III. Тематический контент-анализ по материалам периодической печати. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

III. Тематический контент-анализ по материалам периодической печати.

2017-11-21 487
III. Тематический контент-анализ по материалам периодической печати. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Темы для проведения контент-анализа:

1. Психология учебной деятельности.

2. Психологическая подготовка педагога (будущего педагога).

3. Психологическое здоровье и образование.

4. Проблемы современной педагогической психологии.

5. Психология и образование.

6. Психология обучения младшего школьника.

7. Культурно-историческая теория Выготского Л.С.

В качестве источника информации используется, прежде всего, журнал «Вопросы психологии», а также другие периодические издания за последние 10 лет.

Схема проведения контент-анализа.

1. Тема.

2. Материалы (например, ж. «Вопросы психологии» за 1997-2009г.г.).

3. Информация о журнале.

4. Список статей по теме. Количество статей по годам.

5. Основные понятия, которыми оперируют авторы.

6. Состав авторов.

7. Обзор разделов, в которых публикуются статьи по теме.

8. Подробный анализ не менее двух статей по теме.

9. Общие выводы: Какие проблемы обсуждаются в рамках темы, какими понятиями чаще оперируют авторы, что требует дальнейшего исследования, где может пригодиться информация по теме.

IV. Мини – исследование.

Этот вид задания предполагает проведение небольшого психологического исследования по выбранной теме.

 

Требования к выполнению исследовательского задания.

1. Число испытуемых должно быть не менее 10 человек.

2. Необходимо использовать не менее 3 методик (дается краткое описание используемых методик).

3. Полученные данные должны быть обработаны (представлены таблицы, графики, диаграммы).

4. Полученные результаты должны быть проинтерпретированы в соответствии с имеющимися закономерностями.

5. В начале должно быть дано теоретическое описание исследуемых понятий (5-7стр.).

Студент может самостоятельно по согласованию с преподавателем выбрать тему исследования.

Примерные темы для проведения исследования.

1. Изучение мотивов учения школьников (студентов).

2. Изучение самооценки в учебной деятельности школьников (студентов).

3. Отношение учащихся к школе.

4. Готовность детей к школе.

5. Конфликты между школьниками (студентами).

6. Конфликты между учащимися и педагогами.

7. Особенности школьной тревожности

8. Особенности познавательной сферы неуспевающих школьников.

9. Особенности личностной сферы неуспевающих школьников.

10. Читательские интересы современных школьников.

11. Школьные трудности современных учащихся.

12. Профессиональные представления современных школьников.

13. Идеальный современный ученик глазами школьников и педагогов.

14. Познавательные интересы современных школьников.

15. Идеальный педагог глазами школьников(студентов).

16. Трудности леворуких в обучении.

17. Структура межличностных отношений в школьном коллективе.

18. Родительские ожидания в отношении учебной успешности детей.

19. Герои мультфильмов как образцы идентификации современных школьников.

20. Компьютер в жизни современного школьника.

Рекомендации по подготовке презентации (защиты) выполненного задания.

Алгоритм подготовки презентации включает:

1. Постановку цели (на что направлено мое выступление?).

2.Определение концепции (выписывание основных мыслей, отбор вопросов, требующих освещения и соотношение их с конечными результатами);

3. Выбор структуры (любое выступление состоит из трех основных частей: введения, основной части и заключения). Работа начинается с основной части, которая включает в себя три элемента:

- центральная идея, она же – тема сообщения;

- тезисы (основные мысли) – пункты, разделы, блоки аргументов, которые подкрепляют основную идею, их не должно быть более 7;

- поддерживающий материал- информация, идеи, примеры, примеры, цитаты, аналогии, статистика.

Когда структура основной части готова, создаются оптимальные условия для продумывания введения и заключения презентации.

Цель введения – подготовить слушателей к восприятию информации, ввести в тему. Способы введения в тему:

- обращение к аудитории;

- пример;

- неожиданное заявление;

- история (миф);

- риторический вопрос;

- цитирование известной личности;

- декларация;

- определение;

- уместный юмор.

