Лекция 14. Социальная философия. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекция 14. Социальная философия.

2017-11-28 163
Лекция 14. Социальная философия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальная философия – раздел философии, изучающий наиболее общие законы отношений между группами людей, разрабатывающий научную методологию анализа социальных групп, представляет теоретическую модель общества в форме системы категорий. Для применения теоретических представлений о социальной структуре к эмпирической действительности из философии выделилась наука социология, основной задачей которой является теоретическая обработка эмпирического материала.

 

1. Общество как объект философского исследования.

2. Личность и массы. Насилие и ненасилие.

 

1. Общество как объект философского исследования.

Еще Аристотель назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны сознательно объединяться в общество. Августин рассматривал общество как «град земной», существующий в свете «града Божьего». В Новое время Томас Гоббс и Джон Локк разработали концепцию общественного договора, т.е. договорную концепцию общества и государства. Позитивизм Конта и Спенсера способствовали вычленению из философии специальной науки об обществе – социологии.

Общество – это тип и форма взаимоотношений и взаимосвязей между людьми. Проблема состоит в том, что же является определяющим в связях между людьми?

В философии выработано 4 основных подхода к этому вопросу:

1). Согласно натурализму, общество – естественное продолжение космических и природных закономерностей, и основной фактор, влияющий на взаимоотношения людей – это внеобщественный фактор: природа, территория.

· Монтескье: «географический фактор» определяет власть, темперамент людей, характер государства.

· Л. Н. Гумилев: «теория этногенеза» – соединение географического и биологического факторов.

· Теория геополитики. В 19 в. английская и немецкая интеллигенция считала, что выживание государства зависит от территории. Особенно это проявилось в фишизме в 20 в.

2). Материалистический подход делает акцент на материалистические факторы.

· Карл Маркс выделил главным фактором, образующим общество – фактор экономический, общественный характер производительного труда, который определяет власть, характер отношений, собственность, производственные отношения.

· Теория технологического детерминизма. Определяющий фактор общественной жизни и социального развития – техника и технология. (Ростоу). Этапы истории с этой позиции: доиндустриальный (аграрный), индустриальный, постиндустриальный (информационное общество).

3). Идеалистический подход, согласно которому общество и общественное развитие определяются сферой разума. Г.В.Ф. Гегель.

4). Теория многофакторного анализа. Множество факторов предопределяют общество и его развитие. Тогда возникает вопрос, какие факторы главные, а какие второстепенные? Герберт Спенсер (англ. Философ) рассматривал общество как взаимосвязь многих факторов. Макс Вебер в работе «Дух капитализма» показал, что Маркс абсолютизировал фактор экономики, т.к. сама по себе, без изменения в сознании людей экономика экономика не смогла бы ничего изменить. Капитализм отличается от других обществ тем, что сумел регламентировать стремление к прибыли, поставил его в рамки закона.

Направления философии 20 века внесли существенные детали в понимание природы общества. Согласно феноменологии (Гуссерль, Шелер), люди объединяются в общество в силу способности усматривать одни и те же сущности (понятия, ценности) в потоке своих переживаний, т.е. людей объединяет схожесть их психической жизни, одинаковое понимание существа понятий и ценностей. Согласно герменевтикам бытия (Гадамер), общество – такое совместное бытие людей, при котором они понимают друг друга, а потому способны осуществлять общее дело. Постмодернисты определяют природу общества как агонистику языковых игр людей, в которых они в силу воображения продуцируют различные образы.

Специфика общества связывается с ценностями (ответственность, справедливость, свобода, прибыль и т.д.).

Т.о. общество – это совместная деятельность людей в соответствии с выработанными ими ценностями.

Социальная философия ставит перед собой две основные задачи:

1. понять место общества как системы в общем устройстве мира;

2. уяснить общие инварианты социального устройства в историческом развитии.

В современном понимании развития общества выработаны 2 концепции: формационная и цивилизационная.

Согласно формационной концепции, в истории общества выделяются ступени прогресса – формации со своими законами материального и духовного развития. Развитие общества рассматривается как непрерывный прогрессивный линейный процесс (К. Маркс).

Критерием поступательного развития общества у Маркса выступает уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда приводит к смене общественно-экономических формаций: последовательно первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Смысл истории в максимальном общественном развитии, которое предполагает, что каждый член общества становится все более свободным. Однако марксистская теория абсолютизировала значение факторов производства, которые не обладают самостоятельным значением, забывая о человеке, смысл истории не развитии средств производства, а в духовной жизни общества.

Цивилизационная концепция, или концепция локальных обществ утверждает, что ход истории приводит к образованию многих цивилизаций, взаимодополняющих друг друга. Развитие общества полагается как нелинейный процесс.

