Physical culture and sports as a factor of healthy saving behavior of student youth — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Physical culture and sports as a factor of healthy saving behavior of student youth

2017-11-22 503
Physical culture and sports as a factor of healthy saving behavior of student youth 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.Ю. Скрынникова

Anna Y. Skrynnikova

 

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

 

В данной работе рассмотрено, что занятия физической культурой и спортом решают широкий круг важных социокультурных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, разностороннему и гармоничному развитию, формированию физической и духовной культуры. В соответствии с этим в настоящее время основные усилия государства направляются на развитие физической культуры, массового и профессионального спорта и вовлечение в активные, регулярные занятия им как можно большего числа молодых людей. В этой сфере важным является понимание молодежью того, что включенность в физическую культуру и спорт, регулярные занятия этим видом деятельности формируют здоровый образ жизни населения. На примере курской студенческой молодежи было выявлено, что большая часть респондентов (80,8%) занимаются физической культурой и спортом и достаточно часто. Эти данные свидетельствуют о довольно высокой активности студенческой молодежи в физкультурно-спортивной деятельности.

 

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, студенческая молодежь

 

In this paper considered that physical culture and sports solve a wide range of important sociocultural problems: they promote the preservation and strengthening of health, a multifaceted and harmonious development, the formation of physical and spiritual culture. In accordance with this, at present, the main efforts are directed to the development of physical culture, mass and professional sports and the involvement of as many young people as possible in active, regular classes. In this sphere, it is important that young people understand that inclusion in physical culture and sports, regular employment of this kind of activity form a healthy lifestyle for the population. On the basis of the research it was revealed that the majority of respondents (80.8%) are engaged in physical culture and sports. These data indicate a fairly high activity of student youth in physical culture and sports activities. The majority of students are engaged in physical culture and sports at least once a week, but, mainly, in the mandatory training classes in physical education.

 

Key words: physical culture, sport, healthy lifestyle, student youth

 

Работа выполнена в рамках реализации проектной инициативы «Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни», поддержанной Администрацией города Курска Курской области (№ 373-ра)

 

В настоящее время охрана здоровья молодежи становится одной из важнейших задач деятельности государства и общества, учитывается при разработке и реализации федеральных, региональных и муниципальных программ социального развития. Это обусловлено ролью здоровья молодых людей как основного показателя социально-экономического и трудового потенциала нации. Так, в целях сохранения и укрепления здоровья населения, в первую очередь, молодежи, на федеральном уровне был принят ряд важных нормативно-правовых документов, в которых отмечается важная роль физической культуры и спорта в оздоровлении нации («Закон о физической культуре и спорте», «Концепция охраны здоровья населения», «Национальная доктрина образования», «Концепция развития физической культуры и спорта») [5].

Такое внимание к проблеме сохранения здоровья молодежи и ее здоровьесберегающего поведения со стороны государства связано с тем, что в условиях социальной и экономической нестабильности нашего общества молодежь ощущает на себе максимально негативное влияние окружающей среды, так как физическое созревание детей и молодых людей совпадает с этапом адаптации к новым для них условиям жизни, которые включают в себя обучение и высокие умственные нагрузки. Исходя из этого, сохранение и развитие здоровья населения в целом, детей и молодежи, формирование у них здорового образа жизни является приоритетным направлением социальной политики как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов и муниципалитетов [7].

В современном мире здоровье студентов рассматривается как способность реализовать свои цели и стать успешнее. В таком контексте здоровый образ жизни стал представляться маркером, разделяющим успешную и неуспешную молодежь, свидетельством жизненного успеха, с одной стороны, и демонстрацией социальной агрессивности, напористости, с другой [4].

«Здоровье, – утверждал академик И.П. Павлов, – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от его образа жизни, условий труда, питания, его привычек»[8]. В связи с этим фундамент здоровья – это здоровый образ жизни. А основным компонентом формирования здорового образа жизни считается физкультурно-спортивная деятельность. В этой сфере важным является понимание молодыми людьми того, что включенность в физическую культуру и спорт, регулярные занятия этим видом деятельности формируют здоровый образ жизни населения. В соответствии с этим участие обучающейся в образовательных учреждениях молодежи в физкультурно-спортивной деятельности помогает не только формированию развития студенческого спорта, но и является благоприятным условием для поддержания своего здоровья, его сохранения и укрепления.

Следует также признать, что физическая культура и спорт являются важной составляющей современной культуры. Физическая культура и спорт ориентированы на формирование здорового образа жизни, позволяя при этом индивиду в процессе физкультурно-спортивной деятельности отработать социальные роли и приобрести ему необходимый социальный опыт [1]. Также занятия физической культурой и спортом содействуют оздоровлению молодых людей как в медицинском смысле, так и в социальном: они отвлекают от многих вредных привычек, таких как употребление алкоголя или курения. Однако в настоящее время среди молодежи, в том числе и студенческой, достаточно распространено недооценивание оздоровительной и воспитательной роли физкультурно-спортивной деятельности, что требует выяснения отношения молодых к этому виду деятельности, мотивации включенности в занятия физическими упражнениями и спортом посредством мониторинговых социологических исследований [6].

