Форма представления оценочного средства в ФОС — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Форма представления оценочного средства в ФОС

2017-11-21 660
Форма представления оценочного средства в ФОС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Кейс-задача по дисциплинеБ1.В.ОД.12 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   (шифр и наименование дисциплины) для студентов 1/2 курсов по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиль "Психология и социальная педагогика"

Кейсы предназначены для закрепления разделов «Введение в психологию младшего школьника», «Психическое развитие детей младшего школьного возраста» «Психологические особенности в младшем школьном возрасте» и контроля. Кейсы используются как в индивидуальной работе, так и для работы в парах на практических и лабораторных занятиях.

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Компетенции обучающегося, формируемые в процессе решения кейс-задач:

· ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

· ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

Например:

 

«Драчун» (структурированный кейс)

К школьному психологу обратилась мама восьмилетнего мальчика с жалобой на его агрессивность: «Миша очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ребята в классе его не любят. Он у нас единственный ребенок в семье, мы (оба родителя) работаем, за сыном присматривает старая прабабушка. Нас с мужем очень беспокоит такое поведение сына».

Определите вид агрессивности у ребенка и возможные причины агрессивного поведения. Сформулируете задачи коррекционной работы и обоснуйте оптимальные для данной ситуации методы коррекции.

«Смена отношений»

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой – Дима, а зачем тебе? Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить? Оценка Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки – значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке. Прогнозирование В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т. к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда. Решение Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например, ему плохо видно с последней пар- ты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

«Тихий омут» (неструктурированный кейс)

Восьмилетний Ваня Николаев был направлен к школьному психологу его учителем. По словам педагога, все время в школе Ваня проводит сидя за своей партой: он не гуляет по классу, не выходит в коридор на переменах и к доске на уроках, когда его спрашивают. Так продолжается уже в течение двух первых месяцев школьного обучения. Ваня вместе со всем классом ходит в школьный буфет на завтраки, но почти не ест поданное блюдо. Он постоянно садится один и редко вступает в контакт с детьми, даже если они начинают разговор с ним. Несмотря на такую "застенчивость", Ваня превосходно справляется со школьными заданиями и отвечает на вопросы учителя.

Педагог выразила свое предположение о том, что Ваня больше чем застенчивый ребенок. Она сожалела, что не обратилась к психологу раньше, поскольку считала необходимым сначала обсудить эту ситуацию с родителями мальчика. Однако, несмотря на назначенную индивидуальную встречу, родители Вани не пришли.

Николаевы дали согласие о встрече с психологом, но тоже не пришли, а потом еще раз переносили дату. Наконец в назначенный день Николаевы пришли на встречу и даже на 10 минут раньше времени.

Папа Вани работает в строительно-ремонтной фирме своего отца. Это невысокий темноволосый, носящий бороду, мужчина тридцати с небольшим лет. Мама Вани – домохозяйка, она ухаживает за тремя их детьми: старшим 8-летним Ваней, 5-летним Димой, и 3-летней Юлей, которые в настоящий момент находились под присмотром бабушки (мамы главы семейства). Мама Вани – хрупкая женщина около 30-ти лет с длинными темными волосами и слегка возбужденная, – объяснила, что не могла прийти на ранее назначенные встречи из-за маленьких детей. Она сообщила, что не допускает мысли оставлять детей с приходящей няней и что ей необходимо быть дома как можно скорее.

Николаевы были удивлены, узнав, что Ваню направили к школьному психологу. По словам отца, это хороший ребенок, которого почти не приходится дисциплинировать. Мама согласилась с этим, дополнив, что Ваня всегда послушен, сам следит за своими игрушками и содержит чистоту и порядок в своей комнате. Николаевы сообщили, что с самого рождения Ваня развивался в соответствии с возрастными требованиями – ходить начал в двенадцать месяцев, пользоваться туалетом с трех лет. Ясли и детский сад не посещал, но с шести лет сам начал читать. Родители также не знали никаких проблем при подготовке его к школе и к занятиям сейчас. Когда их спросили о друзьях Вани, мама сказала, что он предпочитает читать или играть с сестричками.

На следующий день Ваня появился в кабинете психолога. Это был ребенок с прямыми темными волосами и большими карими глазами, аккуратно одетый в чистые синие штаны и полосатую рубашку. Пока он осматривал новое для него пространство кабинета, он ни разу не встретился взглядом с психологом. Послушно сел в указанное кресло и не заинтересовался находящимися вокруг игрушками даже после ободрения психолога.

Ваня рассказал, что он старший из троих детей в семье, и что ему жаль, что он не самый младший, потому что у Юли нет никаких обязанностей. Когда психолог спросила о его обязанностях, Ваня сообщил, что он должен каждое утро заправлять свою постель, менять постельное белье один раз в неделю, выносить мусор каждый вечер, и кормить и поить собаку. Он сказал, что обязанности несложные, но они мешают его любимому чтению.

