Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии

2017-11-22 1053
Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПСИХОЛОГИческая служба

образовательного учреждения

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Шадринск

УДК 37.015.3

ББК 88.6

П86

 

Печатается по решению Учебно-методического совета Шадринского государственного педагогического университета,

протокол № 1 от 28.03.2017 г.

 

Рецензенты:

Скоробогатова Н.В. - канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета

Самылова О.А. - канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета

 

П86 Психологическая служба образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / сост. С.В. Истомина; Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск: ШГПУ, 2017. – 110 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по вопросам организации психологической службы образовательного учреждения и предназначено для самостоятельной работы студентов по усвоению информации в данной области прикладной психологии. Раскрываются нормативно-правовые и организационные вопросы деятельности практического психолога образования, специфика его деятельности при проведении диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, просветительской и профилактической работы.

Материал, представленный в пособии, может быть полезен студентам, обучающимся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», а также практикующим педагогам-психологам.

УДК 37.015.3

ББК 88.6

 

©С.В. Истомина, 2017

© ШГПУ, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..  
Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии  
УЭ 1.1. Теоретические основания психологической службы образования …………………………………………………………………....  
УЭ 1.2. Становление и современное состояние психологической службы образования в России и за рубежом …………………………………  
УЭ 1.3. Направления в деятельности психологической службы образования, её структура ……………………………………………………..  
Модуль 2. Нормативные основы деятельности педагога-психолога  
УЭ 2.1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования ………………………………………………………..  
УЭ 2.2. Профессиональные и личностные качества практического психолога образования ……………………………….……………..…..……  
УЭ 2.3. Деятельность практического психолога образования …………..  
Модуль 3. Основные виды деятельности педагога-психолога  
УЭ 3.1. Психологическая диагностика и коррекция ……………………...  
УЭ 3.2. Психологическая профилактика …………………………………..  
УЭ 3.3. Психологическое консультирование и просвещение ……..……  
УЭ 3.4. Преподавание психологии в школе ………………………………  
Модуль 4. Специфика работы психолога с детьми разных возрастов  
УЭ 4.1. Особенности работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста …………………………………………………………………….…  
УЭ 4.2. Особенности работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..  
УЭ 4.3. Особенности работы педагога-психолога с подростками …….  
УЭ 4.4. Особенности работы педагога-психолога с учащимися старших классов …………………………………………………………………………  
Модуль 5. Специфика работы педагога-психолога с родителями и педагогами  
УЭ 5.1. Особенности работы педагога-психолога с педагогами ………  
УЭ 5.2. Особенности работы педагога-психолога с родителями ……..  
Методические рекомендации для студентов...................................................  
Заключение ……………………………………………………………………  
Рекомендуемая литература ………………………………………….………  

 

Введение

В настоящее время возрастает уровень востребованности психологических услуг системой образования в связи тем, что в новых образовательных стандартах большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. Речь идет о необходимости направить усилия системы образования на реализацию интеллектуального, творческого и личностного потенциала подрастающего поколения как главного богатства страны. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с дальнейшим развитием и укреплением психологической службы.

Психологическая служба в системе образования нужна не только для оказания помощи детям с проблемами развития, обучения, поведения. Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, которые определяют социальную ситуацию развития воспитанников и обучающихся и, тем самым, оказывают влияние на все стороны психического развития каждого из них. Психолог должен понимать проблемы, сосредоточенные именно в данном учреждении (возрастные, социальные, образовательные, национальные, межнациональные и пр.), и строить свою работу в соответствии с этим пониманием. Работа в конкретной образовательной организации позволяет психологам вникнуть в учебно-воспитательную ситуацию, узнать как педагогов, так и детей, понять особенности их взаимоотношений, вступить в контакт с родителями.

Комплексная система психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательной среды позволит успешно решить цели и задачи психологической службы образования.

Педагога-психолога

Цель - определить специфику основных видов деятельности педагога-психолога (диагностика, психокоррекция, консультирование, просвещение, психопрофилактика)

Задачи:

1) знать определение и содержание основных видов деятельности педагога-психолога;

2) знать специфику проведения видов деятельности педагога-психолога с разновозрастным контингентом;

3) уметь выделять основные формы и методы работы в разных видах деятельности педагога-психолога;

4) уметь составлять программу психологической работы с разновозрастным контингентом;

5) получить опыт:

- выбора метода диагностического исследования;

- моделирования программ психокоррекционной работы;

- выступления на семинаре и участия в дискуссиях.

