристика методов и методик

диагностики возрастного развития.....................................150

4.2. Особенности психодиагностики в возрасте

ранней юности........................................................................155

4.3. Методики определения компонентов

профессионального самоопределения учащихся................158

Методика 1. Мотивы выбора профессии.................................158

Методика 2. «Опросник профессиональных установок

подростка» И. М. Кондакова...............................163

Методика 3. Опросник Дж. Холланда по определению

профессионально ориентированного типа

личности …………………………………..........168

Методика 4. Диагностика профессиональных намерений

учащихся............................................................172

Методика 5. Диагностика творческого потенциала.................178

Методика 6. Диагностика структуры сигнальных

систем.................................................................181

Методика 7. Диагностика профессиональных предпочтений

личности..............................................................188

Методика 8. Определение ценностных ориентаций

учащихся..............................................................196

Методика 9. Определение уровня профессиональной

направленности....................................................199

Методика 10. Определение локализации контроля..................202

Методика 11. Многоуровневый личностный опросник

«Адаптивность» А. Г. Маклакова,

С. В. Чермянина...................................................208

Методика 12. «Ценностные ориентации» М. Рокича...............216

Методика 13. Диагностика профессиональной готовности

учащихся............................................................220

Глава 5. Практикум......................................................................227

5.1. Схема анализа профессии......................................................227

5.2. Рефлексия как фактор развития профессионального

самоопределения.....................................................................232

5.3. Технологии активизации профессионального

самоопределения.....................................................................235

5.4.Построение личной профессиональной перспективы

(ЛПП).........................................................................................241

Заключение...................................................................................246

Список литературы.....................................................................248

 

 


[1] Понятие идентичности введено и психологию Э. Эриксоном. Оно включает в себя проявление психического здоровья человека, прини­маемый им образ самого себя и соответствующую окружающему миру форму поведения.

[2] Мониторинг профессионального развития — это процесс наблюде­ния, оценки и прогноза психологического состояния личности, вклю­чающий в себя комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль сформированности профессионально важных характери­стик.

 

[3] Развивающая диагностика — определение характеристик личности, детерминирующих се психологический потенциал, и выбор на этой основе наиболее продуктивного пути его повышения.

[4] Профессиональная самопрезентация — способность производить хорошее впечатление при устройстве на работу и вхождении в про­фессиональную группу. Определяется высокой самооценкой, уве­ренностью в себе, чувством личного контроля, низкой социальной тревожностью.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.124 с.