Консервация основных средств — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Консервация основных средств

2017-11-22 786
Консервация основных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Порядок консервации основных средств утверждает руководи­тель организации. В приказе о консервации обязательно должны ука­зываться причина консервации, наименования объектов основных средств, их балансовая стоимость, инвентарные номера, сроки кон­сервации, состав и размер затрат по содержанию законсервированно­го имущества, источники финансирования. Смета затрат на содержа­ние законсервированных объектов является обязательным приложе­нием к приказу руководителя организации. Продолжительность консервации не может быть менее трех месяцев. На консервацию пе­реводят, как правило, основные средства, находящиеся в определен­ном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.

Бухгалтерия организации на основании приказа руководителя помещает инвентарные карточки законсервированных объектов в от­дельную картотеку и по этим объектам прекращает начислять амор­тизационные отчисления за время установленного срока консерва­ции. В случае ведения в организации инвентарной книги в ней дела­ют соответствующие пометки о переводе объекта основных средств на консервацию. При переводе на консервацию бухгалтерия перево­дит основные средства на отдельный субсчет «Основные средства на консервации» счета 01 на основании:

а акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зда­ний, сооружений) (форма № ОС-1);

• акта о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № OGla);

а акта о приеме-передаче групп основных средств (кроме зда­ний, сооружений) (форма № ОС-16).

Такими же первичными документами оформляется перевод за­консервированных объектов основных средств в состав действующих. По нему делается соответствующая бухгалтерская запись.

В некоторых случаях при переводе на консервацию основных средств необходимо провести строительные работы, на которые организация должна составить смету. Расходы по такой смете собираются на счете 08. При выполнении работ суммы, собранные на счете 08, списываются в дебет счета 91.

Расходы по содержанию законсервированных объектов относят­ся к прочим внереализационным расходам. Расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консерва­ции, оформляются бухгалтерской записью:

Д 91-2 - К 20, 23 и др.

По законсервированным объектам амортизация не начисляется в течение всего срока консервации. При расконсервации и переводе объекта в состав действующих амортизация по нему начисляется по* той же норме, какая применялась до консервации.:

Ревизия операций по консервации основных средств. В ходе. ревизии основных средств, находящихся на консервации, необходи­мо удостовериться в их фактическом наличии и соответствии их фактического наличия учетным данным. Инвентаризация законсервиро­ванных основных средств проводится по общим принципам инвентаризации основных средств. Ревизор должен дать экономическую» оценку действий по консервации основных средств и помнить, что она невозможна без проведения дополнительных работ, расхода материалов (упаковка, герметизация и т.п.). Консервация приводит к ограничению выпуска продукции.

Материалами проверки для ревизора являются расчеты эконо­мических служб, которыми обоснована необходимость консервации, приказы и распоряжения руководства организации, наряды на рабо­ты по консервации, акты выполненных работ, накладные на списа­ние материалов, сметы работ по консервации основных средств.

Аренда основных средств

Под арендой понимается наем одной организацией у другой или у физического лица имущества во временное владение и пользование или во временное пользование, т.е. на определенный срок, за плату, с правом или без права выкупа. Аренда бывает текущей (имущество подлежит возврату арендодателю по окончании срока действия догово­ра аренды) и долгосрочной (имущество переходит арендатору по окон­чании срока действия договора).

Взаимоотношения между арендатором и арендодателем опреде­ляются договором аренды, который заключается в письменной фор­ме и содержит данные о передаваемом имуществе, сроках аренды. Арендная плата включает в себя, как правило, средства, предусмот­ренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую на договорной основе. Отношения, возникающие в результате заключения и исполнения договора аренды, регулируются главой 34 «Аренда» ГК РФ.

После передачи имущества в аренду право собственности на него остается у арендодателя. Поэтому по общему правилу имущество, пе­реданное в аренду, продолжает учитываться на балансе у арендодате­ля, кроме случаев, когда заключается договор финансовой аренды.

Договор аренды нежилых помещений подлежит обязательной государственной регистрации в силу общего требования к форме сде­лок с недвижимым имуществом, установленного ст. 164, 609 и 651 ГК РФ. При этом согласно ГК РФ регистрации подлежат только догово­ры, срок аренды по которым превышает один год.

Передача в аренду имущества оформляется актом о приеме-пе­редаче по форме № ОС-1. Полученное в аренду имущество отражает­ся на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Анали­тический учет по счету 001 ведется по арендодателям и по инвентар­ным номерам.

После передачи имущества в аренду право собственности на него остается у арендодателя, поэтому обычно имущество, переданное в аренду, продолжает учитываться на балансе у арендодателя.

