Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии

2017-11-22 1240
Формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение моделей интеграции позволило выделить формы интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии: Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ:

1) комбинированное, когда ученик с отклонениями в развитии способен обучаться в классе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога; 2) частичное, когда обучающиеся с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае часть дня они проводят в спецклассах, а часть дня – в обычных классах; 3) временное, когда дети, обучающиеся в специальных классах, и учащиеся обычных классов объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения; 4) полное, когда 1-2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада или классы (дети с ринолалией, слабовидящие или дети с кохлеарнымимплантантом); эти дети по уровню психофизического, речевого развития более менее соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения, или ее оказывают родители под контролем специалистов. Ребенок, проживающий на территории конкретного образовательного пространства, должен иметь возможность получить разноплановые образовательные услуги по своему месту жительства, а, с другой стороны, перечень этих услуг должен быть четко определен и согласован на межведомственном уровне. При этом на законодательном уровне важно закрепить технологию следования этих услуг за ребенком, независимо от типа и вида образовательного или иного учреждения, выбранного родителями ребенка. Если родителями сделан выбор в сторону семейного воспитания и обучения, необходимо оформить договорные отношения с или ППМС-центром, специалисты которого совместно с коллегами из ПМПК разрабатывают для ребенка индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, согласовывая егос родителями и все вместе разделяют ответственность.

Тема 4. Организация специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в системе социальной помощи и здравоохранения.

Психолого-педагогическая и лечебно-оздоровительная помощь детям с отклонениями в развитии также может быть оказана:

- в системе здравоохранения: стационары, полустационары; логопедические кабинеты, сурдологические кабинеты при поликлиниках; центры восстановительного лечения; реабилитационные центры;ПНД, психоневрологические санатории.

- в системе социальной защиты: приюты, центры психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации; детские дома; дома инвалидов;

В последние годы также появились различные благотворительные организации: ассоциации врачей, педагогов, родителей.

ти с отклонениями в развитии могут получать помощь в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.

В системе образования в России в настоящее время функционируют специальные образовательные коррекционные школы восьми видов, а также создана сеть специальных дошкольных учреждений.

Школы I вида открыты для неслышащих(глухих) детей. Наполняемость класса – 5-6 человек.

Школы II вида открыты для слабослышащих детей. В школе два отделения. В 1-ом – обучаются дети, владеющие речью (наполняемость класса – 10 человек), во 2-ом – обучаются дети, не владеющие речью (5-6 человек в классе).

олы III вида открыты для слепых детей. Наполняемость классов – 5-6 человек.

Школы IV вида открыты для слабовидящих детей. Наполняемость классов – 10 человек.ля детей с заиканием открываются специальные логопедические группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы разновозрастные.

Также для детей с нарушением речи открываются логопедические пункты в массовых детских садах.

 

олы V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи. В школе два отделения. В 1-ом – обучаются дети с общим недоразвитием речи на фоне тяжелой речевой патологии (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия и др.). Наполняемость классов – 12 человек. Во 2-ом отделении обучаются дети с заиканием. Наполняемость классов – 10 человек.

Школы VI вида открыты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Наполняемость классов – 10-12 человек.

Школы VII вида открыты для детей с задержкой психического развития. Наполняемость классов – 12 человек. Для данной категории детей открываются также классы КРО (коррекционно-развивающего обучения) при общеобразовательных школах.

Школы VIII вида открыты для умственно отсталых детей (с 8-ми лет). Наполняемость класса – 12 человек.

Дети с комплексными нарушениями направляются на обучение с учетом их сенсорного или двигательного расстройства. Например, умственно отсталый глухой ребенок будет обучаться в школе для глухих (I вида), но в специальном классе по программе для умственно отсталых детей. Наполняемость таких классов – 5-6 человек.

я детей с ранним детским аутизмом и детей с поведенческими расстройствами пока не создана сеть специальных образовательных учреждений. Есть единичные учреждения. Эти дети получают консультативную помощь или обучаются на дому.

Для детей дошкольного возраста в России открываются специальные ясли, специальные детские сады (компенсирующего вида), специальные группы при массовых детских садах

(комбинированного вида), а также дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах.

Дети с нарушением слуха принимаются в специальные дошкольные учреждения с 2-х лет. Наполняемость групп – 6 человек.

Дети с нарушением зрения принимаются в специальные дошкольные учреждения с 2-х лет. Наполняемость групп для незрячих – 5- 6 человек. При нетяжелых формах нарушения зрения (косоглазие, амблиопия), дети принимаются в специальные детские сады с 3-х лет. Наполняемость таких групп – 10 человек. В них проводят коррекционно-развивающее обучение и интенсивное лечение.

Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек.

- Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек.

Дети с задержкой психического развития принимаются в специальные детские сады (открываются с 1990 г.) и специальные группы при массовых детских садах. Наполняемость групп – 10 человек.

