Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2017-11-22 | 534 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Цель занятия — повысить готовность оптантов осознанно выстраивать перспективы профессиональной деятельности.
Задачи:
— сформировать знания о ЛПП;
— ознакомиться с методикой построения перспективы будущей профессиональной деятельности;
— сформировать умения построения и коррекции ЛПП.
Введение в проблему
Общепринятое положение о том, что обращенность в будущее является главной чертой оптанта юношеского возраста, не означает, что это возрастное новообразование формируется само собой. Напротив, учащиеся подросткового и юношеского возраста испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Поэтому задача психологической помощи состоит в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив.
Перспектива будущей профессиональной деятельности является ментальной проекцией мотивационной сферы человека. Она представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, связанные с более или менее отдаленным будущим. ЛПП формируется через интериоризацию ценностных установок родителей, их ожиданий в отношении собственного ребенка, через усвоение обшекультурных, социальных паттернов, наконец, через развитие всей мотивационной сферы. Сформировавшись таким образом, ЛПП приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
Профессиональное самоопределение человека в мире профессий и на профессиональном пути является личностным аспектом формирования профессионала. Профессиональное самоопределение сопровождается построением личного профессионального плана, формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя субъектом, развивающимся во времени, и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Самоопределяющаяся личность — это субъект, осознавший, чего он хочет (свои цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности), чего от него ждут коллектив, общество.
Освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив будущей профессиональной деятельности может способствовать разработанная Н. С. Пряжниковым схема построения личной профессиональной перспективы [79].
Методика представляет из себя открытый опросник, используемый для обобщенной и целостной оценки (и самооценки) перспектив профессионального и личностного развития.
Целесообразно использовать опросник на первых и на последних занятиях с группой. Вся методика занимает обычно около 30 мин. Общая процедура проведения опросника следующая.
Учащимся предлагается взять чистые с двух сторон листочки и подписать в верхней правой части: Ф. И. О., группа, дата.
Инструкция. «Сейчас я буду зачитывать вопросы, а вы должны кратко, одним-двумя предложениями, отвечать на них и по возможности обосновывать эти ответы. Обозначайте только номера вопросов и сразу же пишите ответы и свои небольшие обоснования. Попробуйте отвечать откровенно, иначе работа будет неинтересной».
Ведущий по порядку зачитывает вопросы, а учащиеся кратко отвечают на них.
Перед тем как собрать листочки с ответами учащихся, ведущий предлагает классу оценить качество каждого из выписанных ответов, но для этого — сначала немного поучиться оценивать свои ответы.
Далее ведущий зачитывает в качестве примера один-два анонимных бланка с ответами, сделанных подростками из других групп. Каждый ответ оценивается по условной 5-балльной шкале. Учащиеся вместе с психологом оценивают ответы своих сверстников и, таким образом, как бы учатся оценивать самих себя.
Наконец, психолог предлагает учащимся против каждого своего ответа на листочках также проставить оценки по 5-балльной шкале.
Листочки собираются и анализируются психологом. Имеются разные варианты использования результатов опросника:
1) например, психолог может сам оценить по 5-балльной шкале ответы и сравнить свои оценки с самооценками учащихся;
2) можно также подсчитать, каков средний балл для энной группы по каждому из ответов (по каждой из позиций профессионального самоопределения), что позволит психологу более обоснованно планировать свою работу с группой, уже с учетом того, где у большинства учащихся имеются проблемы (невысокие средние баллы), а где этих проблем поменьше (высокие средние баллы). При этом можно даже сравнить средние баллы по данной группе в начале работы с ним и в конце проведения психологического (профориентационного) курса, как бы оценив, по каким позициям ЛПП произошло улучшение, а по каким все осталось без изменений, а может даже и ухудшилось... Таким образом, результаты опросника могут быть использованы как одно из средств оценки (самооценки) эффективности профориентационной работы;
3) наконец, можно использовать опросник в индивидуальной работе с учащимися. В ходе такой работы можно поставить оценки психолога и самооценки учащихся. При обсуждении несоответствия между этими оценками может оказаться так, что сам психолог по настоящему не понял данного подростка (например, недооценил его). Ответы учащегося на конкретные вопросы могут стать прекрасной основой для построения профконсультации или разговора о построении жизненных перспектив и личностного развития данного учащегося.
Перечень вопросов для опросника
по построению ЛПП
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!