Также Ваня сообщил, что в школе у него все хорошо, но затруднился назвать, что ему нравится и не нравится здесь. На вопрос о школьных друзьях он сказал, что их у него нет, и в ответ на удивление психолога, заметил, что не переживает по этому поводу: «Так меньше проблем и неприятностей».

На вопрос о его увлечениях сказал, что любит читать, но теперь не так сильно, как раньше. Ваня сообщил, что с тех пор как начал учиться в школе, у него появились проблемы со сном, часто он не может заснуть до полуночи, а потому ему все сложнее просыпаться утром и собираться в школу. В ходе выяснения возможных причин, Ваня признался, что не может спать из-за переживаний о том, что он сделал. Он сообщил, что не хочет, чтобы его мама узнала, какой он плохой. Ваня рассказал, что иногда думает подговорить своего брата Диму начать протестовать против их домашних обязанностей и не выполнять их. Его глаза наполнились слезами, когда он рассказывал, как мама сильно их любит, а он плохо думал о ней, будто она слишком властна и не позволяет ему побыть одному.

«Про Костю» (структурированный кейс)

Десятилетнего Костю воспитывает одна мама. Между сыном и матерью до недавнего времени было полное взаимопонимание. С первого класса учился только на «5». Учительница говорила, что он способный ребенок. Но примерно полгода назад начались из школы звонки и записки о плохом поведении. На вопросы о причинах происходящего ребенок не отвечает. Из отзывчивого и доброго мальчика он превратился в замкнутого и нервного. В школу идет с большой неохотой, просит маму: «Можно мне остаться дома, я не хочу в школу».

Запрос матери: «Пожалуйста, помогите разобраться, что происходит с мальчиком?».

Алгоритм решения психодиагностического кейса:

1. определить запрос и проблему (поведенческие, личностные, эмоциональные; деятельность (учеба), взаимоотношения);

2. сформулировать гипотезы о возможных причинах явления;

3. определить сферы, необходимые для диагностического обследования;

4. подобрать соответствующие этим сферам и возрасту ребенка 3–5 методик (название и автор теста, суть процедуры);

5. обосновать цель каждой методики;

6. дать прогноз психодиагностической деятельности по составленной схеме.


 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Нижневартовский государственный университет»

Кафедра психологии образования и развития

Тестовые задания

по дисциплине Б1.В.ОД.12 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

(шифр и наименование дисциплины)

для студентов 1/2 курсов

по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология и социальная педагогика"

Тест предназначен для выявления степени освоенности тем по разделам «Общая психология», «Социальная психология» «Возрастная психология», «Педагогическая психология».

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате:

· ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

· ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

· ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

· ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

Примерные вопросы тестовых заданий по дисциплине Б1.В.ОД.4 «Психология младшего школьника»

1. Выберите верный вариант ответа:

Новообразованием младшего школьного возраста является:

1. гордость за достижения

2. внутренний план действий

3. чувство взрослости

4. активность

2. Установите соответствия между компонентами психологической готовности к школе и их характеристикой:

1. эмоционально-волевой а. умение общаться
2. личностный б. произвольное запоминание
3. коммуникативный в. дифференцированная самооценка
1. интеллектуальный г. настойчивость

3. Выберите несколько вариантов ответа:

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью не являются

1. непосредственно-эмоциональное общение

2. игровая

3. учебная

4. общение

4. Выберите верный вариант ответа:

Среди учебных мотивов у первоклассников преобладает стремление получать...:

1. прочные знания

2. высокие оценки

3. одобрение родителей

4. материальное вознаграждение

5. Выберите верный вариант ответа:

Младший школьный возраст сенситивен к развитию:

1. предпосылок теоретического мышления

2. навыков общения

3. речи, образных форм отражения действительности

4. мировоззрения

 

 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Нижневартовский государственный университет»

Кафедра психологии образования и развития

РЕФЕРАТ

по дисциплине Б1.В.ОД.12 ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

(шифр и наименование дисциплины)

для студентов 1/2 курсов

по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль "Психология и социальная педагогика"

Написание и защита реферата предназначены для выявления степени освоенности тем в разделах

· ОК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;

· ОПК-2 способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся

· ОПК-3 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса.

· ПК-2 способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.

Темы рефератов

1. Социально-психологическая адаптация младшего школьника в начале школьного обучения.

2. Способы проявления и условия развития интеллектуальной активности младших.

3. Основные направления развития личности младших школьников.

4. Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.

5. Работа с одарёнными детьми в начальной школе.

6. Условия развития мотивации достижения успеха у младших школьников.

7. Усвоение младшими школьниками норм и правил общения.

8. Характеристика методик изучения интеллектуального и личностного развития младших школьников.

9. Специфика общения младшего школьника с учителем и сверстниками.

