Сознание, знание и Мироздание — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сознание, знание и Мироздание

2017-11-28 225
Сознание, знание и Мироздание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

"Представим себе некую массу глубокой тишины, осознающей саму себя. Что она открывает? Тишину. Согласно законам квантовой физики, наблюдатель (субъект) влияет на то, за чем он наблюдает (на объект). В нашем случае наблюдатель - это тишина, сознающая саму себя и влияющая на саму себя. В момент реализации сознания того, что "я есть тишина ", появляются два значения: субъект и объект, наблюдатель и то, что он наблюдает. В этом процессе присутствуют также понятия пространства, времени и движения. Непроявленная тишина посылает начальный импульс Мирозданию посредством осознания им самого себя. Таким образом начинает работать вся геометрия пространства-времени. Мироздание рождается из чистого сознания. "

Махариши

Ведическая Наука дает нам одновременно глобальное и точное представление о том, как начинается Мироздание из единого уровня, непроявленного чистого сознания. Именно в этом безграничном поле расцветает Веда, первое проявление чистого сознания. Согласно текстам и пандитам ведической традиции, Веда обладает своей собственной организующей силой. Это самообращенная в себя природа. Космический план творения, ансамбль механизмов и свод законов, объединенных в единую реальность. Игра сознания, открытого самому себе, из единого превращающегося в триединое, дающего начало всему Мирозданию - самхита ршии, девата и чандас - составляет структуру Веды. В момент, когда самхита осознает свой статус "три-в-одном", она создает возвратно-поступательное движение, пульсацию с бесконечной частотой, которая, начинаясь со структуры "один-в-трех", преобразуется в структуру "три-в-одном", что и приводит в движение весь процесс Мироздания.

Понятие бесконечной частоты - общее понятие. Оно существует и в физике, и в Ведической Науке. А это еще один факт, показывающий, что обе науки описывают единую реальность. Частота - это количество вибраций в единицу времени (термин "частота периодов в секунду" употребляют, когда речь идет о радио, свете и так далее). Что же происходит в момент, когда шкала времени достигает бесконечности? Первоначальная энергия в недрах Единого Поля вибрирует с бесконечной частотой, а это значит, что каждая точка пространства находится одновременно здесь, там и везде. Все связано в некую абсолютную массу чистой потенциальности. Так вырисовывается еще одна параллель с Ведической Наукой Ма-хариши в той части, где она описывает сознание как "область всех возможностей".

В бесконечном океане энергии возникает движение, причиной появления которого становится сама бесконечная частота энергии. Просто потому что она существует, она начинает резонировать в себе самой и ее эхо отвечает ей же. Это первый этап создания множества единства, который физики называют спонтанным разрывом или нарушением симметрии.

Приведенный в действие процесс продолжается в себе самом с поэтапной последовательностью, возникают все более и более совершенные формы вплоть до образования всей Вселенной.

На языке Ведической Науки риши, девата и чандас есть, соответственно, субъект, отношение и объект знания; они есть бытие, ум и тело. Риши - это бытие, наблюдатель; девата - ум, организующая сила; чандас - тело, значение конкретное и материальное.

В прогрессивной последовательности развития, источниками которого являются динамические риши, девата и чандас, в недрах самхиты, сознание становится умом, а потом телом. Чистое сознание превращается в материю точно так же, как ДНК, благодаря своему внутреннему динамизму, превращается в РНК, создавая позже протеины, клетки, ткани и органы, все тело. При этом весь процесс начинается с информации, содержащейся в одной единственной первоначальной клетке.

Такое последовательное преобразование целостного качества жизни во множественность проявлений и есть принцип самоотнесенности. Разум природы, возникший в ней самой, создает неразрывную связь между сознанием и материей, между разумом и телом. Каждая частичка вмещает в себя всю вселенную так же, как любое зерно содержит в себе все дерево, так и каждая клетка нашего организма содержит в себе всю информацию ДНК. Все - от бесконечно малого до бесконечно большого - есть единый поток бытия, порыв единства.

Переход от сознания к материи, от непроявленного к проявленному означает переход от Веды к Упа-Веде. От главного ствола расходятся четыре ветви Упа-Веды (дословно "подчиненные Веды"), где главной является Аюр-Веда. Аюр-Веда трактует материю как нечистоту, как если бы сознание, становясь материей, постепенно потеряло свою первоначальную чистоту. Нечистота значит нарушение равновесия между бытием, умом и телом; между риши, девата и чандас. Задача Аюр-Веды заключается в том, чтобы восстанавливать и поддерживать равновесие на физическом и ментальном уровне, оживлять связь между сознанием и телом так, чтобы обеспечить единый поток энергии и информации между каждой частью и общим источником - чистым сознанием.

