Детское творчество и искусство — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Детское творчество и искусство

2017-11-22 363
Детское творчество и искусство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: приобщение детей к разнообразию форм и жанров самодеятельного искусства; развитие творческого потенциала каждого ребенка.

культурно-массовые мероприятия (праздник «радуга талантов», конкурс рисунков, песен и т.д.)

игровая деятельность (конкурсы, викторины, эстафеты, настольные игры и т.д.).

Экологическое воспитание.

Цели: воспитание экологической культуры личности ребенка и привитие любви к природе.

мероприятия по защите экологии окружающей среды (конкурс «Природа и фантазия», беседа «Зеленая аптека»)

мероприятия по сохранению экологии человека (беседа «За здоровый образ жизни)

привитие любви к природе (экологическое шоу «Давайте сохраним!», праздник птиц, экскурсии в природу и т.д.).

Участие в спортивно-оздоровительной программе «Дети леса» - добровольное. Однако в лагере разработан механизм, обеспечивающий формирование мотивации и привлечения к регулярной двигательной активности большинства учащихся.

Позиции взрослого в детском объединении.

Детские объединения в силу обусловленных возрастом организаций нуждаются в деятельности людей имеющих:

· жизненный опыт

· юридический статус

· соответствующие знания.

Взрослый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующиеся доверием у детей. Он включается в организацию детей как полноправный ее участник, принимает делегированную объединением роль организатора деткой самодеятельности и несет ответственность перед обществом за характер и направленность этой самодеятельности.

Предмет деятельности взрослого в детской организации совпадает с предметом деятельности самой детской организации. При этом очень важно, чтобы он имел хорошую организаторскую подготовку, а также желательна квалификация для прогнозирования последствий детской самодеятельности и ее корректности.

Как рассмотреть, кто такой взрослый? Скорее всего, это тот человек входящий в детское объединение, который является официальным лидером детского объединения. Взрослые дают детскому объединению ту педагогическую ценность, которая обеспечивает организационно-воспитательное влияние на детей. Скорее всего, это зависит от степени воспитательной квалификации взрослого, его профессиональной компетентности в деле воспитания, позиций взрослого в детской среде, его личностно-психологическими особенностями.[58,стр.77]

Присутствие взрослых в общественной жизни детей не должно быть руководством. Это скорее своеобразный обмен жизненным опытом, который осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых. В процессе деятельности устанавливается особый стиль взаимоотношений, определяется позиция взрослого в отношении ребенка и проходит в своем совершенствовании ряд стадий.

6. Опека (минимальная степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослых)

7. Партнерство (прибегают к помощи взрослого)

8. Наставничество (дети делегируют функции взрослых)

9. Сотрудничество (и дети, и взрослые помогают друг другу, функции и детей и взрослых делегируются на равных)

10. Содружество (деловые взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально-окрашенного сотрудничества)

Переход от стадии к стадии зависит от способности взрослого создать ребенку и детскому обществу в целом ситуации успеха. При этом если в учебном процессе определяющую роль играет личная значимость ситуации успеха, то в детском движении – не только личная, но и общественная.

Психолог-консультант Союза детских организаций Санкт-Петербурга Волкова Н.И. выделила пять условных типов позиции руководителя детских организаций.

6. Эгоцентрический тип позиции (самодостаточный)

Предполагает концентрацию на собственных интересах руководителя. Уверенность такого руководителя в собственном мастерстве и опасения, что дети сделают что-то не так, заставляет подменять активную позицию, как правило, этот взрослый сам возглавляет органы детского самоуправления.

7. Ситуационный тип позиции (или “флюгер”)

Основан на ориентации руководителя на интересы коллег или начальства. Как правило, руководитель этого типа вносит полное отсутствие логики, последовательности, аргументированности в организации жизнедеятельности и выборе общих дел.

