Классический период в истории русской философии, общая характеристика его важнейших течений. Взаимосвязь философии и литературы XIX века. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Классический период в истории русской философии, общая характеристика его важнейших течений. Взаимосвязь философии и литературы XIX века.

2017-11-28 734
Классический период в истории русской философии, общая характеристика его важнейших течений. Взаимосвязь философии и литературы XIX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

XIX столетие занимает особое место и истории русской духовности, «золотой век» русской философии – по богатству русских имен и содержательных учений, школ и идей, классический период в истории русской философии, эпоха русского универсализма. Особенность этой эпохи, что философская мысль развивалась в значительной мере внутри художественной литературе. Начало классического периода связано с творчеством Чаадаева, а в художественной литературе – Пушкиным. «Философия тотальности» была ориентирована на идеи и ценности коллективизма, религиозной соборности и государственности. «Философия индивидуальности» подчеркивала первенство свободы и интересов человека над интересами целого коллектива. Чаадаев поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном сознании, давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике, и т.п. Позже Чаадаев критически стал относиться к западной цивилизации, выделил в ней пороки, как эгоцентризм, враждебность частных интересов друг к другу, «обнаружил» достоинства русского человека: открытость, щедрость, совестливость и т.д. Мыслитель символизирует Россию как страну, которая волей судьбы оказалась на перепутье двух потоков мировой истории и культуры и поэтому всегда пребывает в напряженном состоянии поиска и выбора. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли и возникновению двух противоположных течений – славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о признании в мире. Россия должна идти вслед за Западом по пути общечеловеческого прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или же у нее должен быть особый путь развития. Для славянофильства была свойственна критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной и бездушной. Здесь господствует дух эгоизма, наживы и прагматизма. В этом мире все продается и покупается, включая даже человека. Крепостное право должно быть отменено, а развитие крестьянства будет проходить на основе общинного землепользования. Социальной ячейкой русского общества должна быть патриархальная семья. В целом мировоззрение славянофилов основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. Славянофильство – философия коллективизма, религиозно окрашенного. По мнению Киреевского, главным достоинством русского ума и характера является его цельность, гармоничное единство ума и сердца, тела и души, любви и совести, стремление к истине и справедливости. Задача развития России – чтобы дух православия пронизал весь общественный организм. Аксаков подчеркивал патриархальность и общинность русского народа. Крестьянская община – воплощение естественного образа жизни славян. Западники активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально – крепостнических отношений и развития общества по буржуазному пути. Западники придерживались атеистических взглядов, видя в религии и в церкви тормоз общественного прогресса. Философию Герцен рассматривал как орудие для воплощения на практике идеалов социальной справедливости. Герцен был убежден, что человек вправе обладать «самодержавной независимостью» и поэтому подчинение его обществу есть своего рода жертвоприношение. Смысл жизни Герцена – освобождение России от крепостничества. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ демократии: совместный труд, общий быт. Насилием можно расчистить место для будущего, но никак не создать новое общество. Герцен подчеркивал союз философии и естествознания, если нет союза то философия погрязнет в абстракциях, а положительные науки потонут в бездне фактов. Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Со временем эти течения стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям, но проблема выбора исторического пути для России неизменно сохраняла и сохраняет свою актуальность. В творчестве Чернышевского особое место занимает антропологический материализм. Человек является природным существом, а целью жизненных устремлений является наслаждение. Основное качество человека – эгоизм, ориентация на собственные интересы. Развивал историю социальной философии, отыскивая экономические предпосылки классовой борьбы в различных интересах и потребностях людей. Народничество – проявление русского радикализма. Народникам присуща прочная вера в особый путь развития России, в ведущую роль прогрессивных идей и субъективного фактора в истории. В этом течении можно выделить три ветви: анархистскую, пропагандистскую и заговорщическую. С точки зрения Бакунина(сторонник анархизма), вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в царство свободы». Основным ее угнетателем является государство. По убеждению Лаврова(сторонник пропагады), главной движущей силой исторического процесса является передовая интеллигенция, критические мыслящие личности. Она способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды. По убеждению Ткачева, народ находится во власти рабской психологии. Русская философия XIX века развивалась внутри художественной литературы. Это делало литературу философичной, а философскую мысль образной, яркой и выразительной. В философской поэзии XIX века (Пушкин, Тютчев) затрагивались вечные вопросы о сущности и природе мира, о бытии в нем человека, его свободе и счастье, смерти и бессмертии. Русская поэзия также обращена к проблемам общественной жизни, пронизана духом патриотизма и гражданственности, выступала в качестве «колокола» свободы и справедливости. В русской классической прозе (Герцен, Толстой, Достоевский) осмыслены глубинные вопросы исторического процесса, бытие общества и человека в нем, социальные и нравственные проблемы. Важной являлась тема смысла жизни и призвания человека, борьбы сил добра и зла в мире. Особенность русской литературы является психологизм, т.е повышенное внимание к духовному миру человека, его страданиям и исканиям, борьбе к жизни. Для русской литературы характерен дух правдоискательства, т.е поиск общественного идеала, которые смог бы выразить чаяния и надежды, национальное самосознание россиян. Отечественная философия и литература стремились к Правде, к органическому синтезу Истины, Добра и Красоты как высшим общечеловеческим ценностям.