 

ОШИБКА ИНТЕЛЛЕКТА

 

Прежде чем начать рассмотрение методик, применяемых Аюр-Ведой Махариши, поговорим еще немного о триединой структуре: самхита ршии, девата и чандас, поскольку именно на этом уровне и находится главная причина нарушения равновесия и возникновения болезней.

Мы уже видели, что когда Чистое Сознание пробуждается в себе самом, оно дает жизнь уровням более совершенным и конкретным. Но наступает такой момент, когда богатство выражений становится столь разнообразным и обильным, что в деталях этого разнообразия теряется внимание и забывается целостность, являющаяся его источником. Это то, что древние аюрведические тексты называют прагъя апарадхо - ошибка интеллекта. Причем проблема заключается не в самом разнообразии, а в том, что интеллект упустил из виду целостность.

"Есть три фактора - причины всех физических и психических нарушений: неправильное, чрезмерное использование и неиспользование времени, сознания и чувств. Все они берут свое начало в прагъя апарадхе - ошибке интеллекта ", - говорится в " Чарака Самхите ", основном тексте Аюр-Веды. Прагья апарадха описывается здесь как единственная причина всех существующих нарушений. В этом кроется источник невежества, когда кажется, что разнообразие преобладает над целостностью. Майя обретает свое право на существование (майя - то, чего нет), это иллюзия, ставшая реальностью. На относительном уровне прагья апарадха представляет все ошибки выбора и поведения, которые ведут человека к нарушению законов природы.

ВЕРЕВКА И ЗМЕЯ

 

Однажды вечером, возвращаясь домой, человек заметил в траве на обочине дороги змею и закричал: "Опасность, змея!" Все засуетились, мужчины стали вооружаться палками и вилами, женщины забрали детей домой. Все были встревожены, кроме одного маленького мальчика, который шел по дороге и улыбался, держа в руках веревку. "Вот она, змея!" - сказал он. Теперь каждый мог расслабиться, поскольку все поняли, что это был лишь обрывок веревки. Никакой змеи в действительности не существовало, это была лишь ошибка восприятия.

Однако в описанной ситуации присутствовала одна вполне реальная вещь - это беспокойство жителей деревни. Причина же была несуществующей и заключалась в незнании действительности. Иными словами, это была ошибка интеллекта - прагья апарадха. Когда же знание вывело на свет истинную природу сущего, иллюзорные формы, порожденные незнанием, рассеялись в один миг.

Оказывается, разнообразие Вселенной может быть воспринято как-простая видимость, скрывающая глубокую реальность, как вуаль над целостностью жизни изначальной и трансцендентальной. Когда индивидуальное сознание реализует Чистое Сознание и Сознание Единства, отождествляясь с ним, тогда жизнь проживается в целостности и свободе. Все воспринимается как нечто целостное. Все есть одно, и одно есть все. Разнообразие форм и проявлений появляется как простое восприятие интеллекта, как определенная точка зрения. Здесь можно привести аналогию с цветком и растительным соком. Весь цветок и его различные части: твердый и прямой стебель, гладкие и нежные зеленые листья, лепестки нежного цвета - все это выражение растительного сока, бесцветного и бесформенного, жидкого и прозрачного. Цветок и есть сок. Только целостность является единственной реальностью, все остальное - лишь видимость. В конечном итоге и физики говорят о том же: все есть Единое Поле, ничего не существует вне его протяженности, даже мы сами - это тоже Единое Поле. Всякое наблюдение - лишь частичное отражение реальности, такое, как если бы жидкая и всепроникающая энергия Единого Поля застыла в цельной специфической конфигурации, которую мы назвали бы материей, миром или Вселенной. Всякое восприятие есть вопрос точки зрения. Квантовая физика говорит нам, что когда наблюдаешь за явлением, то именно наблюдатель и выбранный им метод определяют природу данного явления. Это принцип Гайзенберга. Если хотят измерить поле в пределах частиц, то обнаруживают, что оно и ведет себя как совокупность частиц, если же намерены измерить поле в пределах волн, то обнаруживают, что это поле волн чистой энергии. То есть реальность Вселенной, мира, вещей зависит от того, кто за ними наблюдает. "Мир таков, каковы мы сами ", - говорит Ведическая Наука.

