Сферы применения качественных исследований — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Сферы применения качественных исследований

2017-11-22 1368
Сферы применения качественных исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поле возможностей применения качественных методов исследования чрезвычайно велико. Оно может быть структурировано по тактикам анализа и методам, а также – по сферам применения в различных областях знаний. Объектом интереса «качественного исследования» является каждодневная практика людей, протекающая в реальности: во времени и пространстве. Это – открытый метод, возможности и формы которого так же безграничны, как безгранична и сама реальная действительность.

Предположим, Вы стоите перед необходимостью описать жизненные практики тех, кто оказался в нетипичной или уникальной социальной ситуации. Например, описать, почему некоторые студенты не посещают занятий, грубят преподавателям, совершают прочие неблаговидные поступки; как молодые люди становятся наркоманами; как мальчики и девочки из благополучных семей становятся преступниками; как молодые люди оказываются в среде проституции; почему современные российские предприниматели не стремятся вести свой бизнес цивилизованно и так далее. Все эти и многие подобные ситуации относятся к области интересов девиантологии.

Относительно новая область российской социологии – гендерные [3] исследования. Здесь изучаются различия мужских и женских моделей поведения и их вариативность в определённых социальных контекстах. Эта область преимущественно рассчитана на качественные методы. Основной интерес исследователя при этом направлен на выявление того, как существующие в конкретных жизненных практиках типы маскулинности (мужественности) получают (или не получают) подкрепление на уровне социальных институтов, в которых мужское доминирование пронизывает все сферы, является основным социальным типом.

К примеру: кто успешнее в бизнесе (и в каком именно бизнесе), студенты или студентки; почему так мало женщин имеют высокий должностной статус; на кого рассчитана деятельность рекламных компаний, на мужчин или на женщин; кто скорее сделает карьеру в науке после окончания вуза, выпускник или выпускница? Сюда же относятся проблемы сексуальности.

В исследованиях семьи качественными методами изучают взаимоотношения поколений, а именно – каналы передачи социального опыта, типов семейной культуры (язык, мифы, традиции, религии, социальные статусы). Кроме того, изучается семья как агент социализации, проблемы детства. Причём, выявляются не общие закономерности, а специфика проявления феноменов в определённых ситуациях. Например, как происходит (или не происходит) передача семейной культуры в условиях перманентных экономических кризисов в Российском обществе; кто кому помогает материально: представители поколения пенсионеров молодым родителям или наоборот.

В социологии личности с помощью качественного подхода исследуются проблемы идентификации (способы формирования и динамика изменений индивидуальных идентичностей), а также способы проживания индивидом жизненных циклов (детство, юность, зрелость, старость) в разных социальных контекстах. При анализе идентификации интерес направляется на поворотные моменты смены идентичностей. Областью интереса могут стать решающие моменты биографий, жизненные кризисы, которые в состоянии кардинально изменить жизненную траекторию и ведут к перелому в социальной карьере (болезнь, смерть близких, развод, миграция, социальный кризис).

Например, какие социально-психологические качества сформировались у студента в результате того, что один из его родителей оказался безработным; как мигранты формируют стратегии поведения для своих детей-студентов и прочие.

В кросскультурных исследованиях концентрируют внимание на особенностях, специфике повседневной практики определённого сообщества в сравнении с большинством населения. Это может быть культурная практика определённого меньшинства, существующего в условиях давления со стороны господствующей культуры, либо в условиях противостояния различных культур: молодёжные субкультуры, национальные меньшинства, сексуальные меньшинства, маргинальные культуры. Например, почему одни «иноверцы», проживая на территории российских городов, считают российскую культуру своей, а другие нет; как формируется культура студента – выходца из маленького городка, который живёт в общежитии; существует ли культура бедности и прочее.

В индустриальной социологии с помощью качественных методов изучаются проблемы конфликтов в трудовых коллективах, структура властных отношений в организациях, структура статусов и скрытые авторитеты. Могут изучаться индивидуальные трудовые карьеры, влияние факта безработицы на трудовой путь, изменения на рынке труда, субъективные трудовые ценности, проблемы профессионального выбора, перемены места работы и профессиональная мобильность.

