From a contemporary's regard — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

From a contemporary's regard

2017-11-22 294
From a contemporary's regard 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Г. Н. Сеидов

Gayrat N. Seidov

 

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

 

В статье с приведением примеров из музыкальной жизни Узбекистана автором раскрывается картина современного состояния культурной жизни страны. Показан процесс трансформации культурной жизни с 1990-х гг. и по настоящее время с подведением итога об интеграции Узбекистана в мировое музыкальное сообщество.

 

Ключевые слова: Узбекистан, культура, эстрадная музыка, народная музыка, традиции

 

In this very article, the researcher reveals the modern state of Uzbekistan cultural life by means of given examples; the process of its development is represented within the frame of 1990-s up to the modern times and the conclusion about Uzbekistan integration in musical global world was also made at the end.

Key words: Uzbekistan, culture, pop music, folk music, traditions

 

Культуру Узбекистана можно причислить к одной из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда.

Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Уклад жизни коренного населения Узбекистана отражает влияние многих культур, элементы которых были привнесены сюда завоевателями, миссионерами, купцами и переселенцами. В советское время вопросы истории этих культур и их влияния приобретали отчетливо политический аспект. Многие черты т.н. «феодального прошлого», включая религиозные традиции и общественные отношения, сохранившиеся с дореволюционных времен, рассматривались как проявление угнетения или отсталости. Однако с середины 1980-х годов началось возрождение национальных культурных традиций [3].

Революционные преобразования страны за 20 лет (начиная с 1990-х гг.) обусловили перелом в судьбе узбекской национальной культуры. Чрезвычайно интенсивен стал оживленный диалог традиций в сфере музыкального искусства. Можно говорить о своеобразном ренессансе узбекской музыки, ее активном и многообразном функционировании в современную эпоху, явной актуализации ее стилистических и выразительных возможностей.

С начала 90-х гг. ХХ в. в Узбекистане вслед за изменениями в политической жизни начали происходить радикальные социокультурные перемены. Одна из значимых позитивных тенденций – вхождение Узбекистана в мировое информационное пространство. С исчезновением информационных «границ» республика стала принимать участие в культурном обмене с международным сообществом, включившись в мировой культурный процесс. Обретение Узбекистаном независимости способствует переоценке художественных, в частности музыкальных, ценностей [5]. Пример тому – возрождение праздников, например «Навруза», демонстрация всех сфер традиционной и современной культуры; организация ряда международных музыкальных фестивалей; участие республики во многих программах и проектах ЮНЕСКО; внедрение в жизнь законов «Об охране объектов культурного наследия и их использовании», постановлений правительства «О совершенствовании эстрадно-песенного искусства» и «О государственной программе укрепления материально-технической базы и дальнейшего улучшения детских школ музыки и искусства на 2009 – 2014 гг.» и т.д. [6].

Как и другие области художественного творчества, музыкальное искусство несет на себе печать времени. Сегодня оно многожанрово, богато по содержанию и средствам выразительности, подлинно современное по духу и характеру и вместе с тем по-прежнему опирается на лучшие традиции прошлого. Свидетельство тому – обрядовая музыка и традиционное инструментальное творчество, народный эпос – дастаны и макомное искусство; песенное и сценическое творчество узбекских бастакоров (творцов монодийной культуры – самых активных носителей музыкальных традиций); музыкально-сценическая и симфоническая музыка композиторов Узбекистана, киномузыка и массовая песня эстрады.

Музыкальная культура современного Узбекистана включает в себя, помимо традиционного триединого пласта (музыкальный фольклор, изустно-профессиональная музыка и бастакоровское творчество, а также традиционное исполнительство), так называемую академическую (в современном понимании – профессиональную) музыкальную культуру (композиторское творчество, исполнительство, музыкальное образование). Традиционная музыка не стала прошлым, она вошла в современную художественную жизнь как её важнейшая составная часть, основа, фундамент. Она сохраняется и существует в наши дни как часть нашей современной фоносферы [1].

Уже сегодня музыкальное искусство Узбекистана заявляет о себе достаточно уверенно в разных областях творчества и исполнительства – победа узбекских музыкантов-исполнителей на международных музыкальных конкурсах (пианисты У. Палванов, Г. и Н. Алимовы, Р. Абдуллаев, М. Файзиева, И. Гулзарова; вокалисты А. Гузаирова и С. Мамадалиева, виолончелисты Д. Назаров и С. Ибрагимов и др.), на международных конкурсах композиторов, где призами были отмечены М. Таджиев, Ф. Янов-Яновский, Д. Янов-Яновский, Д. Сайдаминова, М. Бафоев, А. Латиф-заде, П. Медулянова, А. Эргашев. Произведения композиторов Узбекистана (И. Акбарова, Ф. и Д. Янов-Яновских, Т. Курбанова, Д. Сайдаминовой, Ф. Алимова, Р. Абдуллаева, А. Эргашева и др.) все чаще исполняются за рубежом. В концертах и гастрольных поездках во многие зарубежные страны принимают участие ведущие музыканты-виртуозы в области традиционного исполнительства – Т. Алиматова (танбур, сато и дутар), А. Исмаилова (гиджак), М. Юлчиева и М. Саттарова (пение), ансамбли «Виртуозы Узбекистана», Макомный ансамбль им. Ю. Раджаби, Национальный симфонический оркестр Узбекистана, Узбекский камерный оркестр народных инструментов «Согдиана» [6].