Заключение

Психологическая служба образования - один из важных компонентов целостной системы образования нашей страны. Целью ее деятельности является сохранение и укрепление психического и психологического здоровья всех участников образовательной среды. Единство её составляющих (научного, прикладного, практического и организационного) обеспечивает системное и полноценное функционирование всех структурных звеньев службы.

Педагог-психолог вправе определять приоритетные направления своей деятельности. Диагностика является лишь начальным этапом последующей коррекционно-развивающей работы, а также методом оценки эффективности деятельности психолога; самоцелью работы она быть не может. Особое внимание в работе психолога уделяется детям «группы риска» в связи с тем, что проблемы различного характера уже начались и нужно сделать всё возможное для того, чтобы эти трудности не стали устойчивыми чертами личности либо паттернами поведения. Диагностические мероприятия позволяют уточнить гипотезы психолога о причинах и проявлениях данных вариантов развития детей. Систематическая, комплексная коррекционная работа позволяет успешно справиться с проблемами психического развития детей.

Грамотное использование техник профилактической и просветительской работы позволит предупредить трудности в поведении, обучении и развития детей разных возрастов. Консультирование педагогов, родителей и администрации образовательной организации позволяет решить актуальные вопросы воспитания, обучения и развития детей.

Следует обратить особое внимание на принцип взаимодействия всех субъектов образовательной среды для решения вопросов психолого-педагогического сопровождения.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1997. – 368 с.

2. Андреева, А.Д. Современное состояние школьной психологической службы в США [Текст] / А.Д. Андреева // Детский практический психолог. – 1994. – Январь. – С. 54-57.

3. Андреева, А.Д. Школьная психологическая служба Австралии и Новой Зеландии [Текст] / А.Д. Андреева // Детский практический психолог. – 1995. – Июль. – С. 81-85.

4. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

5. Безруких, М.М. Леворукий ребенок в школе и дома [Текст] / М.М. Безруких. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 299 с.

6. Бекоева, Д.Д. Практическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Д.Д. Бекоева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.

7. Битянова, М. Консилиум в школе [Электронный ресурс] / М. Битянова // Школьный психолог: прилож. к газ. «Первое сентября». – 2002. – №5. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200200509

8. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 296 с.

9. Бобкова, М.Г. Критерии эффективности психологического консультирования [Текст] / М.Г. Бобкова //Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - №9. - С.248-255.

10. Буравлева, Н.А. Приоритетность профилактической деятельности психологической службы современного учреждения образования [Текст] / // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 47-49.

11. Бякова, Н.В. Возможности психологического просвещения в работе школьного психолога [Текст] / Н.В. Бякова, С.В. Истомина // Психология и школа. – 2009. – № 2. – С. 90-99.

12. Васильева, И.В. Организация психологических служб [Электронный ресурс] / И.В. Васильева. – М.: Флинта, 2013. – 144 с. – Режим доступа: http://www.tmnlib.ru/jirbis/files/upload/books/PPS/Vasileva_198_Organiz_psih_sluzhb_2011.pdf.

13. Венгер, Е.А. Организация психологической службы в израильской системе образования [Текст] / Е.А. Венгер // Детский сад. Управление. – 2004. – № 5. – С. 13-14.

14. Детская практическая психология [Текст]: учебик для студентов вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.

15. Диагностико-коррекционная работа в процессе возрастного консультирования [Текст]: учеб. пособие. – Шадринск: ШГПИ, 1999. – 113 с.

16. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики [Текст] / И. В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 230 с.

17. Дубровина, И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы [Текст] / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. – 1988. – № 5. – С. 47-54.

18. Дубровина, И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования [Текст] / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 3. – С. 8–16.

19. Дьяченко, О.М. Психологическая служба дошкольного учреждения [Текст] / О.М. Дьяченко //Детский сад. Управление. – 2004. – № 12. – С. 11.

20. Забродин, Ю.М. Психологическое консультирование [Текст] / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян; ред. Ю. М. Забродин. – М.: Эксмо, 2010. – 383 с.

21. Забродин, Ю.М., Концепция и организационно-структурные модели психологической службы [Текст] / Ю.М. Забродин, Е.И. Метелькова, В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 8. – № 3. – С. 1-15.

22. Клюева, Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения [Текст] / Т.Н. Клюева // Вестник практической психологии образования. – 2010. – № 1 (22). – С. 63-69.

23. Князева, Т.Н. Критериально-ориентированная психодиагностика в образовательном процессе: барьеры и возможности [Текст] / Т.Н. Князева // Интеграция образования. - 2015. - Т.19. - №1 (78). - С. 44 - 52.

24. Колесник, В.Г. Психокоррекция и ее дефиниции [Текст] / В.Г. Колесник //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - №9 (91). - С.76-79.