В политических исследованиях традиционно качественными методами изучают становление, развитие и последствия политических движений.

Особо подчеркнём применение качественных методов в изучении социальной мобильности. Фактически, возник новый аспект проблематики в этой традиционно количественной области социологии. Изучаются семейные социальные стратегии по приспособлению к кризисным условиям, проблемы социального статуса людей с высшим образованием, типы жилья как отражение социального статуса и прочее.

Большие города и их дезорганизующее социальное влияние, анонимное и пугающее социальное окружение, молодёжные банды, нищета, опыт недавних мигрантов – всё это область применения качественных методов в урбанистике.

Как видим, качественные методы обладают свойством фиксировать процессы в динамике, в ретроспективе причинно-следственных связей. Здесь внимание направлено, прежде всего, на исследование изменений в локальных сообществах: семье, малой группе, на изучение стратегий адаптации к условиям резких социальных перемен.

Итак, ситуации целесообразности выбора стратегии качественного исследования бывают следующими:

1. Исследователь намерен обратиться к пониманию повседневной жизни людей, чтобы описать или объяснить логику функционирования индивидуального в социальных структурах.

2. Исследование носит разведывательный характер.

3. Необходимо детально, глубоко описать проблемы, а массовые наблюдения не обеспечивают достаточной глубины.

4. Возникает потребность описания поведения индивидов в естественных условиях жизни.

5. Необходимо привлечь точные свидетельства к описанию ситуации.

6. Возникает потребность раскрыть ситуацию глазами участников [4]процесса, а не внешнего эксперта, каковым является исследователь-количественник.


Заключение

Качественная традиция, как и количественная, имеет свою историю и своё теоретическое обоснование. Обострение и затухание Q/Q-дискуссии[5], рост интереса к качественной социологии совпадает с определёнными историческими ситуациями, переломными моментами. Примеры тому – и американская Великая депрессия, и ситуация в современной России. В такие моменты исследователи обращаются к углублённому рассмотрению частного, единичного, немассового. Это происходит потому, что количественные методы успешно применяются в стабильных обществах, когда тенденции долговременны и мало изменчивы, но не всегда оказываются достаточными в условиях трансформаций.

Ещё одним моментом привлекательности качественной методологии является её гуманистическая направленность, интерес к изучению действий отдельных людей.

Вместе с тем, заниматься качественными исследованиями вовсе не означает упростить и облегчить свою исследовательскую жизнь. Достаточно один раз попробовать эту методику, проверить свои способности, чтобы проникнуться уважением к последователям данной стратегии.


Контрольно-обучающие вопросы и задания

1. Назовите существенные отличия качественных методов от количественных.

2. Назовите тактики качественного исследования. Охарактеризуйте каждый из них.

3. Каков фокус биографического исследования?

4. Какие принципы лежат в основе тактики «восхожде­ния к теории»?

5. Какие группы могут быть изучены средствами этнографи­ческого исследования?

6. Что в первую очередь исследуется в тактике кейс-стади?

7. В чем вы видите основные отличия каждой из тактик?

8. Сравните и охарактеризуйте предназначение методов:

o анализа документов;

o интервьюирования;

o социологического эксперимента;

o наблюдении;

o жизнеописания;

o фокус-группы;

o БОУ;

o "проблемного колеса";

o интеграции экспертных оценок.

9. Выделите общие и специфические компоненты каждого из вышеназванных методов.

10. Назовите основные принципы аналитического описания.

11. Какие количественные методы сбора и анализа информации играют роль составляющих методов:

o фокус-группы;

o БОУ;

o "проблемного колеса";

o интеграции экспертных оценок?

12. Охарактеризуйте технологию, т.е. последовательность реализуемых исследовательских операций:

o фокус-группы;

o БОУ;

o "проблемного колеса";

o интеграции экспертных оценок.

13. Когда уместно применение качественных методов (сферы их применения)?

14. Зафиксируйте все совокупности требований, соблюдение которых гарантирует качественность исследований по методам:

o фокус-группы;

o БОУ;

o "проблемного колеса";

o интеграции экспертных оценок.