 

14. Русская религиозная фил-я занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная еще с эпохи Киевской Руси. Расцвет же этой фил-и пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие 20 веков. В этот период она развивалась в кач-ве своеобразной альтернативы по отношению к фил-и Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Русс-я религ-я фил-я представляет собой специфическое мировоззрение, в рамках которого были осмыслены традиционные вопросы, касающиеся мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным истоком было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. По сути дела, это был фил-й идеализм, нередко религиозно-мистического толка. Свои классические формы русская религиозная философия обрела в 19 веке. В 30-е – 40-е годы ее важнейшие идеи и принципы (например, идея соборности как религиозного коллективизма) формировались в рамках славянофильства. В последней четверти века большой вклад в развитие этой фил-и внесли писатели Ф.М. Достоевский и Л.Н, Толстой, а философом В.С. Соловьевым была создана целая система религиозно-философского мировоззрения. В начале и первой четверти 20 века творили многие крупные мыслители религиозного направления: Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский и др. Этот период получил название Русского Ренессанса, или «серебряного века» отечественной фил-и. Русская религиозная фил-я являет собой синтез православия как веры с фил-ой мыслью. Своей главной задачей религиозные мыслители считали раскрытие и обновление подлинного содержания православно-христианского мировоззрения, отказ от его омертвевших идей и формул, соединение православия с духовной жизнью всех социальных групп и сословий. Русская религиозная фил-я имеет, по сути дела, всеохватный характер. В ней были глубоко осмыслены такие темы, как Бог, свобода и творчество человека, соборность, гуманизм и его кризис, смысл жизни и призвание человека. Она рассматривала узловые проблемы чел-й истории, взаимоотношения между государством и обществом, Россией и Западом, тему социализма и коммунизма. В русской религиозной фил-и присутствует тема Апокалипсиса, т.е. завершения земной истории и перехода ее в новое состояние – в царство Божье, в вечный мир. Это будет иное, четвертое состояние чел-й истории – состояние царства Духа.

 