25. Королева, М.П., Предупреждение нарушений поведения у подростков группы риска [Текст] / М.П. Королева, Л.П. Григорьева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - №7. - С. 114-123.

26. Красавцева, Л.Е. Требования образовательного учреждения к профессиональным качествам практического психолога [Текст] / Л.Е. Красавцева // Вестник Костромского гос. пед. ун-та. - 2010. - Т.16 - №1. - С 178-180.

27. Красило, А. И. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном процессе [Текст] / А. И. Красило, А. П. Новгородцев. – М.; Воронеж: Модэк,1995. – 144 с.

28. Малых, С.Б. Психологическая служба образования в Германии [Текст] / С.Б. Малых // Вопросы психологии. – 2004. – № 5. – С. 127-140.

29. Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ [Текст]: метод. пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384 с.

30. Минькова, Е.С. Становление и развитие детской психологии во Франции (начало XX века) [Текст] / Е.С. Минькова //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. – 2015. – №2. – С.10-19.

31. Монахова, А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия [Текст] / А.Ю. Монахова. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 160 с.

32. Недоспасов, В.О. Становление психологии на Южном Урале [Текст] /В.О. Недоспасов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2008. - №31 (131). – С. 8-16.

33. Неупокоева, Н. М. Психологическая служба образования в сельской местности [Текст]: пособие по спецкурсу / Н. М. Неупокоева. - Курган: ИПК, 2000. - 196 с.

34. Неупокоева, Н.М., Преподавание психологии в общеобразовательных школах в региональных условиях [Электронный ресурс] /Н.М. Неупокева, Н.П. Бадьина. – Курган, 2005. – 96 с. – Режим доступа: http://talskol.ru/tal-s-kol.ru/images/metod/prepodavanie_psihologii.pdf

35. Омельчанко, Е.В. Становление и развитие детской психологии в Германии (конец XIX - начало XX века) [Текст] / Е.В. Омельчанко //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т.19. – №45. – С.402-406.

36. Пахальян, В. Психопрофилактика в образовании [Текст] / В. Пахальян // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 38-44.

37. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / М.В. Попова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

38. Практическая психология образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 588 с.

39. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.

40. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. 1: учебник для акад. бакалавриата / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Юрайт, 2016. – 272 с. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/or3/view/or.html?art_type=4&file=22597399&art=19320811&user=0&trial=1.

41. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса [Электронный ресурс]. В 2 ч. Ч. 2: учебник для акад. бакалавриата / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Юрайт, 2016. – 322 с. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/viewer/83394DB6-8C6B-42B0-A1DC-646B9A66FBEA#page/1.

42. Работа педагога-психолога в системе образования [Текст]: учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии / сост. О.В. Коновалова, Н.Н. Колмогорцева. – Шадринск: ШГПИ, 2013. – 111 с.

43. Рапохин, Н.П. Прикладная психология [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Рапохин. – М.: ФОРУМ, 2010. – 429 с.

44. Родионов, В.А., Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе [Текст] /В.А. Родионов, М.А. Ступницкая. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 с.

45. Савельева, Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. Савельева. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 571 с.

46. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 192 с.

47. Смирнова, Е.О. Психологическая служба раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2005. – №1. – С. 73-83.

48. Ткаченко, И.В. Профессиональная подготовка психолога: необходимость конструктивных трансформаций [Текст] / И.В. Ткаченко // Высшее образование в России. - 2014. - №4. - С.82-90.

49. Товуу, Н.О. Психология как учебный предмет в школах Тувы: состояние и перспективы [Текст] / Н.О. Товуу //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №11. - С. 162-165.

50. Тончева, А.В. Причины неуспеваемости современных школьников [Электронный ресурс] /А.В. Тончева //Вестник Чувашского ун-та. 2012. №1. С. 181-186. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-neuspevaemosti-sovremennyh-shkolnikov.

51. Федорова, Е.П. Становление психологии в Забайкальском крае [Текст] /Е.П. Федорова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психологи. – 2009. - №5. – С. 98-108.

52. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст]: учеб. пособие для вузов / О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2003. – 173 с.

53. Ценюга, С.Н. Педологическая работа в Сибири в первой трети XX века [Текст] /С.Н. Ценюга //Образование и наука. – 2009.- №10. - С. 82-93.

54. Чеснокова, О.Б. Психолог в системе дошкольного образования: английский вариант [Текст] /О.Б. Чеснокова //Национальный психологический журнал. – 2013. - №1 (9). – С. 127-133.