8. Авторитарный тип позиции (“пастух-поганяла”)

Появляется тогда, когда на первом месте руководителя стоят интересы детей – членов объединения. В этом случае позиция взрослого проявляется в чрезмерной опеке детей со стороны руководителя и ограничении свободы выбора.

9. Деятельностно-ориентированный тип позиции

Основан на концепции деятельности взрослого на интересах детей. Характерен для явления у деления серьезного внимания формирования системы знаний и умений, навыков детей и подростков, необходимых для участия в соответствующей деятельности. Руководитель опирается в своей деятельности на органы самоуправления, а также на неформальных лидеров объединения.

10. Паритетный тип позиции (“Товарищ”)

Этот тип предполагает ориентацию деятельности руководителя на интересы детей и подростков. Последовательность подобной позиции взрослого приводит, как правило, к выгодному уровню развития самоуправления, заметному росту ребенка в коллективе.

Что же мы понимаем под позицией руководителя детского объединения? Позиция – это взгляды, представления, установки относительно собственной деятельности в данном объединении, реализуемые в конкретных действиях, поведении.

Позиция взрослого в детском объединении во многом определяется мотивами прихода взрослого в детское объединение, а также его личностно-психологическими качествами.[78,стр.94]

В соответствии с этим руководитель избирает тот или иной стиль общения с детьми, подростками и их родителями, придерживается определенной “роли” в детской среде, влияет на развитие объединения, его жизнеспособность и “возраст”. Все это связанно с ситуацией вхождения взрослого в детское объединение. Практика подсказывает два возможных варианта.

1. Новое детское объединение создает взрослый, он же становится его лидером. Взрослому предоставляется хорошая возможность реализовать свою изначальную позицию в создаваемом им объединении. Он может пройти по пути подбора детей, программированию деятельности сообразно со своими изначальными взглядами и представлениями. Постепенно ситуация будет меняться, т.к. начинает формироваться ценностно-ориентационное единство группы. Это сближение и совпадение позиций членов объединения в отношении значимых для них явлений:

· приоритетных направлений деятельности,

· формы общения, складывающиеся взаимоотношения,

· роль и место взрослого в объединении.

В этом варианте у взрослого широкий аспект деятельности в выборе путей и форм становления детского объединения.

2. Взрослый входит в объединение с уже сложившимся уровнем ценностно-ориентационного единства. Здесь может быть подросток (или несколько подростков) – признанный лидер этого объединения, занимающий весьма определенную, четко выраженную позицию, которая может совпадать или не совпадать с позицией вновь пришедшего взрослого. Взрослый перед выбором дальнейшей стратегии поведения и, соответственно, отстаивает или меняет позицию лидера – подростка. Таким образом, взрослый оказывается в ситуации, основой которой является адаптивность его позиции (Волкова Н.И.). Именно адаптивность позиции руководителя является гарантией свободного развития детского объединения в соответствии с изменившимися потребностями детей и подростков.

Именно адаптивность позиции руководителя можно рассматривать как условие “долгожительства” детского объединения. Напротив, жесткая, не терпящая возражений позиция взрослого, его некоммуникабельность, влекут за собой “упадок” или полное прекращение существования детского объединения. Следовательно, адаптивность выступает одной из важных характеристик профессиограммы. [78,стр.97]

 

Функции взрослого в детском объединении

Зачем нужен взрослый в детском учреждении? Ответ на этот вопрос дает еще одну необходимую в профессиограмме позицию – функции руководителя детского объединения.

Функция – определение места взрослого в детском объединении, его статус и, что самое главное – рассмотрение отношений субъектов деятельности объединения (детей и взрослых).

Что дает рассмотрение функций:

· возможность выйти на психолого-педагогические аспекты деятельности детского объединения;

· представить отношение детей и взрослых в их развитии;

· исследовать закономерности изменений, происходящих в объединении;

· вникнуть в процессуальную сторону отношений;

· заглянуть в прошлый опыт;

· наметить перспективы.

