Методика обучения составлению рассказов по картине. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика обучения составлению рассказов по картине.

2017-11-22 911
Методика обучения составлению рассказов по картине. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы методики обучения детей рассказыванию по картинам были заложены Е.И. Тихеевой. Она отмечала, что рассматривание картин способствует упражнению наблюдательности, совершенствованию воображения, логического мышления и в целом развитию языка ребенка. Тихеева указала педагогические и эстетические требования к картинам и рекомендовала разнообразные виды занятий по картинам, среди которых особое место занимают рассказы по картине.

Современные исследования по использованию картин для обучения детей рассказыванию проводились под руководством О.С. Ушаковой: методика обучения детей рассказыванию по серии сюжетных картинок (Е.А. Смирнова), методика развития образной речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства (Е.В. Савушкина). Оригинальную методику обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине на основе элементов ТРИЗ (технологии решения исследовательских задач) разработала Т.А. Сидарчук.

В организации занятий по обучению детей составлению рассказов по картинам наблюдается ряд проблем. Дети с удовольствием рассматривают картину, активно высказываются по ее содержанию, но к моменту составления рассказа уже часто теряют к ней интерес, и рассказы детей получаются неинтересными, невыразительными. Выслушав рассказ-образец воспитателя, дети часто просто повторяют его или рассказы других детей в группе с незначительной интерпретацией. Поэтому в методике обучения детей составлению рассказов по картине должны использоваться приемы, активизирующие речевую деятельность детей, стимулирующие стремление детей рассказать по картине, передать ее содержание и свое отношение к изображенному.

Работа по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картинам с использованием элементов ТРИЗ (методика Т.А. Сидорчук) включает несколько последовательных этапов:

I. Определение состава картины.

Для детального рассматривания картины и побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используются игровые приемы «подзорная труба», «фотоснимок», а также упражнения типа «Кто самый внимательный?», «Аукцион», «Охота за подробностями». Последовательность называния объектов при этом произвольная, главное сосредоточить внимание детей на содержании картины. Далее можно провести анализ выделенных объектов и их группировку по заданным признакам. Например, по цвету, форме, функциональности, живое – неживое и др. Группы предметов обязательно обозначаются обобщающим словом.

II. Установление взаимосвязей между объектами картины.

Здесь могут использоваться игровые ситуации, типа «волшебная линия», с помощью которой объединены два предмета, детям надо объяснить, почему они соединены линией. А также игры и упражнения, например: «Найди пару» (по принципу сходства или противоположности), «Что сначала, что потом», «Кто не может друг без друга». На этом этапе у детей формируется умение рассуждать и выражать свои мысли развернутыми, связными высказываниями.

III. Описание картины.

На данном этапе уместно воспользоваться приемом «вхождения в картину», который рекомендовала еще Е.И.Тихеева. Можно предложить детям превратиться в волшебников, которые могут войти в картину и почувствовать запахи, попробовать на вкус, ощутить рукой свойства изображенных предметов и явлений. На основе ощущений от каждого их анализаторов предложить детям составить речевые зарисовки: «Я слышу, как…», «Здесь пахнет…», «Когда я трогаю руками…». Таким образом, детей побуждают использовать слова и выражения, передающие собственное отношение к описываемым объектам. На основе речевых зарисовок составляется рассказ-описание – либо коллективный, либо одним ребенком.

IV. Составление загадок по картине.

Для обучения детей составлению загадки необходимо последовательно совершить ряд действий: выбор объекта на картине, выбор модели загадки, подбор характеристик и сравнений с другими объектами, соединение сравнений в связный текст загадки с помощью речевых оборотов «как», «но не», выразительное чтение загадки. Важно использовать уже знакомые детям модели загадок.

V. Преобразование объектов во времени. Цель: обучение детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени, составление рассказа о конкретном объекте с точки зрения его прошлого и будущего с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки. Начинать работу можно используя прием «машина времени»: детям предлагают выбрать объект и рассказать, кем или чем он был в прошлом и что с ним произойдет в будущем. При составлении рассказа дети учатся употреблять словесные обороты, характеризующие временные отрезки: утро – вечер, было – будет, летом – зимой, до того – после того.

VI. Описание местонахождения объектов. Цель: научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. На данном этапе активизируется словарный запас детей за счет слов, определяющих пространственное расположение: слева, справа, в центре, вверху, внизу, ближе, дальше, спереди, сзади, около, между. Для определения местоположения объектов на картине можно использовать игры «Холодно - горячо», «Да - нет», в которых дети при помощи вопросов находят предмет на картине. В игре «Живая картина» детям предлагают выбрать для себя объект с картины и занять место на обозначенном пространстве комнаты (на ковре). Таким образом, выстраивается модель картины, дети должны рассказать о своем местоположении относительно других объектов.

VII. Составление рассказов с разных точек зрения. Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, упражнять в умении изменять свое настроение и составлять связный рассказ от первого лица. Для составления рассказа от второго лица ребенку необходимо выбрать персонажа, определить его настроение, черты характера, войти в его образ, описать картину с его точки зрения, разрешить проблемную ситуацию и изменить эмоциональное состояние героя в сторону равновесия. При составлении рассказов дети пользуются словами, выражающими различные эмоциональные состояния (грустный – веселый, спокойный – возбужденный, радостный – сердитый) и черты характера (добрый – злой, вежливый – грубый, умный – глупый). Здесь используются игры и творческие задания типа: «Покажи настроение без слов», «Волшебные превращения», «Оживи предмет», в которых ребенку надо войти в образ какого-либо предмета или объекта с картины, принять его черты характера и настроение. Результатом творческих игр является составление рассказов от имени героев или объектов картины.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.