15. Центральной фигурой во всей русской религиозной фил-и явл-ся философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он развивал «философия всеединства». Идейными истоками творчества Соловьева были фил-я мысль Древнего Востока и учение Платона о душе, воззрения нем-х философов Канта, Гегеля и Шеллинга. Творчество Соловьева наз-ют «философией любви», где любовь рассматривается как некий живописный принцип всего мироздания и его существования. В своем учении он проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Исходной и основной во всей фил-и мыслителя явл-ся идея всеединства (единство и целостность всего сущего) и мировой гармонии. В представлении Соловьева, мир иерархичен, в нем низшее и высшее органически взаимосвязаны. Мир пронизан высшим божественным началом и предстает на деле как творение Божье, единство Истины, Добра и Красоты. Бог – это некий космический разум, организующая сила мира. Однако будучи создан Творцом мир, тем не менее, не завершен, не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно развивается, неся в себе внутреннее активное начало, или мировую душу. Эта душа представляет собой особого рода творящую энергию, она явл-ся носителем идеи и принципа всеединства. Вечно женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью или Софией. Являясь духовным источником мироздания она связывает воедино Творца и его творение, мир и человечество. В обществе единство всех людей представлено в виде православной церкви («свободная теократия»). Она не только сближает людей, но и, преодолевая эгоизм и вражду между ними, активно способствует образованию «царства Божьего» на земле. Наиболее приемлемым идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию. Она представляет собой единство «вселенской церкви» и монархического государства. В таком состоянии общества будут сполна реализованы идеалы добра, красоты, справедливости и мира. В своем творчестве Сол-в проводил мысль о свободе и бессмертии чел, его высоком космическом призвании. По его убеждению, человек представляет собой существо, способное соединить в себе и «небо», и «землю», все части мира в единое и гармоничное целое. Он наход-ся как бы на стыке между Богом и природой. Человек – это богочеловек (всемогущий человек), а человечество есть богочеловечество, т.е всемогущее человечество. Мировая гармония возможна, но лишь с помощью любви, т.е. взаимного стремления всех живых существ друг к другу, а людей – к Богу. Соловьев отмечал, что деятельность чел всегда многогранна. Она появляется в его творчестве (техническое, художественное), в научном познании и различных формах практической деятельности. Он подчеркивал, что особую роль в чел играют его духовные кач-ва, такие как вера, любовь и добро. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокий духовный облик. На деле любовь означает творение Добра, т.е. сохранение жизни во всех ее проявлениях. Любовь всегда предполагает альтруизм, бескорыстное служение др.людям и самопожертвование. В любви достигается подлинная соборность, собирание всех православных людей. Творение Добра должно быть общим делом и касаться каждого человека.

 

16. Любой человек в своей жизни нуждается в ясных и четких представлениях об окр.мире, и поэтому он создает собственное мировоззрение. Мировоззрение («взгляд на мир») представляет собой очень сложный и богатый пласт духовного мира чел, имеющий огромное жизненно-практическое значение. Его структура и содержание не исчерпываются какими-нибудь отдельными сведениями об окружающем мире. Мировоззрение – это система обобщенных знаний и иных сведений об окр.мире и о самом чел. Оно выступает необходимыми условием существования чел в окр.мире, определяет отношение к этому миру и т.д. Мировоззрение не сможет сформироваться вне его духовно-практической деятельности, развития науки и техники, влияния культурной и иной среды. След-но, миров-е – это необходимое условие для деятельности чел, ориентации во внешнем мире и изменения его. Без мировоззрения чел не сможет стать личностью, т.е. соц-м, культурным существом, которое ведет осмысленный, целеустремленный и ответственный образ жизни. Субъектом мировоз-я явл-ся мыслящий индивид, отдельный человек. Оно у него всегда неповторимо, т.к. у любого чел имеется свой жизненный опыт и знания об окр.мире. Мировоз-е присуще и большим соц.группам (классы, слои и т.д.). В таком случае речь идет о типичных для этих групп взглядов и представлениях, оценках, идеалах. Что касается структуры мировоз-я индивида, то она включает в себя прежде всего, знания как обобщенный рез-т познавательной и практической деятельности. Знания – это определенные сведения и мире. Они являются исходным началом мировоз-я. Если нет знаний, то нет мировоз-я. Твердая уверенность чел в истинности своих знаний, в правоте своей жизненной позиции и собственных действий означает наличие в мировоз-и убеждений. Они явл-ся важным показателем соц. и культурной зрелости чел, сформированности его как личности. Прочность убеждений не означает, что они не могут уточняться и изменяться под влиянием новых знаний и фактов, жизненных обстоятельств, и даже подвергаться существенной трансформации. Мировоз-е вкл-ет в себя и идеал как мысленный образ совершенного и поэтому – желаемого, притягательного, отвечающего жизненным устремлениям чел, целям и программам его действий. Нередко ради идеала люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Без идеала нет движения в жизни, нет и преображения этой жизни. Он как бы достраивает и логически завершает мировоз-е человека как целостное духовное явление. На основе мировоз-я формируется специфическое духовное состояние чел – вера (рациональная или иррациональная) – психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как якобы действительно существующей. Рацио-я вера основана на знаниях и фактах, а иррац-я на домыслах, фантазиях и догмах). С мировоз-м чел сопряжена надежда-единство знания и веры, радостное ожидание какого-то жизненно важного события, рез-та. Духовный мир чел излучает из себя любовь, под которой понимается доброе, бескорыстное отношение к окр.миру и живущим в нем людям. В мировоз-и можно выделить три слоя его структуры: мировосприятие (чувственно-эмоциональный слой), миропредставление (целостный, объемный образ мира), миропонимание (рац-е истолкование, осмысление мира). Можно сказать, что мировоз-е есть ядро внутреннего мира человека как субъекта сознательного соц.творчества. Мировоз-е выполняет функцию познания человеком окр.мира, функцию ориентации в мире и функцию целеполагания. Оно не только раскрывает чел глаза на мир, но и во многом обуславливает его практические действия в этом мире. В этом, если говорить кратко, и состоит роль мировоз-я, вытекающая из его сущности как духовно-практического феномена.