Имущество, передаваемое в текущую аренду, должно отражать­ся в бухгалтерском учете арендодателя обособленно. Это означает, что организация-арендодатель открывает на соответствующих счетах учета имущества отдельные субсчета для учета имущества, передава­емого в текущую аренду. Передача имущества арендатору отражается внутренней записью на счетах учета имущества.

Организации, специализирующиеся на предоставлении в арен­ду своего имущества, должны рассматривать арендную плату как до­ход от обычных видов деятельности и учитывать ее в составе выруч­ки от оказания услуг на счете 90 «Продажи», субсчет «Выручка». На кредите счета 90 собирается информация об арендной плате, причи­тающейся арендодателю в отчетном периоде. Расходы, связанные с ее получением, учитываются по дебету счета 90, субсчет 2 «Себестои­мость продаж».

Организации, для которых сдача имущества в аренду является вспомогательным видом деятельности, самостоятельно решают вопрос о том, к какому виду доходов следует относить причитающуюся им арендную плату — к доходам от обычных видов деятельности или к опе­рационным доходам.

В организациях, признавших арендную плату операционными доходами, она отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и рас­ходы», субсчет «Прочие доходы». Расходы, связанные с получением арендной платы, отражаются по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы».

Имущество, полученное арендатором в аренду, принимается на забалансовый учет в оценке, согласованной с арендодателем в до­говоре аренды.

При использовании арендованных объектов в производствен­ных целях арендная плата рассматривается арендатором как расход по обычным видам деятельности и отражается на счетах затрат.

Если арендованные основные средства арендатор использует для удовлетворения непроизводственных нужд, то расходы по арендной плате возмещаются за счет чистой прибыли, остающейся в распоря­жении организации-арендатора. В данном случае начисление аренд­ной платы отражается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (не­покрытый убыток)», субсчет «Нераспределенная прибыль (непокры­тый убыток) прошлых лет» на основании утвержденной сметы использования чистой прибыли и оправдательных первичных до­кументов.

Улучшение основных средств капитального характера, произ­водимое арендатором, учитывается в составе его собственных основ­ных средств. Отделимые улучшения являются собственностью арен­датора. Он может их либо оставить у себя, либо реализовать на сторо­ну. Неотделимые улучшения основных средств передаются арендодателю после окончания срока аренды основных средств. Если в договоре аренды не оговорено, за чей счет проводится капиталь­ный и текущий ремонт объектов, то согласно ст. 616 ГК РФ обязан­ность проведения капитального ремонта возлагается на арендодателя, текущего ремонта — на арендатора.

Порядок пользования коммунальными услугами должен быть определен договором аренды. Согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ расходы по содержанию арендованного имущества должен нести арендатор, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. В связи с этим возможны два варианта оформления договорных отношений:

1) расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендо­датель, их сумма входит в состав арендной платы;

2) арендатор самостоятельно оплачивает эти расходы, заклю­чив договоры с соответствующими организациями (энергоснабжаю­щими и др.).

Первый вариант. Договором устанавливается фиксированная арендная плата, в которую включена стоимость коммунальных плате­жей. Согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата определяется в твер­дой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.

Величина арендной платы, включающая стоимость коммуналь­ных услуг, может быть рассчитана следующим образом:

§ исходя из заявленных арендатором сведений о потреблении электроэнергии (полученных расчетным путем с учетом показателей энергоемкости электроприборов, оборудования, используемых в про­цессе их деятельности), теплоэнергии и воды на производственные и хозяйственные нужды;

§ пропорционально размеру арендуемых площадей;

§ другим способом, закрепленным в договоре аренды.

Если договором аренды обязанности арендатора по содержанию арендуемого имущества (оплата энергоснабжения, услуг телефонной связи и других коммунальных платежей) учтены в общей сумме аренд­ной платы, арендатор принимает их как расходы.

Второй вариант. Арендатор сам заключает договоры на оказа­ние коммунальных услуг с соответствующими организациями и опла­чивает их стоимость согласно заключенным договорам. Коммуналь­ные платежи будут расходами арендатора в том случае, если договор о предоставлении коммунальных услуг при аренде помещения заклю­чен непосредственно с соответствующими организациями. Доходом арендодателя является только твердая сумма арендной платы, установленная договором аренды.

Ревизия аренды основных средств. Ревизор должен проверить экономическую целесообразность арендных операций. Анализ эффек­тивности сдачи в аренду основных средств основан на изучении усло­вий договора аренды (к которым относятся время аренды, величина арендной платы, условия содержания сданных в аренду основных средств) и данных бухгалтерского учета. В обязательном порядке про­веряется, по какой ставке (цене) взимается арендная плата, возмеща­ет ли она суммы амортизационных отчислений (а также прочих рас­ходов, связанных с арендой), своевременно ли (в соответствии с усло­виями договора) проводится сторонами текущий и капитальный ремонт. Выводы об экономической эффективности приводятся в ма­териалах проведенной ревизии. При этом указываются лица, приняв­шие решение о сдаче в аренду основных средств, которое повлекло:ia собой убытки от указанных операций. Ревизор обращает внимание па возможные случаи покрытия недостач основных средств за счет арендованных объектов.

