Лекция 6. Немецкая классическая философия — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Лекция 6. Немецкая классическая философия

2017-11-28 408
Лекция 6. Немецкая классическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Основные черты и представители немецкой классической философии.

2. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии.

3. Философская система Г. Гегеля.

4. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса

 

1. Основные черты и представители немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия представляет собой крупное течение философской мысли Германии 18-19 вв. Понятие – немецкая классическая философия ввел Ф. Энгельс. К немецкой классике относят учения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. К данному течению следует также отнести и философское учение Маркса и Энгельса, ранее выделяемое по идеологическим соображением в отдельный качественно новый этап. Однако оно вполне вписывается в философскую традицию немецкой классической философии. Всех перечисленных философов объединяют общие идейно-теоретические корни разрабатываемых философских систем.

Если французские философы эпохи ориентировались на просвещение самых широких масс, то немецкая классическая философия, напротив, была рассчитана на узкий круг специалистов, профессионалов-философов, была написана на сложном философском языке, недоступном пониманию большинства.

Развитие немецкой классической философии было стимулировано общим подъемом духовной культуры и переходом Германии от феодального к буржуазному обществу. В связи с этим возник ряд проблем: свободы – это главная проблема немецкой классики, достоинства личности, прав человека. Если феодальное общество основывалось на привилегиях определенных сословий, то буржуазное общество требует равенства прав всех сословий, единства свободы и ответственности человека.

Так Иоганн Готлиб Фихте писал: «Вся моя философия – анализ понятия свобода». Это сближало немецкую классическую философию с философией фр. Просвещения, но французские мыслители решали проблему свободу практически, революционным путем, а немецкие классики – теоретически. Гегель говорил, что «философия – есть эпоха, схваченная в мысли».

На первом плане в немецкой классической философии также процесс познания человеком мира – гносеология. Ее итогом стало создание специфического метода познания - диалектики.

Т.о. у н.к.ф. две основные проблемы и, соответственно, два итога – диалектика и теория обоснования проблемы свободы. При этом Кант, Шеллинг, Фихте и Гегель были идеалистами, а Фейербах, Маркс и Энгельс – материалистами.

 

2. Иммануил Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии.

На западе некоторые исследователи и философы делят философию на «до Канта» и «после Канта», настолько это значительная в философской мысли фигура. Он оказал серьезное влияние и на русскую философию. Кант родился в Кенигсберге, это провинциальный город на северо-восточной границе Германии – ныне Калининград.

Родился хилым болезненным мальчиком, ему была предсказана недолгая жизнь, но прожил 80 лет, благодаря собственной системе питания, гигиены, распорядка дня, которым следовал до одной минуты строго и неукоснительно. По нему соседи могли проверять часы – в одно и то же время (с точностью до минуты) в любую погоду выходил на прогулку, спать ложился ровно в 9, вставал в 5. Был принципиальным холостяком, ел всегда один раз в сутки.

Творчество Канта делится на два периода: докритический (до 1770 г.) и критический (после 1770).

В докритический период он решает две основные проблемы:

-о происхождении солнечной системы и вселенной – при этом исходил из идеи эволюции, т.е. считал, что солнечная система постепенно возникла естественным путем из туманности, опирался на физику Ньютона. Полагал, что жизнь существует и на других планетах.

- критика исходного принципа метафизики – закона достаточного основания. («Общая естественная история и теория неба» (1755 г.).

В критический период Кант пишет работы – критики, поставив перед собой задачу провести критический анализ всей предшествующей философии.

1781 г. – основополагающая работа «Критика чистого разума» - теория познания

1788 - «Критика практического разума» - этика

1790 - «Критика способности суждения» - эстетика

В «Критике чистого разума» Кант ставит задачу преодоления догматизма и скептицизма и предлагает третий путь в познании – путь критики, причем критики самого разума, взятого в чистом виде, т.е. независимом от опыта. Считает, что научное познание заключается в синтезе эмпиризма и рационализма (чувственности и разума). Начиная с познания чистого разума, Кант приходит к выводу, что часть знаний носит априорный (доопытный характер). Выделяет две доопытные формы чувственности – это пространство и время.