9. Когда, для чего и как организуются и проводятся социологические эксперименты?

10. Какие ошибки чаще всего допускаются при социологическом экспериментировании?

 


Словарь основных терминов

Биографическое интервью – метод сбора данных об истории жизни индивидов; заключается в устном рассказе участника о своей жизни исследователю в процессе интервью. Затем текст анализируется путём выстраивания биографических эпизодов в хронологической, либо тематической последовательности. Используется в тактике истории жизни, устной истории, истории семьи.

БОУ (быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума) – метод, который применяется при анализе актуальной проблематики социальных микрогрупп; во-вторых, в ситуациях, когда требуется оперативное вмешательство в жизнедеятельность микросоциума, а потому быстрая оценка его проблем; в-третьих, таким образом, чтобы обследуемые люди прямо и непосредственно участвовали в выработке научных оценок социальных проблем микрогруппы, членами которых они являются.

Восхождение к теории – (grounded theory – англ.) тактика, где воссоздаётся абстрактная аналитическая схема наблюдаемого в реальности феномена. На этой основе строится мини-теория, которая объясняет взаимодействия и процессы. Этап анализа предполагает свои принципы кодирования текста (открытое, осевое, выборочное кодирование).

Выборочное кодирование – заключительный шаг в кодировании по методике grounded theory (после открытого и осевого кодирования). Устанавливает характер связей между центральной темой и отдельными подтемами.

Диалоговое интервью – форма глубинного интервью, протекающего в виде свободного диалога исследователя и исследуемого. При этом оба занимают равноправные позиции по отношению к обсуждаемым проблемам.

Интеграция экспертных оценок – метод, представляющий собой совокупность приемов перевода количественного анализа этих оценок в качественный.

Историяжизни – тактика исследования, использующая биографические данные и другие источники. Разные подходы используют историю жизни при изучении культуры отдельной группы или в антропологическом исследовании.

Качественноеисследование – исследование, в котором результаты получены не путём статистических, математических процедур, а путём раскрытия смысла и интерпретации номинальных ответов, выражающих субъективную ценность данного предмета с точки зрения самого субъекта. Цели такого исследования состоят в понимании и интерпретации субъективного аспекта социальных процессов.

Кейс - стади – глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего чёткие временные и пространственные границы. Цель – изучить его уникальную структуру, скрытые пружины его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер в виде рекомендаций относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому классу и находящихся в сходных условиях.

Классификация – процесс организации эмпирических данных и приведения их к обобщённым понятиям (категории, классы, субкатегории) для последующего выявления формальных связей между ними.

Кодирование – процесс соотнесения текстовых данных с более общим понятием путём присваивания им обобщённого короткого названия (кода).

Контекст – набор характеристик, которые уточняют условия существования феномена, подлежащего изучению. Контекст представляет собою набор особых условий, в рамках которых происходят описываемые события или действия. Под историческим контекстом понимают жизненный опыт индивидов в историческом пространстве и времени: от конкретно-социального до общеисторического.

Мемос – (памятки, заметки) письменные комментарии как эмоционального, так и аналитического характера, имеющие отношение к будущему анализу неформализованных данных. Такие заметки являются вспомогательным инструментом на этапе аналитического описания.

Микросоциология – уровень социологического анализа, на котором предметом интереса являются социальные взаимодействия людей в повседневной жизни и поведение в малых группах.

Нарративноеинтервью – представляет собою свободное интервью, когда исследователь лишь задаёт общее направление ожидаемого рассказа. Предполагается, что в ходе свободного изложения в памяти рассказчика ассоциативно всплывают в первую очередь те эпизоды и моменты, которые имеют для него наибольшую субъективную ценность.

Осевоекодирование – процедура в grounded theory, следующая за открытым кодированием. Служит для преобразования разрозненных тем текста в ось ключевых, связанных между собой категорий, характеризующих условия протекания, контекст осуществления, типы действий или последствия. В целом это – этап соотнесения отобранных категорий с центральной категорией, определяющей исследуемый феномен; этап сужения фокуса интереса исследователя до определённой проблемы.