55. Шарапанская, Е.В. Актуальные проблемы развития психологической службы в образовании [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Шарапанская, О.А. Брылева. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 236 с.

56. Шуман, С. Зачем учителю психолого-педагогическая служба [Текст] / С. Шуман // Воспитание школьников. – 1991. – №2. – С. 16-18.

57. Якиманская, И. С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс]: монография / И.С. Якиманская, Н.Н. Биктина, Е.В. Логутова, А.М. Молокостова. – Оренбург, ОГУ, 2015. – 124 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439238.

Учебное издание

 

ПСИХОЛОГИческая служба

образовательного учреждения

 

Составитель Истомина Светлана Владимировна

 

ПСИХОЛОГИческая служба

образовательного учреждения

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Шадринск

УДК 37.015.3

ББК 88.6

П86

 

Печатается по решению Учебно-методического совета Шадринского государственного педагогического университета,

протокол № 1 от 28.03.2017 г.

 

Рецензенты:

Скоробогатова Н.В. - канд. психол. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского государственного педагогического университета

Самылова О.А. - канд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии Шадринского государственного педагогического университета

 

П86 Психологическая служба образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» / сост. С.В. Истомина; Шадр. гос. пед. ун-т. – Шадринск: ШГПУ, 2017. – 110 с.

 

Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по вопросам организации психологической службы образовательного учреждения и предназначено для самостоятельной работы студентов по усвоению информации в данной области прикладной психологии. Раскрываются нормативно-правовые и организационные вопросы деятельности практического психолога образования, специфика его деятельности при проведении диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной, просветительской и профилактической работы.

Материал, представленный в пособии, может быть полезен студентам, обучающимся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», а также практикующим педагогам-психологам.

УДК 37.015.3

ББК 88.6

 

©С.В. Истомина, 2017

© ШГПУ, 2017

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………..  
Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии  
УЭ 1.1. Теоретические основания психологической службы образования …………………………………………………………………....  
УЭ 1.2. Становление и современное состояние психологической службы образования в России и за рубежом …………………………………  
УЭ 1.3. Направления в деятельности психологической службы образования, её структура ……………………………………………………..  
Модуль 2. Нормативные основы деятельности педагога-психолога  
УЭ 2.1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования ………………………………………………………..  
УЭ 2.2. Профессиональные и личностные качества практического психолога образования ……………………………….……………..…..……  
УЭ 2.3. Деятельность практического психолога образования …………..  
Модуль 3. Основные виды деятельности педагога-психолога  
УЭ 3.1. Психологическая диагностика и коррекция ……………………...  
УЭ 3.2. Психологическая профилактика …………………………………..  
УЭ 3.3. Психологическое консультирование и просвещение ……..……  
УЭ 3.4. Преподавание психологии в школе ………………………………  
Модуль 4. Специфика работы психолога с детьми разных возрастов  
УЭ 4.1. Особенности работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста …………………………………………………………………….…  
УЭ 4.2. Особенности работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста …………………………………………………………..  
УЭ 4.3. Особенности работы педагога-психолога с подростками …….  
УЭ 4.4. Особенности работы педагога-психолога с учащимися старших классов …………………………………………………………………………  
Модуль 5. Специфика работы педагога-психолога с родителями и педагогами  
УЭ 5.1. Особенности работы педагога-психолога с педагогами ………  
УЭ 5.2. Особенности работы педагога-психолога с родителями ……..  
Методические рекомендации для студентов...................................................  
Заключение ……………………………………………………………………  
Рекомендуемая литература ………………………………………….………  

 

Введение

В настоящее время возрастает уровень востребованности психологических услуг системой образования в связи тем, что в новых образовательных стандартах большое внимание уделяется вопросам психического, личностного и социального развития ребенка, его возрастным и индивидуальным особенностям, сохранению и укреплению его психического и психологического здоровья. Речь идет о необходимости направить усилия системы образования на реализацию интеллектуального, творческого и личностного потенциала подрастающего поколения как главного богатства страны. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с дальнейшим развитием и укреплением психологической службы.

Психологическая служба в системе образования нужна не только для оказания помощи детям с проблемами развития, обучения, поведения. Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, которые определяют социальную ситуацию развития воспитанников и обучающихся и, тем самым, оказывают влияние на все стороны психического развития каждого из них. Психолог должен понимать проблемы, сосредоточенные именно в данном учреждении (возрастные, социальные, образовательные, национальные, межнациональные и пр.), и строить свою работу в соответствии с этим пониманием. Работа в конкретной образовательной организации позволяет психологам вникнуть в учебно-воспитательную ситуацию, узнать как педагогов, так и детей, понять особенности их взаимоотношений, вступить в контакт с родителями.

