ВОПРОС 19. Герменевтика в трактовке Г.Гадамера — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ВОПРОС 19. Герменевтика в трактовке Г.Гадамера

2017-11-28 348
ВОПРОС 19. Герменевтика в трактовке Г.Гадамера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Х.-Г. Гадамер – немецкий философ 20в., один из основоположников философской герменевтики. Его основные философско-методологические идеи:

1) Считая «большим ослеплением» фактическое абсолютизирование идеала науки и ее методов, пытался примирить философию с наукой. Истина познается не только научными методами. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины являются искусство, философия и история.

2) Важной особенностью гуманитарных наук является то, что их предмет – нечто такое, к чему принадлежит и сам познающий. А это означает, что эти науки не могут и не должны копировать методологию естествознания. Суть гуманитарных наук не может быть верно понята, если измерять их по масштабу прогрессирующего познания закономерностей. Напротив, идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности, а именно понимание того, каковы этот человек, этот народ, это государство и т.д. Вот почему фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Г. считал «историчность»: определенность местом, временем, конкретной ситуацией, в которой человек себя застает.

3) Герменевтика – это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но своеобразная философия понимания опыта мира. Последний не сводится только к опыту науки, но включает также в себя опыт истории, искусства, философии. Эти три вненаучные формы опыта – 3 главных измерения, в которых развертывается бытие человека в мире – за рамками науки и ее методов.

4) истина не есть характеристика только познания, но прежде всего характеристика самого бытия. Истина «совершается», и преимущественный способ ее свершения – искусство. Задача герменевтических исследований состоит в том, чтобы раскрыть опыт постижения истины, превышающий область, контролируемую научной методикой.

5) Важнейшая заслуга Г – всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания. Понимание для него – способ существования познающего, действующего и оценивающего человека. Понимание – не столько познание, сколько универсальный способ освоения мира, оно неотделимо от самопонимания интерпретатора, есть процесс поиска смысла (сути дела) и невозможно без предпонимания. Тем самым предметом понимания является не только смысл, вложенный в текст автором, а то предметное содержание (суть дела), с осмыслением которого связан данный текст.

Г. утверждает, что понимание всегда является истолковывающим, а истолкование понимающим. Во-вторых, понимание возможно лишь в качестве «применнеия» - соотнесения содержания текста с культурным мыслительным опытом современности. Интерпретация текста, т.о., состоит не в воссоздании первичного (авторского) смысла текста, а в создании смысла заново. Тем самым понимание может и неизбежно выходит за рамки замысла автора.

6) Г в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.

Опираясь на диалектические идеи Гегеля, Г стремится сделать шаг дальше гегелевского понимания тех проблем, которые он находит важными для разработки своей концепции. Наиболее ценным у Гегеля он считает то, что в рамках мыслительной последовательности вещи сами собой переходят в свою противоположность, и опыт перехода в противоположное - и есть подлинный опыт диалектики.

7) Для г характерно подчеркивание вслед за Сократом и Платоном диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа. Всякое знание проходит через вопрос, причем вопрос труднее ответа.

Искусство вопрошания – сложное диалектическое искусство искания истины, искусство мышления, искусство ведения беседы, которое требует, чтобы собеседники следовали за мыслью друг друга, не забывая о сути дела. Т.о., диалог, т.е. логика вопроса и ответа и есть логика «наук о духе». Кто хочет мыслить, тот должен спрашивать, т.е. ставить проблемы и правильно разрешать их.

8) Понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляется в стихии языка. Последний рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает.

Т.о., процесс постижения смысла, осуществляемый в понимании, происходит в языковой форме. Языковая структура нашего опыта мира способна охватить самые многообразные жизненные отношения.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.