Если совершить некоторый экскурс в прошлое, то взрослый, старший вожатый, который по возрасту не мог быть членом Всесоюзной пионерской организации им. Ленина, по положению был руководителем, организатором и воспитателем пионеров. Это объяснялось тем, что, являясь членом пионерской организации, он был председателем Ленинского комсомола в пионерской дружине. Комсомольский работник выполнял педагогические функции. Идеологические ориентиры вожатым задавали взрослые, имеющие к детской организации опосредованное отношение, не являясь ни членами самой детской организации, ни членами коллективов, в которых трудятся вожатые.

 

В условиях сегодняшнего времени функции руководителя детского объединения приобретают другую “окраску”. На первый план выступают функции, которые несут в себе, прежде всего, духовные ценности. Доктор педагогических наук, профессор Российского ГПУ им. Герцена К.Д. Радина выделила как первостепенные следующие функции:

Функция носителя духовной культуры общества в самом широком смысле этого слова: личность взрослого может привлекать сегодня именно духовным богатством, неординарностью, возвышением над уровнем обыденной жизни.

Функция увлеченного участника деятельности, который во многом зависит от личности взрослого: возникновение детского объединения нередко зависит от интересов, увлеченности самого взрослого к туризму, милосердию, авторской песне.

Функция коммуникативная, ядром которой выступает гуманизация отношений: уровень отношений характеризует развитие коллектива.

Функция организаторов общения: взрослый обязан учить детей общению и своим личным примером и специальными способами и приемами.

Функция методическая, осуществляемая как взаимодействие детей и взрослых в совместной деятельности. Это взаимодействие осуществляется в разнообразных формах организации деятельности. А форма – это есть способ соединения в единое целое отдельных компонентов деятельности любого объединения.

Но функция взрослого в детском объединении не может соответствовать функциям самого детского объединения. Их характеристика дана в работе Е.Л. Дмитриенко “Проблемы сущности и существования детских общественных формирований, возникающих и существующих в общественных системах”, по мнению автора, являются следующие:

· социально-адаптивная;

· коммуникативно-установочная;

· актуализационная (самоопределение и самоутверждение);

· социально-ориентированная;

· социально-корригирующая;

· диагностико-прогностическая. [14,стр4]

 

Таким образом организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на самообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. Взрослый как организатор игр детей — это объективно организатор радости ребенка, в которой последний всегда становится совершенней. Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к действительности.

В свете новой образовательной парадигмы деятельность педагога дополнительного образования должна способствовать определению и дальнейшему развитию по потенциальным возможностей ребенка. В этой связи возрастают требования к общей и профессионально-дидактической культуре педагога дополнительного образования. Помимо образовательной, воспитательной и развивающей, он выполняет теперь еще целый ряд взаимосвязанных функций: пропедевтическую, реабилитационную, ориентационную, компенсаторную, функцию социализации. (см.приложение №1).

 

 

Приложение 4

Ролевая игра «Аниматор».

Время игры – 2 часа 10 минут.

Возможности игры.

Эта игра является замечательным средством для развития внутригрупповых отношений. Игра дает следующие возможности:

- продемонстрировать умение подавать себя;

- развить навыки активного слушания;

- испытать свои творческие возможности;

- испытать в группе ощущение атмосферы доверия и поддержки.

Содержание игры и игровая цель.

В очередной раз Москва принимает у себя гостей. Сегодня – это Первый международный слет аниматоров. Здесь аниматоры знакомятся друг с другом, представляют себя, а затем участвуют в мастер – классах. Подобный слет аниматоров – это не только знакомства, обмен опытом, но и возможность повысить свой профессиональный уровень. После участия в мастер – классах аниматоры совместно разрабатывают «Модель профессионального аниматора».

Материалы и требования к организации игры.