Материалами проверки у арендодателя являются договоры, рас­четы арендной платы, акты о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) по форме № ОС-1, сметы на ка­питальный и текущий ремонт. Ревизор устанавливает, есть ли в кар­тотеке карточек учета основных средств специальный раздел «Основ­ные средства, сданные в аренду», открыт ли специальный субсчет в син­тетическом учете по сданным в аренду основным средствам, ведется ли на этом субсчете аналитический учет.

Ревизор выясняет, на каком счете, 90 или 91, отражаются дохо­ды и расходы по арендным операциям, соответствует ли это экономи­ческим условиям деятельности организации.

Арендатор несет ответственность за полученные в аренду основ­ные средства, поэтому ревизор должен определить, своевременно ли были закреплены за материально ответственными лицами получен­ные основные средства, учитываются ли эти объекты на забалансо­вом счете 001 «Арендованные основные средства», были ли случаи уплаты арендодателю сумм, возмещающих допущенные арендатором повреждения или стоимость недостающих конструктивных элемен­тов и других частей арендованных объектов.

Ревизор проверяет правильность оформления отношений арен­ды (договора аренды), документальное оформление передачи основ­ных средств, отражение арендной платы в бухгалтерском учете арен­додателя. Особое внимание уделяется законности отражения комму­нальных платежей в бухгалтерском учете арендодателя и арендатора.

Если в ходе аренды проводился капитальный или текущий ре­монт, ревизор проверяет обоснованность, целесообразность и юри­дическую правомерность отнесения расходов на такой ремонт на сче­та арендатора или арендодателя. Материалами проверки будут до­говора, сметы, расчеты, накладные, акты выполненных работ.

Выбытие основных средств

Согласно действующему законодательству организация как соб­ственник имущества, в том числе основных средств, вправе совер­шать в их отношении любые действия: отчуждать, передавать в арен­ду, отдавать в залог и распоряжаться ими иным образом.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методи­ческими указаниями по учету основных средств выбытие объектов основных средств имеет место в следующих случаях:

§ продажа за плату денежными средствами (в рублях и в валюте) и неденежными средствами;

§ безвозмездная передача;

§ списание в случае морального и физического износа; ш ликвидация при авариях и стихийных бедствиях;

§ передача в качестве вклада в уставный капитал других органи­заций;

§ списание ранее сданных в аренду с правом их выкупа объектов основных средств в момент перехода права собственности на данные объекты к арендатору.

Для правильного оформления операций выбытия основных средств большое значение имеют первичные документы, служащие основанием совершения той или иной операции.

Первичным документом для продажи основных средств, безвоз­мездной передачи, списания сданных ранее в аренду объектов с пра­вом выкупа является договор. В договоре определяются порядок и сро­ки оплаты, дата передачи объекта основных средств, комплектность и качественное его состояние.

Выбытие в данном случае оформляется актами форм № ОС-1, № ОС-la, № ОС-16. На основании актов бухгалтерия организации делает запись о выбытии в инвентарной карточке учета объекта основ­ных средств и прилагает эту карточку к данному акту. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в инвентарной книге.

Вложение объекта основных средств в качестве оплаты уставно­го капитала осуществляется на основании протокола общего собра­ния участников организации. В протоколе делается оценка, по кото­рой объект будет принят в качестве взноса в уставный капитал. Для оценки имущества должен быть привлечен независимый оценщик. Оценка имущества и его балансовая стоимость могут не совпадать.

Документом-основанием, подтверждающим операцию, будет слу­жить акт формы № ОС-1.

Списание и ликвидация объектов основных средств должны быть; оформлены приказом руководителя организации и актом о списании объ-1екта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма iOC-4), или актом о списании автотранспортных средств (форма 1 ОС-4а), или актом о списании групп объектов основных средств |(кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46).

В данных документах должны содержаться следующие сведения: од изготовления или постройки объекта; дата поступления; дата ввода эксплуатацию; первоначальная стоимость (для переоцененных объектов — восстановительная стоимость); сумма начисленной амортиза­ции; количество проведенных капитальных ремонтов; причины списания и возможность использования отдельных узлов, деталей списыва­емого объекта.

Акт формы № ОСИ применяется для оформления полного или частичного списания основных средств. Акт составляется в двух эк­земплярах, подписывается членами комиссии, утверждается руково­дителем организации или лицом, на это уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.