Комплексная система психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательной среды позволит успешно решить цели и задачи психологической службы образования.

Модуль 1. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии

Цель - определить характеристики психологической службы как отрасли прикладной психологии.

Задачи:

1) знать определение, цели и задачи психологической службы образования; ее теоретические основания;

2) уметь выделять основные составляющие психологической службы образования, её структуру; основные направления в деятельности;

3) уметь выделять основные периоды становления психологической службы образования в России и за рубежом;

4) получить опыт:

- моделирования содержания перспективного направления, исходя из актуальных проблем;

- выступления на семинаре и участия в дискуссиях.

 

УЭ 1.1. Теоретические основания психологической службы образования

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Используя информацию, полученную на лекции, в литературе, ответьте на вопрос «Для чего нужна системе образования психологическая служба?» При ответе возможно использование примеров из собственного жизненного опыта.
Задание 2. Подготовьте конспект статьи: Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопросы психологии. 1988. № 5. При конспектировании статьи выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 3. Подготовьте конспект раздела: Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической службы детского сада и школы // Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. С.13-24. Выпишите основные характеристики психологического здоровья, его уровни, критерии, условия становления основных компонентов психологического здоровья.
Задание 4. Изучите содержание статей: Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 3. С. 8–16. Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция иорганизационно-структурные модели психологической службы // Психологическая наука и образование. 2016. Т.8. №3. С. 1-15. При конспектировании статей выделите основные (ключевые) моменты позиции авторов.
Задание 5. Сформулируйте теоретические и прикладные задачи психологической службы образования, на ваш взгляд актуальные на сегодняшний день.  
Задание 6. Составьте словарь ключевых терминов данной темы. Пользуйтесь словарями и учебниками, предложенными в списке литературы.

 

Информационный блок. Психологическая служба образования — интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих (аспектов): научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования. Одна из задач здесь — научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования. Научный сотрудник, выполняющий эти исследования, ориентируется на практического психолога как основного своего заказчика.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, которые самостоятельно или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построении программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи образовательных учреждений, задача которых — работать с детьми, группами и классами, педагогами, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. Они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, повышением профессиональной квалификации практических психологов.

Научным основанием психологической службы образования являются фундаментальные теоретические положения, разрабатываемые в отечественной психологии о развитии и социальной природе психики человека, отраженные в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. авторов.

Основными условием психического развития ребенка является:

- его собственная деятельность. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит под влиянием той деятельности, которая на данном этапе является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах, в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

- общение со взрослыми. Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством.

- ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах. Обучение должно быть ориентировано не на «зону актуального развития», т. е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л. С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития» — на «завтрашний день». Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился.

- единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

- ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Опираясь на идею Л. С. Выготского о сензитивных периодах в развитии личности, многие психологи указывают на необходимость полного выявления и развития психических характеристик каждого возрастного периода. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

- согласно теории критических периодов детского развития (Л. С. Выготский) каждый переходный или критический период - результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой лежит, с одной стороны, изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой - изменение его внутренней позиции. Все переходные периоды имеют сходные симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям. В переходах от одного периода к другому выделяются своеобразные кризисы развития, содержание которых существенно отличается от особенностей развития в стабильные периоды.

Переходные периоды — очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

- учёт индивидуальных особенностей. Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными. Под индивидуальными особенностями личности в психологии понимаются такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности - особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым, уникальным.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей разных возрастов.

Задачи психологической службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей (интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.);

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата в образовательном учреждении, который определяется организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, а также созданием для каждого ребенка ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, педагогам.

Форма текущего контроля – собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.

УЭ 1.2. Становление и современное состояние психологической службы образования в России и за рубежом

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Определите предпосылки выделения психологической службы образования в отрасль прикладной психологии.  
Задание 2. Изучите содержание статьи: Андреева А.Д. Школьная психология в странах Западной Европы // Детский практический психолог. 1994. Ноябрь. С. 67-74. Выделите основные этапы становления психологической службы образования в данной стране.
Задание 3. Изучите содержание статьи: Андреева А.Д. Современное состояние школьной психологической службы в США // Детский практический психолог. 1994. Январь. С. 54-57. Выделите основные этапы становления психологической службы образования в данной стране.
Задание 4. Изучите содержание статьи: Андреева А.Д. Школьная психологическая служба Австралии и Новой Зеландии // Детский практический психолог. 1995. Июль. С. 81-85. Выделите основные этапы становления психологической службы образования в данной стране.
Задание 5. Изучите содержание статьи: Малых С.Б. Психол<

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.