Необходимые материалы:

- парты и стулья (по количеству участников);

- визитки (для каждого участника);

- 2 листа ватмана для разработки модели;

- фломастеры;

- паззлы (для разминки);

- письменные принадлежности;

- покрывало;

- веревка;

- листочки для заметок.

э

Сценарий игры.

Как всегда, в начале игры проводится разминка. В нее должны быть включены простые двигательные упражнения (например: «Передай предмет», «Поменяйтесь местами» и т.д.).

Заканчивается разминка обязательным упражнением с делением и работой в паре. Например, каждому участнику выдается кусочек паззла. По нему он должен найти человека, паззл которого подходит к его собственному. (Паззлы – это разрезанные пополам открытки разных неповторяющихся цветов. Этих разрезанных кусочков должно быть по числу участников). После того, как все отыщут свою «половину», дается задание немного побеседовать друг с другом и найти три признака, которые объединяют партнеров друг с другом (только один из трех может иметь отношение к внешности). Далее участники высказываются, дополняя, но не перебивая друг друга. После этого им предлагается сесть парами (с тем же партнером) за парты.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники слета! Рассаживайтесь, пожалуйста! Мы рады приветствовать вас на Первом международном слете аниматоров. Вы все – известные аниматоры, побывавшие в разных уголках земли и работавшие в различных центрах отдыха и отелях. Тема нашей сегодняшней встречи: «Профессионально важные качества личности аниматора». У нас будут как теоретическая, так и практическая части, где каждый сможет проявить себя. Итогом слета станет модель профессионального аниматора, разработанная вами. Чтобы мы могли свободно общаться друг с другом, нам следует познакомиться. Сейчас каждый из вас получит визитку, на которой вы крупными буквами напишите свое имя, центр отдыха, который представляете, и страну, из которой приехали.

Участники игры получают визитки, на которых пишут свое собственное имя или псевдоним, центр отдыха и страну.

Ведущий: Выберете, какой анимацией вы занимаетесь (детская, спортивная, организация вечерних шоу и дискотек, анимация на площадках по интересам и т.д.). Итак, создайте свой образ. У вас есть 5 минут.

Ведущий отвечает на вопросы участников, помогает, если возникают сложности.

Ведущий: Отлично, а теперь вам дается возможность продемонстрировать свое аниматорское мастерство. Каждый из вас поочереди представит сейчас свою визитку в том образе, который он выбрал (ведущий дискотек, шоу-аниматор, детский аниматор, спортивный и т.д.).

Участники представляют себя.

Ведущий: Замечательно, теперь мы друг друга знаем. Можно переходить к мастер – классам. Первый наш мастер – класс называется «Я вас приветствую…».Каждый аниматор встречается в своей работе с огромным количеством людей, причем все они на столько разные, что и поприветствовать их никак нельзя совершенно одинаково. И от того, как вы поздороваетесь с человеком, подчас зависит и то, продолжит ли он общение с вами. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Первые номера – шаг вперед, повернитесь лицом ко вторым номерам…Отлично. У нас получилось два круга. Теперь по моей команде вы поприветствуете человека, который окажется перед вами. Причем делать это нужно, внимательно слушая мои инструкции и, не забывая о своем образе. По команде «Стоп. Внешний круг – шаг вправо» - внешний круг делает шаг вправо, а внутренний остается на месте. И приветствие продолжается, но уже другого человека. Итак, начнем… Поприветствуйте друг друга, как будто вы только что познакомились, но встреча с этим человеком имеет для вас очень большое значение. (Участники здороваются). Далее вам нужно поприветствовать друг друга следующим образом:

· Как старые друзья…шаг вправо;

· Как будто вы испытываете друг к другу брезгливые чувства…шаг вправо;

· Как будто вы очень обижены на этого человека…шаг вправо;

· Как будто вы сильно обидели этого человека, и хотели бы, чтобы он вас простил…шаг вправо;

· Как с большим начальником…шаг вправо;

· Как дипломаты на приеме…шаг вправо;

· Как с человеком, с которым вам предстоит длительное совместное путешествие…шаг вправо.