 

17. Философская мысль человечества зародилась около 2500 лет назад в ряде стран Древнего мира (Индия, Китай, Греция). Ее расцвет произошел в Древней Греции, где философия стала заметной и влиятельной сферой духовной культурой общества. Среди греческих философов «первой волны» были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор. Они впервые стали употреблять термин «философия», переводя его как «любовь к мудрости». В последующем фил-я стала ассоциироваться со стремлением ответить на самые общие и сложные вопросы, которые касаются окр-го мира, существования в нем человека, его смысла жизни, смерти и бессмертия. Появление фил-и было связано с тем, что отдельные виды познания (астрономия, физика, математика и др) по природе своей были не в состоянии сформировать целостную картину мира и человека в нем. Она возникла и в силу того, что в раннеклассовом обществе выявилась потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии и религии рациональной картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации. На основе растущих познавательных потребностей постепенно и стали возникать такие вопросы, как «Что есть мир?», «Что является его основой?», «Что такое человека?», «Что такое истина?» и т.д. Фил-я рождалась также и в связи с появлением в древнем обществе слоя свободных граждан, многие из которых избирали фил-ю в кач-ве своего мировоззрения. Она возникает как мышление свободного человека, который стремился сформировать для себя ясную, осмысленную картину мира. Философия появляется как способ познания, изначально ориентированный на рациональное постижение окр-го мира. Подлинная фил-я рассматривает мир, непременно взятый вместе с человеком. Человек ведь рождается, существует и умирает в этом мире. В нем он живет, радуется и страдает, познает и действует. Так постепенно определился объект фил-и: универсальная система «Человек-Мир», т.е. всё существующее. Объект фил-и есть единое и неделимое целое, Универсум, несущий в себе бесконечное и неисчерпаемое разнообразие своего содержания. В своем объекте фил-я стала выделять и осваивать свой предмет, т.е. то наиболее важное, что интересует фил-ю как специфическую форму познания. Задумываясь об окр.мире, первые философы стали приходить к выводу, что где-то там, в его конечной глубине, есть некие основания, на которых и благодаря которым этот мир существует. В философии эти основания стали называть предельными началами всего сущего, т.е. существующего. Таким образом, предметом фил-и, как формы познания, явл-ся предельно общие начала всего сущего – принципы, свойства и связи, тенденции и законы реальной действительности. Постепенно в ходе фил-й мысли сложилось предметное поле фил-и, т.е. круг проблем и вопросов, постоянно находящихся в фокусе ее внимания. Оно представляет собой пространство интеллектуальной деятельности, которое фил-я пытается осваивать своими средствами. Традиционно философию интересуют вопросы, связанные с познанием чел-м окр-го мира (проблема истины, границы познания и т.д.). Издавна, к проблемному полю фил-и относятся вопросы, касающиеся жизни общества и исторического процесса (связь общества с природой, смысл истории). Предметное поле фил-и имеет тенденцию к постоянному расширению, что естественно для фил-го познания – всегда живого, непрерывно развивающегося. Но, несмотря на это, в этом поле по-прежнему присутствуют те тематики и вопросы, которые для фил-и имеют непреходящее значение и к которым она обращается во все времена и при любых обстоятельствах (вопрос о смысле жизни человека, его свободе и судьбе, смерти и бессмертия и т.