УЭ 4.3. Особенности работы педагога-психолога с подростками — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

УЭ 4.3. Особенности работы педагога-психолога с подростками

2017-11-22 568
УЭ 4.3. Особенности работы педагога-психолога с подростками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Содержание заданий Методические указания по усвоению учебного материала
Задание 1. Повторитьтему «Психологическая характеристика подросткового возраста». Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курса «Психология развития».
Задание 2. Изучите статью: Королева М.П., Григорьева Л.П. Предупреждение нарушений поведения у подростков группы риска // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. №7. С. 114-123. Выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 3. Изучите содержание раздела: Работа психолога с депрессивными подростками // Диагностико-коррекционная работа в процессе возрастного консультирования: учеб. пособие для студентов фак. коррекц. педагогики и психологии. Шадринск: ШГПИ, 1999. С.91-111. Выделите основные (ключевые) моменты позиции автора.
Задание 4. Подготовить сообщение на тему «Суицидальное поведение подростков» Освятите вопрос изучения склонности к суицидальному поведению у подростков.
Задание 5. Составить картотеку диагностических методик для подростков по выявлению уровня умственного развития, положения его в группе сверстников, особенностей эмоционального развития (не менее 10). Воспользуйтесь информацией, полученной при изучении курсов «Детская практическая психология» и «Психодиагностика».

Информационный блок. Основные направления работы педагога-психолога с подростками:

— развитие общения со сверстниками;

— развитие воли;

— развитие эмоциональной сферы, регуляции эмоциональных состояний;

— развитие воображения.

Работа с основными психологическим проблемами пубертата: самооценка внешности, физическое «Я»; сексуальное развитие.

Работа с подростками «группы риска». Данная проблема приобретает особую актуальность работе с подростками:

1) морфологические и физиологические изменения делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, вызывают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин;

2) именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания;

3) естественное для этого возраста расширение сфер социальных отношений дает новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный).

Дебюты психических заболеваний у подростков. Подростковый возраст, как показано во множестве исследований, является периодом начала многих психических заболеваний - различных форм шизофрении, шизоаффективного, маниакально-депрессивного психоза. Признаки, по которым можно судить о появлении проблем данного типа:

1) нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией;

2) наличие/отсутствие так называемого продромального периода, т. е. периода, предшествующего заболеванию, во время которого симптомы расстройства возникают как бы по нарастающей, начинаясь с соматовегетативных признаков — расстройств сна, аппетита, возникновения двигательного и эмоционального беспокойства, после чего появляются бред, галлюцинации и другие симптомы;

3) критичность к своему состоянию и стремление избавиться от своих вновь возникших трудностей. Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно;

4) наличие специфических расстройств мышления и других психических функций.

Подростки с акцентуациями характера и психопатиями. В подростковом возрасте черты акцентуаций характера заостряются, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии психогенных факторов могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответствующему психопатическому типу.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий (гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный типы).

Акцентуации с неявными проявлениями, в отличие от явных, следует считать обычными вариантами нормы. В подростковом возрасте многие акцентуации характера выражены явно, но по мере взросления приобретают скрытую форму. Как сильнейший психогенный фактор клиницисты рассматривают неправильное семейное воспитание.

В отличие от акцентуаций характера психопатии относятся к пограничным вариантам аномалий личности. Все психопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои прообразы в виде акцентуаций характера. Однако между последними и психопатиями имеются качественные различия. Психопатии определяются как тотальные (распространяющиеся на всю систему отношений индивида) и стабильные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида.

Алкоголизация и употребление наркотических средств. Мотивом этого может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток с выраженными трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Другим мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание, например, выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно у подростков отсутствует

Подростки с церебрастеническими явлениями. Успеваемость у таких детей или низкая с самого начала обучения в школе, или снижается при переходе в среднюю школу, хотя и там она была невысокой. Основой таких случаев нередко является церебрастенический синдром — утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий), не очень высокая и неустойчивая работоспособность, трудность концентрации произвольного внимания.

Среди личностных особенностей на первый план выступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспеха до агрессивного и вызывающего поведения). Такое отношение к себе имеет истоки в раннем детстве, когда родители, видя некоторое отставание в развитии своего ребенка, вольно или невольно относились к нему как к «не такому как все». Неуспех в учебе также становится причиной отношения к себе, как к «глупому, плохому». Складывается ситуация, когда именно учебная деятельность становится главным источником негативного опыта, что почти неизбежно влечет за собой падение интереса к ней. Это повышает вероятность отхода подростка от школы и примыкания к делинквентным группировкам. Если у подростка имеется акцентуация характера по психастеническому типу, церебрастенический синдром может стать фактором риска психопатического формирования личности.

Проблемы, связанные с сексуальным развитием. Подростковый возраст является периодом интенсивного полового созревания, а также началом, так называемого, периода подростково-юношеской гиперсексуальности, т.е повышенного по сравнению с последующим периодом полового влечения и интереса к сексу. Причиной девиации сексуального поведения становится еще не дифференцированное половое влечение, что вполне естественно в этот период развития. Однако со временем, по мере того, как начинается регулярная половая жизнь большинство этих явлений проходит.

Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания: повышающаяся раздражительность и агрессивность подростка, раннее начало половой жизни, случайные сексуальные связи.

Форма текущего контроля – собеседование с преподавателем в процессе индивидуальной работы, практического занятия.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.