После мастер – класса происходит обсуждение.

Ведущий: Замечательно. Дальше я приглашаю вас на следующий мастер – класс. Он называется «Необычная ситуация». Аниматоры в своей работе порой сталкиваются совершенно не с предвиденными ситуациями, где он должен показать себя с лучшей стороны, проявив свои профессиональные качества. А так как анимато – еще и человек команды, на этом мастер – классе мы проверим, может ли аниматор доверять своей команде в необычных и сложных ситуациях. Вам предлагается следующее. Перед вами покрывало. Сейчас каждый из вас будет ложиться на него, а остальные – браться за концы покрывала и поднимать лежащего человека. Вы понимаете, как ответственно мы должны подойти к этой процедуре? Нужно равномерно распределить нагрузку так, чтобы человек не упал с покрывала. Будем поднимать медленно. Итак, кто хочет стать первопроходцем?

Все участники проходят через испытание – ложатся на покрывало и доверяются тем, кто держит. Если кому-то становится страшно, то надо разобраться, почему, поднять вопрос доверия коллективу.

Ведущий: Все прошли испытание? Легко ли было включиться в «необычную ситуацию»? Что мешало вам расслабиться? Что помогало? Что вы чувствовали, когда поднимали других? А теперь мы переходим к нашему третьему мастер – классу, который называется «Форт – Боярд для аниматоров». Аниматор – это элемент единого целого – команды. Команда может поддержать и помочь в трудную минуту. Итак, представьте, что ваша команда оказалась в заключении. Вы находитесь в заключении за высокими стенами, по которым проходит электрический ток. Но неожиданно вам представилась возможность бежать. И вы, выбрав удобный момент, все вместе тайно покидаете место заключения. Перед вами веревка, обозначающая стену. Через нее надо перебраться всей вашей команде. Причем, это надо сделать очень аккуратно, тихо, чтобы вас не заметили. «Шумно» прыгать на другую сторону может только первый человек. Остальные должны приземлиться мягко. (Внимание! Это обязательное условие) Если кто-то дотронется до «стены», то все, даже те, кто уже перебрался, возвращаются назад. Начинаем.

Это испытание – самое сложное. На него отводится столько времени, сколько требуется именно для этой группы участников. Когда все успешно завершилось, происходит обсуждение.

Ведущий: Мы переходим к нашему последнему мастер – классу – «Спасибо тебе за…». Сейчас каждый из вас, сидя в нашем кругу, скажет своему соседу – коллеге несколько теплых слов. И пусть они будут о том, как вам с ним сегодня работалось. Ведь профессиональный аниматор должен уметь быть благодарным и подмечать в человеке хорошие стороны его души. Кто хочет начать?...

По кругу все говорят своему соседу справа или слева несколько теплых слов.

Ведущий: А теперь хочу вас поздравить с тем, что наши мастер – классы подошли к концу. На основе полученного опыта сейчас мы с вами разработаем модель профессионального аниматора. Давайте напомним друг другу, какие важные качества должны быть у аниматора? Что отличает его от людей других профессий?

Ведущий фиксирует на ватмане те качества, которые называют участники, так, чтобы всем было видно.

Ведущий: А теперь напишите у себя на листочке качества из общего списка, которые присущи вам лично. (Участники составляют списки у себя на листочках). А сейчас допишите те качества, которыми вы не обладаете, но очень хотели бы их в себе развить. Что же, давайте обсудим, кто из участников подходит под характеристику профессионального аниматора, и составим модель, классифицируя профессиональные и личные качества по группам. Посмотрите, что у нас получилось. Дорогие участники слета аниматоров, нам есть к чему стремиться. Поздравляем вас с окончанием слета аниматоров. Надеемся, что каждый из вас что-то почерпнул для себя и чему-то научился…

Затем в кругу ребята обсуждают проведение игры.