Пространство – систематизация внешних ощущений

Время – систематизация внутренних ощущений

В теории познания И. Кант разделяет на два мира существование каждого явления:

1. феномен – «вещь для нас» – явление, вещи, как они существуют в сознании человека

2. ноумен – «вещь в себе» – за пределами познания человека

В этом агностицизм Канта: полностью познать окружающий мир невозможно, доступна только внешняя сторона вещей, «вещь для нас».. Человек может всегда видеть только явление, феномен, а ноумен – нет. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а так, как он нам является.

«Критика практического разума» посвящена этике. Кант разделяет практический и чистый разум, исходит из первенства практического (нравственного) разума над теоретическим. Считает, что нравственность более значима, чем знания.

Моральный поступок является результатом внутреннего императива – т.е. повеления. Императив выделяется двух видов: гипотетический (стремится к достижению цели) и категорический (не стремится к достижению цели). Основной нравственный закон у Канта – категорический императив: «Поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства». Другими словами – поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе. Кант считал, что своими поступками человек формирует образ действия других по отношению к себе.

В своих работах – критиках Кант ставит вопросы и отвечает на них:

1. Что я могу знать? – Только ноумен, но при стремлении к истине

2. Что я должен делать? – Стремиться к выполнению императива – основного морального закона - добро

3. На что я могу надеяться? – На прекрасное, которое понимал как целесообразное и нравственность - красота

Кант делает вывод, что только путем красоты можно достичь свободы. Красота спасет мир – говорил Достоевский, имея в виду именно такое понятие красоты. Красота как целесообразность, нравственность и справедливость.

Т.о. истина, добро и красота – три понятия, определяющие всю философию Канта.

3. Философская система Г. Гегеля.

Особым достижением немецкой классической философии явилась философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Гегель впервые в систематическом виде развил учение о законах и категориях диалектики, разработал основные принципы диалектической логики. Как отметил Ф. Энгельс, великая заслуга Гегеля состоит в том, что «он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития…» Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Первоначально термин диалектика означал искусство ведения спора и разрабатывался для совершенствования ораторского искусства (Сократ и софисты) или как метод анализа действительности (Гераклит, Зенон). Однако именно Гегель придал диалектике наиболее развитую и системную форму.

Гегель сформулировал три основных закона диалектики, провел диалектический анализ всех важнейших категорий философии. Кантовской «вещи в себе» Гегель противопоставил диалектический принцип: «сущность является, явление существенно».

Гегель усматривал в жизни людей и природе силу абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающейся в нем, считал, что в основе всей действительности лежит мировой разум, абсолютная идея или «мировой дух», представляющий собой деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:

1. пребывание в своем собственном лоне – т.е. в стихии чистого мышления (логика в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики, логика выступает не как наука о человеческих формах мышления, а как учение о сущности всех вещей, как «наука об идее в себе и для себя»);

2. развитие идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы (причем развивается не сама природа, а только категории, которые Гегель считал объективными формами действительности;

3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания. Высшие формы самосознания «абсолютного духа», по Гегелю, это искусство, религия и философия, в них завершается всемирная история, мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется.

Таким образом, идеи существуют на трех вышеуказанных уровнях, каждому из них посвящены работы Гегеля «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа» – все три книги образуют «Энциклопедию философских наук». Анализ основных законов, категорий и принципов диалектики в 1-ой книге – «Науке логики».

Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии понятий процесса, развития, истории.

Все находится в процессе. Все развивается. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии.

Однако ведь и ранее об этом говорили философы, взять хотя бы античного Гераклита, его знаменитое «Все течет, все движется…» В чем же заслуга Гегеля, а в том, что он поставил вопросы почему, как и куда все развивается и ответил на них в своей работе.

1. почему - единство и борьба противоположностей – противоречие – источник развития (Гегель: «Противоречие – вот что на самом деле движет миром…»)

2. как – механизм развития – переход количественных изменений в качественные

3. куда – направленность – отрицание отрицания – возврат к исходному пункту но на ином качественном уровне. (по спирали).

Это и есть основные законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон двойного отрицания.

Законы бывают разные: юридические, нравственные – зависят от человека. Их создают. Есть законы, которые не создают, а открывают, обнаруживают: законы физики – они закономерно существуют в природе.

Диалектика имеет отношение к всеобщим законам, относящимся ко всем сферам бытия: природе, мышлению и обществу.

Гегель утверждает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе происходит переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречия движут миром, составляют принцип всякого самодвижения. Действительность представляет собой цепь диалектических переходов.

По Гегелю, его философская система – высшее откровение человеческого и божественного духа, последнее и окончательное слово всемирной истории философии.