Годы независимости внесли существенные коррективы в музыкальную картину не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии и даже мира, во многом меняя привычные соотношения сил. Узбекистан входит в мировое сообщество. И этот факт не может не сказаться на облике музыкальной карты: республика обретает известность как страна подлинно музыкальная, все чаще становясь центром международных музыкальных фестивалей. Традиционным стал в Узбекистане Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» (Мелодии Востока), проводимый в Самарканде с 1997 г. по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова. В 2009 г. в VII фестивале приняли участие музыканты более 50 стран и международных организаций. В рамках фестиваля в Самарканде и близлежащих районах области проводятся конкурсы традиционного исполнительства, концерты и встречи ведущих певцов и музыкантов, а также исполнительских коллективов многих стран, выставки, научные конференции по различным проблемам восточной музыки и мастер-классы известных музыкантов. Проведение в Ташкенте таких мероприятий, как Международный фестиваль современной музыки «Ильхом-ХХ» (1996 – 2006), цель которого – продемонстрировать музыкальной общественности Узбекистана панораму музыки ХХ в., преимущественно авангардного направления, представленную в творчестве наиболее интересных композиторов и исполнителей из различных стран Европы, США, России и Центральной Азии; Международный фестиваль симфонической музыки в Ташкенте, Самарканде и Хиве (начиная с 1998 года) по инициативе Союза композиторов Узбекистана, позволило познакомить слушателей с малоизвестными либо не известными произведениями современной музыки. Все это способствует формированию нового слушательского восприятия и исполнительской традиции; оказанию влияния как на общую музыкальную ситуацию республики, так и на художественное мышление многих музыкантов. При этом повышается имидж композиторского творчества; у молодёжи пробуждается интерес к современной музыке, вкус к эксперименту, к поиску новых форм и средств выражения, к симбиозу национальных традиций и современного музыкального языка [7].

Вместе с тем фестивали, а также различные ежегодные смотры-конкурсы (фольклорных, семейных и макомных ансамблей, исполнителей катта ашула, алла, лапаров, бахши-шоиров и др.) дают возможность широко продемонстрировать богатое духовное наследие, оказывать поддержку тем, кто работает в различных направлениях традиционной культуры [2].

Сегодня восточное (национальное) начало проявляет себя все более полно и интенсивно. Оно представлено во всех видах музыкального творчества и исполнительства. Это узбекская традиционная музыка во всем богатстве её форм и жанров; бастакоровское творчество, где наряду в традиционными направлениями (О. Хотамов, Р. Турсунов, А. Дадаев), прослеживаются и современные тенденции в создании музыкальных произведений, в частности, киномузыки и эстрадной песни (А. Исмаилов, У. Расулов, Д. Агзамов); композиторское творчество, включая авангард с освоением новейших композиторских техник (И. Акбаров, М. Бурханов, Т. Курбанов, Ф. Янов-Яновский, М. Таджиев, М. Махмудов, Д. Сайдаминова, Р. Абдуллаев, М. Бафоев, Ф. Алимов, Н. Гиясов, П. Медулянова, Д. Янов-Яновский, О. Абдуллаева), а также массовая музыкальная культура, включающая в себя эстрадное песнетворчество, поп и рок музыку (А. Икрамов, А. Расулов, Д. Омонуллаева, Х. Хасанова, В. Сапаров, Ш. Закиров) [6]. Все эти виды сосуществуют, развиваясь параллельно, в соответствии с неповторимой художественной логикой каждого.

Народные певцы из Ташкента А. Хатамов и К. Файзиев в основном создают и поют в стиле узбекских народных протяжных песен. По своей манере пения они продолжают традиции известных мастеров узбекской песенности Ферганской долины Р. Мамадалиева и Р. Хамракулова [4].

Делая выводы, отметим, что процесс сохранения музыкальных ценностей (начиная от фольклорных песен до симфонических и музыкально-сценических произведений современности) – это вопрос большой важности. За последние десятилетия они стали частью огромного культурного наследия, которое в прошлом было доступно избранным, а теперь – и широкой публике. Средства массовой информации стали той сферой культурного пространства и времени, с помощью которых можно слушать и наслаждаться как музыкой прошлого, так и современными музыкальными произведениями.

О достижениях в музыкальном искусстве Узбекистана за 20 лет свидетельствуют позитивные успехи и нынешнее состояние современной музыкальной культуры, композиторского творчества и всех форм исполнительства.

 

Научный руководитель – к. ист. н., доцент Г.Д. Пилишвили

 


Литература

1. Абдуллаев Р.Б. Обряд и музыка в контексте культуры Узбекистана и Центральной Азии. – Ташкент, 2006. – 336 c.

2. Абдуллаев Р. Б. Традиционная музыкальная культура. – Ташкент, 2005. – 264 с.

3. Культура Узбекистана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-40264 (дата обращения: 16.04.2017).

4. Музыка Узбекистана [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ronl.ru/referaty/Muzika/22868 (дата обращения: 16.04.2017).

5. Узбекская музыка на стыке столетий (ХХ–ХХI вв.): тенденции, проблемы. – Ташкент, 2008. – 286 с.

6. Узбекистан музыкальный – богатство многообразия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sanat.orexca.com/2011-rus/2011-2-2/rustambek_abdullaev-3 (дата обращения: 16.04.2017).

7. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. – Ташкент, 2007. – 260 с.

 

 

УДК 316.346.32. – 053.6

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.