д.). Одной из важнейших мировоззренческих проблем для фил-и явл-ся основной вопрос фил-и – ее исходная основополагающая проблема, имеющая ключевое значение в предметном поле фил-и. Данный вопрос был обозначен уже в ходе возникновения и становления фил-й мысли в Древнем мире. Во-первых, он предполагает выявление некоей первоосновы всего сущего, источника всех вещей, явлений и процессов. В кач-ве такой основы рассматривается две реальности - материальное (материя, космос, природа) или же духовное (дух, сознание, идея) Во-вторых, этот вариант основного вопроса имеет и вторую сторону – речь идет о познаваемости окр. мира. Наличие этого основного вопроса обусловило распад мировой фил-й мысли на два главных направления – фил-й материализм («линия Демокрита») и фил-й идеализм («линия Платона»). Материализм и идеализм – это два различных способа, типа философствования, два направления движения мысли к истине, которые должны дополнять друг друга. Надо заметить, что нередко философы в кач-ве осн-го вопроса выделяют и другие проблемы. Это, например, соотношение бытия и небытия, сущность человека, отношение человека к окр.миру, смысл жизни человека и т.д. Считается, что такое разнообразие ключевых вопросов-проблем свидетельствует о естественноисторическом развитии философии: возникновение в ней новых идей и проблематик, понятийного аппарата, стилей философствования и т.д. Таким образом, фил-я – это наиболее обобщенное знание об окружающем мире и человеке в нем, об отношении человека к этому миру, о будущем мироздания. Она включает в себя, прежде всего, традиционные области философствования: 1)онтология (учение о бытии, формах и видах его проявления); 2) диалектика (учение о развитии всего сущего); 3) гносеология (учение о познании окр.мира); 4) фил-я антропология (учение о человеке как таковом); 5) соц.фил-я (учение об обществе и его истории). По мере развития фил-и в ней возникли и утвердились новые области знания – фил-я история, фил-я культуры, фил-я религии, фил-я политики, фил-я права, аксиология и т.д. Некоторые отрасли фил-го знания со временем стали даже вполне самостоятельными науками – логика, этика, эстетика.

 

Вопрос 18 (не весь…)

Понятие мировоззрения

На протяжении всей истории существования человечества философия складывается

как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая

мировоззренческие вопросы..

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень

мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая форма

общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически

обосновывается, обладает большей степенью научности.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека.

Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого

мыслящего человека. Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Философия помогает человеку сформировать определенный способ своей жизнедеятельности.

Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

- гносеологическая – заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

- критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Культура- это философское понятие для характеристики человека как свободного творческого существа, раскрытия его сущностных сил и способностей. Она включает в себя физическую и духовную энергию, процесс их применения, предметные воплощения этой деятельности. Культура это все, созданное мудрой мыслью и деятельной рукой человека. Она представляет собой сверхсложную не природную реальность, которая создается в соответствии с замыслов человека как ее творца. Представление о культуре возможно лишь в рамках системного подхода. К сфере культуры нельзя относить все то, что служит насилию над людьми. Культура имеет два слоя, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, и материальная культураорудия труда и техника навыки людей. Многомерность культуры как социального явления проявляется в ее социальных функциях. Это познавательная, помогающая получить знания об окружающем мире. Практическая указывает на то что культура служит целям преобразования природы. Аксиологическая,-идеи,идеалы, образы, социальные нормы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.