Обучение рассказыванию на наглядной основе. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Обучение рассказыванию на наглядной основе.

2017-11-22 1528
Обучение рассказыванию на наглядной основе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важность наглядности в работе по развитию речи детей дошкольного возраста признаётся всеми педагогами и психологами. Еще Я.А. Коменский говорил о том, что знакомство детей с предметами и их изображениями развивает «восприятие чувств». К.Д. Ушинский указывал на роль наглядности в развитии любознательности, мышления и «дара слова». Современные психологи (А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко) связывают использование наглядности с формированием конкретных представлений и понятий, обогащением чувственного опыта, а также с развитием восприятия, образной памяти. К наглядным средствам, которые активно используются для развития связной речи, относятся игрушки, предметы, картины, модели и схемы.

Игрушки вызывают у детей яркие эмоции, желание активно с ними действовать, играть и активизируют речевые высказывания. Для занятий по обучению рассказыванию рекомендуется использовать новую игрушку, с которой дети прежде не играли, но которая несет уже знакомый детям образ (куклы, мягкие игрушки животных, машинки). Игрушка должна отражать настоящие признаки реального предмета (цвет, форму, соотношение частей, деталей), чтобы у детей сформировалось правильное представление об окружающих предметах. Для детей младшего возраста используют на занятии одну-две игрушки, так как внимание детей неустойчиво и легко переключается с одного объекта на другой. В средней группе можно использовать две однотипные игрушки для составления сравнительного рассказа. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут составлять сюжетный рассказ по набору игрушек, так же можно предложить детям выбрать игрушку из ряда предложенных для придумывания своего рассказа или сказки.

Реальные предметы, используемые для обучения детей рассказыванию, должны вызывать интерес у ребенка, вместе с тем они должны быть знакомы детям по функциям, по назначению. Составить рассказ ребенок сможет только о том, что хорошо знает. Например, предметы посуды, одежды, обихода (часы с кукушкой). При сравнении предметов необходимо направить детей на выделение сходных признаков и обобщение предметов в определенные группы (посуда, одежда).

Особенность восприятия детьми игрушек и предметов состоит в том, что они в первую очередь обращают внимание на яркие признаки и детали, которые не всегда являются существенными. Поэтому при рассматривании предметов необходимо показывать детям и называть основные признаки и части. Для привлечения различных анализаторов к обследованию предметов необходимо дать игрушку или предмет ребенку в руки, чтобы он почувствовал качества, смог выполнить какие-то действия и отобразить все это в речевых высказываниях.

Для обучения детей рассказыванию в детском саду используют предметные и сюжетные картины на темы, близкие опыту ребенка: «В детском саду», «На улице», «Времена года», «Домашние животные» и др. Кроме того, для составления детьми рассказа-повествования, начиная со среднего дошкольного возраста, используются серии сюжетных картин – это 3-5 картинок, объединенных одним сюжетом. Например, сюжет «Щенок»: на первой картинке – щенок мокнет под дождем на улице, не второй – девочка проходит рядом со щенком, на третьей – девочка кормит дома щенка, на четвертой – щенок играет с девочкой в мяч. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут использоваться и репродукции картин известных художников. На занятии по обучению рассказыванию детям предлагают, чаще всего, одну картину (или одну серию картин). Исключение составляют занятия по сравнению картин (например, времена года), на которых дети составляют сравнительные рассказы.

Картины для обучения детей рассказыванию должны быть яркими, красочными, вызывать положительный эмоциональный отклик и стимулировать речевые высказывания ребенка. На занятиях используются цветные картины, причем цвета соответственно реальной жизни. Исключение составляют иллюстрации к художественным произведениям, которые отображают особенности содержания литературного текста.

При организации занятий по обучению детей рассказыванию по картинам следует учитывать возрастные особенности восприятия картин дошкольниками. Особенность восприятия картин детьми младшего дошкольного возраста заключается в том, что они не понимают перспективного изображения (уменьшения размеров удаленных предметов на заднем плане картины). Только к 5-6 годам дети осознают специфику изображения удаленных объектов. С возрастными особенностями восприятия связано и количество предметов (объектов) на картине: чем меньше ребенок, тем меньше объектов на картине. Для младших дошкольников рекомендуется 3-4 объекта на картине, для старших – до 7-8. Детям младшего дошкольного возраста свойственны сенсорно-моторные способы восприятия, поэтому им хочется взять картинку в руки, дотронуться до нее, поводить по ней пальчиком. Следует приучать малышей к зрительному восприятию картины, к рассматриванию с речевыми высказываниями.

На занятии важно правильно расположить картину и разместить детей. Картину располагают на мольберте или на доске (на стене) против света. Дети могут располагаться сидя на стульчиках, на ковре или стоя полукругом на расстоянии 1,5 – 2,5 метра от картины. Для показа объектов на картине педагог должен пользоваться указкой и приучать к этому детей. Нецелесообразно усаживать детей за столы при рассматривании картины. Если на занятии используются две картины, дети вместе с воспитателем могут переходить от одной картины к другой. Очень стимулирует речевые высказывания показ ребенком объектов на картине. Картину можно поместить в группе за 1-2 дня до занятия, чтобы дети смогли ее хорошо рассмотреть. Возможен и первый показ картины непосредственно на занятии. После занятия рекомендуется оставить картину в группе на 4-5 дней для индивидуальной работы с детьми и самостоятельного рассматривания детей.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.