Характерные черты и виды монополий. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Характерные черты и виды монополий.

2017-11-28 178
Характерные черты и виды монополий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Различают три вида монополии.

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами.

Открытая монополия - монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия - это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами:

а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;

б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);

в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

ñэкономия от масштаба (один из наиболее распространенных видов барьеров входа);

ñправовые ограничения: патенты, тарифы и квоты в международной торговле;

ñвысокие издержки входа - экономические препятствия. В некоторых отраслях (например в авиационной промышленности) начало производства может стоить очень дорого;

ñреклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов, или сама по себе, или в сочетании с расширенной рекламой, способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;

ñконтроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

ñвысокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

г) фирма-монополист устанавливает цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность;

д) совершенная информированность.

Признаки и виды олигополии.

Олигополия представляет собой одну из форм несовершенной конкуренции. Олигополия занимает промежуточное положение между монополистической конкуренцией и монополией. В условиях совершенной конкуренции предприятие изменяя объем производства, оказывает крайне незначительное влияние на рынок. Поэтому реакция на то или иное действие предприятия со стороны конкурентов практически отсутствует. Монополист, изменяя цену и объем производства, должен учитывать реакцию со стороны потребителей, но не со стороны конкурентов, которых по определению нет.

Производитель на олигополистическом рынке, изменяя цену и объем производства, оказывает существенное влияние на рынок и должен принимать во внимание как реакцию потребителя (изменение объема спроса), так и реакцию конкурентов.

Универсальной теории олигополии не существует. Дело в том, что реакция со стороны конкурентов на то или иное действие олигополиста может быть очень различной. Каждому предположению о характере этой реакции соответствует своя модель олигополии. В литературе исследуется модель сговора (картель), модель лидерства в ценах, модель ломаной кривой спроса, модель Курно, теория игр и др. Тем не менее, всем моделям олигополии присущи некоторые общие черты. Термин «олигополия» введен в научный оборот английским экономистом Чемберлином. Признаками олигополии можно считать условия, когда:

1.в отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти);

2.доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказы­вать воздействие и на рыночную цену, т.е. осуществлять рыночную власть;

3.продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и диф­ференцированным;

4.вход в отрасль крайне ограничен различными барьерами;

5.кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса при монополии.

Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Вви­ду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различ­ную (в том числе и непредсказуемую) реакцию у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов. Причины формирования олигополии:

1.эффект масштаба, позволяет сократить издержки производителя на единицу продукции;

2.барьеры для вступления на рынок (необходимо обладать стратегическим сырьем);

3.преимущество слияния.

Олигополистические фирмы должны одновременно принимать целый ряд реше­ний, в частности определять: сколько продукта производить, какую установить цену, в масштабах осуществлять рекламу, вводить ли и когда именно новый продукт на рынок. При этом здесь цены меняются не часто.

 

36. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.