На основании указанных документов заполняется акт формы № ОС-1.

Инвентарные карточки на списанные в течение отчетного меся­ца с бухгалтерского учета объекты основных средств до конца месяца хранятся обособленно от инвентарных карточек других основных средств.

Затраты по списанию, а также стоимость поступивших матери­альных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, де­монтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе «Справка о затра­тах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении ма­териальных ценностей от их списания» акта формы № ОС-4.

В бухгалтерском учете выбытие основных средств отражается следующими проводками:

Д01—К01— перенесена на отдельный субсчет первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;

Д 02 — К 01 — списана сумма начисленной амортизации;

Д 91-2 — К 01 — списана остаточная стоимость объекта основных средств;

Д 62 — К 91-1 — предъявлен счет покупателю объекта основных средств;

Д 91-2 — К 68 — начислен НДС на операцию по продаже (безвоз­мездной передаче) объекта основных средств;

Д 51 — К 62 — поступила плата за объект основных средств;

Д 68 — К 51 — уплачен НДС;

Д 58 — К 91-1 — отражена стоимость акций, оплаченных переда­чей основных средств;

Д10 — К 91-1 — оприходованы материалы, оставшиеся в результа­те ликвидации объекта основных средств, по рыночной цене (по цене возможного использования);

Д 91-1 — К 91-9 — отражен финансовый результат от продажи объекта основных средств.

В регистрах бухгалтерского учета выбытие основных средств фиксируется в журнале-ордере № 11 или № 13. Платежи, поступив­шие от покупателей или другие формы оплаты, их замещающие, и спи­сание оборотов по кредиту счета реализации отражаются в ведомо­сти № 16.

Ревизия операций выбытия основных средств. Проверяя за­конность и целесообразность продажи основных средств, ревизор внимательно изучает условия договора и акт формы № ОС-1. Прода­жа может осуществляться по договору купли-продажи и по договору мены. Необходимо проверить визы, проставленные на договоре, и пол­номочия подписавшего лица. Во многих организациях учредительные документы ограничивают право руководителя продавать основные средства. В случае, если продажа произведена сотруднику организа­ции, ревизор выясняет цену продажи, соотношение цены и рыноч­ной стоимости основных средств, полноту оплаты.

Сплошным методом проверяются операции дарения основных средств. Ревизор обязан установить соответствие акта дарения дей­ствующему законодательству (по форме и содержанию): правильно ли оформлен договор дарения (безвозмездной передачи) объектов основных средств; оформлены ли акты формы № ОС-1. Ревизору не­обходимо учесть, что дарение между коммерческими организациями (по ГК РФ) не допускается. В обязательном порядке по каждому факту дарения выявляется ответственное лицо, подписавшее договор даре­ния, и правомочность его действий. Ревизор определяет, правильно ли начислены налоги по безвозмездной передаче основных средств с учетом того, что при безвозмездной передаче плательщиком НДС является передающая сторона.

Во время ревизии изучается каждый случай преждевременной ликвидации недоамортизированных основных средств. Проверяется компетентность лиц, входящих в ликвидационную комиссию (обяза­тельно должны входить главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на ко­торых возложена ответственность за сохранность основных средств). Выясняется, включены ли в ее состав специалисты технических служб, установлены ли причины списания объекта (физический и мораль­ный износ, реконструкция, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации), лица, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, какие были предложения о привлечении этих лиц к ответственности.

Ревизор проверяет, каким образом реализована (и реализована ли) возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта, правильно ли проведена оценка узлов (ма­териалов), пригодных для использования, металлического лома и дра­гоценных металлов, верно ли определены вес и сдача на соответству­ющий склад, осуществлено ли их оприходование на счета бухгалтер­ского учета.

Ревизор устанавливает правильность составления акта формы № ОС-4, достоверность указанных данных, характеризующих объект, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности ис­пользования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов, наличие необхо­димых реквизитов.

Основные средства организация передает в качестве вклада в уставный капитал другого юридического лица на основании решения учредителей (участников), что оформляется актом формы № ОС-1. Поэтому ревизор изучает правильность такого оформления, а также устанавливает правомочность действий лица, выступающего от име­ни того, кто санкционировал передачу основных средств.

Ревизор определяет, в какой оценке переданы основные сред­ства, поскольку первоначальной стоимостью основных средств, вне­сенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участ­никами) организации, а также выясняет, правильно ли отражена в уче­те разница между балансовой (остаточной) стоимостью основных средств и оценкой, согласованной участниками.

По итогам ревизии проводится анализ выбытия основных средств и оформляются выводы ревизора об экономической целесо­образности выбытия, правильности отражения операций по выбы­тию основных средств. Эти выводы отражаются в заключительных материалах ревизии.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.