10. Основные достижения в психическом развитии детей младшего школьного возраста.

11. Характеристика и специфика развития младших подростков.

12. Изучение мотивов учебной деятельности младшего школьника как условие совершенствования процесса обучения.

13. Методы стимулирования учебной деятельности младшего школьника.

14. Психологические особенности формирования понятия младшего школьника по различным учебным предметам.

15. Формирование умственных действий у младших школьников в процессе обучения.

16. Особенности познавательной деятельности у младших школьников.

17. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе их обучения и воспитания.

18. Формирование теоретических понятий в процессе учебной деятельности младшего школьника.

19. Развитие познавательных интересов младших школьников.

20. Наблюдение как метод изучения личности младшего школьника.

21. Беседа как метод изучения личности младшего школьника.

22. Моделирование ситуации как метод изучения личности младшего школьника.

23. Конфликтные ситуации учителя с учащимися и способы их преодоления и предупреждения.

24. Влияние сверстников, друзей на формирование личности младшего школьника.

25. Психология педагогического такта учителя младших классов.

26. Психологические вопросы организации единства воздействия школы и семьи на личность младшего школьника.

27. Формирование у младших школьников разумных потребностей.

28. Эмоции, чувства младшего школьника, их регуляция.

29. Самооценка младшего школьника и уровень его притязаний.

30. Психология педагогического общения учителя младших классов.

31. Формирование нравственных понятий у младших школьников.

32. Развитие трудовых навыков и трудолюбия у младших школьников.

33. Особенности общения учителя с младшими школьниками.

34. Роль коллектива обучающихся в формировании личности младшего школьника.

35. Роль трудовой деятельности в формировании личности младшего школьника.

36. Потребность и интересы младших школьников.

37. Роль самооценки младшего школьника в его учебной деятельности.

38. Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

Темы реферата распределяются студентами самостоятельно и выполняются в микрогруппах (2 автора пишут совместно на одну тему реферата)

Реферат выполняется на листах формата А4 в компьютерном варианте. Поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 3 см, левое – 1,5 см, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5, абзац – 1,25, выравнивание по ширине. Объем реферата 15-20листов. Графики, рисунки, таблицы обязательно подписываются (графики и рисунки снизу, таблицы сверху) и располагаются в приложениях в конце работы, в основном тексте на них делается ссылка. Например: (см. приложение (порядковый номер).

Нумерация страниц обязательна. Номер страницы ставится в левом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется.

Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола.

При написании реферата необходимо следовать следующим правилам:

· Раскрытие темы реферата предполагает наличие нескольких источников, изданных не ранее 2010 года (как минимум 4-5 публикаций, монографий, справочных изданий, учебных пособий) в качестве источника информации.

· Содержаниереферата ограничивается 2-3 главами, которые подразделяются на параграфы (§§).

· Реферат состоит из трех частей: введения, основной части, заключения;

а) введение:

· актуальность (почему выбрана данная тема, каким образом она связана с современностью?);

· цель (должна соответствовать теме реферата);

· задачи (способы достижения заданной цели), отображаются в названии параграфов работы;

б ) в основной частидается характеристика и анализ темы реферата вцелом, и далее – сжатое изложение выбранной информации в соответствии с поставленными задачами. В конце каждой главы должен делаться вывод (подвывод), который начинается словами: «Таким образом…», «Итак…», «Значит…», «В заключение главы отметим…», «Все сказанное позволяет сделать вывод…», «Подводя итог…» и т.д. Вывод содержит краткое заключение по § главы (объем 0,5 – 1 лист). В содержании не обозначается.

в) заключениесодержит те подвыводы по главам, которые даны в работе (1-1,5 листа). Однако прямая их переписка нежелательна. Уместно высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему.

Список использованной литературы. В списке указываются только те источники, на которые есть ссылка в основной части реферата. Ссылка в основном тексте оформляется так: в квадратных скобках в самом тексте после фразы. [3, с. 52], где первая цифра № книги по списку использованной литературы, вторая цифра - № страницы с которой взята цитата.

· Библиографическое описание книги в списке использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТ, (фамилия, инициалы автора, название работы, город издания, издательство, год издания, общее количество страниц).

· При использовании материалов из сети Интернет необходимо оформить ссылку на использованный сайт.

Последний лист реферата – это результат проверки по программе «Антиплагиат». Оригинальность должна быть не менее 65%

Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента:

Оценка «отлично» выставляется, если студент раскрыл вопросы теоретического и практического характера, аргументировал свою позицию.

Оценка «хорошо» выставляется, если студент раскрыл вопросы теоретического и практического характера, аргументировал свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент не в полной мере раскрыл вопросы теоретического и практического характера, затруднялся с аргументацией.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент не раскрыл вопросы теоретического и практического характера.

 


Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижневартовский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

 

Методические рекомендации для обучающихся

по усвоению дисциплины


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.