Цель заключения – возвращение к предмету презентации, обеспечение логической завершенности выступления. Грамотно построенное выступление показывает слушателям, что тема полностью раскрыта.

Важно!

1. Свободно владеть информацией.

2. Точно и четко начинать презентацию.

3. Избегать длинных сложноподчиненных предложений.

4. Постоянно поддерживать контакт с аудиторией.

Некоторые требования к подготовке мультимедийной информации.

1. Количество слайдов.

При определении количества слайдов воспользуйтесь формулой:

N=t/2, где t – время показа.

Учитывайте скорость показа слайдов. Если время демонстрации занимает не более 10-12 секунд, то расчет количества производится по формуле: N=2t/3.

Помните, что при длительном просмотре визуальных материалов скорость их восприятия снижается.

2. Текстовые фрагменты представляют собой ключевые определения или основные тезисы, не дающие полного изложения основного содержания. Тексты не должны быть слишком длинными и плотными (максимум 10 строк по 5-6 слов в одном кадре).

На одном слайде может быть представлена только одна тема.

Старайтесь не делать лишних сокращений.

Избегайте вертикальных надписей, поскольку они плохо читаются.

3. Выбор шрифта.

Размер кеглей должен быть не менее 16.

Наиболее распространенные и хорошо читаемые шрифты Times New Roman и Arial.

С целью выделения информации пользуйтесь шрифтами разной величины для цифровых, буквенных, текстовых обозначений и заголовков.

4. Выбор оформления для текста.

Наличие общей рамки для текста придает ему законченный вид.

Выделение рамкой отдельной части изображения выделяет его из основной части.

Темные широкие рамки могут вызвать негативные ассоциации. Используемые в тексте линии, как и шрифт, должны быть хорошо различимы, а штриховки и заливки хорошо заметными.

Темные цвета воспринимаются и читаются чётче и легче.

 

9. Тестовые задания.

 

1. Педагогическая психология возникла:

а) в начале 19 века. в) в конце 19 века.

б) в 17 веке. г) в начале 20 века.

 

2.Термин «педагогическая психология был предложен:

а) К.Д.Ушинским. в) П.П.Блонским.

б) П.Ф.Каптеревым. г) Дж.Дьюи.

 

3. Книга П.Ф.Каптерева «Педагогическая психология» была издана:

а) в 1872 г. в) в 1880 г.

б) в 1876 г. г) в 1885 г.

 

4. Книга Л.С.Выготского «Педагогическая психология» вышла в свет:

а) 1922 г. в) 1930 г.

б) 1926 г. г) 1933 г.

 

5. Педология как направление в науке возникла:

а) во 2 пол. 19 в. в) в начале 20 в.

б) в середине 19 в. г) в середине 20 в.

 

6. Ценным в педологии было изучать ребенка в условиях:

а) комплексного подхода

б) деятельностного подхода

в) кибернетического подхода

г) гуманитарного подхода

 

7. Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране:

а) в 1928 г. в) в 1936 г.

б) в 1932 г. г) в 1939 г.

 

8. Верно ли, что педагогическая психология состоит из трех разделов: психология обучения, психология воспитания, психология личности и деятельности учителя?

Да нет

 

9. К какой группе методов по классификации Ананьева Б.Г. относится метод анализа продуктов деятельности:

- методы организации исследования

- эмпирические методы

- методы обработки полученных данных

- методы интерпретации полученных данных

 

10. Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зависимости:

а) от регулярности в) от позиции наблюдателя

б) от продолжительности г) от активности наблюдателя

 

11. Метод, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогическом исследовании, называется:

а) наблюдением в) констатирующим экспериментом

б) формирующим г) квазиэкспериментом

экспериментом

 

12. Основоположником психолого-педагогического эксперимента является:

а) А.П.Нечаев в) П.П.Блонский

б) Л.С.Выготский г) А.Ф.Лазурский

 