Открытоекодирование – начальный шаг кодирования в grounded theory. Сортирует темы текстового источника по категориям, находящимся на очень низком уровне абстракции. Это процесс простого расчленения первичного текста на разрозненные смысловые единицы для последующей классификации в категориях.

Плотноеописание – аналитическое описание объекта исследования (человека, группы, события), в котором, кроме описания самого факта, фиксируются условия его протекания и субъективные последствия для участников. Способ детального и всестороннего описания ситуации в терминах её участников.

Полуструктурированноеинтервью – интервью, которое состоит из тематических блоков и содержит перечень обязательных аспектов, относительно которых должна быть получена информация.

Понимающаясоциология – направление в социологии, которое возникло в начале ХХ века как реакция на позитивистский тип мышления. Акцент на гуманитарной природе науки обусловливал ориентацию на специфические методы познания, отсутствующие в естественных науках: понимание, ценностный подход, критический анализ действительности. Разновидностями понимающей социологии считаются феноменология, «аналитическая» социология Чикагской школы, этнометодология, интеракционизм, социальная драматургия и другие.

Проблемное колесо – метод, активно применяющийся в комплексных социальных исследованиях, в которых участвуют социологи, психологи, журналисты, экономисты, педагоги, специалисты в области социальной психологии, социальной работы, социальной педагогики, других наук об обществе и человеке.

Секвенции – содержательно-законченные эпизоды, следующие в определённой последовательности друг за другом. Они являются элементарной единицей анализа биографического текста и содержат внутренне законченный сюжет. В зависимости от целей исследования они могут быть выстроены по темам, по хронологической или причинно-следственной связям и так далее.

Стратегияитактикикачественногоисследования – первое используется при сравнительной характеристике качественных и количественных исследований для выявления их различий по логике и последовательности действий при проведении работы. Тактики предполагают внутреннее различие разных способов исследования и анализа в рамках качественного подхода.

Теоретическаявыборка – выборка, которая базируется на теоретическом представлении об изучаемом феномене и его вариативности. Каждый индивид в такой выборке отбирается, исходя из общего теоретического видения феномена, и представляет собою определённый аспект такого рассмотрения.

Транскрипт – письменная форма дословной передачи речевой информации, полученной в ходе полевого исследования. Первичный текстовый документ, который подлежит анализу. Он содержит дословные высказывания индивида, а также регистрацию интонационных особенностей и эмоциональных реакций на интервью.

Триангуляция – сочетание нескольких методов в рамках одного исследования для того, чтобы с помощью каждого из них дополнить и проверить другие. Исследователи могут работать в одной команде, но представлять разные точки зрения, теоретические или методологические подходы относительно изучаемого объекта.

Феноменологическоеисследование – тип исследования, который изучает и описывает жизненные опыты индивидов относительно определённого социального феномена. Цель исследователя – поэтапно свести весь такой опыт к его единому центральному значению, смыслу, интерпретируемому с точки зрения данного феномена.

Фокус-группа метод, пограничный между качественными и количественными подходами, так как, с одной стороны, является способом глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы, с другой стороны, члены группы должны репрезентативно представлять определенные общности, подлежащие изучению.

Эпифании – (epiphany – англ.) отдельные события, которые представляют собою поворотные моменты жизненного опыта индивида. Они различаются по своему влиянию на общий жизненный путь от малых, имевших локальный эффект, до крупных, общезначимых событий жизни. Могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие.

Этнографическоеисследование – изучение узкой культурной или социальной группы (или отдельных индивидов в рамках этих групп), основанное, как правило, на наблюдениях и длительном, глубоком вхождении исследователя в данную группу. Исследователь слушает и записывает голоса информантов, изучает способы коммуникативного общения. Результатом является обобщённый культурный портрет определённой общности как новое знание о ней.


Рекомендуемая литература

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1997.

2. Алексеев А.Н. Драматическая социология: эксперимент социолога-рабочего. М.; – СПб., 1997. Кн.1-2.