Умственно отсталые дети (с легкой или умеренной степенью) принимаются в специальные дошкольные учреждения или группы с 4-х лет, сроком обучения на 4 года. Наполняемость групп – 10 человек. В настоящее время открываются группы и классы для детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

Дети со сложными нарушениями в развитии получают помощь в специальных дошкольных учреждениях, с учетом их двигательного или сенсорного дефекта. Наполняемость групп -5-6 человек

Для дошкольников с ранним детским аутизмом и с поведенческими нарушениями нет специальных дошкольных учреждений.

Тема 5. Организация специальной педагогической помощи дошкольникам с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи дошкольного возраста могут получать корркционно педагогическую помощь в таких специальных учреждениях, как:

• ясли сад для детей с нарушениями речи,

• детский сад для детей с нарушениями речи компенсирующего вида (все группы в таком учреждении – логопедические),

• группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (комбинированного вида),

• государственные образовательные учреждения (ГОУ) «Школа детский сад» для детей с нарушениями речи,

• логопедические пункты на базе детских садов общеразвивающего вида.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего или комбинированного вида осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевых нарушений, имеющих сохранный слух и интеллект с учетом их возраста (Г.В. Чиркина).

Основные направления работы с детьми в логопедических группах дошкольных учреждений

• коррекция речевого нарушения;

• подготовка к обучению в общеобразовательной школе;

• детей с тяжелыми нарушениями речи – в специальной школе.

Типовым положением определены профили специальных логопедических групп.

Дети с общим недоразвитием речи принимаются в логопедические группы с 5 ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10–12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1–2 уровнем речевого развития) принимают с 4 х лет на 3 года обучения.

Детей с фонетико фонематическим недоразвитием направляют либо в старшую, либо в подготовительную групп, срок обучения составляет один год. При необходимости (например, при дизартрии), по решению ПМПК ребенок может пройти коррекционное обучение повторно. Наполняемость групп 12–14 человек. Для подготовительной группы программа коррекционного обучения и воспитания разработана Г.А. Каше, а для старшей – Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные группы, в которые принимаются дети с 2–3 лет. Наполняемость групп 8 10 человек. Группы комплектуются как разновозрастные. Логопеды и воспитатели работают по программе С.А. Мироновой, разработанной на основе «Программы обучения и воспитания в детском саду» общего типа и методики преодоления заикания Н.А. Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Содержание обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи в специальных детских садах включает традиционные для дошкольного воспитания разделы: игра, труд, физическое и музыкальное воспитание, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность и конструирование.

Развитие речи – специальный раздел, посвященный содержанию коррекционно развивающей работы с детьми, направленной на формирование всех компонентов языковой системы, на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления.

Наиболее полно представлены системы коррекционного воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, ГА. Каше, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова и др.). В общем виде в программах реализуются следующие задачи развития речи:

структурные – осуществляется формирование разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического;

функциональные – формируются навыки владения речью в общении (обмен информацией и переживаниями);

когнитивные – формируется осознание языка и речи, последовательное усложнение интеллектуально речевых действий на основе усложнения мотивации и соотнесения мотива и результата.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие звенья речевой системы нуждаются в первоочередной коррекции и формировании.

Решение коррекционных задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики:

– принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

– формирование речи с учетом закономерностей ее развития в онтогенезе;

– принцип коммуникативно деятельностного подхода к развитию речи.

Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций:

– от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям, подчиненным задачам общения;

– принцип формирования элементарного осознания языковых явлений;

– принцип обеспечения активной речевой практики.

В современных логопедических методиках при обучении детей с системными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, выраженное фонетико фонематическое недоразвитие) наиболее эффективным является коммуникативно деятельностный подход, предполагающий:

– взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности;

– ситуативно тематическую организацию языкового материала;

– концентричность в подаче и закреплении речевого материала;

– опору на высказывание и текст как основные единицы языковой системы;

– подчиненность речевых навыков развитию коммуникативных умений.

Традиционно используются модификации словесных, наглядных и игровых методических приемов развития речи. Особенно широко применяются словесные приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос.

Основные особенности познавательной сферы детей с речевыми нарушениями: недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Без направленной коррекционной работы эти имеющиеся у детей трудности в дальнейшем могут принять большую выраженность и привести к отсутствию интереса к обучению, снижению объема памяти, ошибкам запоминания, трудностям в овладении письмом (дисграфии), дислексии, несформированности счетных операций, слабому овладению грамматикой. Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Предусматривается развитие мелкой моторики, зрительно пространственного и слухового гнозиса, познавательной активности, мотивационной сферы.

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки.

Опыт многолетней работы специальных логопедических групп доказал их высокую эффективность: около 80 % выпускников могут обучаться в школах общего назначения (остальные 20 % – в специальных учебных заведениях).

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов на сегодняшний день нет. Разработано «Положение об организации работы учителя логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК; число занимающихся на логопункте должно составлять не менее 25–30 человек в год. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю и носит индивидуальный или подгрупповой характер. Состав детей подвижный.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.