Философия эпохи Просвещения, культ разума в ней. Учение французских просветителей о материи, человеке и обществе. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Философия эпохи Просвещения, культ разума в ней. Учение французских просветителей о материи, человеке и обществе.

2017-11-28 1154
Философия эпохи Просвещения, культ разума в ней. Учение французских просветителей о материи, человеке и обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Просветительство – движение прогрессивной общественной мысли в период разложения старых и становления новых отношений, основанных на развитии промышленного капитализма в Европе. Философия эпохи Просвещения представляет собой последовательный культ человеческого разума, восприятие его как основного орудия преобразования общественный отношений на более гуманных основаниях. Философский материализм был мировоззренческим стержнем Просвещения как движения общественной мысли. Материализм существовал в двух формах: деизм, допускавший существование Бога, который после сотворения вмешивается в дальнейшее развитие; и последовательный материализм. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) один из самых ярких и талантливых фигур. Главный объект критического мышления был религиозный фанатизм. В своем понимании о материи Вольтер не был атеистом, а стоял на позиции деизма. Материализм Вольтера проявился в признании им большой роли ощущений и органов чувств в познавательной деятельности. Человек – венец ее эволюции, телесное существо способное мыслить и чувствовать. В центре внимания Жан-Жак Руссо оказалась тема человека и проблема социального неравенства. Государство должно быть республикой и не допускать существования ни богачей, ни бедняков. Последовательность «радикального» французского материализма наиболее полно проявилась прежде всего в учении о природе и материальном единстве мира. В творчестве просветителей природа рассматривалась как вечная субстанция (основа) всего сущего. Они выделяли в материи такие фундаментальные свойства, как несотворимость и неучтожимость, вечность существования, протяженность и движение, структурная упорядоченность. Мир имеет материально-корпускулярное строение, т.е состоит из простых и неделимых частиц. Движение представляет собой всякое изменение, его нельзя сводить к механическим процессам. Покой является лишь моментом движения, результатом уравновешивания противоположно направленных сил и тенденций. Также французские материалисты стремились вскрыть причинно-следственные связи в материальном мире. По их мнению, природа есть причина всего сущего, а следствиями являются все происходящие в мире изменения. Французские материалисты подчеркивали мысль о том, что существующий мир являет собой результат длительного изменения и развития, трансформации природы. По сути дела, французские материалисты были сторонниками идеи биологического трансформизма, они пытались объяснить жизнь результатом накопления некоего «живого вещества» в организмах и изменениями их на этой основе. Проблема происхождения человека также рассматривалась с материалистической позиции. Человек существовал не всегда, а появился лишь на определенной ступени «лестницы природы». Излагая свою теорию антропогенеза (происхождения человека), французские материалисты обращали внимание и на роль социально-культурных факторов и обстоятельств. Наличие большого мозга – это предпосылка появления человека. Язык – средство общения и познания, условие формирования социальных сообществ. Человек становится человеком под активным воздействием собственной хозяйственной деятельности. Физиологической основой сознания выступает центральная нервная система и прежде всего – мозг. Душа воспринималась как нечто вторичное, связанное с деятельностью центральной нервной системы и мозга. В вопросах теории познания исходили из тезиса о том, что всякое знание развивается из чувственного опята людей. Тема человека органично соотносилась с проблемой общества. Главная идея – это радикальное преобразование общественных отношений на основе принципов гуманизма и социальной справедливости. Основное, что мешает устроить общественную жизнь – это массовые заблуждения и иллюзии людей, и религия как фантастическая форма общественного сознания. Просветители смотрели на исторический процесс с позиций идеализма: «мнения правят миром». Философия просветителей несла большой познавательный и социально-критический потенциал. Неудивительно, что учения французских материалистов о человеке и обществе явилось одним из идейных источников марксизма как теории революционного преобразования мира в интересах человека труда.

 

7.Особенности немецкой классической философии. Творчество И. Канта, его основные периоды и их идейное содержание.

Немецкая классическая философия представляет собой величественное и многогранное явление общественной мысли человечества. Немецкая классическая философия развивалась под непосредственным и активным влиянием Великой французской революции и ее важнейших идей. Страна была раздробленной, а буржуазия слабой в экономическом и политическом отношении. Эти обстоятельства повысили интерес немецкой философии к теме духовного (индивидуальное и общественное сознание), а не практической общественной мысли. Немецкая классика – это философский идеализм. В его рамках большое развитие получила диалектика как метод философского мышления и теория развития всего сущего. Особенность немецкой философии – энциклопедичность, всесторонность охвата предмета своего исследования. Немецкие философы продвинули вперед представления о сущности и природе человека. Человек, по их мнению, существо духовное и деятельное, созидатель мира культуры. Немецкая классическая философия должна иметь все признаки науки: строгость, точность и доказуемость. Немецкую классическую философию принято считать вершиной в развитии европейской философской мысли Нового времени. Наиболее полно представлены важнейшие типы философствования – материализм и идеализм; получили всестороннее развитие все области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, социальная философия и культурология, этика. Основатель немецкой классической философии Иманнуил Кант. В творчестве Канта было два основных блока: теория познания и учения о морали и нравственности. Также мыслитель занимался проблемами естественных наук. В творчестве Канта следует выделять два периода. Первый – докритический, ученый обращался к проблемам естествознания. Разработал гипотезу и возникновении Солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве частиц материи и о развитии мира. Ему принадлежит идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Второй период – это «критический». Предмет исследования – человеческий разум, его структура и познавательные возможности. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники. Разработал учения о морали и нравственности. Теория познания – это последовательность размышления над вопросом о том, при каких условиях возможно действительное познание и каковы его границы. Немецкий философ исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей. Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Три основные познавательные способности человека: чувственность, рассудок («практический разум») и разум. Чувственность – способность ощущать вещи; рассудок – способность к простым понятиям и суждениям; разум – способность к умозаключениям и идеям. Положительной стороной учения Канта о чувствительности и рассудке является раскрытие органической связи между ощущениями и категориями рассудка. Ощущения без категорий «слепы», а логические категории без ощущений «пусты». Разум порождает три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога 9причина всех причин). В своем учении о морали и нравственности. Кант исследовал проблему свободы человека. Он рассматривал человека как существо, способное к самостоятельному поведению и нравственному совершенствованию, к выбору альтернатив. Свобода – самоограничение. Она протекает изнутри. Каждый человек несет в себе нравственный закон, который носит характер заповеди. Свобода на деле это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу. Долг – сознательно выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность. Немецкий философ являлся сторонником мира между народами, обязательного исполнения правовых установлений и властью, и гражданами.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.