3. Алексеев А.Н. Наблюдающее участие и моделирующие ситуации (познание через действие). – СПб., 1997.

4. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С.28-42.

5. Белановский С.А. Метод "фокус-групп". – М., 1996.

6. Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Под ред. Е.Ю. Мещеркина, В.В. Семеновой. – М., 1994.

7. Богомолова Н.Н., ФоломееваТ.В. "Фокус-группы" как метод социально-психологического исследования: Учеб. пособие. – М., 1997.

8. Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1992. Т.1. №2.

9. Волков А.М. и др. Экспертные системы: структурно-функциональный подход к извлечению экспертного опыта. – М., 1991.

10. Гидденс Энтони. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. С.611-663.

11. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социальная работа в регионе экологического неблагополучия. – Барнаул, 1997.

12. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. – Барнаул, 1996.

13. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие. Издательство Алтайского государственного университета, 2001, 252с.

14. ГолофастВ.Б. Многообразие биографических повествований// Социологический журнал. 1995. №1.

15. Дебюс М. Качественные методы в социальных исследованиях. Фокус-группа: Учеб. пособие/ Пер. с англ. – Барнаул, 1995.

16. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1996.

17. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования (Спецкурсы в социологическом исследовании). – М.: Институт социологии РАН, 1996.

18. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникации в качественном интервью// Социология: 4М. 1996. №7.

19. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – М., 1993-94. – № 3-4.

20. Киселева И. Информационно-целевой анализ текста свободного интервью // Социологический журнал. – М., 1994. – № 3. – С. 110-116.

21. Клюшкина О.Б. Построение теории на основе качественных данных (из истории развития методологического направления) // Социологические исследования. 2000. №10. С.92-101.

22. Ковалёв Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. – М., 1999.

23. Козлова Н.Н. Опыт социологического чтения «человеческих документов», или размышления о значимости методологической рефлексии // Социологические исследования. 2000. № 9. С.22-31.

24. Кравченко Е.И. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. – М.: МГУ, 1997.

25. Крюгер А. Фокусные группы. Практическое руководство для прикладного исследования/ Пер. с англ. – М., 1995.

26. Куприян Л.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. – М., 1981.

27. Ларичев О.Н. и др. Выявление экспертных знаний (процедуры и реализация). – М., 1989.

28. Макаревич В.А. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. – М., 1994.

29. Малышева М.М. Способы кодирования и анализа качественных данных / В сб.: Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. – М.: Московский центр гендерных исследований, 1997.

30. Масленников Е.М. Метод интеграции концепций экспертов в социологическом исследовании. – М., 1992.

31. Основы социологического знания / Под ред. С.И. Григорьева. – Барнаул, 1994. Ч. 3.

32. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998. – 292с.

33. Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №1.

34. Толстова Ю.Н., Масленникова Е.В. Качественная и количественная стратегии // Социологические исследования. 2000. № 10. С.101-108.

35. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. С.333-356.

36. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений/ Пер. с англ.// Вопросы социологии. 1993. №1-2.

37. Федотова Л.Н. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды: учеб. пособие. – М., 1988.

38. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Г.В. Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 1995.

39. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов учеб. заведений/ В сотрудничестве с Семеновой В.В.; Ин-т социологии РАН. – М.: Добросвет, 2000. – 596 с.

40. Ярская-Смирнова Е.Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997, № 3.


[1] Grounded theory (англ) – данный термин в российской социологии пока ещё остаётся в качестве рабочего. Так, В.А. Ядов переводит его как «укоренённая теория», «заземлённая теория», а В.В. Семёнова – как «восхождение к теории».

[2] Подробно о методике анализа вербальной информации (контент-анализа) см.: Тутикова О.И. Методика контент-анализа в политических исследованиях: методическое пособие для студентов. – Н. Новгород: НКИ, 2002.

[3] Gender (англ.) – социальный пол.

[4] В качественных исследованиях применяется термин «участник» в отличие от «респондент», который используется в количественных исследованиях.

[5] Q/Q-дискуссия – перманентная дискуссия между «количественниками» (от англ. quantity) и “качественниками” (от англ. quality).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.