 

 


(Для знакомства с детьми)

 

 

Привет! Давай знакомиться!

 

 

Как тебя зовут?

(и фамилию не забудь указать)

Сколько тебе лет?

Сколько раз ты был в лагере?

Был ли ты в этом лагере?

Чем сейчас начнешь заниматься?

Завтра будешь заниматься этим же?

Назови любые 5 правил из жизни лагеря?

Продолжи. Жизнь в лагере для меня это -……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Анкета (По окончанию организационного периода)


Теперь давай колись …

На зарядке ты …

- просто стоишь – 3;

- стоишь и просыпаешься – 2;

- шевелишь руками и ногами – 1

Под матрасом у тебя лежат …

- носки и конфеты – 3;

- 3 корочки хлеба – 2;

- рисунки – 1.

На обед ты ешь …

- только то, что нравится – 3;

- только котлету и компот – 2;

- все и просишь добавку компота – 1.

В сон час ты …

- устраиваешь шоу петухов – 3;

- тихо лежишь – 2;

- говорю всем, чтобы заткнулись – 1.

На планерке ты …

- пихаешь соседа, потому что его очередь говорить уже подошла, а он молчит – 3;

- думаешь, что сказать – 2;

- слушаешь, о чем говорят другие – 1.

На мероприятии ты …

- тихо сидишь, никому не мешаешь – 3;

- обсуждаешь с соседом происходящее – 2;

- «стоишь на ушах», громко топаешь, хлопаешь, кричишь – 1.

После отбоя ты …

- моешь ноги, ложишься спать – 3;

- целуешь и желаешь всем «спокойной ночи» – 2;

- выключаешь в палате свет – 1.

 

А теперь считай, сколько всего у тебя получилось.

От 21 до 16. Дорогой мой человечек! Ты, конечно, молодец, что на зарядке начинаешь просыпаться и после отбоя всем желаешь «спокойной ночи», но носки и конфеты из-под матраса нужно срочно убрать, и за твое первенство по петушиным боям сегодня я болела последний раз.

 

От 15 до 12. Хороший мой! Спасибо за то, что ты заботишься обо мне, припасая корочки хлеба, умница, правильно, надо подумать, прежде чем сказать что-нибудь, но, пожалуйста, мой ноги перед отбоем. А не после и, если еще чего-нибудь, делать не умеешь, обращайся ко мне, я обязательно научу.

 

От 11 до 7. Умница ты моя! Разрешаю выключать тебе свет в палате еще до отбоя (всем скажи, что я тебе лично разрешила), можешь просить добавки не только компота, но и супа, только вот в сон час нужно лежать еще тише, а на мероприятии хлопать еще громче.

Скажи мне по секрету …

(Окончание смены)

Ты ничего не забыл (несколько вариантов)?

А) Ничего не забыл;

Б) На всякий случай, пойду еще посмотрю;

В) Убрать за собой мусор;

Г) Написать пожелания друзьям;

Д) Где у меня находится дом;

Е) Осталось поцеловать вожатую;

Ж) Свой вариант……………………………………………

Чем запомнилась тебе эта смена (несколько вариантов)?

А) У меня появились много новых друзей;

Б) Узнал много нового и интересного;

В) Хорошо кормили;

Г) Мне здесь было хорошо;

Д) Очень веселый педсостав;

Е) Очень заботливый техперсонал;

Ж) Нагулялся;

З) Отдохнул;

И) Наигрался в компьютерные игры;

К) Выспался;

Л) Узнал много игр;

М) Потому что я везде участвовал;

Н) Влюбился;

О) Меня не ругали;

П) У нас был очень дружный отряд;

Р) Свой вариант …………………………………………………..

Приедешь ли сюда еще?

А) Обязательно приеду;

Б) Скорее приеду;

В) Наверное, не приеду;

Г) Не приеду никогда.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.