Ведическая Наука предлагает общий подход, который соединяет каждую дисциплину совокупностью всех знаний и напоминает обучающемуся о его высшем и главном статусе: "Ты есть ЭТО", Единое Поле, безграничная целостность бытия. В главном тексте ведической литературы, "Бхагавад Гите", Ар-джуна, направляемый Кришной, реализует Сознание Единства и говорит: "Иллюзии рассеиваются и память возвращается ко мне, сомнения разрешены ". Просветление, духовная реализация есть просто пробуждение памяти, напоминание о своей собственной природе, единой и безграничной. Это нам снова напоминает человека, ищущего очки, которые находятся у него на носу. Достаточно напомнить ему об этом и поиск прекращается. Откуда происходит выражение "реализовать себя"? Просто нужно вспомнить, что ты здесь и всегда был здесь. Так устраняется прагья апарадха, причина невежества, интеллект устраняет свою ошибку. Личность реализует свою настоящую сущность: "Ахам Брахмасми - я - целостность жизни."

Что значит жить в единстве и целостности? Если мы воспринимаем цветок как сок, то что тогда означает вся его красота? Вообще все бесконечное богатство звуков, гармоний, красок и всех чудес природы? Махариши объясняет, что жить в Сознании Единства - означает быть установленным в качестве жизненного абсолюта, в бесконечной свободе. Когда мы говорим, что целостность - это единственная реальность, то нужно понимать, что она преобладает в сознании реализованного человека, не

ослепляя его. Напротив, именно она открывает ему глаза. Человек продолжает жить в мире, замечая его разнообразие, и его сознание находится в идеальной гармонии с источником жизни. Он живет в единстве сат-чит-ананда, бессмертие-сознание-блаженство - наслаждаясь полнотой бытия. "Каждое мгновение - это волна радости в океане блаженства, " - говорит Махариши.

Объективный подход современной науки, отдающей предпочтение наблюдению за миром внешним в ущерб миру внутреннему, разделил Знание на многочисленные знания. Накопил гигантскую массу информации, которая оставила человека абсолютно растерявшимся перед таким разнообразием и явными противоречиями. Частичные знания - вещь очень опасная, так как оставляет человеку возможность заблуждаться. В этом случае человек безотчетно приходит к нарушению Естественного Закона Природы. "Объективный подход современной науки нарушает природное равновесие, поскольку игнорирует значение субъекта, создает угрозу жизни всего человечества и лишает человека его настоящей жизни, жизни в единении ", - говорит Махариши.

Именно в этом заключается огромная разница между Ведической Наукой и наукой современной. Одна предлагает нам открыть, реализовать и прожить жизнь во всей ее полноте, другая ограничивается описанием явлений и наблюдений, созданием постулатов существования Единого Поля. Мы прекрасно понимаем, что такого подхода к реальности недостаточно, что "наука без сознания - это только обломки души ". Человек и общество требуют знаний, идущих от сердца, необходима наука, которая имеет душу, то есть позволяет обогатить все жизненные области, вдохнув в них гармонию и радость.

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

АЮР-ВЕДА МАХАРИШИ

 

"Аю" - значит "жизнь". Жизнь в безграничном значении и продолжительности существования, жизнь индивидуальная. Будучи по своей природе бесконечной, она представлена в рамках времени и пространства. Аюр-Веда - это Веда жизни, наука жизни. Это одновременно наука жизни и искусство бытия, включающая в себя всю ее полноту, от безграничных непроявленных измерений, до всех проявляющихся качеств.

Веда основывается на структуре чистого знания - Самхита Веде - и представляет все области: интеллект, разум (рииш, субъект), процесс познания, активный элемент (девата) и тело, материю (чандас, объект). Оригинальность Аюр-Веды состоит в том, что она охватывает всю целостность жизни, принимая во внимание каждый аспект индивидуального развития. Ее первый подход находится на уровне сознания и заключается в стимуляции высшего аспекта Естественного Закона с тем, чтобы создать прочную основу для здоровья и человеческой эволюции.

Аюр-Веда Махариши представляет собой возрождение этой системы, ее тысячелетней мудрости в полной и истинной форме. Имя Махариши означает оживление подлинности знания, являющегося его главной силой, особенно теперь, когда преподавание этого знания утратило свое общее значение. Далее мы увидим определяющую роль Махариши Махеш Йоги в восстановлении Ве-

дической Науки и Аюр-Веды, в частности. Все, о чем мы говорили выше, подтверждает наличие богатых возможностей и традиций Аюр-Веды, способность улучшить все стороны жизни. Тот факт, что сегодня у нас имеется доступ к этим знаниям, что мы можем ими воспользоваться

- это результат работы, выполненной Махариши за последние тридцать лет.

На санскрите, языке Ведической Науки, слово "здоровье" звучит как "свастъя". "Сва" обозначает "бытие", "стья" - "то, что установлено". Быть здоровым - значит быть установленным в бытии, в чистом сознании, в абсолютном и неизменном существовании. "Йогастхах Курукармани, - говорит "Бхагавад Гита", - установившись в йоге, в единстве бытия, свершай действие".