Для выявления на уровне региона включенности студенческой молодежи в занятия физической культурой и спортом можно обратиться к результатам социологического опроса, проведенного в марте 2017 г. среди студентов курских вузов в рамках проекта «Здоровьесберегающее поведение как стиль жизни» под руководством доцента кафедры социологии и политологии Курского государственного университета Ю.М. Пасовец.

В первую очередь, нас интересовало, какое количество респондентов, из общего числа опрошенных, занимаются физической культурой и спортом. В результате исследования выяснилось, что большинство молодежи (80,8%) занимаются физической культурой и спортом, соответственно 19,2% ‒ не занимаются. Это является благоприятным фактом, поскольку установлено, что у студентов, включенных в регулярные занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность здоровья.

В связи с этим мы захотели узнать, как часто студенты занимаются физической культурой и спортом. Как оказалось, многие респонденты занимаются физкультурно-спортивной деятельностью несколько раз в неделю (59,5%), каждый день занимаются 23,3% студентов, и 16,7% опрошенных предпочитают заниматься физической культурой и спортом несколько раз в месяц. Благодаря этим данным мы выяснили, что большинство студентов активны и занимаются физической культурой и спортом, что нельзя ни отметить как положительную характеристику данного явления.

Но, несмотря на позитивные результаты, около половины респондентов посещают в основном обязательные учебные занятия по физкультуре (54,8%), и только часть опрошенных занимаются физкультурно-спортивной деятельностью самостоятельно или посещают платные спортивно-оздоровительные центры (47,6% и 45,2% соответственно).

Что касается степени сложности и регулярности занятий физической культуры и спорта среди студентов, то большое место здесь занимают физические упражнения средней или высокой тяжести (менее 3-х раз в неделю) (50%). Второе место между собой делят легкие физические упражнения для отдыха (менее 3-х раз в неделю) и ежедневные занятия физической культурой или спортом (по меньшей мере, 30 мин в день) (16,7% соответственно). Также 11,9% опрошенных ответили, что предпочитают физические упражнения высокой тяжести (по крайней мере, 3 раза в неделю по 15 мин и более). Помимо этого, некоторыми респондентами был выбран ответ «Другое», где они отметили, что предпочитают «физические упражнения средней/высокой тяжести 3 раза в неделю по 1,5 часа» и занятия «5 раз в неделю по 2 часа».

Нами было выявлено, что больше всего студенческая молодежь предпочитает такой вид физкультурно-спортивной деятельности, как занятия на тренажерах (52,4%) и пешие прогулки или прогулочную ходьбу (50%). Также значительное количество респондентов отметили, что им нравится общая физическая подготовка и оздоровительный бег или пробежки (42,9% и 33,3% соответственно). Предполагались и другие варианты ответов: езда на велосипеде (28,6%), борьба (19%), легкая атлетика (11,9%), равное количество студентов выбрали спортивную ходьбу и плавание (7%), а также турпоходы, спортивное ориентирование и экстремальные виды спорта (2,4%).

Таким образом, занятия физической культурой и спортом решают широкий круг важных социокультурных задач: содействуют сохранению и укреплению здоровья, разностороннему и гармоничному развитию, формированию физической и духовной культуры. В соответствии с этим в настоящее время основные усилия государства направляются на развитие физической культуры, массового и профессионального спорта и вовлечение в активные, регулярные занятия им как можно большего числа молодых людей. В этой сфере важным является понимание молодежью того, что включенность в физическую культуру и спорт, регулярные занятия этим видом деятельности формируют здоровый образ жизни населения. На примере курской студенческой молодежи было выявлено, что большая часть респондентов (80,8%) занимаются физической культурой и спортом и достаточно часто. Эти данные свидетельствуют о довольно высокой активности студенческой молодежи в физкультурно-спортивной деятельности.

 

Научный руководитель – к. соц. н., доцент Ю.М. Пасовец

 

Литература

1. Беспалов Д.В., Пасовец Ю.М. Отношение студентов к физической культуре и спорту в вузе // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 1-8.

2. Захаров М.А. Социология спорта: Учебно-методическое пособие. – Смоленск: СГАФКСТ, 2008. – 216 с.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студента: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 448 с.

4. Казакова О.А., Шеханин В.И. Физическая культура в мотивационной сфере студенческой молодежи // OLYMPLUS. Гуманитарная версия. – 2015. – №1. – С. 60-62.

5. Логачева Е.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: дис. канд. соц. наук: 22.00.04/ Южно-Российский гос. политехнический ун-т им. М.И. Платова. – Новочеркасск, 2014. – 163 с.

6. Пасовец Ю.М. О мотивации физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 170-178.

7. Пасовец Ю.М. Потенциал здоровья населения региона [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный журнал Курского государственного университета. – 2008. – №1. – Режим доступа: http:// scientific-notes.ru (дата обращения 14.04.2017).

8. Смышляев А.В., Смышляева Л.Г., Диамант И.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи средствами футбола в спортивно-массовой практике ВУЗа // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – №1. – С. 141-145.

9. Яковлева В.Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи // Science Time. – 2014. – № 9. – С. 255-257.


 

УДК 316.74

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.