Он показал, что история человечества слагается из действий отдельных людей, стремящихся каждый к удовлетворению собственных интересов и собственной цели, но в результате этих действий получается нечто отличное от их первоначальных замыслов, с чем они должны считаться в ходе своих дальнейших действий. Так случайность становится необходимостью. В этом по Гегелю «хитрость исторического разума», а вся история есть история саморазвития разума и представляет собой реализацию логики. Цель всемирной истории, по Гегелю, заключается в познании мировым духом самого себя.

Гегель считал, что носителем мирового духа каждый раз выступает один конкретный народ, в то время как другие уже прошли этап своего наивысшего расцвета, исчерпав свои возможности, и клонятся к закату, или которые только нарождаются, находятся как бы в детском возрасте.

Критерием периодизации истории выступает у Гегеля прогресс в сознании свободы, отсюда он выделяет четыре этапа: восточные мир, греческий мир, римский мир, германский мир. У восточных народов не было свободы, был деспот, которому повиновались, греко-римскому миру было свойственно наличие определенной ограниченной свободы, полная свобода, по мнению Гегеля, нашла свое воплощение лишь у германских народов, которые, унаследовав плоды Фр. Революции, достигли всеобщей гражданской и политической свободы. Т.О., согласно Гегелю, всемирная история есть воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой великое шествие мирового духа по ступеням непрерывного исторического процесса.

Средства для удовлетворения своих потребностей человек создает путем труда. Так возникают экономические отношения, экономическая система.

Философская система, созданная Гегелем, главными особенностями которой являются объективный идеализм и диалектика, составляет золотой фонд мировой философии, он входит в четверку величайших мыслителей всех времен: Платон, Аристотель, Кант, Гегель. Его произведения сложны для чтения, что характерно для немецкой классической философии в целом, но удивительны глубиной мысли.

Л. Фейербах

Людвиг Фейербах (1804-1872) – создатель антропологического материализма. Сначала ученик, затем критик Гегеля. Критиковал религиозные убеждения Гегеля, его идеализм, считал, что абсолютная идея Гегеля – то же самое, что Бог, только научно объясняемый, отстаивал принцип восхождения от материального к идеальному (идеальное – нечто произвольное от определенного уровня организации материального). «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841).

В центре его рассуждений человек, его чувства, нравственно-психологические начала. Особое значение придавал природной стороне человека, недооценивая социальную. Природа по Фейербаху существует вечно и ни от кого не зависит. Человек – высшее существо природы. Фейербах проповедует идеалы справедливого общества.

Материалистические и атеистические взгляды Фейербаха оказали серьезное влияние на последующих мыслителей, в частности на К. Маркса и Ф. Энгельса.

Иоганн Фихте (1762 – 1814).

В центре философии Фихте – абсолютное Я, исходя из которого он хотел объяснить весь объективный мир. Представитель субъективного идеализма, согласно которому нет реальности вне индивида, реальность – плод духовного творчества человека. Критерий реальности явлений, по Фихте, лежит в субъекте. Человек может представить реально происходившее событие и вообразить несуществующее, и то и другое в равной мере будет занимать определенное время жизни человека, существуя в его сознании, а значит, по Фихте, они одинаково реальны. «Опыт критики всякого откровения», «Наукоучение», «Назначение человека».

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)

Главный вклад Маркса и Энгельса в философию состоял в открытии и обосновании материалистического понимания истории и в углубленной разработке материалистической диалектики. Они сформулировали и развили основные принципы материализма.

Маркс разрабатывал, в основном, проблемы экономики, которым посвящен фундаментальный труд «Капитал», решал социально-философские проблемы, тогда как Энгельс обобщил достижения естествознания, его основной труд - «Диалектика природы».

Высоко оценив диалектику Гегеля, Маркс и Энгельс отвергли исходные идеалистические принципы его диалектики и переработали идеалистическую диалектику в материалистическую.

Маркс и Энгельс: «Гегель был идеалист, т.е. для него мысли нашей головы были не отражениями, более или менее абстрактными, действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля лишь воплотившимися отражениями какой-то «идеи», существовавшей где-то еще до возникновения мира. Тем самым все было поставлено на голову, и действительная связь мировых явлений совершенно извращена».