Цель Аюр-Веды Махариши на уровне физиологии - поддерживать и восстанавливать, в случае необходимости, равновесие каждой части тела в себе самой и во взаимосвязи со всем организмом. Для достижения этого она располагает точными и эффективными терапевтическими стратегиями и тактиками и столь же тонкими диагностическими методами.

Это позволяет говорить об Аюр-Веде как о системе действительно полной, обладающей целостным подходом к совершенному здоровью. Практическое применение Аюр-Веды мы рассмотрим в третьей части книги. Пока же обратимся к теоретическим аспектам, к знанию, на котором основывается данная система.

ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ...

 

Предупреждение - центральная тема Аюр-Веды Махариши. "Избежать опасности до ее появления, одержать победу до объявления войны, "- так говорится в древних текстах. Предупредить - означает узнать, как сохранить хорошее здоровье, что можно делать и чего нельзя, что можно употреблять в пищу и чего следует избегать, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы не заболеть. Предупредить - значит научиться жить в согласии с Естественным Законом.

Аюр-Веда Махариши представляет собой подлинную науку правильного поведения, дает ряд советов и практических рекомендаций для каждого, кто желает вести здоровый образ жизни и иметь идеальное здоровье. Такой подход основывается на знании природы и конституции человека с использованием системы классификации и анализа, позволяющей точно определить, какое конкретное лечение подходит определенному человеческому типу. Вайдья (врач Аюр-Веды), ставя диагноз, в первую очередь определяет тип конституции пациента - это главное. Кроме того, вайдья принимает во внимание обстоятельства окружающей среды: время года, время обследования, место, где живет пациент и его астрологическую карту.

Важна не сама болезнь, а личность пациента в целом. Безусловно, вайдья учитывает необходимость специфического лечения при наличии определенных симптомов, но суть его подхода состоит том, чтобы восстановление здоровья пациента проходило без последующих рецидивов. Здесь можно сказать, что избавление от частичного нарушения - это вторичный результат аюрведи-ческого лечения, главная задача - избавиться от прагьи апарадхи (первичной причины нарушения равновесия), а уже затем заняться восстановлением и поддержанием здоровья.

Аюр-Веда помогает каждому из нас стать своим собственным врачом. Мы можем и должны научиться жить не болея, но если болезнь пришла, нужно знать, что делать, как себя вести, чтобы как можно скорее восстановить здоровье. Разумеется, здесь не исключаются консультации с лечащим врачом.

Обучение здоровому образу жизни - это одно из направлений Аюр-Веды Махариши, которая стремится помочь нам познать самих себя, чтобы прожить здоровую жизнь, развивающуюся в согласии с Естественным Законом.

В каждом из нас имеется исцеляющая сила, биологический интеллект, поддерживающий и восстанавливающий нормальное функционирование организма. Эта сила природы, заложенная в нас, неотделима от собственной нашей природы. "Медикус сонат, натура курат ", - говорит Гиппократ, - "Врач лечит, но излечивает природа." Идеальное предупреждение состоит в том, чтобы заключить союз с Естественным Законом, как предлагает Технология Единого Поля Махариши, и обеспечить себе таким образом поддержку всемогущей созидательной силы природы, согласуясь при этом с природой индивидуальной в соответствии с циклами времен года и ежедневным ритмом.

Чтобы достичь этого, нужно знать основу Аюр-Веды, теорию пяти элементов и различных типов конституций. Необходимо разбираться в методах, предлагаемых Аюр-Ведой Махариши для идеального здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ЭЛЕМЕНТЫ

 

Вся органическая и неорганическая материя Вселенной основана на пяти элементах или основных принципах: пространство, воздух, огонь, вода и земля, последовательно берущих свое начало в Едином Поле Естественного Закона.

Акаша - пространство дает рождение воздуху - вайу, так как воздух - это пространство в движении. Движение создает трение, движение молекул, выделяющих тепло и свет, порождает элемент огонь - тейджас. Таким образом из пространства рождается воздух и огонь.

Посредством огненного тепла частицы, находящиеся в воздухе во взвешенном состоянии, растворяются и расплавляются, становятся элементами воды - апас. Затем они затвердевают, чтобы образовать элемент земли - притхиви. Земля же дает рождение всем остальным живым организмам - растениям, животным и людям. Она содержит в себе все неорганические субстанции царства минералов.

Следовательно, беря начало в Едином Поле, пять элементов образуют весь материальный мир. Они присутствуют в каждом аспекте Вселенной. Приведем пример, чтобы пояснить данное положение: одно из состояний воды - лед, выражает главный элемент - землю. Ее скрытая теплота заставляет лед таять в присутствии элемента огня. Огонь делает лед жидким, появляется элемент вода. Испарение происходит в присутствии элемента воздуха, который превращает образовавшуюся воду в пространство.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.