Раздел 3 Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Раздел 3 Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач

2017-11-22 398
Раздел 3 Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На предыдущем этапе создавались ситуации, в которых в поле зрения ребенка находилось только одно вспомогательное средство (палка, когда надо было достать закатившуюся под шкаф игрушку; стул, когда надо было достать высоко лежа­щую игрушку и т.п.). Теперь же надо создать ситуацию, при которой в поле зрения ребенка находится несколько предме­тов и из них надо выбрать наиболее подходящий - по величи­не, форме, назначению. Например, педагог предлагает детям достать закатившуюся под шкаф игрушку. Для этого они дол­жны выбрать вспомогательный предмет: палки разной дли­ны, щетка, сачок, лопатка и т. д. В другом случае ребенку предлагают приблизить к себе тележку со стержнем, которую можно приблизить с помощью палочки с колечком. Ему сле­дует выбрать одну палочку из нескольких: палочка с крюч­ком, палочка с сачком, палочка с колечком и просто палочка. Безошибочно можно выбрать подходящее орудие только в том случае, если уровень зрительного восприятия ребенка доста­точно высок и позволяет на расстоянии соотнести свойства предмета-цели и предмета-средства. Однако такого уровня зрительное восприятие ребенка с отклонениями в развитии не достигает к этому времени обучения. Поэтому основной спо­соб, которым следует вооружить детей, - метод целенаправ­ленных проб.

ИГРА «ЗВЕНИ, КОЛОКОЛЬЧИК!»

Оборудование: дощечка с укрепленными на ней коло­кольчиком с веревочкой, привязанной к язычку, и двумя «лож­ными» веревочками.

Ход занятия. На видном и легкодоступном месте под­вешивается дощечка с колокольчиком. Она висит так, что ре­бенок не может достать рукой веревочку и позвонить в коло­кольчик. Две «ложные» веревочки, более длинные, чем привязанная, прикреплены к дощечке по обе стороны колоколь­чика. Чтобы позвонить в колокольчик, ребенок должен потя­нуть за ту веревочку, которая прикреплена к язычку. Вначале ребенку дается только общая инструкция: «Позвони в коло­кольчик!» Если он начинает подпрыгивать, стремясь схватить­ся за язычок колокольчика, педагог говорит: «Подумай, что тебе может помочь позвонить в колокольчик». Ребенок чаще всего начинает тянуть за наиболее длинную веревочку. Но ко­локольчик при этом не звенит. Предоставив ребенку возмож­ность самостоятельно несколько раз дернуть за «ложную» ве­ревочку, педагог говорит: «Ты слышишь, что колокольчик не звенит, попробуй дернуть за другую веревочку!» - и дает воз­можность ребенку пробовать тянуть за все веревочки. Наконец, когда колокольчик зазвенел, педагог спрашивает: «А теперь по­чему звенит колокольчик?» - и помогает ребенку увидеть, что эта веревочка непосредственно прикреплена к колокольчику, а две другие - нет. В конце игры педагог просит ребенка после­довательно рассказать о своих действиях и закрепить в словес­ном плане верные способы действия. «Сначала ты тянул за не­привязанную веревочку, и колокольчик не звенел. Потом ты тянул за привязанную - колокольчик зазвенел».

ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»

Оборудование: банка с водой, камешки, разные палоч­ки: с крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 4).

Ход занятия. В банке с водой лежат камешки. Недале­ко от банки разложены на столе палочки — с крючком, сачком, колечком, вилкой. Ребенка просят достать камешки из банки и переложить в аквариум, не замочив при этом руки. Если ре­бенок пытается опустить руки в банку, но не достает до камеш­ков, педагог предлагает ему подумать, чем можно достать ка­мешки. Ребенку дается возможность перепробовать все лежащие на столе предметы-орудия, пока он сам не убедится, что камешки можно достать только сачком. При этом педагог обязательно фиксирует результат действия с каждым предме­том-орудием: «Видишь, этой палочкой с крючком камешек дос­тать нельзя. Попробуй достать сачком». После того как ребенок возьмет сачок и достанет первый камешек, педагог закрепляет достигнутый успех: «Вот хорошо, сачком можно достать все ка­мешки». Затем ребенок действует сачком несколько раз и зак­репляет правильный способ действия в словесном отчете.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.