Так Карл Поппер в своих книгах «Нищета историцизма» и «Открытое общество и его враги» критикует концепцию исторического процесса Гегеля и Маркса, считает их теории обоснованием закрытого, целостного тоталитарного общества, законы истории которого открыты и, следовательно, возможны долгосрочные исторические предсказания. Все подобные учения он называет историцизмом. Он противопоставляет историцизму социальную инженерию, согласно которой научная основа политики покоится на совершенно иных принципах – она состоит в сборе фактической информации, необходимой для построения или изменения общественных институтов в соответствии с нашими целями и желаниями, а всеобщих исторических законов и всеобщей истории не существует. Каждое поколение конструирует то общество, которое ему необходимо с помощью социальной инженерии, непрерывного исторического процесса не существует.

Освальд Шпенглер утверждает, что история разбивается на множество индивидуальных «культурных организмов», имеющих предопределенную судьбу – рождение, развитие и смерть. Цивилизация – это старость культуры и ее постепенное умирание. В «Закате Европы» Шпенглер выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя и ожидает рождения русско-сибирской культуры. История, по мнению Шпенглера, россыпь разнообразных «культурных организмов», а не ленточный червь, неутомимо наращивающий эпоху за эпохой. Культура переходит в цивилизацию и вырождается, становится массовой, приоритет отдается технике, политике, спорту.

Арнольд Тойнби также исходит из того, что история разорвана на ряд замкнутых в себе мировых цивилизаций, которые проходят стадии возникновения, роста, надлома, разложения, после чего гибнут. К настоящему времени сохранилось пять основных цивилизаций: китайская, индийская, исламская, русская и западная. Прогресс общества в духовном совершенствовании, в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.

 

2. Личность и массы. Насилие и ненасилие.

Быть представителем массы означает принимать традиционные ценности некритически и бездумно. Быть личностью – значит сознательно формировать ценностно-критическое отношение ко всем социальным явлениям и реализовывать его в поступках. В соотношении личности и массы решающее значение имеет согласованность их ценностных предпочтений. Личность – лидер ведет за собой массы, личность – аутсайдер – удовлетворяется ролью ведомого.

История вершится людьми. Народ нуждается в мудром вожде. Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, политической партии, личность может оказывать влияние на ход истории. При этом примечательно наблюдение Лабрюйера: высокие места делают людей великих еще более великими, а низких – еще более низкими.

В истории же определяющим началом выступает народ, для личности он как почва для дерева. Герцен писал, что любой самодержец остается поплавком на воде, хоть он и сверху, но держится водой, поднимается и опускается ею. Екатерина вторая, например, на вопрос иностранца, почему дворянство так ее слушается ответила, что потому, что «Я приказываю им лишь то, чего они сами хотят». Вместе с тем для исторической личности всегда остается простор для проявления своих личностных черт и индивидуальности.

Выдающиеся личности это не только государственные деятели, но и творящие духовные ценности в сфере науки и искусства. (Платон и Аристотель, Кант и Гегель, Шекспир и Гете, Пушкин и Лермонтов, Моцарт и Чайковский и мн. др., чьи имена чтит человечество. Гете справедливо говорил, что чтобы что-то создать, надо чем-то быть. Гении обогащают общество, делают его сильным, гениальность невозможна без склонности и способности к труду.

Взаимоотношения людей предполагают сотрудничество. Согласно этическим предписаниям, в них нет места насилию. Вместе с тем история человечества – история войн, конфликтов, террора, массовых расправ, убийств, жестокости и т.д.

Идея ненасилия основная в индийской философии, в Ветхом и Новом Завете, одна из десяти заповедей Не убий, Иисус Христос предлагает поставить ударившему по правой щеке еще и левую и возлюбить врагов, Л. Н. Толстой проповедовал эту идею непротивления злу насилием в своем творчестве. При всей своей привлекательности положение о ненасилии многими отвергается. На силу часто приходится отвечать силой. Закон позволяет использовать силу в порядке самообороны, детей родители учат: дай сдачи, система наказаний административных и уголовных и т.д. Применялась до настоящего времени высшая мера наказания.

Игнорирование ценностей других людей, желание добиться выгоды только для себя приводит к насилию (курение в присутствии некурящих, выброс загрязняющих отходов в реку около завода и т.д.) – поэтому можно сделать вывод, что насилие - это результат этической недоразвитости.

Подлинная мораль не в том, чтобы безропотно терпеть грубую силу, подчиняясь ей, а в том, чтобы все поступки человека согласовывались с этикой ответственности, что позволяет свести насилие до минимума и приблизиться к идеалу ненасилия.

 

 

Философия техники


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.