13. Экспериментально-генетический метод исследования разработал:

а) А.Н.Леонтьев в) Л.С.Выготский

б) П.Ф.Каптерев г) П.П.Блонский

 

14. Какому ученому, написавшему книгу «Человек как предмет воспитания», принадлежит идея целостного подхода к ученику в процессе обучения:

- Б.Г.Ананьеву - П.П.Блонскому

- К.Д.Ушинскому - Я.А.Коменскому

 

15. Главной фигурой педагогического процесса, по мнению Выготского Л.С., является …

 

16. Какой из перечисленных методов имеет особое значение при проведении психолого-педагогических исследований:

- тестирование - интервью

- наблюдение - формирующий эксперимент

- беседа

 

17. Какие три стороны педагогического процесса выделял Выготский Л.С.?

 

18. Образование может рассматриваться как процесс, деятельность, результат, система. Что лишнее?

 

19. Какому типу культуры соответствует образование, основанное на подражании старшему поколению, традициях, ритуалах, верованиях:

а) постфигуративному

б) конфигуративному

в) префигуративному

 

20. Дополните предложение. Задача педагога, по К. Роджерсу, не навязывать, а……………….. учение, делать его ……………… для ученика.

 

21. Принципы взаимодействия в процессе образования двух миров: мира детства и мира взрослых в отечественной психологии разработаны:

а) В.П.Зинченко в) А.К.Марковой

б) А.Б.Орловым г) А.Г.Асмоловым

 

22.Основу технологии личностно-ориентированного обучения по И.С.Якиманской составляет:

а) учет особенностей темперамента учащихся

б) учет особенностей субъектного опыта ученика

в) целостный подход к построению обучения

г) информатизация процесса обучения

 

23. Психологическую сущность процесса обучения составляет:

- взаимодействие двух субъектов (ученика и учителя)

- передача учителем ученику общественно-исторического опыта

- целенаправленный процесс организации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся

- деятельность учителя в учебном процессе

 

24. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является:

а) учение в) научение

б) обучение г) учебная деятельность

 

25. Научение, где знания, умения и навыки приобретаются на основе наблюдения за поведением других, это:

а) импринтинг в) оперантное научение

б) моторное научение г) викарное научение

 

26. Основы технологии ассоциативного подхода в обучении были заложены:

- Л.В.Занковым - Я.А.Коменским

- К.Д.Ушинским - П.Ф.Каптеревым

 

27. Идея безотметочного обучения была предложена психологом:

- В.В.Давыдовым - Ш.А.Амонашвили

- И.С.Якиманской - Н.А.Менчинской

 

28. Создателем теории поэтапного формирования умственных действий является:

- Л.С.Выготский - П.П.Блонский

- П.Ф.Каптерев - А.П.Нечаев

 

29. При субъектно-субъектной модели взаимодействия в педагогическом процессе возникающие противоречия разрешаются путем:

- принуждения

- манипуляции

- сотрудничества

 

30. В основу теории поэтапного формирования умственных действий положена идея:

- интеграции

- интериоризации

- интенсификации

 

31. Основу личностно-ориентированного обучения по Якиманской И.С. составляет актуализация:

- Я-концепции ученика

- субъектного опыта учащихся

- мотивации

 

32. Основоположником программированного обучения является:

- Э.Торндайк - Б.Скиннер

- Дж.Уотсон - Н.Краудер

 

33. Учение в отечественной науке Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов трактовали как:

а) приобретение знаний, умений, навыков

б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий

в) специфический вид учебной деятельности

г) вид деятельности

 

34. Основу содержания учебной деятельности согласно теории Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова составляют:

а) эмпирические знания в) конкретные знания

б) сложные знания г) теоретические знания

 

35. Верно ли, что структура учебной деятельности по Д.Б.Эльконину и В.В.Давыдову включает пять компонентов:

Да Нет

 

36. Основной механизм формирования умственных действий есть:

а) механизм интеграции в) механизм обобщения

б) механизм повторения г) механизм интериоризации

 

37. Цель учебной деятельности – это:

- самоизменение, саморазвитие ученика

- усвоение знаний

- взаимодействие педагога и ученика

 

38. Впервые в отечественной психологии классификация мотивов учения была предложена:

а) Л.И.Божович в) А.Е.Марковой

б) А.Н.Леонтьевым г) Н.Ф.Талызиной

 

39. К какой группе мотивов относится желание ученика в процессе учебы получать отличные отметки:

- широкие социальные - узколичностные

- отрицательные - познавательные

 

40.Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями, называется:

а) широкими социальными в) широкими познавательными

б) учебно-познавательными г) узкими социальными

 

41. Анализ учения как междисциплинарной категории был представлен:

а) Й.Лингартом в) И.И.Ильясовым

б) С.Л.Рубинштейном г) Л.Б.Ительсоном

 

42. Процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач есть:

а) деятельность в) образование

б) усвоение г) социализация

 

43. Компоненты усвоения в отечественной психологии были выделены:

а) Н.Д.Левитовым в) Л.Б.Ительсоном

б) И.И.Ильясовым г) С.Л.Рубинштейном

 

44. Восприятие материала, его осмысление, закрепление и применение в деятельности есть:

а) компоненты усвоения в)условия усвоения

б) этапы усвоения г) уровни усвоения

 

45. Способы приема, переработки и использования человеком информации определяют его:

а) индивидуальный стиль общения в) стиль поведения

б) когнитивный стиль г) стиль управления

 

46. Метод проб и ошибок определяет:

а) путь стихийного формирования навыка

б) путь целенаправленного формирования навыка

 

47. Принцип обучения на высоком уровне трудности предложен ученым:

- В.Ф.Шаталовым - Л.В.Занковым

- В.В.Давыдовым - П.Я.Гальпериным

 

48. Принцип обучения от общего к частному составляет основу системы развивающего обучения:

- Л.В.Занкова - В.В. Давыдова

- П.Я.Гальперина - Ш.А.Амонашвили

 

49.Уровень сложности тех задач, которые ученик решает самостоятельно, определяет зону его …………………. Развития.

 

50. Зона творческой самостоятельности была выделена:

а) В.В.Давыдовым в) Л.В.Занковым

б) Ю.З.Гильбухом г) П.Я.Гальпериным

 

51. Зона ближайшего развития обнаруживает себя в:

а) обучаемости, воспитуемости, развиваемости;

б) обученности, воспитанности, развитости;

в) обученности, обучаемости

 

52. Основу обучаемости по З.И.Калмыковой составляют:

а) знания в) характеристики мышления

б) характеристики памяти г) отношение к учению

 

53. Психическое развитие и обучение отождествлял:

а) Ж.Пиаже в) Дж.Брунер

б) Э.Торндайк г) П.П.Блонский

 

54. Принцип «Обучение не плетётся в хвосте развития, а ведет его за собой»- сформулировал:

а) Л.С.Выготский в) Б.Г.Ананьев

б) С.Л.Рубинштейн г) Дж.Брунер

 

55. Темперамент оказывает преимущественное влияние на:

а) результат учения б) процесс учебной деятельности

в) содержание учебной деятельности

 

56. Н.С.Лейтес изучал свойства нервной системы учащихся в связи с:

а) их характером

б) умственной одаренностью

в) мотивацией

 

57. Наибольшие трудности в учебной деятельности в зависимости от свойств нервной системы испытывают учащиеся:

а) сильные в) инертные

б) слабые г) подвижные

 

58. Основной путь приспособления темперамента к характеру учебной деятельности заключается:

а) в усилении положительных свойств темперамента

б) в выработке индивидуального стиля деятельности

в) в делении учащихся на группы в зависимости от типа темперамента

г) в подборе индивидуальных заданий

Справочные материалы.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.