Маркс даже с гордостью говорил, что «перевернул с головы на ноги» диалектику Гегеля. Для Маркса идеальное – это отражение материального в голове человека, в сознании индивида и общества, это идеи, мысли, являющиеся продуктом высокоорганизованной материи – мозга. Не диалектика мыслей определяет диалектику вещей, а диалектика бытия определяет диалектику мыслей. Однако при принципиально различных подходах идеалиста Гегеля и материалистов Маркса и Энгельса гениально разработанная Гегелем диалектика в системе ее законов и категорий полностью вошла в состав диалектического материализма Маркса и Энгельса.

Однако воззрения Маркса по поводу природы идеального не способны удовлетворить мыслителя масштаба Гегеля или Канта, например, в науке идеальное – это понятие в форме мысли, но как получить понятие такой сложной природы как точка, функция и др., ведь им нет прямых аналогов на практике, из метода Маркса не вытекает понимания как можно получить подобные широко используемые в физике и математике идеализации.

Справедливо рассмотрение Марксом практики как критерия истины: если те или иные воззрения не согласуются с практикой, то их правомерность ставится под сомнение.

Особое место в марксизме занимала теория классовой борьбы. Всю историю человечества, развития общества они рассматривали как борьбу классов. Противоречия объясняли конфликтом производительных сил и производственных отношений, составляющих экономический базис общества. Призывали к смене капитализма социализмом, замене частной собственности государственной путем экспроприации, доказывали необходимость диктатуры пролетариата. Таким образом, в реальную социальную жизнь общества марксизм вошел главным образом не научно – философской, а идеологической стороной, как идеология открытого классового противостояния, оправдывающая во имя классовых интересов крайние формы классовой борьбы и насилия. Мы отмечали на одной из лекций, что конкретные рекомендации к практическому применению не укладываются в рамки философии, она не должна предполагать схемы действий, должна лишь предельно концептуально подходить к проблемам, и здесь мы видим, что Маркс и Энгельс выходят за рамки философии, нас же их взгляды интересуют именно с философской точки зрения.

Изучение работ экономистов-классиков (А. Смита и Д. Рикардо) натолкнуло Маркса на необходимость корректировки теории трудовой стоимости, т.к. они не объясняли происхождения прибавочной стоимости и отождествляли ее с прибылью, не показывали природы частной собственности, рассматривая ее как абсолютную данность. Маркс рассматривает частную собственность как историческое явление и следствие экспроприированного труда.

Социальный труд отделяет человека от животного. На определенном историческом этапе характер труда меняется, возникает разделение труда, частная собственность, которая делает процесс труд принудительным. Продукт труда становится независимым, чуждым производителю. Маркс пишет в «Экономическо-философских рукописях», что рабочий становится тем более дешевым товаром, чем больше товара он создает. Опредмечивание труда есть закабаление рабочего предметом, его отчуждения и самоотчуждение. «Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против себя самого, тем беднее становится он сам». В итоге рабочий чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций. Капиталист в форме зарплаты оплачивает рабочему только стоимость его жизни и присваивает прибавочную стоимость. Согласно научному социализму Маркса, в основе капиталистического производства – умножение прибавочной стоимости путем эксплуатации наемного труда. Он приходит к выводу, что необходимо освобождение трудящихся от ига капитала, упразднение собственности революционным путем. В работе «Капитал» Маркс обосновывает неизбежность победы пролетариата. «Экспроприаторы должны быть экспроприированы», необходим переход к обществу без классов.

В России марксистские идеи популяризировал и развивал ученый и публицист Георгий Валентинович Плеханов, затем В.И. Ленин, который был в целом политическим деятелем. Ленин по-своему осмыслил марксизм и действовал вопреки его принципам, ведь согласно марксизму социалистическая революция целесообразна только при высоком уровне развития капитализма. Политически жесткая философская концепция Ленина привела к известным вам результатам. Плеханов был уже стар, умирал и Ленин приехал к нему проститься, но Плеханов не подал ему руки, сказав, что он диктатор, что он действовал вопреки марксизму в плане условий осуществления революции и Россия теперь будет залита кровью гражданской войны, страдания народа будут неисчислимы.

Ленин сводил все достижения мировой философии к философии Маркса и Энгельса, которую сделал орудием политической борьбы. Долгие годы советские люди воспитывались только на трудах классиков марксизма-ленинизма, советским философам приходилось основываться на их наследии, существовала строгая цензура философии, сознательно формировалась единая идеология. Русской философии будет посвящена одна из последующих лекций.

 

 

Лекция 7.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.